Песня. Этот простой, но в то же время самый популярный вид вокальной музыки с древних времён в жизни людей играл весьма важную роль. Песня всегда помогала человеку справляться с трудной работой, переживать безутешное горе или радостно веселиться на праздниках. Из этого следует, что песни по своему характеру весьма разнообразны, а в некоторых из них бывает сюжет, описывающий конкретную и порой очень тяжёлую жизненную ситуацию. Обычно этим отличаются композиции, которые в простонародье называют блатными. Например, одна из них с названием «Постой, паровоз», весьма впечатляюще прозвучала в кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», сразу вызвав живой интерес у зрителей.
Краткая
история
В 1965 году на экраны советских кинотеатров вышла комедия режиссёра Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», сразу попавшая в лидеры кинопроката. В заключительной части киноленты, состоящей из трёх новелл, режиссёр вновь задействовал в сюжете популярных антигероев: Труса, Балбеса и Бывалого, хорошо знакомых зрителям по короткометражным лентам «Самогонщики» и «Пёс Барбос». В этой последней истории, которая и носит название «Операция «Ы», в исполнении Юрия Никулина, а затем и Георгия Вицина довольно душещипательно прозвучала композиция «Постой паровоз». Эту песню услышала вся страна, а такое весьма запоминающее выступление, идеально вписавшееся в сюжет, для композиции с уголовным окрасом было лучшей рекламой.
Прошло
немного времени и у песни, которая ранее считалась народной, стали объявляться
авторы. Одним из борцов за авторство был Николай Ивановский – человек с
биографией, весьма подходящей для сочинения такой композиции. В четырнадцать
лет за воровство он попал в колонию, откуда несколько раз сбегал, и за это,
соответственно, получал новые сроки. В 1953 году, по амнистии Берии, в возрасте
двадцати пяти лет Ивановский освободился и сразу начал новую жизнь, устроившись
рабочим на один из заводов Ленинграда.
В 1955 году он в качестве осветителя попал на киностудию «Ленфильм», где затем занял должность начальника цеха светотехники, а впоследствии благодаря этой работе объехал половину страны. Спустя время Ивановский начал писать стихи, повести и рассказы, которые публиковались в периодической печати, и в итоге в 1983 году стал Членом Союза писателей. В одном из интервью Николай Николаевич рассказал, что сочинил песню «Постой, паровоз» в восемнадцать лет, когда отбывал срок в одной из колоний Карелии и при этом уточнил: слова его, а мелодия чужая.
Как
только Ивановский объявил о своём авторстве песни, то многие исследователи
подобного фольклора в прессе стали рьяно высказывать сомнения относительно
поступившего заявления. Они утверждали, что «Постой, паровоз» — это русская
народная песня, существующая во многих вариантах, которые исчисляются не одним
десятком. Приводились примеры более ранних версий этой композиции и
доказательства того, что Ивановский просто перефразировал одну из них. Во время
жарких дискуссий в печати был представлен вариант дореволюционной солдатской
песни, рассказывающей о солдате, который получил краткосрочный отпуск, чтобы
перед отправлением на фронт проститься с матерью.
Похожая
композиция с названием «Вот тронулся поезд» есть в репертуаре не только
популярной певицы Жанны Бичевской, но и у других исполнителей народных песен,
которые именуют её старинной песней, записанной у алтайских казаков. Вслед за
этим историки, изучающие такого рода фольклор, привели в пример образец
приспособленной под уголовную тематику композиции, появившейся в конце
двадцатых годов. Помимо этого, исследователями данного творчества были
представлены и другие варианты популярной песни. Например, из романа В.
Астафьева «Тают снега», изданного в 1958 году, из работы В. Юрасова о песнях в
советских тюрьмах и лагерях, написанной в 1950 году, из романа Михаила Демина
«Блатной», а также из коллекции А. Варди - эмигранта, с 1939 по 1941 год
отбывавшего срок в магаданской колонии.
Впоследствии
ещё одним претендентом на авторство знаменитого «Паровоза» объявили Генриха
Соломоновича Сечкина – известного гитариста, педагога и в то же время
титулованного вора в законе, который в раннем возрасте немалый срок провёл в
местах заключения. Его имя также постоянно фигурировало в изыскательских
материалах, посвящённых истории происхождения популярной композиции.
Юрий
Никулин сразу после окончания школы, в 1939 году был призван в ряды Красной
Армии и поэтому он был участником советско-финских столкновений, а затем во
время Великой Отечественной войны оборонял Ленинград. Через все войны будущий
знаменитый артист пронёс с собой альбом, в который ещё в юные годы начал
записывать песенные тексты и анекдоты. История умалчивает о том, когда песня
«Постой паровоз» появилась в его «творческом дневнике».
Во время
съёмок фильма «Операция «Ы» Леонид Гайдай заявил, что для яркой характеристики
непутёвой троицы нужна особенная песня: возможно даже блатная. Юрий Никулин,
как знаток данного «фольклора» предложил несколько вариантов, из которых был
выбран именно «Паровоз».
Николай
Ивановский на киностудии «Ленфильм», где его любили, проработал 35 лет и помимо
работы с осветительным оборудованием, он одно время был подручным выдающегося
оператора Евгения Шапиро. С его участием как оператора в 1968 году снимался
фильм «Виринея», в 1974 году – «Соломенная шляпка». Помимо этого, Николай
Николаевич в киноленте «Досье на самого себя» снялся в небольшой роли второго
плана.
Песня
«Постой паровоз» стала пользоваться такой популярностью, что её перевели на
английский язык и иврит. Владимир Семёнович Высоцкий сделал большое количество
записей, так называемых «лагерных» песен, среди которых есть и композиция
«Постой паровоз».
Содержание
и текст песни «Постой, паровоз»
Из всего вышесказанного следует, что данная композиция имеет большое количество разных вариантов, которые отличаются не только текстовым содержанием, но и мотивами. Тем не менее, самой популярной стала именно та, что прозвучала в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Поскольку в «лагерном» репертуаре обычно воспеваются родные просторы, вокзалы и поезда, то и в данной версии песни, включающей в себя только три куплета, первое обращение героя звучит именно к паровозу. Затем в мыслях он разговаривает со своей матерью, объясняя насколько опасна жизнь её сына, и что он сам хотел бы всё изменить, но это, к сожалению, не так просто.
Увы, но
кто, когда и где сочинил эту популярную композицию, в нынешнее время достоверно
неизвестно. Впрочем, может быть это и не важно, так как песня сегодня
продолжает звучать и не только в определённых кругах, но и в исполнении известных
эстрадных певцов со сцен больших концертных залов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий