500 величайших альбомов всех времён
«A Night At The Opera» - четвёртый студийный альбом британской арт-глэм-рок группы Queen. Был выпущен 21 ноября 1975 года на EMI Records в Великобритании и 2 декабря того же года на Elektra Records в США. Пластинка имела большой успех: её продажи достигли трёх миллионов, а в чартах Британии она держалась на первой позиции четыре непоследовательных недели.
Об
альбоме
Релиз
занимает 128 позицию в списке “500 величайших альбомов всех времён” по версии
журнала Rolling Stone. Название альбома — “Ночь в опере” — так же, как и
последующего, взято из репертуара американских комиков 1930-х годов братьев
Маркс, а именно из одноимённого фильма.
На каждом
концерте Queen обязательно исполнялось несколько песен из «A Night at the Opera»
(при этом «Love of My Life» никогда не исполнялась в альбомной версии). Принято
считать, что песня «Death on Two Legs» посвящена бывшему продюсеру группы.
«Bohemian Rhapsody» принесла группе оглушительный успех и в 2000 году была
признана в Британии «песней тысячелетия». Завершающая альбом «God Save the
Queen» — аранжированный Брайаном Мэйем гимн Великобритании; именно эта
композиция неизменно завершала каждый концерт группы.
В конце
ноября 1974 года Queen отправилась в европейское турне, выступив в Скандинавии,
Бельгии, Германии и Испании. Во всех странах билеты на концерты расходились
моментально, а новый альбом «Sheer Heart Attack» занимал высокие позиции в
чартах. В декабре группа возвратилась в Великобританию и выступила в
рождественском шоу «’45» телестанции «Гранада». В том же декабре музыканты
обратились к юристу Джиму Бичу, который консультировал их по вопросам бизнеса,
с просьбой выпутать их из кабального тройного контракта с «Трайдент». Причиной
этого были смехотворные суммы гонораров от этой фирмы. После оглушительного
успеха «Sheer Heart Attack» их жалованье возросло с 20 фунтов до 60 фунтов в
неделю, хотя критический приём новой группы на фоне Led Zeppelin был скромным.
5 февраля 1975 года Queen начали американское турне.
В то
время как в Англии медленно тянулись деловые переговоры, группа провела
короткий отпуск на Гавайях перед своим первым японским турне. Когда Queen
прибыли в Токио, начиная турне из 11 концертов, их сингл и альбом занимали в
чартах страны 1-е место. Первое выступление в Токио едва не обернулось
трагедией, когда массы возбуждённых зрителей устремились к сцене, однако
Меркьюри удалось успокоить фанатов. Когда группа вернулась в Англию, ему вручили
ежегодную премию искусств Айвора Новелло за песню «Killer Queen», и музыканты
начали репетировать материал для следующего альбома.
В августе
Queen расторгли контракт с фирмой «Трайдент» (хотя при этом не обошлось без
неприятностей). Наконец, альбом достиг уровня, который удовлетворил группу. В
него вошла композиция, которую большинство любителей музыки считает величайшим
произведением Queen: полифоническая оперная «Bohemian Rhapsody» («Богемная
рапсодия»). На запись только этой композиции ушло шесть недель (лишь одни
вокальные партии записывались неделю), она содержала 180 вокальных партий и
множество гитарных. «Bohemian Rhapsody» вышла на сингле в «День всех святых» 31
октября. «Крёстным отцом» её стал диск-жокей Кенни Эверетт. Вся группа очень
нервничала по поводу выпуска этой композиции на сингле, опасаясь, что её
длительность (6 минут) будет означать нулевой эфир. Группа предоставила
Эверетту пробный материал песни, взяв обещание не пускать её в эфир, и,
конечно, надеясь, что он прокрутит её по радио. В тот уикенд он прокрутил песню
14 раз, в результате чего в понедельник магазины грампластинок всей страны
попали под осаду поклонников. Спустя две недели «Bohemian Rhapsody» вышла на
первое место, став самым популярным синглом того года (только в Англии было
продано более 1 000 000 пластинок).
На
презентации альбома Фредди Меркьюри выразил неподдельную гордость за
проделанную работу, заявив, что это лучший альбом группы на данный момент и что
он получился именно таким, каким его задумывали; он также выразил уверенность в
том, что реализованные на альбоме идеи (такие как оперное пение) положат конец
постоянным сравнениям Queen с другими группами.
Песни
Для
первых двух альбомов большая часть песен Queen сочетала в себе современный
прогрессивный рок и хэви-метал, что привело к характеристике группы в духе:
«Led Zeppelin встречает Yes». Однако, начиная с альбома «Sheer Heart Attack»,
Queen начали черпать вдохновение из своей повседневной жизни и использовать в
своем творчестве более мейнстримные музыкальные стили - тенденция, которую
продолжит «A Night at the Opera». Альбом связан с прогрессивным роком,
поп-музыкой, хэви-металом, хард-роком и авангард-попом. В его музыке
прослеживается влияние фолка, скиффла, британского мюзик-холла, джаза и оперы. Каждый
участник написал по крайней мере одну песню: Меркьюри написал пять песен, Мэй —
четыре, а Тейлор и Дикон — по одной песне. Заключительный трек, где в качестве
аранжировщика указан Мэй, был инструментальным кавером на «God Save the Queen»,
британский национальный гимн.
Лирические темы варьировались от научной фантастики и фэнтези до разбитого сердца и романтики, часто с чувством юмора. Канадская пресса отметила, что группа смешала «умные, часто острые тексты с привлекательно аранжированными мелодиями».
«Death on
Two Legs» считается ненавистническим письмом Меркьюри к первому менеджеру
Queen, Норману Шеффилду, который в течение нескольких лет был известен тем, что
плохо обращался с группой и злоупотреблял своей ролью их менеджера с 1972 по
1975 год. В тексте песни упоминаются «кровососущие пиявки» и «разлагающиеся
канализационные крысы». Хотя песня никогда не ссылается на него напрямую, но после
прослушивания песни в «Trident Studios» Шеффилд подал в суд на группу и
звукозаписывающий лейбл за клевету, подтвердив тем самым свою связь с песней.
Как и в
случае с «Bohemian Rhapsody», большинство гитарных партий в этой песне
изначально были сыграны на фортепиано Меркьюри, чтобы продемонстрировать Мэю,
как их нужно играть на гитаре. Во время живых выступлений Меркьюри обычно
посвящал песню «ублюдку джентльмену», хотя эта строчка была подвергнута цензуре
в версии, появившейся на их альбоме «Live Killers» в 1979 году. «Death on Two
Legs» оставался в сет-листе группы до «The Game Tour» в 1981 году, а затем был
исключен. Тем не менее, фортепианное вступление иногда игралось во время туров «Hot
Space» и «Works».
«Lazing
on a Sunday Afternoon» — еще одна песня Меркьюри. Он играл на фортепиано и
исполнял все вокальные партии. Ведущий вокал был спет в студии и воспроизведен
через наушники в жестяном ведре в другом месте студии. Микрофон улавливал звук
из ведра, что придавало ему глухой звук «мегафона».
«I'm in
Love with My Car» была написана и спета Тейлором. Песня изначально была
воспринята Мэйем как шутка. Тейлор играл на гитаре в оригинальном демо, но
позже партия была перезаписана Мэйем. Ведущий вокал был исполнен Тейлором в
студийной версии. Ревущие звуки в конце песни были произведены тогдашним автомобилем
Тейлора, Alfa Romeo. Текст песни был вдохновлен одним из роуди группы,
Джонатаном Харрисом, чей «Triumph TR4», очевидно, был «любовью всей его жизни».
Песня посвящена ему, а в альбоме говорится: «Посвящается Джонатану Харрису,
мальчику-гонщику».
Когда
дело дошло до выпуска первого сингла альбома, Тейлор так полюбил свою песню,
что упросил Меркьюри, автора первого сингла «Bohemian Rhapsody», позволить ей
стать би-сайдом. Это решение позже стало причиной многих внутренних трений в
группе, поскольку, хотя это была только сторона «Б», она принесла Тейлору такую
же сумму издательских гонораров, как и сторона «А» для Меркьюри. Песня часто
исполнялась вживую в период 1977–1981 годов. Тейлор пел ее, играя на барабанах,
в то время как Меркьюри играл на пианино и обеспечивал бэк-вокал. Песня была исполнена
в «Queen + Paul Rodgers Tour» в 2005 году и «Rock the Cosmos Tour» в 2008 году.
Тейлор играл песню на своих концертах с «The Cross» и сольных турах, где вместо
барабанов он играл на ритм-гитаре.
«You're
My Best Friend» была второй песней и первым синглом Queen, написанным Джоном
Диконом. Он сочинил его, когда учился играть на электрическом пианино «Wurlitzer»
(которое Меркьюри не любил). Песня была написана для его жены Вероники и
выпущена в качестве второго сингла с альбома после «Bohemian Rhapsody», а также
вошла в топ-10 хитов в Великобритании, достигнув 7-го места.
«39» был
попыткой Мэя, вдохновленного поэтом и романистом Германом Гессе, сделать
«научно-фантастический скиффл». В песне рассказывается история группы
исследователей космоса, которые отправляются в годичное космическое путешествия.
Однако, вернувшись, они понимают, что согласно теории относительности Эйнштейна
прошло сто лет из-за эффекта замедления времени, и все близкие, которых они
оставили, теперь мертвы или стары. Мэй поет песню на альбоме с бэк-вокалом
Меркьюри и Тейлора.
Во время
живых выступлений Меркьюри пел ведущий вокал. Мэй в шутку попросил Дикона
сыграть на контрабасе, но через пару дней нашел его в студии с инструментом. Джордж
Майкл исполнил «'39» на концерте в честь Фредди Меркьюри 20 апреля 1992 года. Майкл
назвал эту песню своей любимой песней Queen, утверждая, что раньше он исполнял
ее в лондонском метро. Недавно Queen включили песню в сет-листы своих недавних
туров с Адамом Ламбертом и до Ламберта с Полом Роджерсом; для всех этих туров с
2005 года она исполняется Мэйем.
«Sweet
Lady» — песня была выпущена в качестве В-сайда к синглу «Death On Two Legs
(Dedicated To...)»
Песня
«Seaside Rendezvous», написанная Меркьюри, имеет имитационно-инструментальную секцию,
которая полностью исполняется вокально Меркьюри и Тейлором. Меркурий имитирует
деревянные духовые инструменты, включая кларнет, а Тейлор в основном медные
духовые инструменты, включая тубы и трубы, и даже казу; в этой части Тейлор
берет самую высокую ноту на альбоме, C6. Сегмент «чечетки» исполняется Меркьюри
и Тейлором на микшерном пульте с наперстками на пальцах. Меркьюри играет как на
рояле, так и на джангл-хонки-тонке.
«The Prophets Song» была написана Мэйем после сна о Великом потопе, который ему приснился. В тексте говорится о его страхах по поводу гтбели человеческой расы и общего отсутствия сочувствия. Мэй потратил несколько дней на доработку песни, и включил в неё вокальный канон, а затем и инструментальный канон, которые были созданы устройствами задержки ленты. Это самая длинная студийная песня Queen, которая длится более восьми минут.
«Love of
My Life» — одна из самых популярных песен Queen. Меркьюри играл на фортепиано и
пел весь вокал, включая многодорожечные гармонии. Мэй играл на арфе (делая это
аккорд за аккордом и вставляя дубли, чтобы сформировать всю партию),
акустической гитаре Gibson Hummingbird (которую он купил в Японии) и своей Red
Special. В конце концов Мэй аранжировал песню так, чтобы ее можно было играть
на акустической 12-струнной гитаре для живых выступлений.
«Love of
My Life» была настолько любимой на концертах, что Меркьюри часто переставал
петь и позволял публике продолжить исполнение. Особенно хорошо она была принята
во время концертов в Южной Америке, и там группа выпустила песню в качестве
сингла. Когда Queen и Пол Роджерс исполняли «Love of My Life», Пол, продолжая
традицию, не спел ни одного слова, позволив аудитории спеть всю песню за него.
«Good
Company» была написана и спета Мэйем. Запись представляет собой воссоздание
джаз-бэнда в стиле диксиленда с использованием гитары Мэя Red Special и
усилителя Deacy. Мэй сочинил песню для банджо, но записал её на обычной
укулеле. Меркьюри в записи песни не участвовал.
27
октября 1974 года Мэй записал версию британского национального гимна «God Save
the Queen» в студии Trident Studios перед туром «Sheer Heart Attack». Он играл
на пианино, которое позже было отредактировано и добавлено несколько слоев
гитар. После того, как песня была завершена, ее играли как коду практически на
каждом концерте Queen.
Во время
записи трека Мэй сыграл черновую версию на фортепиано для Роя Томаса Бейкера,
продюсера, и Майка Стоуна, звукоинженера. В то время он называл свои навыки
игры на фортепиано некачественными. Он исполнил песню вживую на крыше
Букингемского дворца на Золотой юбилей королевы в 2002 году. «Богемская
рапсодия» была написана Меркьюри. Все партии фортепиано, баса и ударных, а
также вокальные аранжировки, кроме первого гитарного соло Мея, были придуманы
Меркьюри. Во время записи песня стала ласково называться «Fred's Thing» для
группы, а её настоящее название появилось только во время финальных сессий.
Остальные участники записали свои инструменты, не имея ни малейшего
представления о том, как их треки будут использованы в финальном миксе.
Оперная
часть изначально задумывалась как короткая интерлюдия «Галилео», которая
соединяла балладную и хард-роковую части песни. Интерлюдия полна «неясных
классических персонажей: Скарамуш, клоун из комедии дель арте; астроном
Галилей; Фигаро, главный герой «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро»
Бомарше; и Вельзевул, отождествляемый в христианском Новом Завете с сатаной,
князем демонов, но по-арабски как «Повелитель мух». Также арабское слово
«Бисмиллах», которое взято из фразы в Коране; «Бисми-ллахи р-рахмани р-рахим»,
что означает «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного».
Несмотря
на то, что в 1975 году песня была в два раза длиннее, чем средний сингл, и
изначально получила смешанные отзывы критиков, она стала чрезвычайно
популярной, возглавив чарты по всему миру (где она оставалась в течение
беспрецедентных девяти недель в Великобритании) и считается одной из величайших
песен в истории музыки. Песня была
переиздана как двойная сторона «А» к «These Are the Days of Our Lives» 5
сентября 1991 года, в 45-й день рождения Меркьюри, в США и 9 декабря 1991 года,
после смерти Меркьюри, в Великобритании.
Релиз
Альбом
поступил в продажу 21 ноября и моментально оказался на 1-м месте в чартах. В
2002 году рецензент журнала Classic Rock в ретроспективном обзоре каталога
группы писал, что «A Night At The Opera» обязан своим успехом «поразительно
высокому стремлению музыкантов к совершенству»: «Богатство и разнообразие
стилей позволило Queen переступить традиционные пределы как рока, так и
поп-музыки; мамаши, их детишки, рокеры, любители глэма — все могли найти в
Queen нечто такое, от чего волосы на затылке вставали дыбом». По версии журнала
альбом занял 6-ую позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён».
Современная
критическая реакция
A Night at the Opera не был рассмотрен большинством музыкальных журналов Великобритании, когда он вышел, потому что группа делала ремиксы на альбом до последнего момента, и, следовательно, никакие предварительные диски не были разосланы в СМИ до того, как альбом был официально выпущен. В Record Mirror & Disc Рэй Фокс-Камминг попытался сделать обзор альбома, основываясь на одном прослушивании на вечеринке для прессы, что, по его признанию, «на самом деле недостаточно», чтобы сформировать правильное критическое мнение. Тем не менее, он описал свои первые впечатления от «удивительного прилива музыки, когда один трек перетекает в другой... Оркестровые эффекты, созданные голосами, ослепительны, но приходят и уходят слишком быстро, чтобы их можно было оценить при прослушивании соло». Фокс-Камминг заявил, что в альбоме было три основных момента — «Death on Two Legs», «The Prophet's Song» и «Bohemian Rhapsody» — и только один плохой трек, «Sweet Lady». Он пришел к выводу, что «в целом «Ночь в опере» быстрее, ярче и сложнее, чем «Sheer Heart Attack», но они не переборщили».
Фил
Сатклифф из Sounds рецензировал альбом с кассетной копии и дал ему
пятизвездочный обзор: «Вы можете почувствовать колоссальные усилия, которые
были вложены в каждую секунду этого длинного альбома - и все же вряд ли
найдется момент, когда я буду критиковать его за то, что он надуман или
перепродюсирован». Он выделил «Bohemian Rhapsody» и «The Prophet's Song» как
два трека, которые «делают хороший альбом экстраординарным», несмотря на то,
что заявил, что текст последней песни был «непривлекательным», и в целом
подчеркнул «силу музыкального диапазона и неизменно острую лирику».
Четыре
месяца спустя Крис Николсон из Rolling Stone сказал, что, хотя они разделяют
склонность других хэви-метал-групп к «манипулированию динамикой», Queen
являются элитной группой в этом жанре и выделяются тем, что включают
«невероятные эффекты: акустическое пианино, арфа, вокал a capella, никаких
синтезаторов. Вкупе с хорошими песнями». Роберт Кристгау, пишущий в The Village
Voice, считал, что альбом «на самом деле не портит ни один из полудюжины
художественных и тяжелых «эклектичных» режимов... и достигает пародийного тона
достаточно часто, чтобы предложить больше, чем кажется на первый взгляд. Может
быть, если они придумают последовательный шедевр, я пойму, что это такое». Виннипегская
свободная пресса писала: «Потенциал группы практически безграничен, что
указывает на то, что Queen суждено, наконец, занять свое место среди небольшой
горстки действительно крупных исполнителей, работающих сегодня в роке».
Грувс
отметил «острые оперные интерлюдии, резкие ритмические изменения» альбома. «A
Night at the Opera» бросает вызов условностям и помещает Queen в разреженный круг
настоящих суперзвезд». Тони Стюарт из NME высказал мнение, что «A Night at the
Opera - это консолидация успеха предыдущего альбома, умело балансирующая между
артистизмом и эффектологией. На протяжении всего альбома они демонстрируют свои
индивидуальные способности и музыкальность... Если это самый дорогой альбом,
когда-либо сделанный в британской студии, то он, возможно, и лучший. Боже,
храни их».
Наследие
В
ретроспективном обзоре для AllMusic Стивен Томас Эрлевайн назвал альбом
«застенчиво нелепым и раздутым шедевром хард-рока» и «прог-роком с чувством
юмора, а также динамикой». Историк прогрессивного рока Стивен Ламбе в своей
книге «Граждане надежды и славы: история прогрессивного рока» оспаривал то, что
альбом является прогрессивным роком. Он заявил: «Несмотря на то, что альбом далек
от прогрессивного рока, это самый грандиозный и амбициозный альбом группы». Он
сказал, что альбом был «символом самого дальнего
В 2003
году журнал Rolling Stone поставил его на 230-е место в списке «500 величайших
альбомов всех времен», 231-е место в списке 2012 года и 128-е место в списке
2020 года. По данным Acclaim Music, это самый знаменитый альбом в истории
популярной музыки.
В обзоре
2006 года Пол Рис из Q отметил, что, хотя «A Night at the Opera» был «выпущен в
том же году, что и архи-соул-стилизация Боуи «Молодые американцы» и гладкий
арт-рок «Siren» Рокси, он был объявлен ни тем, ни другим. Тем не менее, он был
и остается таким же дерзким, смелым и полным радостей своих собственных
возможностей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий