Авангардный джаз
Бибоп
Хардбоп
Модальный джаз
Фри-джаз
Один из самых влиятельных джазовых музыкантов второй половины XX века, тенор- и сопрано-саксофонист и бэнд-лидер — John Coltrane (Джон Уильям Колтрейн) родился 23 сентября 1926 года. Наряду с Чарли Паркером, Дюком Эллингтоном, Майлзом Дэвисом, Луи Армстронгом является наиболее значительной фигурой в истории джаза, оказавшей влияние как на современных джазовых музыкантов, так и на школу импровизации в целом.
Колтрейн
родился в городе Хамлете (штат Северная Каролина), вырос в Хай-Поинте и
подростком перебрался в Филадельфию. Там в двух консерваториях он постигал
искусство игры на саксофоне, играл ритм-энд-блюз, слушал Лестера Янга, а потом
получил работу в оркестре Диззи Гиллеспи. Известность пришла к Колтрейну у
Майлса Дэвиса, с квинтетом которого он сделал множество записей на лейблах
«Columbia» и «Prestige». Но вскоре им пришлось расстаться из-за пристрастия
Колтрейна к героину.
В 1957
году, играя с Телониусом Монком, Колтрейн, по его словам, «испытал духовное
перерождение». Он отказался от наркотиков, спиртного, сигарет, занялся
восточными религиями и изучением восточной африканской музыки. Начался
глубинный поиск смысла, и этим поискам не было конца. Он вновь начал
сотрудничать с Майлсом Дэвисом, вместе с которым записал в 1959 году один из
лучших в истории джазовых альбомов – «Kind Of Blue». А в начале 60-х годов
вышел первый альбом Колтрейна, состоящий целиком из его собственных композиций
— «Giant Steps».
В 1961
году Колтрейн собрал коллектив, которому будет суждено стать одним из наиболее
значительных в истории джаза: Маккой Тайнер (фортепиано), Джимми Гаррисон
(бас), Элвин Джонс (ударные). Сам Колтрейн перешёл с тенор-саксофона на
сопрано-саксофон. Вместе они сделали поразительную версию сентиментальной
песенки «My favorite things» из мюзикла «Звуки музыки». Эта вещь стала первой
джазовой пьесой после «Take Five» Дэйва Брубека, которую стали вовсю крутить на
радио. Вскоре Колтрейн уже зарабатывал больше любого джазового музыканта. Но
деньги его не волновали, его жизнью была музыка, и игравшие с ним музыканты
разделяли его почти мистическое убеждение в том, сколь важно их совместное
творчество. Когда Элвина Джонса спрашивали: «Когда вы играли с Колтрейном, как
это было? Как вы могли так выкладываться?» Он отвечал: «За этого подлеца мы
готовы были умереть». Этот ансамбль поражал своей энергией, силой, в этом было
что-то почти религиозное. Надо сказать, что и сам Колтрейн считал свою музыку
религией.
Конечно,
Колтрейн много требовал от своих слушателей. Многих поклонников джаза его
музыка просто оскорбляла – она им казалась слишком шумной, слишком громкой,
слишком беспощадной… Новую музыку, в которой были сила, ярость и напор,
безапелляционно называли какафонией. Это была авангардная музыка, это был
фри-джаз, поэтому про его бесконечные соло на саксофоне в верхнем регистре
говорили, что это шаманство, что он одержим духами…
В 1964
году Колтрейн записал один из самых популярных джазовых альбомов десятилетия,
одну из ключевых пластинок в истории джаза – «A Love Supreme» – сюиту духовной
музыки в четырёх частях. За два следующих года Колтрейн выпустил ещё 10
альбомов, всё глубже погружаясь в эксперименты.
В 1966
году его спросили о планах на ближайшее десятилетие. «Постараться стать
святым», – отшутился он. Жить ему оставалось считанные месяцы – 16 июля 1967
года он умер от рака в возрасте сорока лет.
Всю жизнь
Джон Колтрейн стремился максимально обогатить свою музыку – нотами, идеями,
энергией. Он утверждал, что джаз обращается напрямую к душе, а значит, способен
излечить наш сбившийся с пути мир. Его мечта перешагивала барьеры расовой или
национальной принадлежности. Как и все выдающиеся новаторы джаза, Колтрейн
пытался донести свою музыку туда, где её раньше не слышали. И для многих
почитателей он стал настоящим спасителем и вдохновил целое поколение музыкантов.
До
настоящего времени влияние Колтрейна на молодых музыкантов современного джаза
не ослабевает. Развитие характерного колтрейновского стиля игры и саксофонового
саунда продолжили его ученики и многочисленные последователи, в том числе Арчи
Шепп, Чарлз Ллойд, Ян Гарбарек, в России — Н. Панов, А.Пищиков, М. Литвин, И.
Бутман, С. Гурбелошвили и многие другие. Значительным является и композиторское
наследие Колтрейна; среди его лучших сочинений — Naima, Blues Minor, A Love
Supreme, Alabama, Fifth House, Chasin’ The Train, Blues To Bechet, Blues To
You, Mr. Day, Mr. Syms, Mr. Knight, Harmonique, Dahomey Dance, India, Moment’s
Notice, Giant Steps.
«Главное,
что может дать музыкант своим слушателям – это картина чудесных вещей, которые
открываются музыканту в мироздании», – говорил он.
Ландыш
Рифовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий