Советский рок.
Российский
поэт, музыкальный и литературный критик Илья Кормильцев известен публике в
основном как автор текстов группы «Наутилус Помпилиус», но, кроме этого, он
также был талантливым переводчиком, продюсером и книгоиздателем. Кормильцев
старался держаться в стороне от скандалов, но его воззрения отнюдь не облегчали
ему жизнь. Поступки поэта оставили поклонникам много поводов для споров – от
издания скандальных экстремистских книг и смелого творчества до принятия ислама
перед смертью.
Наутилус Помпилиус - «Скованные одной цепью». Песня, которая ярче всего выразила настроение советского общества накануне перестройки. Илья Кормильцев отразил в тексте все претензии интеллигенции к обществу: и доносительство, и государственный атеизм, и предательство высоких идеалов ради материального благополучия.
Высшее
образование Кормильцев получил в 1981 году. Еще во время учебы он прославился
среди сокурсников как талантливый поэт. Также Илья был одним из организаторов
модной тогда дискотеки «220 вольт».
Урфин Джюс - «Человек наподобие ветра». В стихотворении «Человек наподобие ветра» Кормильцев только начинал формировать свой поэтический стиль. В итоге песня на эти стихи стала одной из самых известных треков со второго альбома группы «Урфин Джюс».
В год
окончания вуза Кормильцев начал сотрудничество со свердловским музыкальным
коллективом «Урфин Джюс». Он выступил автором текстов почти всех песен,
вошедших в новый альбом «Путешествие». Позже Илья написал стихи к магнитоальбомам
группы «Жизнь в стиле Heavy Metal» и «15».
В 1985
году музыканты расстались с поэтом, но к тому моменту Кормильцев уже стал
полноправным членом местной музыкальной тусовки и познакомился с Вячеславом
Бутусовым. Перед тем, как начать новую страницу жизни, связанную с работой в
«Наутилусе», Илья успел поработать с Настей Полевой (альбом «Тацу») и Егором
Белкиным («Около музыки»).
Настя Полева - «Клипсо-Калипсо». Это пауэр-поп композиция, которая стало одной из самых популярных песен у Насти. Трек пропитан духом восточной экзотики. Настя Полева пригласила Илью Кормильцева к сотрудничеству сразу же, как начала писать собственную музыку.
Второй
половиной названия группа «Наутилус Помпилиус» обязана именно Илье – другие
участники планировали ограничиться просто «Наутилусом». Вместе они проработали
больше 10 лет, причем Кормильцев был не только поэтом, а полноценным
художественным руководителем, участвовавшим в том числе и в решении
организационных вопросов. Его тексты использованы в 9 альбомах группы – от
«Невидимки» до «Человека без имени». Песни, написанные поэтом для
«Наутилуса», вывели группу в звёзды русского рока, а альбом «Разлука» (1986)
называется в числе лучших записей своего времени.
Наутилус Помпилиус – «Я хочу быть с тобой». Илья Кормильцев сочинил стихи, которые стали припевом этой песни, за пятнадцать минут, пока ждал на улице девушку. Вячеслав Бутусов добавил строчку «в комнате с белым потолком, с правом на надежду» из другого стихотворения Кормильцева. Потом уже песню многие критиковали за излишнюю «попсовость».
О том,
как была организована работа над песнями с Ильей Кормильцевым лидер «Наутилуса
Помпилиуса» Вячеслав Бутусов рассказывал: «Илья приносил папку с текстами.
Работал он очень оперативно и всегда нас опережал: материала литературного
всегда было больше, чем музыкального. Илья писал очень быстро. В нем был
большой словесный дар - и к письму, и к устной речи. Он был прекрасным
оратором. Поскольку Илья был очень плодотворен, то его папку с текстами я
сперва откладывал, потому что был не в состоянии сразу все переварить. В
течение какого-то времени я пропускал через себя тексты, пытался приспособить к
музыкальной заготовке. Потом наступал этап, когда Илья приходил ко мне, и я ему
показывал варианты песен под гитару. Он имел право сказать: это мне нравится,
это не нравится, а вот об этом тексте можешь вообще забыть. Потому что Илья
работал на несколько фронтов и иногда, чтобы тексты не пропадали, он их забирал».
Наутилус Помпилиус - «Доктор твоего тела». С записью этой песни связана интересная история. Вокал записывали на студии Аллы Пугачевой, которая руководила процессом. Певица напела Бутусову слова так, как он должен был спеть. Звукорежиссер это записал, и таким образом ее голос попал на альбом.
В 1989
году Илья отошел от дел «Наутилуса», занявшись более интересными для него в тот
момент делами: выступил одним из основателей журнала «МИКС», выпустил
собственный сборник, в котором Бутусов поучаствовал в качестве иллюстратора.
Книга была издана небольшим тиражом и почти сразу же стала библиографической
редкостью.
Устранение
Кормильцева от работы в «Наутилусе» было связано не столько с усталостью,
сколько с внутренними разногласиями. Поворотной точкой творческой биографии
Ильи стал его отказ от премии Ленинского комсомола. Ее присудили группе, но
свой решительный шаг Кормильцев не согласовал с другими участниками, чем вызвал
сильное раздражение Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого.
Сотрудничество
с коллективом «Наутилус Помпилиус» возобновилось в 1992-м и продолжалось вплоть
до 2006 года. В то время Илья, переехав в Москву, помогал музыкантам с
продюсированием проекта «Отчет за 10 лет» и ездил с группой на гастроли по
стране.
Наутилус Помпилиус - «Тутанхамон». Юмористическая песня. В ней Кормильцев приписал мораль египетского фараона. Например, «Если ты пьешь с воpами, опасайся за свой кошелек» и «Если ты ходишь по гpязной доpоге, ты не сможешь не выпачкать ног». Песня стала одним из главных хитов с альбома группы «Титаник».
Пути
поэта с коллективом окончательно разошлись по политическим причинам.
Кормильцева возмутило выступление Бутусова с группой на слете движения «Наши».
Свои эмоции он выплеснул в открытом письме, в котором назвал аудиторию того
концерта «наемными гопниками», которые «оттягиваются за счет
налогоплательщиков», и заявил, что не хочет, чтобы они слушали его стихи,
написанные «сердцем и кровью».
Наутилус Помпилиус - «Крылья». Песня является заглавным саундтреком к известному фильму «Брат». Кинолента начинается именно со съемок клипа на эту композицию. По одной из версий, Илья Кормильцев писал про «августовский путч»: «здание в огне» – это здание правительства, по которому после команды «Огонь!» танки открыли стрельбу. По другой версии, эта песня о жизни в целом, о всепоглощающей любви.
В 2003 году Илья стал основателем издательства «Ультра. Культура». Оно специализировалось на выпуске неоднозначных книг, от которых отказывались другие компании, в частности, творений Сергея Паука Троицкого (признанных впоследствии экстремистскими), Лестера Гриспуна, Джея Стивенса (изъятых потом из продажи за пропаганду терроризма и наркомании). Также из русских авторов издательство публиковало Эдуарда Лимонова. Позже текст книги «Другая Россия» был использован в суде в качестве доказательства антигосударственной деятельности писателя.
В
интервью Кормильцев рассказывал, что выбирает такие материалы потому, что
считает незаконным и нетолерантным ограничение доступа к подобной информации –
все желающие должны иметь возможность ознакомиться со взглядами, отличными от
общепринятых. Сам он, хоть и не одобрял действующую власть, все же отвергал
экстремистские воззрения. Сохранилась его цитата:
«Мысль,
что все можно изменить какой-то революцией, восстанием, это глупость… Поле боя
в конечном счете – сам человек. Должен быть изменен сам человек».
С
издательского рынка организацию вскоре «выдавили»: арендатор объявил о
повышении платы в 2,5 раза. Это не было продиктовано выгодой – владельцам
пояснили, что действуют именно против них, и даже если они останутся, плата
будет расти и дальше. «Ультра. Культура» сменила помещение, а в январе 2007
года закрылась.
Официально
объявили о финансовых трудностях; на политические причины намекали, но не
озвучивали в открытую. Сам Илья прокомментировал, что просто для такой работы в
стране «неблагоприятная погода» и «затяжной духовный кризис» и он надеется
возобновить деятельность издательства, но не знает, когда сможет это сделать.
Илья
Кормильцев известен не только благодаря текстам песен, но и литературным
переводам. Он владел английским, итальянским и французским языками и работал с
прозой Чака Паланика (в том числе перевел его знаменитый «Бойцовский клуб»),
Ежи Косинского, Клайва Льюиса и многих других. Кормильцев сотрудничал с
журналом «Иностранная литература». В его переводах опубликованы сказки Джона Толкина,
рассказы Джеймса Балларда, Роальда Даля, Ирвина Уэлша, романы Гилберта Адэра,
Фредерика Бегбедера, Уильяма Берроуза, Ричарда Бротигана, Ника Кейва, Клайва
Льюиса, Чака Паланика, Брета Истона Эллиса, пьесы Тома Стоппарда, поэзия Мишеля
Уэльбека и многие другие произведения. Также были переведены тексты группы «Led
Zeppelin», стилистика лирики которой послужила основой для текстов «Наутилуса».
Кормильцев трижды становился номинантом премии журнала: столь высоко критики
оценили перевод романа «Пока мы лиц не обрели», эссе «Три жизни Габриэле
Д’Аннунцио» и пьесы «Травести».
Настя Полева - «Тацу». «Тацу» в переводе с японского означает «дракон». В основе песни лежит реальная история о японских юношах, засланных в конце Второй мировой войны сторожить от американского вторжения крохотные необитаемые острова на юго-востоке Японии.
Илья был
женат трижды. От первой супруги Светланы у него остался сын Станислав, который
не пошел по творческим стопам отца, а выбрал профессию программиста. Вторая жена
Марина родила ему двоих детей – Игната и Елизавету.
Последний
брак мужчина заключил в 1998 году с актрисой Алесей Маньковской. По
свидетельствам близких, его личная жизнь с ней протекала ровно и счастливо. От
Алеси родилась младшая дочь Каролина.
Урфин Джюс - «Музей мадам Тюссо». В композиции детально описывается неживая красота: «Завороженно вглядись в шеренги восковых лиц, мечтал ты верно не раз пожить их жизнью хоть час».
В 2006
году Кормильцев отправился в рабочую командировку в Лондон и там почувствовал
себя плохо. Когда его доставили в госпиталь Сент-Томас, он был уже в
критическом состоянии. Врачи диагностировали рак позвоночника в 4-й стадии. До
этого Илья нередко чувствовал боли в спине, но не обращал внимания, считая их
причиной радикулит.
Илью
перевели в лондонский хоспис, а оттуда в Королевский госпиталь Марсден. Врачи
сначала предлагали начать химиотерапию и сделать операцию, но состояние Ильи
ухудшалось так быстро, что вскоре они развели руками и признались, что ничего
сделать не могут.
Когда на
родину пришла весть о его болезни, друзья-музыканты организовали сбор средств
на лечение. В масштабной акции поучаствовали рок-группы, поэты, российские
писатели. Денег хватило, чтобы оплатить часть пребывания Кормильцева в
больнице.
Самого
поэта удивила шумиха вокруг его болезни на родине. Он не считал себя популярным
человеком и искренне изумлялся, что ради него старается столько людей. Глеб
Самойлов, близкий друг Кормильцева, передал его слова, сказанные за 2 дня до смерти:
«Не
волнуйся, вокруг меня столько любви!»
В хосписе
Илья успел написать последнее стихотворение – «Мир - это больница для
ангелов…». 4 февраля 2007 года Кормильцев умер.
В
последние годы поэт интересовался идеями ислама и даже публично высказывал религиозные
идеи. После его смерти на сайте исламского комитета появилось сообщение, что он
в последние часы «произнес шахаду, повторяя по-арабски исповедание исламской
веры».
С
Кормильцевым в это время был его друг, русский мусульманин Искандер
(Александр), со слов которого это стало известно. Близкие и друзья из России
отрицали принятие Кормильцевым ислама, однако погребальный обряд был
организован по религиозным канонам – тело Ильи завернули в саван и похоронили
лицом к Мекке.
Наутилус Помпилиус - «Эта музыка будет вечной». На могиле Ильи Кормильцева на Троекуровском кладбище эпитафия состоит из слов: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки». По задумке песня – живая иллюстрация к состоянию человека, желающего отгородиться от многочисленных проблем при помощи музыки. При этом Вячеслав Бутусов, напротив, говорил об этом композиции, как о тяжелой и агрессивной.
Могила
певца – на Троекуровском кладбище в Москве. На ней стоит не стандартный
гранитный памятник с фото, а оригинальный монумент в виде книги со сложенными
очками, на котором выбита цитата из песни:
«Эта
музыка будет вечной, если я заменю батарейки».
В день 10-летия его смерти в свет вышел трибьют-сборник «Иллюминатор», где российские музыканты исполнили песни на тексты Кормильцева. В 2016 году группа «Би-2» записала композицию «Птица на подоконнике» на основе его старого стихотворения и сняла клип, в котором поучаствовали Диана Арбенина, Владимир Шахрин, Найк Борзов и Настя Полева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий