пятница, 8 сентября 2023 г.

20 августа 2023 года, исполнилось 107 лет со дня рождения Ружены Владимировны Сикоры (20 августа 1916 — 23 декабря 2006).

Советская эстрада.

Советская эстрадная певица, народная артистка Российской Федерации (1993) Ружена Владимировна Сикора родилась 20 августа 1918 года в нынешнем Новороссийске, в музыкальной семье. Её отец Владимир Владимирович Сикора был русским чехом во втором поколении– отсюда и непривычная русскому слуху фамилия, сыном винодела Владимира Сикоры-старшего, который в середине 19 века уехал из своей страны в Тифлис, а затем поселился в Абрау-Дюрсо. Владимир Сикора-младший, бухгалтер на местном цементном заводе, по совместительству был оперным певцом, хорошо известным среди знатоков Новороссийска. Мать Ружены, Вероника Адамовна Сикора, была родом из Польши. Само слово «сикора» в переводе с чешского означает синичка. Фамилия оказалась пророческой — уже в три года Ружена давала первые сольные концерты во дворе своего дома. С трудом взобравшись на высокую табуретку, выводила тоненьким голоском «Ты жива еще моя старушка...». Сидящие на скамеечках старушки пригорюнивались, вздыхая и смахивая наворачивающиеся слезы... Отец мечтал, чтобы дочь стала пианисткой. "Пианино" - совершенно разбитый инструмент по сходной цене - в семье появилось в 1926 г, когда девочке исполнилось 8 лет. Рассказывают, что все фетровые вещи в доме были использованы на прокладки к молоточкам, а на клавиши, которые должны быть белыми, наклеивались частички крахмальных воротничков и манжет. Вот на этом "пианино" маленькая Ружена и стала учиться музыке.


После того как в доме появился музыкальный инструмент, Ружена буквально не отходила от старенького фортепиано. Довольно скоро она выучила весь папин репертуар. И однажды обладатель красивого баритона Владимир Владимирович Сикора попросил дочь аккомпанировать ему на одном из концертов. Проба оказалась удачной. Постепенно Ружена освоилась со сценой, и они составили семейный дуэт – папа поет, а школьница-дочь ему аккомпанирует… Ездили по клубам, дворцам культуры, городским предприятиям и организациям. И эти семейные концерты в Новороссийске продолжались до середины 30-х. В 1936 году, возвращаясь с концерта, Владимир Владимирович прямо на улице внезапно упал замертво: не выдержало сердце.

 В 30-е годы в стране царил голод. Не обошел он и Новороссийск. Получить продовольственные карточки могли только работники предприятий. Ружена Сикора в 18 лет оставляет сцену и идет работать на цементный завод «Пролетарий» в бондарный цех, где приходилось подбирать деревянные клепки для упаковки. Как вспоминала позже певица, рукавиц не выдавали, вскоре от заноз руки покрылись нарывами. Её, молоденькую девчушку, пожалели, и направили работать тапером - аккомпаниатором немого кино в заводской клуб, где ежедневно крутили фильмы.

Каждый вечер Ружена проводила в темном душном зале, потом просматривала фильмы, который будут показывать на следующий день, чтобы подобрать сопровождение и домой приходила глубоко за полночь. А с утра отправлялась в контору фабрики «Маслопром». Просто продовольственного пайка таперши не хватало, и она устроилась работать бухгалтером. И все же острое малокровие не заставило ждать своего проявления. Работницы «Маслопрома» поступили жестко и сердито: чуть не силком вливали в девушку ежедневно стакан рыбьего жира, давая тут же закусить чем-то кисленьким, чтоб не вырвало. И голод отступил.

Ружена Сикора – «Не грусти» («Я всегда с тобой»)

И все же Ружена Сикора выходит на эстрадную сцену, но уже не в паре с известным отцом, а одна - и покоряет новороссийскую публику красотою и свежестью молодого голоса, изяществом манер, очаровательной внешностью. Появление юной звезды на одном из торжественных юбилейных концертов производит настолько сильное впечатление, что городские власти принимают решение направить одаренную певицу в музыкальное училище в Ростов-на Дону и выделят для этого деньги из городского бюджета. Случай, прямо скажем, по тем временам достаточно редкий... Ружена с блеском выдерживает приемные экзамены и поступает на вокальное отделение. Ростовское училище она закончила в 1941 году. Еще во время учебы Сикора становится солисткой оркестра Северо-Кавказской железной дороги Дмитрия Воронина, работая неполный рабочий день. Выступления эти могли состояться только в каникулы: руководство училища было против ранней специализации. Но именно первые концерты студентки определили ее будущее, ее пристрастия: современная эстрадная песня, которой она решила посвятить свою жизнь.

Она много выступает в различных концертах и покоряет публику умением не только спеть, но и сыграть песню. Во время выступления в Баку её заметил знаменитый пианист и дирижер Александр Цфасман и приглашает певицу работать в своём джаз-оркестре – первом в СССР профессиональном коллективе такого плана.

Джаз-орк. ВРК п/у А. Н. Цфасмана, солистка Ружена Сикора – «Звёздный свет»

Ружене с трудом верится в такую невероятную удачу — ведь в коллективе Цфасмана работают только звезды. В мае 1941 года Ружена Сикора вместе с оркестром выступает на площадке Зелёного театра Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Молодая певица с нетерпением ждала всероссийских гастролей, после которых планировала поступить в Московское государственное музыкальное училище имени Гнесиных, но тут пришла война, с началом которой с оркестром пришлось расстаться.

Сикора стала петь на эстрадах кинотеатров «Ударник» и «Художественный». «Изо ртов зрителей валил пар. Аккомпаниатор-пианист играл в перчатках. А она пела «Катюшу» в праздничном платье с обнаженными в этом нетопленом зале руками» — так описывал выступления Ружены Сикоры один из живых свидетелей тех лет. И хотя фашисты вплотную подошли к Москве, Ружена, несмотря на настойчивые советы и многочисленные предложения, отказалась эвакуироваться. И продолжала выступать. А потом ее включают в состав фронтовой концертной бригады, и Ружена Сикора вместе с конферансье Михаилом Гаркави и танцевальной парой Анной Редель и Михаилом Хрусталевым выезжает на передовую.

Ружена Сикора – «Пора в путь-дорогу"

 «Как ни странно, в прифронтовых лесах и окопах мы чувствовали себя безопаснее, чем в Москве. Наши зрители были восторженными, живыми людьми, готовящимися к бою на следующий день... В больницах дела обстояли более удручающе. Но мы знали, что наши концерты много значат для травмированных мальчиков, и делали все возможное», — вспоминает она. Спустя десятилетия, в 2005 году, певица была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В послевоенные годы популярность певицы Ружены Сикоры, в 1946 году добившейся успеха на II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, становится всенародной. Жажда завершения образования привела ее в Московскую студию эстрадного искусства, которой руководил известный режиссер Л. Баратов. Одним из непосредственных учителей актрисы был великолепный мастер сцены В. Зускин. «В каждой песне добивайся точного ощущения обстоятельств, - говорил он. — Рассчитывай на одного, но умного, самого умного зрителя. У него добрый, но острый взгляд!». Эти слова наставника, воспитывавшего у своих учеников чувство высокой требовательности к себе, ко всему, что они делают, Сикора помнила всю жизнь. Она снова становится солисткой джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета, которым руководил Александр Цфасман.

В 1947 году джазовый оркестр радио распался, и, когда Цфасман стал директором московского Эрмитажного театра, Сикора присоединился к его симфо-джазовому оркестру. В послевоенные годы Ружена Сикора каким-то особым внутренним чутьем почувствовала, как нуждается измученная, истерзанная войной страна в лирической задушевной песне. Со свойственным ей творческим максимализмом певица поставила себе за правило готовить к новому сезону новый репертуар. Для певицы писали известные советские композиторы, такие как Никита Богословский, Матвей Блантер, Марк Фрадкин, Вано Мурадели и Кирилл Молчанов. Сикоре принадлежит здесь немало «открытий». Она первая исполнительница "Ласковой песни" М. Фрадкина, песен из "Сюиты для джаза" М. Блантера, "Вот солдаты идут" К. Молчанова и его же студенческих "Огоньки" и "Все мечты сбываются", вальса И. Дунаевского "Воспоминания", "Где б ты ни был, друг мой" В. Мурадели и "Я жду тебя" С. Агабабова. Всех не перечислить!

Ружена Сикора – «Где ты?»

Критики высоко оценили ее сдержанную элегантность, умение добиваться драматического эффекта простыми, почти аскетичными средствами.

По словам музыковеда Б. Савченко:

«Ружена Сикора являлась тогда звездой первой величины, была в ряду тех, кто утверждал отечественную лирическую песню, мир возвышенной любви и право на личное счастье. „С первым снегом“, „Московские огни“, „Я писать тебе не стану“, „Я жду тебя“, „Воспоминание“ – эти и другие песни благодаря тонкому, проникновенному исполнению Ружены Сикоры находили дорогу к массовому слушателю.

Ружена Сикора – «С первым снегом»

Ружена Сикора одной из первых на эстраде решилась исполнять песни на других языках (чешском, польском, итальянском, французском, испанском). Да так, что однажды после выступления в клубе интернациональной дружбы в городе Жданове итальянские моряки, зашедшие за кулисы, попытались заговорить с певицей на их родном языке.

Было у нее все, что бывает у популярных эстрадных исполнителей: и море цветов, и неумеренные восторги поклонников, и фанатики, несущие на руках машину с певицей… Бурные проявления восторга – дело сейчас привычное, но тогда, в дотелевизионную эпоху, популярность дорогого стоила…».

В 1955 году Сикора подверглась серьезным нападкам в советской прессе. Певицу, обвинили в том, что она потворствовала «враждебной идеологии», исполняя песни «сомнительного происхождения». Статья, помещенная в газете «Советская культура» 31 марта, называлась хлестко – «Пошлость меняет этикетки». Автором заметки был редактор стенной газеты филологического факультета МГУ «Комсомолия» Юрий Брагин. Писал же он следующее:

«В последнее время с наших эстрад и из радиорепродукторов часто раздаются истальянские, испанские, мексиканские и прочие песни. Слушая иные из них, люди удивляются: откуда у народных песен явно ненародный привкус? Попробуем внести ясность.

Наш зритель и слушатель любит и уважает эстрадную певицу Ружену Сикору, много сделавшую для пропаганды советской лирической песни и песен братских народов. Но, может быть, артистке неизвестно, что исполняемая ею «Амадо мио» – вообще не песня, и тем более не итальянская? В фильме «Рим в 11 часов» она попала как случайная уличная мелодийка, а до этого была известна как шлягер (боевик) из голливудского порнографического фильма «Джильда»… Известно ли ей, что переводчики обманули ее и «Бесаме мучо» в переводе с испанского означает не «Песня сердца», а «Целуй меня много», что эту бездумную румбу уже сколько лет бренчат джазы Америки и Западной Европы? Известно ли ей, что «народная» песня «Кармела» никогда не была народной песней, что она сочинена одним из джазовых «светил» фашистской Испании?

Ружена Сикора – «Песня Сердца» («Bésame Mucho»)

Уже одни «анкетные данные» этих песен способны помочь понять, как и откуда иногда проникает чуждая нам идеология. Но дело даже не в них, настолько пошлы сами песни, настолько примитивна их «гармония», в которой нет ничего ни от песен итальянских, ни от испанских или мексиканских… Недаром же они стали своего рода гимном стиляг, подбирающих обноски западной «моды». Дружное их мычание «Му-уча!» давно должно было бы подсказать талантливой артистке, кому в концертном зале импонирует этот ее репертуар…»

Несколькими годами ранее такой вердикт мог означать серьезные неприятности, но кампания против «поклонников Запада» в середине 1950-х годов была последней в своем роде. Однако во многом именно потому, что Ружена Сикора строила свой репертуар на лирике и почти не исполняла гражданственно-патриотических песен, она была удостоена звания народной артистки позже многих своих коллег – уже на шестом десятке лет.

Слава Ружены Сикоры пришлась на 50-60 годы. Певица посетила с сольными концертами Польшу, Болгарию и Восточную Германию. А за выступление в экстремальных условиях Крайнего Севера певице была объявлена благодарность Министерства культуры РСФСР с необычной для мирного времени формулировкой: за мужество. Тогда концерт в Норильске состоялся не глядя на ужасный буран. В то время Ружена уже вышла замуж за пианиста Виктора Горышника. В ту пору большие джаз-оркестры распадались и Ружена Сикора, взяв пример с Клавдии Шульженко, стала выступать под аккомпанемент рояля, за которым сидел её муж. Отныне песни Сикоры были маленькими спектаклями, в которых певица рассказывала ту или иную историю. Не прекращая концертной деятельности, она совершенствовала своё вокальное мастерство в Гнесинском училище.

А потом вмешалась судьба. Во время гастрольной поездки по Подмосковью машина, в которой ехали Ружена Владимировна с мужем, попала в аварию. Муж Ружены Сикоры умер в больнице, а сама певица оказалась на семь месяцев прикованной к больничной койке... И хотя мужественной женщине не только удается встать на ноги, но и вернуться на сцену, подорванное здоровье не позволяет ей восстановить концертную деятельность в прежнем привычном объеме. И Ружена Сикора принимает нелегкое для себя решение: она уходит с большой эстрады, уходит в полном расцвете сил и таланта...

Ружена Сикора – «Наша Осень»

Уход Ружены Сикоры со сцены не означал уход из искусства. Она с присущим ей талантом участвовала в воспитании молодых артистов вокального жанра в певческой школе при Центральном Доме работников искусств в Москве. Однако на сцену она больше не вышла… Как-то в апреле 1968 года на дно Черного моря к подножию Суджукского маяка, что вблизи Новороссийска, комсомольцы города опустили капсулу-контейнер с посланиями потомкам XXI века. Среди других документов, отправленных в будущее, была и пластинка с записью "Новороссийского вальса" в исполнении Ружены Сикоры. А певице городские власти выдали тогда документ: «Дано Ружене Владимировне Сикоре. Удостоверение дает право присутствовать при вскрытии капсулы-контейнера 7 ноября 2017 года. Секретарь Новороссийского горкома ВЛКСМ В. Новик» - и круглая райкомовская печать!..

Ружена Сикора – «Попурри»

Но до 2017 года Ружена Владимировна не дожила. Она ушла из жизни 23 декабря 2006 года – в звании Народной артистки России, оставив на память потомкам почти 90 пластинок с записями своего чудесного голоса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий