Сто лучших песен русского рока в ХХ веке.
«Быть с
собой в разлуке» — это «сложная душевная неустроенность» лирического героя
Макаревича, ставшая его крестом» (Литературная Россия, 13 марта 1983 г.).
«Свеча»
(«Пока горит свеча») — песня советской и российской рок-группы «Машина
времени», сочинённая Андреем Макаревичем в 1978 году. Включена в звуковую
дорожку художественного фильма Александра Стефановича «Начни сначала». Критикой
признана одной из лучших композиций группы, оказавших влияние на несколько
поколений слушателей. Автором определена как программная песня, выражающая
концепцию группы. Входит в концертный репертуар «Машины времени» с 1979 года по
настоящее время. Обычно является завершающим номером программы, во время
исполнения которого Андрей Макаревич аккомпанирует себе на клавишных.
В 2000 году радиостанцией «Наше радио» композиция была включена в перечень «100 лучших песен русского рока в XX веке», а в 2014 году – в список «500 лучших песен «Нашего радио». По итогам голосования среди читателей газеты «Коммерсантъ», прошедшего в ноябре 2016 – феврале 2017 годов, «Свеча» возглавила тройку песен 1980 года.
Появление
песни напрямую связано с событиями 1978—1979 годов, в результате которых
произошёл распад одного из первых, относительно стабильных составов «Машины
времени». Так, в период с 1975 по 1979 годы в группе играли Андрей Макаревич
(гитара), Сергей Кавагоэ (ударные) и Евгений Маргулис (бас-гитара). Двое первых
являлись участниками коллектива с момента его основания в 1969 году и до
определённого момента находили взаимопонимание друг с другом.
Однако по
мере роста популярности группы отношения Макаревича и Кавагоэ становились всё
более напряжёнными. Причину такой ситуации Кавагоэ усматривал в том, что имя
Макаревича «вcё чаще и чаще звучало в cвязи c „Машиной вpемени“, а имена оcтальных
— cоответcтвенно pеже». Как писал журналист Алексей Богомолов,
"появившееся словосочетание «Андрей Макаревич и «Машина времени» для него
[Кавагоэ] было всё равно что «Пол Маккартни и «Битлз». Более того, авторство
практически всех песен группы стало стабильно ассоциироваться с именем
Макаревича, хотя, по мнению Кавагоэ, «на самом деле стопроцентным вкладом его
[Макаревича] в „общую копилку“ были только стихи». Такое положение дел, со слов
Макаревича, «очень задевало» самого Кавагоэ, создавая почву для упрёков в
неравенстве всех членов коллектива друг перед другом. Вследствие этого,
резюмировал Макаревич, к концу 1970-х годов внутри группы «что-то не клеилоcь»
и c музыкой.
О возникновении напряжённости в отношениях между обоими музыкантами Макаревич упоминал в книге воспоминаний «Всё очень просто» в контексте событий осени 1978 года, однако, по свидетельству Александра Кутикова, уже весной 1978 года — за год до окончательного возвращения Кутикова в «Машину времени», произошедшего в мае 1979 года, — эти отношения были конфликтными.
Андрей Макаревич:
«Я чувствовал, что мы разбежимся с Кавагоэ Серёжей и с Маргулисом. Что-то уже не оставалось ничего из того, что нас тогда удерживало вместе. И я очень по этому поводу переживал. В общем песенка была для меня таким как бы ответом им: «А я вот всё равно буду делать то, что считаю нужным».
И вот песня родилась. И, как обычно, одним из первых ее слушателей стал Александр Кутиков.
Александр
Кутиков:
«За год
до моего возвращения – в 1979 году – мы сидели у Андрюшки дома, выпивали. Он
мне сыграл песню «Свеча» под гитару. Я все понял и сказал ему: «Терпи! Главное
– ты написал эту песню!»
Внутренние
конфликты – мелочь по сравнению с жизнью, но они активно влияют на творчество.
Я бы никогда не вернулся в «Машину» из «Високосного Лета», если бы не услышал
«Свечу».
Позже,
когда мы начали ее делать, я настоял, чтобы там была вся эта интродукция, мы
очень долго ее придумывали. Для меня это самая главная песня в «Машине времени»
вообще!».
Кутиков
не только вернулся из "Високосного лета", но и привел с собой Валерия
Ефремова.
Именно
Кутиков настоял на подготовке интродукции для «Cвечи», которую «очень долго
придумывали». Вновь пришедшие музыканты совместно предложили Макаревичу
дополнить аранжировку песни дополнительным проигрышем, что поначалу вызвало
сопротивление последнего, так как в предыдущем составе группы проигрыши «очень
не любили».
Кроме
этого, как утверждал позже Макаревич, ему казалось, что в таком варианте было
«слишком много розовых слюней, какие-то псевдосимфонии, а песня такая
достаточно серьёзная, жёсткая. Потом поверил им, потому что их было больше».
В
результате инструментальная часть, игравшаяся ранее в конце песни, в этой
версии «Cвечи» была перемещена после первого куплета и значительно увеличена по
длительности.
Сами
инструментальные партии стали более разнообразными, также Подгородецким был
придуман особый клавишный эффект, что в совокупности отличало эту аранжировку
«Cвечи» от более поздних.
С начала
1979 года группа начала играть «Свечу» в программе «Маленький принц». 15
сентября песня прозвучала на концерте нового состава в Москве.
В апреле
1980 года «Свеча» оказалась в хит-параде «Звуковой дорожки» «Московского
комсомольца». Тот год она завершила на 13 месте.
Песня
также вошла в саундтрек художественного фильма «Начни сначала» («Мосфильм»,
1985, реж. А.Стефанович). В частности, она звучит в финале картины и, по мнению
режиссера, делает его не имеющим ничего равного по силе. Первоначально
Макаревич выступал против её включения в саундтрек фильма, аргументируя это
тем, что исполнение героем-бардом песни о себе самом требовало также и от песни
её соответствия стилистике бардовской культуры. «Свеча» же к тому моменту была
широко известна именно как композиция рок-группы «Машина времени». Однако в
конечном итоге режиссёр убедил Макаревича, что исполнение «Свечи» в завершающей
сцене фильма будет являться «сильным» финалом, которому «ничего по силе равного
нет».
В 1986
году «Пока горит свеча» стала одним из треков альбома-сборника «В добрый час»,
составленного из песен «Машины времени».
В 1986
году была записана англоязычная версия песни «Свеча», которую планировалось
включить в альбом, распространять который предполагалось на Западе.
Англоязычное название композиции: «Until the candle burns». К сожалению,
официально этот вариант не издавался.
Со второй
половины 1980-х годов «Свеча» заняла особое место в структуре концертных
программ «Машины времени». Рассказывая о подходе к построению программы «В
круге света» в интервью газете «Московский комсомолец» в 1988 году, Макаревич
назвал «Свечу» программной песней, выражающей концепцию группы и исполняемой,
вместе «с известными боевиками», в финале концерта. Начиная с 1990-х годов
песня является завершающим номером концертной программы, во время исполнения
которой часть публики традиционно использует зажигалки, включает фонари на
смартфонах.
5 июля
2003 года «Машина времени» выступила на рок-фестивале «Крылья» на Тушинском
аэродроме, во время которого был совершён взрыв, квалифицированный позже как
теракт. К моменту выхода музыкантов на сцену, сообщала газета «Коммерсантъ»,
«все зрители что-то знали, но ещё не были ни в чём уверены». Весь аэродром «в
один голос стал петь вместе с Макаревичем, Кутиковым и Маргулисом все их песни».
После окончания сета музыканты были вызваны «на бис» и исполнили «Свечу»,
которая прозвучала, по мнению обозревателей «Коммерсанта», как реквием по
погибшим.
Во время
выступления на первом музыкальном фестивале «Сотворение мира» 30 августа 2008
года в Казани песню «Свеча», дуэтом с Макаревичем, исполнила американская
певица Патти Смит, предварительно сочинив к ней текст на английском языке.
Критика и
признание.
Советская
официальная критика оценивала песню с позиций её соответствия господствовавшей
в стране идеологии, степени оригинальности использованных поэтических приёмов.
Так, газета «Литературная Россия» обращалась к факту выпуска «Мелодией» в 1980
году пластинки с фонограммой «Свечи» — вкладышу к журналу «Клуб и
художественная самодеятельность» (см. разделы «Тбилиси-80», «Релизы»), оценивая
само решение об издании песен Андрея Макаревича как «безответственное». Газета
иронизировала над отдельными строками из текста «Свечи»: «быть с собой в
разлуке» — это «сложная душевная неустроенность» лирического героя Макаревича,
ставшая его крестом. Однако "лес нагорожен [песня сочинена] всего-то из-за
нескольких неосуществлённых намерений: «Я хотел идти куда попало, закрыть свой
дом и не найти ключа, но верил я, не все ещё пропало…». Далее высказывалось
мнение о том, что большое количество молодых людей — «страдальцев на мягком
диване», «увлечённых самолюбованием», — "музыкально постанывают, что «дней
осталось мало, и выпал снег, и кровь не горяча», после чего авторы задавали
вопрос, нужно ли предоставлять этим молодым людям возможности для издания своих
произведений. "Тем более, что всё это шикарное «страдание» при свечах
сменяется напористой декларацией-предупреждением: «Но если плечи песней мне
расправить, как трудно будет сделать так, чтоб я молчал…». Газета завершала
разговор о «Свече» цитатой из собственной читательской почты: «прежде чем
„расправлять плечи“ пусть эта группа постигнет азы нашей идеологии».
«Литературная газета» писала о не актуальной проблематике песен группы, об
«эксплуатации полюбившихся, но отработанных приёмов», например,
"демонстрации — к месту и не к месту — математических способностей: «Я в
сотый раз опять начну сначала, пока не меркнет свет…».
Музыкальный критик Артемий Троицкий охарактеризовал период конца 1970-х — начала 1980-х годов как «пик творческой формы» «Машины времени», песню «Свеча» отметил в числе лучших композиций этого периода, а также приводил её в пример оптимистичных и жизнеутверждающих песен — и «по букве», и «по духу», поскольку, с его точки зрения, «не может быть „пессимистической“ песня, в которой бьётся истовая заинтересованность и забота о жизненных проблемах, песня, основанная на вере и неравнодушии». Фактически сразу после того, как «Свеча» стала популярной, её восприятие как программной песни группы, которая звучит «с большим оптимизмом», возникло и у слушательской аудитории «Машины времени», о чём было упомянуто в читательской почте газеты «Комсомольская правда» в ответ на критическую статью «Рагу из синей птицы».
Журналист
Александр Щербаков рассуждал о возможности совершенно разных музыкальных
произведений, сочинённых в разное время, выступать средством «спасения» в
моменты отчаяния, в те «дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни музыки, ни
сил». Автор сравнивал «Свечу» с Шестой симфонией Чайковского. Так, если
указанная симфония, по его мнению, способна «принять на себя разряд уже
непереносимой отрицательной энергии, накопившейся в наших душах», то песня
«Свеча» Макаревича, утешает, воздействует на душу «не одними стихами, а стихами
внутри музыки, а музыки внутри голоса, а голосом — именно с той интонацией,
которая враз преодолевает всё, что есть между магнитофонной плёнкой и моим,
никому не слышимым, без звуковых волн пропеванием» этой песни. Автор также
делился наблюдениями о равной степени актуальности песни «Свеча» для него
самого, а также для более молодого поколения, отметив, что музыканты «Машины
времени», таким образом, в меру своих сил и способностей «наводят мосты между
поколениями», «связывают времена, как сварочная машина — трубопровод». О
влиянии песни на отдельные поколения слушателей говорили также и другие
критики. Так, Евгений Бычков отмечал высокий уровень песенного творчества
Макаревича в целом, а также то, "сколь глубокий след в сердцах целого
поколения оставили песни типа «Свечи». Также Троицкий называл «Свечу» одним из
«гимнов поколения», сравнимым по воздействию «на русских людей с песнями
„Битлз“ или Боба Дилана».
Песня
оказала влияние и на последующие поколения рок-музыкантов. Так, например,
Максим Леонидов упоминал о ней, описывая собственные впечатления от одного из
первых посещённых концертов «Машины времени» в Ленинграде: "Был совершенно
поражён вообще всем: построением шоу, этим вдохновенным Макаревичем, «Не
меркнет свет, горит свеча». В 1992 году, совместно с Макаревичем, Леонидов
записал кавер-версию «Свечи» для первого сольного альбома «Максим». Другими
известными каверами являются версии групп «Uma2rmaH» и «Братья Грим»,
записанные в 2009 году для трибьют-альбома «Машинопись». Музыкальная
интерпретация песни, подготовленная «Uma2rmaH», была благоприятно принята
критикой и охарактеризована как фьюжн-босанова, с которой «можно на джаз-фестах
зажигать». Версия «Братьев Грим» удостоилась менее высокой оценки, как вариант,
который "подошёл бы для медоточивого финала какого-нибудь мюзикла под
названием, например, «Вечная любовь», а сама группа была отнесена к категории
исполнителей, "любящих не «Машину» в себе, а себя в «Машине». В 1996 году
на совместных с Макаревичем концертах песню исполнял Борис Гребенщиков (издана
на Live-альбоме «Двадцать лет спустя» в 1997 году).
«Свеча»
впервые попала в хит-парад «Звуковой дорожки» — музыкальную рубрику газеты
«Московский комсомолец» — в апреле 1980 года, на следующий месяц после
получения «Машиной времени» первой премии на фестивале «Весенние ритмы.
Тбилиси-80», а по итогам этого года заняла 13-е место в общем перечне песен. В
2000 году радиостанцией «Наше радио» композиция была включена в перечень «100
лучших песен русского рока в XX веке», а в 2014 году — в список "500
лучших песен «Нашего радио». По итогам голосования среди читателей газеты
«Коммерсантъ», прошедшего в ноябре 2016 — феврале 2017 годов, «Свеча» возглавила
тройку песен 1980 года. Этим голосованием определялись лучшие композиции
периода холодной войны (1960—1985), независимо от места их создания.
Первоначальный список, из которого производился выбор, был составлен бывшими
работниками Всесоюзного радио совместно с музыкальным обозревателем «Коммерсанта»
Борисом Барабановым.
Песня
пародировалась в телепередачах «КВН» и «Кривое зеркало». Строка «Пока горит
свеча» из рефрена песни была включена в перечень наиболее известных цитат и
выражений XX и XXI веков.
Фонограмма
песни «Свеча» с альбома «В добрый час» являлась музыкальным сопровождением
участия российского фигуриста Евгения Плющенко в показательных выступлениях
Чемпионата Европы по фигурному катанию 2010, состоявшегося в Таллине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий