воскресенье, 24 сентября 2023 г.

Поэзия русского романса. Александр Иванович Полежаев (1804-1838).

Русский классический романс.

Александр Иванович Полежаев был очень популярен в 20-30-х годах XIX века, являлся модным поэтом, особенно у молодежи, на его стихи писали романсы Варламов, Гурилев, Кюи. Судьба у поэта оказалось трагической, и прожил он немного. Кто знает: проживи он больше - и багаж его произведений был бы более весом и тогда он смог бы встать в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым… Полежаев отличался взрывным характером, однако дуэлей, столь популярных в ту пору, смог избежать. Быть может из-за того, что становился душой любой компании и ему многое прощалось. А скорее всего потому, что дуэль – это способ выяснения отношений между дворянами, а Полежаев был не совсем дворянин, не полноценный. И от этой неполноценности он страдал всю свою жизнь.

Александр Полежаев родился 30 августа (11 сентября) 1804 года в имении Струйских Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Рузаевский район Мордовии). Он был внебрачным сыном помещика Л.Н. Струйского от его крепостной Аграфены Ивановой (по А.И. Введенскому — Степаниды Ивановны). Естественно, ни о каком браке родителей будущего поэта не могло быть и речи. Однако барыня Александра Петровна Струйская, мать беспутного Леонтия, прониклась сочувствием к новорожденному чаду. Она и нарекла ребенка Александром, несмотря на то, что в то время простолюдины такое имя не носили, это было уделом господ. Барыня выдала Аграфене «вольную», освободив от крепостной зависимости.

Вскоре Аграфена была выдана замуж за саранского мещанина Ивана Ивановича Полежаева, с которым переселилась в Саранск, откуда и происходит ошибка в некоторых источниках при указании места рождения будущего поэта. Чтобы «покрыть барский грех», документы были выправлены с указанием, что Полежаев родился в 1805 г. уже в Покрышкине, в «законной семье». Пять лет Александр с матерью и отчимом жили в Саранске.

В 1808 г. купец Иван Полежаев пропал без вести. В 1810 г. умирает мать Александра, незадолго до того переехавшая по инициативе Л.Н. Струйского в Покрышкино. Струйский передает Полежаева и его сводного брата Константина (сына Аграфены и её супруга И.И. Полежаева) под опеку Я. Андреянова, дворового учителя, женатого на сестре Аграфены Анне.

Поначалу родной Струйский-отец опекал будущего поэта, но в 1816 г. был сослан на поселение в Сибирь за убийство крепостного. Перед своим отъездом в Сибирь отец увозит Александра в Москву и помещает в пансион при Московском университете. Сам Л.Н. Струйский умер в ссылке в 1823 г, не оставив сыну даже своего отчества.

Александр Полежаев в юности.

В 1820 году Александр Полежаев поступает вольным слушателем на Словесное отделение Московского университета. Помощь Струйских была нерегулярна, материальная нужда вызывала частые перерывы в обучении. В университете Полежаев дружил со студентами из разночинной среды, где по рукам ходили запретные рукописи, формировались политические кружки. В этой среде и оттачивалась поэзия Полежаева. В конце 1825 г. в Московском журнале «Вестник Европы» было напечатана первое стихотворение Полежаева «Непостоянство».

Тяжелая жизнь наложила отпечаток и на его поэзию, она большей частью мрачная, упадочная. Даже сатирические стихи, и те тяжелые. Полежаева довольно угнетала неполноценность, ущербность положения байстрюка, бастарда, незаконнорожденного сына, лишенного и дворянского титула и всех прав. Его душила обида: почему одним все, другим – ничего?.. Даже достигнув известности, он чувствовал себя изгоем в светском обществе. По утверждению самого Полежаева, поэзия являлась единственным утешением в его жизни.

В начале своего творческого пути Полежаеву приходилось написание собственных стихов чередовать с переводами классических европейских авторов. Выходили переводы Байрона, Ламартина. Кроме стихов, печатавшихся в «Вестнике Европы» и альманахах, Полежаев создал несколько повестей в стихах, популярных в студенческой среде. В этом же году выходит альманах М.П. Погодина «Урания», в котором напечатан перевод Полежаева «Человек. К Байрону (из Ламартина)». В 1826 г. Полежаева принимают в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Особенно удачной оказалась автобиографическая поэма «Сашка» (1825) выполненная в пародийной манере. Она была стилизована под только что вышедшую первую главу пушкинского «Евгения Онегина». Совпадения замечались даже в малом: «Мой дядя самых честных правил…» (А.С.Пушкин) и «Мой дядя человек сердитый» (А.И.Полежаев). Но если у Пушкина была представлена «энциклопедия русской жизни» через судьбу молодого человека, то у Полежаева – в основе – сатирическая составляющая, довольно злая, остроумная и едкая. Амурные похождения студента – повесы перемежаются резкими выпадами, порой довольно резкими против различных оплотов самодержавия. В центре – Сашка Полежаев, который воспитывался вначале в частном пансионе, потом учился в университете. От его резкого пера досталось и его малой родине:

Быть может, в Пензе городишка

Несноснее Саранска нет, –

Под ним есть малое селишко,

И там мой друг увидел свет...

В изображении Полежаева студент-гуляка, плебей, наблюдательный насмешник и озорник с компанией поклонников «буйственной свободы» и разгульной жизни выступает с протестом против ханжества религиозной и светской морали, лицемерия элиты:

Но ты, козлиными брадами

Лишь пресловутая земля,

Умы гнетущая цепями,

Отчизна глупая моя!


Когда тебе настанет время

Очнуться в дикости своей,

Когда с себя ты свергнешь бремя

Своих презренных палачей?

Восстание декабристов на Сенатской площади и последующее его жестокое подавление нашли отклик в его стихотворении «Валтасар», где говорится о гибели восточного сатрапа. Оно было проникнуто антимонархическим пафосом, политической злободневностью. Полежаев становится все более популярным среди студенчества, его стихами зачитывается молодежь. Следует отметить, что творчество Полежаева было известно и за рубежом. Его стихи там распространяли единомышленники поэта: Александр Герцен и Николай Огарев.

Критика существующей власти редко остается без последствий. Всегда находятся охочие приструнить зарвавшегося. В июне 1826 г., по доносу жандармского подполковника И.П. Бибикова, поэма «Сашка», содержащая критику порядков в Московском университете и описание нравов университетского студенчества, попала в руки самого Николая I. Как пишет биограф, «в другое время шалость Полежаева могла бы окончиться и пустяками; но вскоре после 14 декабря 1825 года, когда умственное направление декабристов приписывалось, между прочим, вредному направлению образования юношества, дело приняло иной оборот». Герцен рассказывает со слов самого Полежаева, что поэта привезли ночью к царю, находившемуся тогда в Кремле перед коронацией, и царь заставил читать поэму «Сашка» вслух при министре народного просвещения. Император, по словам Полежаева, предложил ему: Я тебе даю возможность очиститься военной службой. От тебя зависит твоя судьба: если я забуду, ты можешь мне писать». И поцеловал его в лоб, как покойника (отсюда и «крестник его величества»).

В 1826 г. Александра отдают в унтер-офицеры в Бутырский пехотный полк по личному распоряжению царя. За участие в этой «удалой проказе» из университета был исключён и его товарищ Александр Афанасьев.

Злоключения поэта продолжились. Он стал писать царю, но тот не отвечал. Осознав всю губительность своего дальнейшего пребывания в части, доведенный до отчаяния невыносимой муштрой Полежаев решается на побег, чтобы лично просить царя о смягчении участи. Но поэт был пойман, отдан под суд и разжалован в рядовые без права выслуги - до конца жизни он должен был оставаться на военной службе.

От отчаяния и тоски Полежаев запил и «воротившись как-то нетрезвым в казармы, на выговор фельдфебеля за недозволительно позднее возвращение — ответил ему бранью непечатными словами». В 1828 г. за оскорбление фельдфебеля и участие в кружке братьев Критских поэт был заключен в арестантскую камеру при Спасских казармах, где ожидая приговора по своему делу, провел около года в кандалах и заболел чахоткой.

Что характерно, Александр писал и в этих тяжелых условиях. Критики, оценивая его творчество той поры, отмечают появление (возможно, впервые в русской поэзии!?) тюремной и солдатской тем. Тюрьма для Полежаева близка сумасшедшему дому, иногда он с тюрьмой отождествляет всю Россию. Пребывание в армейской тюрьме он описал в послании «Александру Петровичу Лозовскому». Там же Полежаев написал стихотворение «Узник» («Арестант»), содержащее весьма резкие выпады против Николая I. «Во уважение весьма молодых лет» он избежал более серьезной ответственности и был переведен в Московский пехотный полк, с которым отправился на Кавказ.

В 1829 — 33 гг. в составе Московского полка поэт участвовал в боевых действиях против горцев. Отличившись в походах, в 1831 году Полежаев вновь был произведен в унтер-офицеры. Впечатления о службе на Кавказе, быте и психологии кавказских народов отразились в его поэмах «Эрпели» и «Чир-Юрт», в которых наряду с изображением войны звучит раздумье о ее значении, сочувствие к страждущим и побежденным. Поэт показал войну глазами солдата. Он отмечает, что на этой войне русский человек вмешивается в жизнь другого человека. Позже будет замечено, что по его лирике можно изучать историю кавказских войн.

В годы военной службы Полежаевым были написаны произведения, принесшие ему популярность: «Рок», «Цепи», «Вечерняя заря», «Живой мертвец», «Провидение» и др. Самой известной "русской песней" Полежаева стал романс "Сарафанчик" положенный на музыку Гурилевым. Музыку к этому стихотворению создали также Александр Алябьев (1840), Ю. Арнольд (1840), Александр Дюбюк (1850-е гг.) и другие композиторы.

Галина Писаренко – «Сарафанчик» (муз. А. Гурилева, сл. А. Полежаева).

Весной 1833 г. Полежаев в составе Московского полка возвратился в центр России. Полк остановился в Коврове, а затем - в Москве. Здесь он знакомится с Н.П. Огаревым и А.И. Герценом, вскоре это знакомство переросло в дружбу. Это обеспокоило военное руководство, и поэта переводят в Тарутинский егерский полк, расположенный в Зарайске Рязанской губернии. Здесь в 1834 г. Полежаев встречается с И.П. Бибиковым, сыгравшим роковую роль в его судьбе. Бибикову удается выхлопотать для поэта двухнедельный отпуск, который Полежаев провёл в семье Бибиковых, в подмосковном имении Ильинское, где влюбился в дочь Бибикова Катю. Ей было всего 16 лет. Поэт посвятил ей несколько стихотворений, а она написала его акварельный портрет. Из лирики Полежаева этого периода выделяются стихи, передавшие его чувства к Е.И. Бибиковой (впоследствии в замужестве Раевской). «Портрет этот писан акварелью ученической рукой, но он разительно похож», - вспоминала позднее Екатерина Раевская. Впоследствии, в 1889 г., она, под псевдонимом «Старушка из степи», издает ценные воспоминания о поэте.

Акварельный портрет А.И. Полежаева, написанный Е.И. Бибиковой.

В 1836-1837 годах Полежаев вместе с частью полка нес караульную службу в Москве. В сентябре 1837 г. за самовольный побег на несколько дней из полка поэт подвергся жестокому наказанию розгами. В связи с обострением чахотки и последствиями наказания, Александр Иванович был помещен в Лефортовский военный госпиталь. Будучи уже смертельно больным чахоткой, в конце 1837 г. он получил офицерское звание прапорщика, позволявшее ему выйти в отставку. Находясь вторично на излечении в госпитале, Полежаев 16(28) января 1838 г. скончался и был охоронен на Семеновском кладбище. Его похоронили в офицерском мундире, который при жизни он никогда не носил. Тогда Александр Герцен с горькой иронией написал, что «Николай I за чахотку произвел Полежаева в офицеры».

«Когда один из друзей его явился просить тело для погребения, никто не знал, где оно… Наконец он нашел в подвале труп бедного Полежаева, - он валялся под другими, крысы объели ему одну ногу», - рассказывает Герцен.

А.И. Полежаев на смертном одре.

Могила поэта была затеряна. Впоследствии и само кладбище было уничтожено при промышленной застройке района (ныне часть территории кладбища занимает сквер между Семеновским валом, Измайловским шоссе и Семеновским проездом, а другую часть — промышленный квартал ПК «Салют» АО ОДК между Золотой улицей и проспектом Буденного).

Споры по поводу того, что стало роковой причиной столь трагичной судьбы, начались сразу после смерти поэта. Трагическая судьба поэта вызывала гнев и сочувствие А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Они видели в ней следствие подавления движения декабристов и усиления реакции. В то же время, уже в 1842 году В.Г. Белинский по случаю выхода в свет сборника стихов А. И. Полежаева высказал мнение, что в своих несчастьях он «мог обвинять только самого себя». Это суждение было вызвано незнанием критиком как обстоятельств жизни самого поэта, так и многих его острополитических стихов, запрещенных цензурой и похороненных в её недрах. По всей же видимости, свою роль сыграла и буйная натура самого Полежаева, передавшаяся ему «по наследству» от отца и деда, блестяще отображенная им в поэме «Сашка» и ставшая причиной бегства его из полка в 1827 г., а также многих других столь же импульсивных его поступков.

Виталий Каледин (Бондарев) - «Зачем задумчивых очей...» (Стихи А. Полежаев,1831 г.)

К 50-летию со дня рождения Александра Полежаева в «Вестнике Европы», когда-то открывшем поэту путь в литературу, была опубликована статья «Забытый поэт». Её автор, известный учёный А.Н. Пыпин, с сожалением писал: «О Полежаеве редко вспоминают историки, литературоведы, в то время как ближайшие современники высоко ценили его дарование. Особенно в молодом поколении читателей имя поэта пользовалось большой известностью и симпатиями». Почти 170 лет, прошедшие с момента публикации этой статьи, несколько исправили положение дел.

Историки и литературоведы Александра Полежаева знают и помнят. В советском литературоведении утвердился взгляд на Полежаева как на «жертву самодержавного произвола». Поэт, продолжавший традиции декабристской лирики, считался одним из предшественников русской революционно-демократической поэзии. А.И. Полежаеву были установлены памятники в Саранске (1940 - не сохранился и 1967) и Грозном (уничтожен при ведении боевых действий в 1990-е гг.). В честь поэта были названы улицы в Саранске, Рузаевке, Грозном, Кизилюрт, в селении Ачхой-Мартан.

В Мордовии существует музей А.И. Полежаева - единственный в Российской Федерации, где собраны материалы о поэте. В Саранске на фасаде здания Саранского техникума энергетики и электронной техники по пр. Ленина, 10 установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь был дом, в котором провел детство А.И. Полежаев – наш земляк, известный русский поэт».

При работе над материалом использовались интернет-источники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий