"1001 Albums You Must Hear Before You Die"
Black Sabbath Vol. 4, как и предыдущие три альбома, оставил
глубокий след в истории тяжёлого металла, пополнив золотой фонд классических и
самых ценных ранних опусов этой группы. Все песни Black Sabbath Vol. 4 также
перепевались бесчисленными последователями и подражателями, в их честь также
назвалось несколько рок-групп.
Музыкальные критики с течением времени также изменили свой
тон от проклинающего к восхваляющему. Black Sabbath Vol. 4 попал во многие
списки самых-самых:
— №48 в списке 100 лучших хэви-металлических альбомов всех
времён британского журнала Kerrang!
— №60 в списке 100 лучших британских альбомов всех времён
британского журнала Q
— в книге 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем
умрешь.
Выпустив Master of Reality, Black Sabbath много
гастролировали. Группа стала очень популярна во всех уголках США, нужны были
годы, чтобы объехать все места, где на Sabbath был спрос. Паралелльно с
популярностью Black Sabbath сопровождала в Штатах волна неприязни и ненависти.
Несмотря на откровенно христианское мировоззрение альбома Master of Reality,
многие считали Black Sabbath поклонниками сатаны. Протестантская церковь и
консервативно настроенные граждане выражали протесты.
С другой стороны, к группе стремились прильнуть какие-то
реальные сатанисты. Приехав на концерт в Мемфис, Саббат обнаружили у себя в
гримёрке кресты, начертанные кровью на стенах, а во время выступления на сцену
выскочил какой-то сатанист с жертвенным ножом в руках. Потом около отеля под
окнами номеров, где они остановились, собрался оголтелый шабаш каких-то местных
"ведьм", и Гизер, будучи очевидно уже под кайфом, пытался разогнать
их, имитируя жестами колдовские чары.
Иногда поступали угрозы пристрелить музыкантов, и Саббат
реально побаивались их исполнения, учитывая не меренное количество оружия на
руках у граждан этой страны. На одном концерте во время исполнения третьего
номера вдруг пропало освещение, Оззи так и застыл на месте от страха, видимо
уже попрощавшись с жизнью. В самых консервативных южных штатах их ненавидели
однозначно, считая исчадиями ада.
Все эти стрессы плюс изматывающая кочевая жизнь, возможно,
стали одной из причин, почему Блэк Саббат в 1972 году сильно подсели на
наркотики и алкоголь. Музыканты не скрывали этого, и пресса любила упоминать
обо всех шумных вечеринках, что конечно же добавляло масла в этот пахнущий
инферналиями огонь.
Vol. 4 стал первым альбомом, записанным Black Sabbath
самостоятельно. Несмотря на то, что в титрах везде указан в качестве
сопродюсера менеджер группы Патрик Михан, он был достаточно мудрым, чтобы не
вмешиваться в студийный процесс, и за пультом в операторской комнате рулил
преимущественно Тони Айомми. Почему Саббат отказались от услуг Роджера Бейна,
нашедшего им фирменное звучание и записавшего три золотых первых альбома?
По словам Оззи, работать с ним было не сладко: "Его
назначила нам компания, с которой мы подписали контракт. У нас была сплошная
борьба амбиций. Он вбил себе в голову, что отвечал за наш успех больше даже чем
мы сами. Он хотел, по меньшей мере, контролировать всю нашу музыку."
Vol. 4 стал также первым альбомом, записанным Black Sabbath
за границей. По тем же причинам, что и у всех остальных британских рокеров —
избежать британского высокого прогрессивного налога на прибыль. Группа выбрала
для записи богемный Лос-Анджелес и сняла особняк в самом престижном районе
города Бел-Эйр. Если дома, в Англии, музыканты после студии возвращались домой
и проводили вечер в семье, то в Лос-Анджелесе, после работы на Record Plant
Studios, группа устраивала у себя в особняке вечеринки, где было много
спиртного и много наркотиков.
Это становилось серьёзной проблемой для Блэк Саббат. Перейдя
от "травки" к кокаину, музыканты уже не расставались с наркотиками ни
днём, ни ночью. В студию доставляли кокаин в коробке из-под акустических
колонок, и белый порошок у них не переводился. Как вспоминал Гизер Батлер в
2001 году: "Да, кокаин нас захватил. В Лос-Анджелесе мы стали вести
абсолютно другой образ жизни. Половина нашего бюджета уходила на кокаин, а на
другую половину мы наблюдали, сколько сможем продержаться в студии." Билл
Уорд сказал, вспоминая о том же: "Да, Vol. 4 - классный альбом, но слушая
его сейчас, я понимаю, что для меня тогда настал критический момент, когда
алкоголь и наркотики перестали приносить удовольствие."
Билл Уорд злоупотреблял больше всех и часто находился в
студии в невменяемом состоянии. Он рассказывал, как пытался в обдолбанном виде
сыграть песню "Cornucopia": "Я возненавидел эту песню, некоторые
фрагменты в ней были просто ужасны. В конце концов, я запорол её, но реакция у
всех была довольно прохладная. Типа, "ну-ну ничего, иди домой проспись, с
тебя теперь никакого толку". Я испугался, что меня сейчас уволят из
группы."
Если на предыдущей пластинке Black Sabbath воспевали
"траву", то в Vol. 4 запели гимны кокаину, посвятив ему песню
"Snowblind". Более того, они собирались так же назвать альбом, но
компания Vertigo отказалась от столь откровенных указаний на наркотики, поэтому
альбом вышел с нейтральным заголовком "Том 4". Только на конвертах
первого пресса Vol. 4 в титрах альбома была такая благодарственная надпись:
"Мы бы хотели поблагодарить великую компанию COKE-Cola
Лос-Анджелеса". В последующих изданиях эту надпись убрали.
"Snowblind" на нормальном языке означает
"Поражённый снежной слепотой", но в жаргоне наркоманов
"снег" ассоциируется с их излюбленным порошком. Что именно означает
"Snowblind" — трудно понять, потому что называют прямо
противоположные вещи. Одни говорят, это значит находиться под кайфом от
кокаина. Другие, наоборот, говорят "подсесть на измену от кокаина"
или временно потерять зрение после принятия дозы.
Так или иначе, но из заковыристого текста песни
"Snowblind" понятно, что речь идёт о чём-то таком (здесь стоящий
перевод). Кстати, две песни Black Sabbath ярко иллюстрируют разницу между
лёгкими и тяжёлыми наркотиками. Если послушать оду марихуане "Sweet
Leaf" из Master Of Reality (1971), а затем песню про кокаин
"Snowblind", вы заметите, насколько энергичнее звучит первая и дохлее
вторая.
Всё это естественно и напрямую отразилось в этом альбоме. В
сравнении с боевым духом "Хозяина реальности", "Том 4"
резко выделяется своим упадочным и декадентским настроением.
И следующая затем инструментальная часть не вносит мажорных
нот в этот погребальный контекст. В более поздних изданиях альбома этот
инструментал, являющийся неотъемлемой кодой "Wheels Of Confusion",
стали помечать отдельным названием "The Straightener", что значит
"Правильный станок", "Правильная машина" — всё это издатели
выдумывали самовольно, без ведома самих Блэк Саббат.
Самое больное место альбома Vol. 4 и возможно всего
репертуара Black Sabbath это песня "Changes" (Перемены). Банальнейшая
мелодия с банальнейшим текстом.
Оззи заныл вдруг как последний попсовик: "Я готовлюсь к
переменам" под ужаснейший органчик, типа "Ионика" на заднем фоне
и неумелый перебор клавиш на рояле руками Тони Айомми.
За песней "Changes" стоит такая подоплёка. В
основе её лежит реальная история про разрыв с любимой женщиной, и в Википедии
пишут, что речь шла о текущем разводе Билла Уорда с его первой женой, хотя
текст написал, как всегда Гизер Батлер. Тони Айомми, слоняясь в наркотическом
угаре по арендованному в Бел-Эйр особняку, обнаружил в одной из комнат рояль и
стал упражняться на нём. Так родилась на свет эта незамысловатая мелодия, на
которую Батлер наложил незамысловатый текст. Понятно, что за всем этим лежала
настоящая боль, и особенно ценно, что товарищи по группе смогли так
проникнуться и разделить её с другом, но искусство должно быть искусством, а у
Блэк Саббат вышли "Белые розы".
Оззи в интервью уклонялся говорить, с кем связана эта песня:
"Песня "Перемены" об одном парне — в группе он или нет, я
говорить не стану — который расстаётся со своей женщиной" и скромно назвал
песню "приятной медленной балладой". Баллада была в предыдущем
альбоме, Оззи. Там была настоящая баллада "Solitude", близкая по духу
к традиционным английским или даже кельтским корням. И Оззи, и Тони исполнили
её с достоинством. А здесь — позорище. Сопли и слюни...
Когда группа вышла из обкумаренной студии, чтобы играть
альбом на сцене, ясный перец, никому из них даже в голову не пришло исполнять
эти "Перемены" на концертах. Саббат запели её живьём только в 1995
году голосом нового вокалиста Тони Мартина, но то прокатывало уже под
ностальгическую сурдинку.
Другой "экспериментальный" номер в Vol. 4 — это
"FX". Всё началось с того, что висевший на шее у Тони крест случайно
задел струны его гитары, и всем понравился вырвавшийся случайно звук. Тогда вся
обкуренная компания стала задевать гитару разными предметами, включили запись,
и получился небольшой проходной номер, который Айомми назвал "полнейшей
хохмой". На протяжении лет с "FX" все свыклись, как с несколько
экзотической приправой в супе Vol. 4.
Но альбом Black Sabbath Vol. 4 слушают до сих пор не за
"Changes" и "FX", а за перлы, типа "Supernaut",
который можно так и перевести "Супернавт", потому что песня поётся от
лица некоего супермена, который "пересёк океан" и "прожил тысячу
лет, но так и не нашёл смысла", "видел будущее, но оставил его
позади". Конкретный смысл искать в этой песне не надо — она бродит на
границе реальности и наркотического бреда, но общий настрой продолжает и далеко
развивает повадки "Железного человека" из альбома Paranoid (1970).
Такие же суровые гитарные риффы и такое же кровожадное отношение к окружающим:
"Я взорву мозг любому, кто попытается приблизиться ко мне."
Кстати, рифф "Супернавта" полюбился многим
известным рок-музыкантам: его расхваливали независимо друг от друга Джефф Бек,
Джон Бонэм и Фрэнк Заппа. Последний лично признался в этом Осборну, о чём Оззи
рассказывал годы спустя: "Фрэнк Заппа — который был очень техничным малым
— пригласил нас однажды в ресторан на свою вечеринку. И сказал мне: "Песня
"Супернавт" — мой любимый трек всех времён." Я не мог в это
поверить, я подумал, чувак просто шутит... Мы никогда не осознавали, что мы
делаем: мы были просто четыре невинных парня — очень неуклюжие и очень
неортодоксальные — которые играли то, что чувствовали, пытаясь получить от
этого удовольствие.
Другой крутой номер альбома — уже упомянутый
"Cornucopia" (Рог изобилия), где Билл Уорд долго не мог сообразить,
как в нём стучать. В итоге, он записал очень впечатляющую партию, поражающую
динамикой и интенсивным использованием том-томов и железа. Вероятно, страх быть
уволенным сыграл конструктивную роль в творческом процессе.:) Песня
действительно отличается своим немного замысловатым размером (как и в песнях
"Black Sabbath" и "War Pigs"), где слои гитарных риффов
чуть не забивают главный ритм.
"Cornucopia" замечательна также своей
нонконформистской, как положено лучшим рок-песням, поэзией и по смыслу созвучна
фильму "Матрица".
Очередная инструментальная отдушина Тони Айомми "Laguna
Sunrise" (Рассвет в лагуне) написана под ярким впечатлением от восхода
солнца, встреченного Тони в лагуне на калифорнийском курорте Лагуна-Бич после
бурно проведённой ночи. Гитарист почувствовал, что одной гитары будет мало для
того, чтоб передать драматически нарастающие лучи солнца. Тут нужен был
оркестр, и в студию действительно привезли оркестр. Но классические музыканты —
народ регламентированный и импровизировать не привыкли. Они потребовали нотные
партитуры. Хорошо, в обслуживающей команде Black Sabbath оказался парень, по
прозвищу Спок, который умел не только играть на гитаре, но и записывать музыку
нотами. Он-то и помог Айомми расписать партитуры для оркестра.
Известный британский радиодиджей Алан Фриман, по прозвищу
Пушок (Fluff), полюбил мелодию "Laguna Sunrise" и сделал её заставкой
к своей передаче. Узнав об этом, благодарный Тони Айомми посвятил ему в
следующем альбоме Sabbath Bloody Sabbath (1973) другую инструментальную
композицию, назвав её "Fluff". Так мастер металлических риффов Айомми
привносил в сталелитейные будни Black Sabbath изящные элементы прогрока.
"St. Vitus Dance" (Пляска святого Вита) — ещё одна
песня про разбитую любовь, и судя по сюжету, про ту же самую — Билла Уорда.
Только поётся она от лица друга, который анализирует ситуацию со стороны.
Альбом Vol. 4 завершается, как и любой другой у Black Sabbath,
как всегда монументально — надо отдать должное, в этом они знали толк.
Композиция "Under The Sun" (Под солнцем) начинается с самых зловещих
в альбоме и одних из самых зловещих у Black Sabbath риффов. "Under The
Sun" — очередной кукиш в кармане человека, который не верит ни в бога, ни
в чёрта и надеется только на себя. Он не признает над собой никаких
авторитетов.
Фрагмент со сменой ритма дал поводу кому-то из издателей
позже выделить из "Under The Sun" другой заголовок "Every Day
Comes And Goes" (Каждый день приходит и уходит), но в ранних изданиях
этого нет.
Оззи Осборн в своей книге "Я - Оззи" вспоминает,
что обдолбанный наркотиками Билл Уорд при каждом проигрывании "Under The
Sun" начинал стучать на барабанах всякий раз по-новому и не мог разобраться.
Запись шла мучительно долго, так что по окончании её все называли эту песню
"Под грёбанным солнцем".
Обложка Black Sabbath Vol. 4 — оранжевый силуэт Оззи Осборна на чёрном фоне с воздетыми к небу руками — стала уже иконическим образом в истории тяжёлого металла. Её имитировали и пародировали несколько современных рок-групп.
Первые издания во всех странах вышли в конверте с
разворотом, куда был вклеен 4-страничный буклет, состоящий из цветных
фотографий с концерта Black Sabbath в зале мэрии города Бирмингема (Англия).
Каждому из четверых музыкантов была посвящена страница с его фотографией
крупным планом, а разворот запечатлел на сцене всю группу - вид сзади - как раз
в тот момент, когда Оззи распростёр свои руки.
Выйдя в продажу 25 сентября 1972 года Vol. 4, под негативные
выпады музыкальной критики, меньше чем за месяц достиг в США
"золотого" статуса (еще быстрее, чем предыдущий — Master Of Reality
за два месяца) и поднимался в США на 13-ое, в Британии на 8-ое место в чартах.
Единственный сингл с альбома Tomorrow's Dream/Laguna Sunrise даже не попал в чарты, что лишний раз доказывало несингловый, но альбомный характер творчества Black Sabbath.
Комментариев нет:
Отправить комментарий