пятница, 1 сентября 2023 г.

Валерий Щёлкин, Сергей Фролов «Легенды ВИА» (2007). Глава 3. «Орэра» — 1969 г. — Роберт Бардзимашвили.

«ОРЭРА» — ЛЕГЕНДА В ПЕСНЯХ НА ВСЕ ВРЕМЕНА!

Музыкальные традиции Грузии славятся богатым многоголосным пением, которое возникло еще в древние времена. Замечательные молодые певцы сорок лет назад создали музыкальный ансамбль, в котором унаследовали это вокальное своеобразие и преподнесли слушателям на современном уровне. Они стали первым в Грузии молодежным эстрадным коллективом. Его создатель и руководитель — талантливый музыкант Роберт Бардзимашвили. Вслед за «Орэрой» в республике появился в 1962 г. другой талантливый ансамбль «Диэло», созданный братьями Эрамом и Амираном Эбралидзе. Их называли грузинскими «Битлз». Они стали лауреатами конкурса артистов эстрады в 1970 г. вместе с «Песнярами» и выпустили много грампластинок на фирме «Мелодия». Затем последовали короли мюзиклов — ВИА «Иверия» композитора и руководителя Александра Басилая и детский ВИА «Мзиури». И, конечно же, целая армия грузинских ансамблей «Цицинатела», «ВИА-75» Роберта Бардзимашвили, девушки «Аиси», «Далдери», «Ориони», «Ингури» с певцом и руководителем Гиви Габуния. В Грузинской филармонии также прекрасно работали греческие ансамбли «Бузуки» и «Эллада».

Нани Брегвадзе и вокальный квартет «Орэра» - «Сорванец» («Сорванца зовут Мария») (1966)

Музыкальный ансамбль «Орэра» стал в далекие шестидесятые годы для миллионов наших людей некоторым эталоном английских «Битлз» в СССР. Начинали вчетвером, как вокальный квартет. Правда, по музыке ребята были ближе к джазу, в отличие от битловского рок-н-рольного звучания. Но это было свое, родное, «союзное». Гармоничные, трогательные, с многоголосным вокалом, хорошие песни. Как прекрасно они пели «Тополя» и «Васильки», любимые песни генералиссимуса Сталина «Сулико» и «Лалеби», в которой любовь дана в награду за сердца упорные.

Впрочем, золотой фонд «Орэры» представляет собой песни на двадцати двух языках народов мира. С ними ансамбль побывал в разных странах, где музыкантов полюбили и всегда с уважением вспоминают. Дискография грампластинок насчитывает в первую очередь около двенадцати дисков-гигантов и двадцать маленьких формата «миньон». Все они были выпущены миллионным тиражом, учитывая, что тогда в Союзе было несколько заводов грампластинок в Москве, Ленинграде, Риге, Тбилиси и Ташкенте. А сегодня история легендарного ансамбля «Орэра» продолжается также достойно нового века и времени, по-прежнему в своих славных многоголосных традициях.

МЕЛОДИЯ ДРУЖБЫ И СУДЬБЫ НА ТРИ ГОЛОСА

История известного вокально-инструментального ансамбля «Орэра» начиналась в 1958 г. Двадцатилетний студент Тбилисского государственного института иностранных языков Роберт Бардзимашвили решил создать музыкальный ансамбль. На разных факультетах вуза он нашел друзей-единомышленников и сверстников — Зураба Яшвили и Теймураза Давятая. На базе художественной самодеятельности института молодые ребята удачно спелись и стали выступать вокальным трио. Еще без названия, их полюбили в студенческом кругу. В репертуаре звучали грузинские народные песни, а также песни на иностранных языках. Зарубежные произведения получались один к одному, как будто бы их пели настоящие французы, англичане. Отличное знание языков определяло интенсивное обучение на инязе. Роберт учился на факультете французского языка, Зураб на факультете испанского, а Теймураз на факультете английского. Репетиции и выступления приходилось чередовать с учебой. Ребята и не думали о профессиональной работе. В планах была работа лингвистами за границей. На одном из конкурсов самодеятельности ребята стали лучшими и их удостоили поездки в Таллин. Это было в рамках культурного обмена между двумя тогда еще советскими республиками. В Тбилиси их показали по телевидению, что сразу же сделало их знаменитыми и любимыми исполнителями.

ВИА «Орэра» - «Тополя» (1967)

Трое юношей под акустические гитары пели божественными голосами и трогали души слушателей своей необыкновенной проникновенностью. Любовь к песне взяла верх. Буквально перед окончанием института молодых музыкантов пригласили в государственную филармонию. Роберт решил однозначно твердо и уверенно: «Буду музыкантом!». Зураб также сказал «да», а вот Теймураз долго думал — чему же отдать предпочтение? Его ребята называли полиглотом. Он умудрился получить образование не только на инязе. Теймураз окончил хореографическое училище по танцам и футбольную школу. Но музыка соединила сердца трех певцов, и их жизнь круто повернула в жанр советской эстрады 60-х.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ — «ОРЭРА»?!

В 1961 г. начинается профессиональный период биографии «Орэры». Роберт Бардзимашвили — душа и сердце коллектива — сам придумал название для ансамбля. На грузинском языке это непереводимое слово от корней народной песни. «Орэра», прежде всего, означает припев, под который еще в древности люди сеяли, выращивали и собирали урожай. Сами музыканты про это название рассказывают многозначительно. Например, это восход солнца над необыкновенно чарующими по красоте высокими кавказскими горами, перекликающийся со старинными грузинскими легендами и мелодиями. В филармонической деятельности трио вначале выступало в сопровождении большого оркестра. Иногда пели а-капелла.

ВИА «Орэра» - «Только один поцелуй» (1969)

И вот в Тбилиси приехали важные гости из Москвы посмотреть и послушать грузинскую эстраду. Среди них были мастера советской песни — композиторы Тихон Хренников, Юрий Саульский и Александр Цфасман. Они намеревались послушать и выбрать кого-то из молодых лучших вокалистов Грузии для работы на всесоюзной эстраде. Когда услышали пение «Орэры», были просто очарованы. Так ребят приняли в штат московского мюзик-холла. Их включили в большую эстрадно-развлекательную программу «Когда зажигаются звезды», в которой также выступали певец и киноактер Марк Бернес, певица Тамара Миансарова и братья Русаковы. Перед выступлением в Москве ребята из «Орэры», несмотря на уже достаточный опыт профессиональной работы немного волновались. Как примет их столичная публика и не перепутают ли их ансамбль с названием уже известного грузинского эстрадно-джазового оркестра «Рэро»? Волнения музыкантов оказались напрасными. «Орэру» встретили громкими аплодисментами, запомнили и полюбили в Москве. Первое выступление «Орэры» прошло с большим успехом в столичном саду «Эрмитаж», что на Большом Каретном.

В мае 1961 г. ансамбль «Орэра» впервые побывал в городе на Неве. Там уже был очень известный и популярный ленинградский ансамбль «Дружба» под руководством замечательного музыканта, композитора Александра Броневицкого. Знакомство с Ленинградом, городом исторических традиций, старинной архитектуры и посещение музея музыки пришлось по душе ребятам. В будущем у них сложится настоящая дружба с ленинградскими музыкантами, композиторами и поэтами.

«ОРЭРА» ВМЕСТЕ С ГЕНО, НАМИ И БУБОЙ СТАЛИ ВИА

Из вокального трио «Орэра» однажды стали квартетом. Песня на четыре голоса стала более звонкой и гармоничной. В 1964 г. в состав коллектива пришел басист и солист Гено Надирашвили. Надо сказать, что в Азербайджане уже работал известный вокальный квартет «Гая». Так что и в «Орэре» появился четвертый певец. Творческая биография Гено начиналась в 1958 г., когда известный музыкант, пианист Георгий Габисгерия организовал первый джазовый оркестр в Грузии. Он приехал из Маньчжурии. Молодого музыканта взяли в качестве контрабасиста. В I960 г. работа в оркестре «Рэро» у дирижера и руководителя Леонида Певзнера. Затем работа в ансамбле «Джанг» у молодого пианиста, советского Оскара Питерсона — Бориса Рычкова (в будущем известного джазмена и композитора, сочинившего для Аллы Пугачевой «Все могут короли» на слова Леонида Дербенева). В 1961 г. Гено Надирашвили опять же в составе джаз трио «Кавказ» под руководством Бориса Рычкова гастролируют в одной программе с ансамблем «Орэра». Трио было довольно знаменитым. Когда их выступление в Таллине услышал ведущий джазовой программы «Голоса Америки» Уиллис Канновер, то высказал восхищение и прокрутил их записи по радио.

ВИА «Орэра» - «Тбилисская серенада» (1967)

Собственно говоря, с «Орэрой» Гено уже был хорошо знаком. Они еще с Теймуразом Давитая вместе учились в футбольной школе. А во время гастролей в уральском городке Прокопьевске, музыканты устроили «капустник». Тогда еще молодой азербайджанский пианист Вагиф Мустафа-Заде (он тоже работал два года в «Орэре») вдруг взял и сыграл песню из репертуара известного американского певца и миллионера Фрэнка Синатры. А Гено вышел и спел вокал — так здорово и красиво. Его тембр голоса четко совпадал с тембром Фрэнка Синатры. В 1964 г. музыкант окончил музыкальное училище по классу контрабаса. И вот однажды на гастролях в ленинградском саду отдыха сам руководитель Роберт Бардзимашвили пригласил Гено в «Орэру». Попасть в коллектив было большой честью. Так с приходом Гено Надирашвили трио стало квартетом. А поскольку новый музыкант еще играл на басе, «Орэровцы» решили: «А почему бы нам не стать не только поющими, но и одновременно себе аккомпанирующими!» Пригласили еще барабанщика и певца.

ВИА «Орэра» - Тирольская народная песня «Хвастун» (1969)

Пятым в «Орэру» пришел музыкант, барабанщик Вахтанг Буба Кикабидзе. До этого он пел и играл на барабанах в ансамбле «Диэло», а также успел поработать в кино. Его первый и тогда единственный фильм «Встреча в горах» не оправдал его надежды на карьеру киноактера. Про Бубу певец рассказывает в своих интервью так. Начать с того, что в Сванетии (Грузия) есть высокая гора Буба, а еще в раннем детстве его так называла мама, солистка первого в Грузии джаз-оркестра. В переводе со сванского так называют самого младшего главным в доме. В «Орэру» певец и барабанщик пришел в 1966 г. Вначале он играл на барабане и литаврах. Сам Буба — Вахтанг Кикабидзе — произнес: «Давайте будем не только петь, а еще и играть на музыкальных инструментах». Так на сцене музыканты пели под собственный аккомпанемент двух акустических гитар, рояля, саксофона и барабанов.

Певица Нани Брегвадзе появилась в «Орэра» в 1966 г. После консерватории по классу фортепиано в планах была аспирантура. Мечтала стать пианисткой, только вот любовь к песне стала на первом плане. Всесоюзный дебют молодой певицы состоялся на У1 Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957 год). Выступала на сцене Театра советской армии с единственной «Песней о свече». Было волнение, про которое сегодня царица грузинской песни часто вспоминает. Ее профессиональная карьера певицы начиналась в 1956 г. Три года она работала солисткой известного государственного оркестра Грузии «Рэро». В ансамбле «Орэра» Нани Брегвадзе пела и аккомпанировала на рояле. Как трепетно и благородно она исполняла в концертных программах коллектива прекрасный старинный русский романс «Калитка»! Можно сказать, и произведение получило второе рождение. Запомнилась и другая песня — «Живет моя отрада», также звучавшая под аккомпанемент рояля в концертах «Орэры».

ВИА «Орэра» (солистка Нани Брегвадзе) – «Песня о Тбилиси» (1972)

В состав ансамбля приходят замечательные талантливые музыканты, например, Теймураз Мегвинетухуцеси, с высшим музыкальным образованием, поющий и играющий на рояле, ионике. В концертных программах музыканты «Орэры» было много шуток, из которых получались импровизированные шоу. Пианиста Теймураза представляли так, что как будто бы его фамилия в переводе с грузинского означает министр виноделия. Из художественной самодеятельности в ряды «Орэры» пришел альт-саксофонист Александр Манджгаладзе. Запомнились его соло с выразительными импровизациями. Вот в таком составе в 1969 г. «Орэра» стали настоящим вокально-инструментальным ансамблем. Грузинская филармония достала для музыкантов «Орэры» современные электрогитары, электроорганы, колонки и усилители. За короткое время ребята освоили инструменты и аппаратуру. Теперь это были не только поющие в один микрофон певцы — это был настоящий электронный вокально-инструментальный ансамбль «Орэра». Роберт стал играть на электрогитаре и акустической эстрадной гитаре. Зураб на ионике и гармонике. Гено на трубе и контрабасе, а Теймураз Давитая на бас-гитаре. В состав «Орэры» из знаменитой ленинградской «Дружбы» в 1969 г. пришел пианист Теймураз Кухалев. В ансамбле он поставил голос на высоком уровне, что до сих пор сохранилось.

«ОРЭРА» С ПЕСНЕЙ НА ВСЕХ ШИРОТАХ

Высокие профессиональные творческие показатели ансамбля «Орэра» сделали его образцом на советской эстраде среди музыкальных коллективов. В репертуаре музыкантов прекрасно звучали песни на разных языках мира. Вот здесь и пригодилось знание лингвистики и правильное произношение слов. Поэтому «Орэре» не запрещали исполнять зарубежные песни. Правда, в прессе иногда проскальзывало про то, что талантливый грузинский ансамбль слишком увлекается зарубежными новинками. Музыкальные обозреватели советовали петь только грузинские песни. Одному из солистов ансамбля, Гено Надирашвили, тембр голоса которого очень похож на тембр голоса известного американского певца Фрэнка Синатра, — здорово доставалось от критиков. Да, пел много песен из его репертуара. Но исполнял достаточно чисто и красиво.

В министерстве культуры решили, что «Орэра» наряду с «Дружбой» и «Гая» имеют право представлять Советский Союз за рубежом. Как посланники мира, со своими песнями музыканты побывали в разных странах и на разных материках, кроме разве что Антарктиды. По линии «Госконцерта» ансамбль «Орэра» выступал на зарубежных гастрольных поездках в больших концертных залах и на огромных стадионах, собирая при этом огромное количество зрителей. В практике коллектива было правило — вести программу на языке той страны, где выступали.

К 70-м музыканты побывали уже в восьмидесяти странах. Именно в то время вышла их вторая большая пластинка формата «гигант» с песнями народов мира. Грузинская «Сулико» и русская «Не жалею» из поэзии Сергея Есенина, итальянская «Анжелло» Джанни Моранди, американская «Колыбельная» великого Джорджа Гершвина, а также другие известные произведения. «Как появляются в вашем репертуаре зарубежные песни?» — спрашивали обычно у руководителя ансамбля Роберта Бардзимашвили. Он рассказывал, как практически из каждой страны привозили разные мелодии. Потом песня, полюбившаяся слушателям, оставалась надолго в репертуаре.

ВИА «Орэра» - «Чемо Сакартвело» («Песня о Грузии») (1981).

Прежде всего, «Орэра» исполняли грузинские песни, в которых сохранялась традиция богатого многоголосия. Про кругосветное путешествие ансамбля в гостелерадиофонде хранится интересный музыкальный фильм «Орэра», полный вперед!» (1968). Много раз в семидесятые его показывали по телевидению, а фрагменты повторяли в телепередаче Элеоноры Беляевой, а затем композитора Валентина Левашова «Музыкальный киоск». Сюжет разворачивается на корабле, который отправился с музыкантами из Одессы. Путешествуя по странам вплоть до Австралии, «Орэра» исполняют в фильме песни на разных языках. Кинокартина была популярной.

Приятные впечатления сохранились у музыкантов ансамбля от гастролей. Более семисот песен на двадцати двух языках народов мира до сих пор хранятся в золотом фонде «Орэры». А некоторые, полюбившиеся слушателями, спустя сорок лет продолжают звучать сегодня в исполнении ансамбля. В архиве грузинской филармонии бережно хранятся командировочные листы гастрольных туров. На карте мира отмечены путешествия ансамбля «Орэра» в ГДР, Болгарию, Польшу, Чехословакию, Румынию, Югославию, Чехословакию, Венгрию, на Кубу, в Канаду, Англию, США, Францию, Мексику, Австралию, Сингапур, Финляндию, Индию, Никарагуа, Иран, Афганистан, Турцию, Йемен, Сенегал, Мали, Зимбабве и многие другие страны.

ПОСЛАНИЕ «ОРЭРЕ» ОТ «БИТЛЗ», «КРИМАНЧУЛИ» И НИКАРАГУА

В 1966 г. «Орэра» в Лондоне выступали на сцене знаменитых «Альберт-холла» и «Палладиума». Их показывали по лондонскому телевидению. Их импресарио, занимавшийся гастролями, договорился о встрече «Орэры» с «Битлз». Она должна была произойти в одном из джазовых клубов. К сожалению, дело не удалось, по причине участия битлов в работе над фильмом. От них из Ливерпуля приехал человек, который принес извинения от «Битлз» за то, что в это время они не смогут приехать в Лондон. В своем послании известные английские музыканты передали, что смогут через неделю приехать и тогда будет возможность познакомиться поближе. Но в это время «Орэра» направлялись в другую страну, поскольку были подчинены «Госконцерту» и тоже выполняли свою работу. В репертуаре ансамбля по-своему самобытно, в «орэровской» манере все же звучали битловские хиты «Любовь нельзя купить» и «Девушка». В Лондоне музыканты побывали в редакции известной коммунистической газеты «Морнинг стар». И там их спрашивали: «За что у вас в стране ругают «Битлз»? Они ежегодно платят профсоюзам десять процентов от своего дохода!». И «Орэра» ответили им, что ругают и запрещают те, кто не понимает и не хочет воспринимать прекрасное.

Нани Брегвадзе и ансамбль «Орэра» - «Где же ты был, мой милый» (1969)

Знаменательное выступление «Орэры» состоялось в Монреале (Канада) на международном фестивале «Экспо-67». Буба Кикабидзе стал там лучшим барабанщиком. Четыре тысячи зрителей на стадионе в Ванкувере стоя аплодировали «Орэре». Из воспоминаний музыкантов ансамбля им запомнилось исполнение старинной грузинской песни-вокализа «Криманчули». По мнению «орэровцев», это трудноисполнимый номер, который они сделали в 1969 г. с джазовым оркестром. Когда на одном из концертов в Кремле, еще в 1930-х годах, прозвучала эта старинная грузинская песня, — Анастас Микоян вдруг услышал какие-то непроизвольные ноты «Йа, уа, уа...» в голосе одного из солистов грузинского хора. Он сказал Сталину, что этот певец портит произведение. И тогда великий отец народов ответил, что без этого голоса песни не получилось бы. На самом деле именно на нем все было и построено. На международном музыкальном фестивале эстрадной песни в Сопоте (Польша, 1972 г.) она удостоилась лавров. Там вызывали на «бис» несколько раз. А вот по «Би-би-си» в 2000 г. «Криманчули» в исполнении «Орэры» заняла четвертое место. На первом месте в этой двадцатке лучших хитов из прошлого всем известный Джо Кокер. Об этом рассказал ветеран ансамбля Теймураз Давитая, который и спустя сорок лет снова на сцене в составе «Орэры».

Ансамбль «Орэра» поет грузинскую и кубинскую народные песни. Голубой огонек (1962)

Приходилось ансамблю бывать и в горячих точках планеты. В Никарагуа музыканты попали под обстрел. Но во время концерта солист Теймураз Давитая говорил по-испански на протяжении всей программы. Зрители кричали: «Вива, Никарагуа!». Солдаты маршировали перед «Орэрой». Концерт превратился в митинг. Вспоминается Северный Йемен, где по краям сцены в качестве охраны стояли автоматчики. Трижды исполняли арабскую народную песню «Биледи — билади».

В Мехико выступали на знаменитой «Ацтекке» перед двадцатью тысячами зрителей. Первой исполнили свою родную грузинскую народную «Сулико». Пели а-капелла, без сопровождения инструментов. Люди снимали костюмы и рубашки, входили в экстаз. Настоящий восторг на лицах зрителей можно было увидеть во время исполнения попурри латиноамериканских песен. Это был целый блок известных, зажигательных, красочных и ритмичных песен.

Вспоминается Израиль, 1986 год, после 15-летнего перерыва в дипломатических отношений с Советским Союзом. Прилетели туда из Лондона с задержкой рейса. Было приятно видеть, как «Орэру» встречали бывшие земляки. Они привезли четыреста ковров.

Когда в 1977 г. отправились в США вместе с «Песнярами» и танцевальным ансамблем «Сувенир», это был тур по большим городам. Потом по этому поводу фирма «Мелодия» выпустила большой диск, где на одной стороне пели «Орэра», а на другой «Песняры». Они дружили с Владимиром Мулявиным и его ребятами. А лидер и руководитель популярного ансамбля всегда ставил своим «Орэру» в пример и говорил, что вот так надо петь!

Как правило, перед зарубежными поездками «Орэра» заходили на Пятницкую улицу в Дом Радио, где ребятам показывали песни той или иной страны, куда они отправлялись. И там музыканты в качестве сюрприза исполняли эти и другие мелодии, понравившиеся на пяти континентах.

РУССКАЯ ПЕСНЯ В ДУШЕ «ОРЭРЫ»

Русские песни всегда звучат искренне и проникновенно в исполнении известного грузинского ансамбля. Надо отметить, что «Орэра» первыми стали исполнять песни на стихи Сергея Есенина. В то время творчество поэта не очень-то одобрялось властями. Запомнились «Отговорила роща золотая» и «Не жалею, не зову, не плачу» на музыку Григория Пономаренко, «Березка» на музыку Евгения Мартынова, «Над окошком месяц» на музыку композитора и баяниста Анатолия Акименко и др.

ВИА «Орэра» - «Не жалею, не зову, не плачу»

Большая творческая дружба связывала ансамбль с композитором Георгием Пономаренко, народным артистом. Сочинял он свои песни под баян. Среди них наиболее известная — «Оренбургский пуховый платок». За свою большую жизнь создал много песен, музыки для кино и театра.

ВИА «Орэра» - «Отговорила роща золотая»

Была одна интересная история самого начала их знакомства. Руководителю «Орзры» как-то позвонил сам композитор и сказал, что написал «А где мне взять такую песню?». Роберт Бардзимашвили, не совсем расслышав и поняв, ответил автору: «Откуда я знаю, где ее взять». Так состоялось первое знакомство ансамбля с автором. Задушевные песни Григория Пономаренко стали украшением репертуара «Орэры». Потом пели про «Тополя» и «Ивушку». Они были настоящими друзьями. Известие о смерти композитора в 90-х потрясло участников ансамбля, и они все вместе прилетели в Краснодар, чтобы проводить в последний путь своего любимого композитора. Многие считали песни автора народными, поскольку исполнение было настолько искренним и проникновенным. И вообще, ансамбль с уважением и любовью относился к русской песне.

КАК ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ ИЗ ШОУ «ОРЭРЫ» СТАЛ КИНОЗВЕЗДОЙ

Развлекательные концертные программы ансамбля «Орэра» проходили всегда с большим успехом. Сами музыканты прекрасно, с чувством юмора, вели свои концерты. Ребята играли на сцене как настоящие киноактеры. История с конферансье в самом начале творческой биографии коллектива, до сих пор сегодня хранится в воспоминаниях. Это случилось перед вылетом на концерт в Ригу. Их конферансье опоздал на самолет. Буквально за полчаса перед концертом в гостинице ребята распределили роли. Получилось здорово и зрителям понравилось. Так в ансамбле «Орэра» появились первые элементы шоу, в котором музыканты удачно развлекали своих слушателей.

В дальнейшем актерская игра на сцене «Орэры» стала постоянным явлением. Вспоминается, как ребята шутили и одновременно пели, играли на музыкальных инструментах. Был такой интересный момент, когда Буба и Гено решили слегка пошутить во время исполнения Нани Брегвадзе русского романса «Живет моя отрада». В тот момент, когда луч света направили на Нани, сидящую за роялем, Буба и Гено решили поменяться инструментами. Так вот, Гено сел за ударные, а Буба не разглядел в темноте контрабас и оказался под роялем. Когда в зале включили свет, зал разразился хохотом — минут на пять.

ВИА «Орэра» и Буба Кикабидзе.

Однажды на концерт в московский театр эстрады пришел журналист из газеты «Советская культура». Он записал беседу с участниками ансамбля и добавил потом в своей публикации «Поем и дружим» от себя фразу, которая сделала карьеру в кино одному из солистов — Вахтангу Кикабидзе. Пусть, дескать, придет кинорежиссер и посмотрит на молодого симпатичного солиста, с великолепной мимикой киноактера. И на один из концертов в июле 1968 г. пришел известный Георгий Данелия. Он пригласил Вахтанга сыграть одну из главных ролей в кинокомедии «Не горюй» на киностудии «Грузия-фильм». Когда вместе с «Орэрой» Кикабидзе отправился на сьемки музыкального фильма «Вокруг света», на Босфоре его догнала телеграмма. В ней Данелия сообщал, что утвердил его на роль. Так из одного фильма Буба отправился в другой. И пришлось эпизоды с Бубой снимать уже в Батуми. Фильм получил множество премий, в том числе и международную. Вахтангу Кикабидзе достался главный приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Колумбии (1970). Потом были разные роли в фильмах «Мелодии Верейского квартала», «Я — следователь», «Совсем пропащий», «Мимино» и многие другие. Но Буба не расставался с «Орэрой», продолжал выступать в составе ансамбля и сниматься в кино. В 1975 г. музыкант и киноактер стал художественным руководителем «Орэры».

Затем сольная карьера Вахтанга Кикабидзе подарила нам много хороших песен, в том числе, «Мои года — мое богатство» Георгия Мовсесяна, другие хорошие песни — Бориса Емельянова, Александра Морозова. Певец записал несколько больших дисков, а его песни стали лауреатами телефестиваля «Песня года».

РОБЕРТ БАРДЗИМАШВИЛИ ИЗ «ОРЭРЫ» В «ВИА-75»

Основатель ансамбля, певец, гитарист, заслуженный артист Грузии Роберт Бардзимашвили всегда был идейным вдохновителем коллектива. Ему было по душе все новое в современной музыке. Для многих его уход из своего детища был непонятным и неожиданным. Сам музыкант говорил про это по-своему. Он обьяснял, что надо было менять стиль. В современной музыке все быстротечно, и чтобы было интересно слушателям, надо жить завтрашним днем. Он предлагал в «Орэре» многое изменить, только музыканты, верные своим давним традициям, не захотели этого делать. Роберт Бардзимашвили ушел сам и сделал новый «ВИА-75». Ансамбль был создан из выпускников Тбилисской консерватории. Средний возраст ребят был двадцать два года. Не смотря на молодость, музыканты обладали высоким профессионализмом.

ВИА «Орэра» - Картинки старого Тбилиси. Песня «Адандали». Голубой огонек (1967)

Дебют на всесоюзной сцене состоялся в телевизионном конкурсе «С песней по жизни», где также выступили ансамбли «Сябры», «Верные друзья», «Верасы», «Оризонт» и др. В репертуаре ансамбля песни молодых грузинских авторов и песни зарубежных мастеров, в том числе прославленного гитариста Джимми Хэндрикса. Необычайно интересно звучал молодой вокально-инструментальный ансамбль, в аранжировке которого по очереди солировали бас- и соло-гитары, флейта, рояль, а ударные подчеркивали ритм и вокал на восемь голосов.

Часто записывались на фирме «Мелодия». Четыре диска-гиганта, включая «Звездопад» были современными по музыке и настроению. Солисты ансамбля Беси Канделаки, Коба Бейшиташвили, Теймураз Ревазишвили пели просто удивительно. Ансамбль много гастролировал за рубежом: ФРГ, Польша, Чехословакия, ГДР, Конго. В «Госконцерте» музыканты были одним из самых лучших молодых коллективов. Всесоюзные хит-парады в газетах и журналах ставили «ВИА-75» в двадцатку. Это продолжалось с 1976 по 1979 год. Звездный путь коллектива продолжался, а великолепный музыкант, воспитатель, вдохновитель Роберт Бардзимашвили создал центр современной музыки в Тбилиси. Много одаренных детей определили свой путь в музыке у него в колледже. К сожалению, в 2004 г. Роберта Бардзимашвили не стало. Память о талантливом музыканте, основателе «Орэры», надолго сохранится в памяти всех, кто слушал его выступления.

«ОРЭРА» СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ, СНОВА В ПУТИ

Встреча с популярным ансамблем «Орэра» состоялась в Москве осенью 2001 г. Перед своими юбилейными концертами в театре «Новая опера» того самого «Эрмитажа», где впервые выступили сорок лет назад, ребята дали интервью журналистам. Встреча состоялась в пресс-центре «Мира новостей» на Петровке. И вот «люди из легенды» снова в Москве, лучшем городе земли, про который сочинил когда-то песню Арно Бабаджанян.

На вопрос, поют ли «Орэра» под «модные» фонограммы, певцы ответили шуткой. Не хватает-де на это денег. А если серьезно, то художественный руководитель Гено Надирашвили сказал: «Мы никогда не признавали эти так называемые фонограммы, потому что теряется вся динамика солиста, там нет никакого движения и на лице не видно переживания в песне, которая исполняется». После долгого перерыва в Москву «Орэра» прибыли в составе вокального квартета. Это старожилы ансамбля — Гено Надирашвили и Теймураз Давитая, солист Coco Жвания, долгое время проработавший в «Орэре» и молодой талантливый Нодар Читадзе. Художественный руководитель Георгий Мзиури. Три дня при полных аншлагах «Орэра» представляли в своем шоу, посвященном сорокалетнему юбилею, — как старые близкие и знакомые сердцу, так и новые песни. Известные артисты эстрады поздравляли коллектив с «днем рождения»: Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Эммануил Виторган, Coco Павлиашвили, «Новый Ариэль», «Поющие сердца», «Самоцветы» Юрия Маликова...

Организовал эти концерты генеральный директор «Орэры» Артур Цомая. Особый вклад в организацию концертов сделал продюсер Валерий Щёлкин. Именно благодаря ему мы имеем возможность увидеть и услышать другие замечательные концертные программы, которые он делает. К юбилею был приурочен выпуск компакт-диска «Золотые песни «Орэры».

За пройденный многолетний богатый творческий путь многое изменилось в жизни музыкантов. В памяти со старых фотографий интернетовских сайтов на нас смотрят те самые молодые ребята, только что вышедшие на сцену. К сожалению, в мир иной ушли основатель и бессменный руководитель Роберт Бардзимашвили, первый тенор ансамбля Зураб Яшвили, одаренный музыкант и карикатурист Вахтанг Куция.

Певец Валерий Ломсадзе в 1982 г. уехал в Америку, где в настоящее время живет в Нью-Йорке. По-разному сложились судьбы музыкантов «Орэры». И то, что они сделали для музыкальной культуры Союза, Грузии, заслуживает уважения и любви. Следующей страницей продолжения истории стала академия «Орэры», созданная на базе ансамбля в Тбилиси. Сами музыканты ежегодно проводят набор одаренных детей и учат их на тех самых традициях прекрасного грузинского вокала, прославившегося на протяжении многих веков. Так что жизнь продолжается и в серии «Гранд коллекшен» компании «Квадро» на этот раз выходит новый альбом ансамбля «Орэра».

А мы от всей страны пожелаем им успехов, молодого задора и кавказского долголетия. Так держать, ребята!

Комментариев нет:

Отправить комментарий