Советская эстрада.
Советская эстрадная певица, народная артистка Российской Федерации (1993) Ружена Владимировна Сикора родилась 20 августа 1918 года в нынешнем Новороссийске, в музыкальной семье. Её отец Владимир Владимирович Сикора был русским чехом во втором поколении– отсюда и непривычная русскому слуху фамилия, сыном винодела Владимира Сикоры-старшего, который в середине 19 века уехал из своей страны в Тифлис, а затем поселился в Абрау-Дюрсо. Владимир Сикора-младший, бухгалтер на местном цементном заводе, по совместительству был оперным певцом, хорошо известным среди знатоков Новороссийска. Мать Ружены, Вероника Адамовна Сикора, была родом из Польши. Само слово «сикора» в переводе с чешского означает синичка. Фамилия оказалась пророческой — уже в три года Ружена давала первые сольные концерты во дворе своего дома. С трудом взобравшись на высокую табуретку, выводила тоненьким голоском «Ты жива еще моя старушка...». Сидящие на скамеечках старушки пригорюнивались, вздыхая и смахивая наворачивающиеся слезы... Отец мечтал, чтобы дочь стала пианисткой. "Пианино" - совершенно разбитый инструмент по сходной цене - в семье появилось в 1926 г, когда девочке исполнилось 8 лет. Рассказывают, что все фетровые вещи в доме были использованы на прокладки к молоточкам, а на клавиши, которые должны быть белыми, наклеивались частички крахмальных воротничков и манжет. Вот на этом "пианино" маленькая Ружена и стала учиться музыке.
После того как в доме появился музыкальный инструмент, Ружена буквально не отходила от старенького фортепиано. Довольно скоро она выучила весь папин репертуар. И однажды обладатель красивого баритона Владимир Владимирович Сикора попросил дочь аккомпанировать ему на одном из концертов. Проба оказалась удачной. Постепенно Ружена освоилась со сценой, и они составили семейный дуэт – папа поет, а школьница-дочь ему аккомпанирует… Ездили по клубам, дворцам культуры, городским предприятиям и организациям. И эти семейные концерты в Новороссийске продолжались до середины 30-х. В 1936 году, возвращаясь с концерта, Владимир Владимирович прямо на улице внезапно упал замертво: не выдержало сердце.
В 30-е годы в стране царил голод. Не обошел он
и Новороссийск. Получить продовольственные карточки могли только работники
предприятий. Ружена Сикора в 18 лет оставляет сцену и идет работать на
цементный завод «Пролетарий» в бондарный цех, где приходилось подбирать
деревянные клепки для упаковки. Как вспоминала позже певица, рукавиц не
выдавали, вскоре от заноз руки покрылись нарывами. Её, молоденькую девчушку,
пожалели, и направили работать тапером - аккомпаниатором немого кино в
заводской клуб, где ежедневно крутили фильмы.
Каждый
вечер Ружена проводила в темном душном зале, потом просматривала фильмы,
который будут показывать на следующий день, чтобы подобрать сопровождение и
домой приходила глубоко за полночь. А с утра отправлялась в контору фабрики «Маслопром».
Просто продовольственного пайка таперши не хватало, и она устроилась работать
бухгалтером. И все же острое малокровие не заставило ждать своего проявления.
Работницы «Маслопрома» поступили жестко и сердито: чуть не силком вливали в
девушку ежедневно стакан рыбьего жира, давая тут же закусить чем-то кисленьким,
чтоб не вырвало. И голод отступил.
И все же
Ружена Сикора выходит на эстрадную сцену, но уже не в паре с известным отцом, а
одна - и покоряет новороссийскую публику красотою и свежестью молодого голоса,
изяществом манер, очаровательной внешностью. Появление юной звезды на одном из
торжественных юбилейных концертов производит настолько сильное впечатление, что
городские власти принимают решение направить одаренную певицу в музыкальное
училище в Ростов-на Дону и выделят для этого деньги из городского бюджета.
Случай, прямо скажем, по тем временам достаточно редкий... Ружена с блеском
выдерживает приемные экзамены и поступает на вокальное отделение. Ростовское училище
она закончила в 1941 году. Еще во время учебы Сикора становится солисткой
оркестра Северо-Кавказской железной дороги Дмитрия Воронина, работая
неполный рабочий день. Выступления эти могли состояться только в каникулы:
руководство училища было против ранней специализации. Но именно первые концерты
студентки определили ее будущее, ее пристрастия: современная эстрадная песня,
которой она решила посвятить свою жизнь.
Она много
выступает в различных концертах и покоряет публику умением не только спеть, но
и сыграть песню. Во время выступления в Баку её заметил знаменитый пианист и
дирижер Александр Цфасман и приглашает певицу работать в своём джаз-оркестре –
первом в СССР профессиональном коллективе такого плана.
Ружене с
трудом верится в такую невероятную удачу — ведь в коллективе Цфасмана работают
только звезды. В мае 1941 года Ружена Сикора вместе с оркестром выступает на
площадке Зелёного театра Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Молодая
певица с нетерпением ждала всероссийских гастролей, после которых планировала
поступить в Московское государственное музыкальное училище имени Гнесиных, но
тут пришла война, с началом которой с оркестром пришлось расстаться.
Сикора
стала петь на эстрадах кинотеатров «Ударник» и «Художественный». «Изо ртов
зрителей валил пар. Аккомпаниатор-пианист играл в перчатках. А она пела
«Катюшу» в праздничном платье с обнаженными в этом нетопленом зале руками» —
так описывал выступления Ружены Сикоры один из живых свидетелей тех лет. И хотя
фашисты вплотную подошли к Москве, Ружена, несмотря на настойчивые советы и
многочисленные предложения, отказалась эвакуироваться. И продолжала выступать.
А потом ее включают в состав фронтовой концертной бригады, и Ружена Сикора
вместе с конферансье Михаилом Гаркави и танцевальной парой Анной Редель и
Михаилом Хрусталевым выезжает на передовую.
«Как ни странно, в прифронтовых лесах и окопах
мы чувствовали себя безопаснее, чем в Москве. Наши зрители были восторженными,
живыми людьми, готовящимися к бою на следующий день... В больницах дела
обстояли более удручающе. Но мы знали, что наши концерты много значат для
травмированных мальчиков, и делали все возможное», — вспоминает она. Спустя
десятилетия, в 2005 году, певица была награждена медалью «За доблестный труд в
Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В
послевоенные годы популярность певицы Ружены Сикоры, в 1946 году добившейся
успеха на II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, становится всенародной. Жажда
завершения образования привела ее в Московскую студию эстрадного искусства,
которой руководил известный режиссер Л. Баратов. Одним из непосредственных
учителей актрисы был великолепный мастер сцены В. Зускин. «В каждой песне
добивайся точного ощущения обстоятельств, - говорил он. — Рассчитывай на
одного, но умного, самого умного зрителя. У него добрый, но острый взгляд!».
Эти слова наставника, воспитывавшего у своих учеников чувство высокой
требовательности к себе, ко всему, что они делают, Сикора помнила всю жизнь. Она
снова становится солисткой джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета, которым
руководил Александр Цфасман.
В 1947
году джазовый оркестр радио распался, и, когда Цфасман стал директором
московского Эрмитажного театра, Сикора присоединился к его симфо-джазовому
оркестру. В послевоенные годы Ружена Сикора каким-то особым внутренним чутьем
почувствовала, как нуждается измученная, истерзанная войной страна в лирической
задушевной песне. Со свойственным ей творческим максимализмом певица поставила
себе за правило готовить к новому сезону новый репертуар. Для певицы писали известные
советские композиторы, такие как Никита Богословский, Матвей Блантер, Марк
Фрадкин, Вано Мурадели и Кирилл Молчанов. Сикоре принадлежит здесь немало
«открытий». Она первая исполнительница "Ласковой песни" М. Фрадкина,
песен из "Сюиты для джаза" М. Блантера, "Вот солдаты идут"
К. Молчанова и его же студенческих "Огоньки" и "Все мечты
сбываются", вальса И. Дунаевского "Воспоминания", "Где б ты
ни был, друг мой" В. Мурадели и "Я жду тебя" С. Агабабова. Всех
не перечислить!
Критики
высоко оценили ее сдержанную элегантность, умение добиваться драматического
эффекта простыми, почти аскетичными средствами.
По словам
музыковеда Б. Савченко:
«Ружена
Сикора являлась тогда звездой первой величины, была в ряду тех, кто утверждал
отечественную лирическую песню, мир возвышенной любви и право на личное
счастье. „С первым снегом“, „Московские огни“, „Я писать тебе не стану“, „Я жду
тебя“, „Воспоминание“ – эти и другие песни благодаря тонкому, проникновенному
исполнению Ружены Сикоры находили дорогу к массовому слушателю.
Ружена
Сикора одной из первых на эстраде решилась исполнять песни на других языках (чешском,
польском, итальянском, французском, испанском). Да так, что однажды после
выступления в клубе интернациональной дружбы в городе Жданове итальянские
моряки, зашедшие за кулисы, попытались заговорить с певицей на их родном языке.
Было у
нее все, что бывает у популярных эстрадных исполнителей: и море цветов, и
неумеренные восторги поклонников, и фанатики, несущие на руках машину с
певицей… Бурные проявления восторга – дело сейчас привычное, но тогда, в
дотелевизионную эпоху, популярность дорогого стоила…».
В 1955
году Сикора подверглась серьезным нападкам в советской прессе. Певицу,
обвинили в том, что она потворствовала «враждебной идеологии», исполняя песни
«сомнительного происхождения». Статья, помещенная в газете «Советская
культура» 31 марта, называлась хлестко – «Пошлость меняет этикетки». Автором
заметки был редактор стенной газеты филологического факультета МГУ «Комсомолия»
Юрий Брагин. Писал же он следующее:
«В
последнее время с наших эстрад и из радиорепродукторов часто раздаются
истальянские, испанские, мексиканские и прочие песни. Слушая иные из них, люди
удивляются: откуда у народных песен явно ненародный привкус? Попробуем внести
ясность.
Наш
зритель и слушатель любит и уважает эстрадную певицу Ружену Сикору, много
сделавшую для пропаганды советской лирической песни и песен братских народов.
Но, может быть, артистке неизвестно, что исполняемая ею «Амадо мио» – вообще не
песня, и тем более не итальянская? В фильме «Рим в 11 часов» она попала как
случайная уличная мелодийка, а до этого была известна как шлягер (боевик) из
голливудского порнографического фильма «Джильда»… Известно ли ей, что
переводчики обманули ее и «Бесаме мучо» в переводе с испанского означает не
«Песня сердца», а «Целуй меня много», что эту бездумную румбу уже сколько лет
бренчат джазы Америки и Западной Европы? Известно ли ей, что «народная» песня
«Кармела» никогда не была народной песней, что она сочинена одним из джазовых
«светил» фашистской Испании?
Уже одни
«анкетные данные» этих песен способны помочь понять, как и откуда иногда
проникает чуждая нам идеология. Но дело даже не в них, настолько пошлы сами
песни, настолько примитивна их «гармония», в которой нет ничего ни от песен
итальянских, ни от испанских или мексиканских… Недаром же они стали своего рода
гимном стиляг, подбирающих обноски западной «моды». Дружное их мычание
«Му-уча!» давно должно было бы подсказать талантливой артистке, кому в
концертном зале импонирует этот ее репертуар…»
Несколькими
годами ранее такой вердикт мог означать серьезные неприятности, но кампания
против «поклонников Запада» в середине 1950-х годов была последней в своем
роде. Однако
во многом именно потому, что Ружена Сикора строила свой репертуар на лирике и
почти не исполняла гражданственно-патриотических песен, она была удостоена
звания народной артистки позже многих своих коллег – уже на шестом десятке лет.
Слава
Ружены Сикоры пришлась на 50-60 годы. Певица посетила с сольными концертами Польшу,
Болгарию и Восточную Германию. А за выступление в экстремальных условиях
Крайнего Севера певице была объявлена благодарность Министерства культуры РСФСР
с необычной для мирного времени формулировкой: за мужество. Тогда концерт в
Норильске состоялся не глядя на ужасный буран. В то время Ружена уже вышла
замуж за пианиста Виктора Горышника. В ту пору большие джаз-оркестры
распадались и Ружена Сикора, взяв пример с Клавдии Шульженко, стала выступать
под аккомпанемент рояля, за которым сидел её муж. Отныне песни Сикоры были
маленькими спектаклями, в которых певица рассказывала ту или иную историю. Не
прекращая концертной деятельности, она совершенствовала своё вокальное
мастерство в Гнесинском училище.
А потом
вмешалась судьба. Во время гастрольной поездки по Подмосковью машина, в которой
ехали Ружена Владимировна с мужем, попала в аварию. Муж Ружены Сикоры умер в
больнице, а сама певица оказалась на семь месяцев прикованной к больничной
койке... И хотя мужественной женщине не только удается встать на ноги, но и
вернуться на сцену, подорванное здоровье не позволяет ей восстановить
концертную деятельность в прежнем привычном объеме. И Ружена Сикора принимает
нелегкое для себя решение: она уходит с большой эстрады, уходит в полном
расцвете сил и таланта...
Уход
Ружены Сикоры со сцены не означал уход из искусства. Она с присущим ей талантом
участвовала в воспитании молодых артистов вокального жанра в певческой школе
при Центральном Доме работников искусств в Москве. Однако на сцену она больше
не вышла… Как-то в апреле 1968 года на дно Черного моря к подножию Суджукского
маяка, что вблизи Новороссийска, комсомольцы города опустили капсулу-контейнер
с посланиями потомкам XXI века. Среди других документов, отправленных в
будущее, была и пластинка с записью "Новороссийского вальса" в
исполнении Ружены Сикоры. А певице городские власти выдали тогда документ:
«Дано Ружене Владимировне Сикоре. Удостоверение дает право присутствовать при
вскрытии капсулы-контейнера 7 ноября 2017 года. Секретарь Новороссийского горкома
ВЛКСМ В. Новик» - и круглая райкомовская печать!..
Но до
2017 года Ружена Владимировна не дожила. Она ушла из жизни 23 декабря 2006 года
– в звании Народной артистки России, оставив на память потомкам почти 90
пластинок с записями своего чудесного голоса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий