О точной дате его рождения до сих пор ничего не известно. Сам Венути выдавал противоречивую информацию о своей дате рождения, своём детстве, образовании и воспитании. Поскольку не существует признанных записей и свидетельств о его рождении, трудно сказать наверняка, какие данные можно считать достоверными. Во многих справочниках сообщается, что Венути родился в Лекко (Италия) то ли 03.12.1894, то ли 04.04.1898, то ли 16.09.1903. Однако музыкант цепко держался за красивую «пароходную версию», в которой он утверждал, что родился на корабле, когда его родители эмигрировали из Италии, примерно в 1904 году.
Так или
иначе, Джузеппе рос в Филадельфии, где и начал учиться играть на скрипке.
Известно, что сольфеджио он изучал под руководством своего дедушки, а вот информация
об его обучении в консерватории документально не была подтверждена. Несмотря на
это, стиль его игры показывает, насколько солидным было его музыкальное
образование.
Сначала
Венути пробовал свои силы в струнной секции «Campbell School Orchestra», где
нашёл единомышленника в лице музыканта Сальваторе Массаро (которого мы все
знаем под именем Энди Лэнг). Много часов они провели в экспериментах, стараясь
как можно более удачно применить блюзовые и джазовые приёмы к классической
скрипке.
В 1924
году музыкант переезжает в Детройт и вступает в один из танцевальных
коллективов Джина Голдкитта – «Book Cadillac Hotel Orchestra». А через год
Венути уже выступает на сценах Нью-Йорка вместе со своим другом Эдди Лэнгом,
который к тому времени сменил скрипку на гитару. Их дружба и профессиональное
сотрудничество будет новаторским – благодаря им видавший виды Нью-Йорк впервые
услышал дуэт скрипача и гитариста (позже эту форму возьмут на вооружение Джанго
Рейнхардт и Стефан Граппелли).
С 1926 по
1928 годы дуэт записывался с такими джазовыми звёздами, как Луи Армстронг,
братья Дорси, Рэд Николс, Бикс Байдербек, Бенни Гудман, Адриан Роллини, Фрэнки
Трамбауэр. С 1929 года Венути выступал в составе оркестра Пола Уайтмэна, и его
можно увидеть в фильме «The King of Jazz». Он продолжал выступать и
записываться с Эдди Лэнгом до 1933 года – вплоть до кончины последнего.
Стараясь
прийти в себя после смерти друга, Венути ищет себя в новом – уезжает в
европейское турне, осваивает гитару, пробует себя в роли бэнд-лидера и пишет
для своего коллектива оригинальные аранжировки. Этот период продлился до 1943
года, а потом музыкант переехал в Калифорнию, где работал как сессионный
музыкант «MGM», выступал на радиошоу Бинга Кросби и играл в основном в
Лос-Анджелесе.
Начиная с
1950-х годов Венути ждёт затяжная (около 15 лет) пауза в карьере – по большей
части, из-за его проблем с алкоголизмом. Но в 1967 году он смог громко
напомнить о себе – выступив на «Colorado Jazz Party» Дика Гибсона, после
которого он был обеспечен концертами на доброе десятилетие вперёд. Его
приглашали для записей лучшие джазовые музыканты – Эрл Хайнс, Зут Симс, Джордж
Барнс, Дэйв Маккенна и многие другие. Один из величайших джазовых скрипачей
триумфально выступал до самой своей смерти в 1978 году.
Джо
Венути был одним из первых музыкантов (наряду со Стаффом Смитом и Эдди Саутом),
«открывшим» скрипку для джаза. Яркий солист-импровизатор, виртуоз с подлинно
джазовой манерой игры и высокой культурой звука, он вероятно, раньше других
музыкантов достиг в исполнении на скрипке специфически джазовой выразительности
(знаменательный факт, если учесть, что этот инструмент в течение длительного
времени не считался характерным для джаза и что многие скрипачи инстинктивно
привносили в джаз традиционно связанные с практикой её использования приемы
игры, идущие от музыки кантри, коммерческой развлекательной музыки, цыганского
фольклора и тому подобного).
Техника
Венути была новаторской, с острыми, яркими тонами, отличными интонациями и
фразировкам – и он легко играл в любой тональности. Его авторству принадлежит
техника «скрипка капо», с использованием первого пальца в качестве корневого.
Венути проявил большую изобретательность в области скрипичной исполнительской
техники и звукоизвлечения – в частности, реконструировал смычок таким образом,
чтобы он мог одновременно охватывать все струны на грифе, и на этой основе
разработал оригинальные приемы виртуозного исполнения аккордовых
последовательностей, арпеджио, пассажей. Он оказал заметное влияние на многих
скрипачей свинга и модерн-джаза в США и в Европе.
Ландыш
Рифовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий