Он готов
был петь для своих слушателей в любой точке мира, несмотря на запреты и
ограничения. Ни безденежье, ни революция, ни войны не становились препятствиями
для главного в жизни Юрия Морфесси – для музыки.
Русский эстрадный
и оперный певец (баритон) греческого происхождения Юрий Спиридонович Морфесси
(греч. Γιώργος Μορφέσσης) родился в Афинах, в семье адвоката 4 сентября 1882
года.
В 1889
году семья маленького Юры переехала из Афин в Одессу, а год спустя его папы не
стало – прогулочная яхта, на которой он плавал, затонула. Денег в семье не
хватало, поэтому получить музыкальное образование будущий артист не мог, но его
талант сам вел Юрия на сцену: он пел в церковном хоре и был завсегдатаем
домашних музыкальных салонов. Согласно семейной легенде, в доме известной
одесской "меломанки" Э.П. Цакни, пение молодого Юрия слушал
выдающийся итальянский певец, "король баритонов" ХХ века Маттиа
Баттестини, порекомендовавший юноше посвятить себя опере. Юрий начал брать
частные уроки пения, собирался ехать для обучения вокалу в Италию, но так и не
раздобыл достаточно денег.
В семье
Морфесси было трое детей. Юрий, Денис и Надежда очень рано остались без отца.
Но мать смогла вырастить троих детей, дав им хорошее воспитание и образование.
Юрий становится певцом с мировой славой. Денис - композитором, руководителем
хора в Одессе, преподавателем пения, создал несколько прекрасных романсов, которые
всюду звучали в исполнении брата (например, замечательный романс "Я помню
вальса звук прелестный"). Сестра, Надежда, тоже стала певицей. Но вернемся
к детству Юрия. У Юры Морфесси обнаружился красивый, чистый и удивительно
звонкий голос. Мальчишкой он уже знал многие оперные партии, немало часов
проводя в Театральном переулке Одессы, слушая через раскрытые окна голоса
артистов и советы их учителей.
Однажды,
во время прогулки по Приморскому бульвару, Юрий обратил внимание на множество
людей, обступивших какой-то ново-модный аттракцион. Собравшиеся с любопытством
разглядывали некий "ящик с трубой". Это был фонограф. За небольшую
плату любой желающий мог записать и тут же прослушать свой голос.
"Попытка-не пытка", решил Юрий и напел романс "Дремлют плакучие
ивы". Когда запись была воспроизведена, к Юрию внезапно подошел стоящий
рядом мужчина. К удивлению Морфесси, его пением заинтересовался находившийся
рядом импрессарио Одесской оперы. Похвалив за хорошо исполненный романс, он
предложил ему прийти на прослушивание в Одесский оперный театр - вскоре,
несмотря на отсутствие музыкального образования Морфесси был принят в труппу и
начал обучатся в одесской консерватории, в классе вокала П.Б. Борисова.
Поставленный от природы голос и врожденная артистическая интуиция
способствовали тому, что вскоре начинающему певцу сразу доверили ответственную
роль - "партию Валентина" в "Фаусте" Ш.Гуно. В этой роли, в
компании русских и зарубежных знаменитостей и состоялся первый крупный дебют
Юрия Морфесси.
Нелегко
пришлось молодому певцу, но благодаря неутомимой работоспособности, прекрасным
вокальным данным, в 1904-ом году Морфесси уже исполнял ответственные партии. Однако
оперная карьера длилась недолго. Он понимал: чтобы петь на большой сцене с
великими мастерами, нужно много учиться. Материальные трудности не позволяли
серьезно заниматься музыкальным образованием и после недолгой работы в киевской
оперной труппе М.М. Бородая, в конце очередного театрального сезона Морфесси
подписывает контракт на работу в опереттах (более «легкий» песенный жанр) и в
1905-ом году едет в Ростов-на-Дону. Тут он выступает с такими мастерами сцены,
как Монахов, Пионтковская, Давыдов и Жулинская. В Ростове-на-Дону к нему
приходит настоящая известность и популярность. Постановки шли с таким успехом, что
слава о них докатилась и до столицы. Вскоре Монахов, Пионтковская и Морфесси
были приглашены И.Северским на выгодный контракт в Санкт-Петербург.
В
Петербурге Морфесси выступал в оперетте С.Новикова и одновременно заключил контракт
с варьете «Олимпия». В сопровождении своих постоянных аккомпаниаторов -
гитаристов Саши Макарова (автор романса «Вы просите песен...») и Де-Лазари пел
в театрах-буфф, в различных варьете и концертных залах, совершал большие
концертные поездки по России. Об одном из представлений в те годы писали:
"Юрий Морфесси, кумир столичной публики, любимец завсегдатаев оперных театров, привлёк всех не только благородной внешностью героя, но и большим внутренним обаянием, чудесным баритоном, которым он овладел в совершенстве".
Его текущий репертуар тех лет: оперетты Ж.Оффенбаха, И.Штрауса, К.Миллекера.
Одновременно
Морфесси выступал на различных вечерах, исполняя русские песни. Однажды его
услышал Фёдор Шаляпин: великого артиста покорил свежий, бархатный тембр голоса,
задушевность исполнения. Тогда-то он и назвал Морфесси "Бояном русской
песни". Немногим Шаляпин давал такие оценки.
Как-то с
друзьями, в один из свободных дней Морфесси посетил "Новую деревню",
местечко и ресторан под Петербургом, издавна облюбованное кочевыми цыганами,
где выступали известные цыганские хоры Николая Шишкина и Егора Полякова. Пение
цыган так взволновало и поразило певца, что вскоре он оставил оперетту и
целиком перешел на эстраду, где стал строго выбирать репертуар и в последующие
годы приобрёл огромную популярность. Этому способствовал не только модный
репертуар, прекрасная сценическая внешность, но, и главным образом,
удивительная красота голоса певца и благородная манера исполнения.
Юрий Денисович Морфесси, родной племянник певца, вспоминал:
"Приблизительно в
1907-1908 годах он выступал в сольных концертах как исполнитель русских
народных песен и модных тогда цыганских романсов. В 1912-ом году Юрий
Спиридонович окончательно оставил оперетту и целиком перешел на эстраду, работал
в петербуржских эстрадных театрах: "Буфф", в "Панаевском"
театре, и в театре "Кривое зеркало",
С 1911
года Морфесси начинает записываться для граммофонных фирм "Зонофон" и
"Пишущий Амур". Всего было записано 74 произведения. Огромными
тиражами выходят его пластинки, где исполняются арии из оперетт, русские и
цыганские песни, романсы. Несколько романсов Морфесси исполняет на цыганском
языке. Певица О. Янчевецкая вспоминала:
"Как
и Александр Вертинский, он умел в трехминутной песенке поведать целую судьбу
человека. Слушаешь его - и мысленно представляешь его героев, они ощутимы и
зримы. А такое, к сожалению, дается не каждому артисту, не каждому певцу."
Морфесси
дает множество благотворительных концертов, выступает в разных городах страны,
а так же в Москве, в театрах "Эрмитаж", "Летучая мышь", и в
знаменитом "Яре". Он становится необыкновенно популярным. Многие
композиторы считают за честь поместить на обложках своих только что
опубликованных произведений посвящение: "Талантливому Артисту-Певцу, Баяну
русской песни и романса - Юрию Морфесси". Издатели наперебой добивались
права на титульных листах свежих изданий помещать рекламу: "Репертуар
известного исполнителя цыганских романсов, любимца публики Юрия Морфесси"
- с перечислением его "коронных" номеров.
В репертуаре
Юрия Морфесси звучат романсы: «Плакучие ивы», «О, позабудь былые увлеченья»,
«Пара гнедых», «Эх, раз, еще раз», «Я пережил свои желанья», «Вы просите
песен», «Хризантемы», «Ямщик, не гони лошадей», «Жалобно стонет», «Я помню
вечер», «Не весь я твой», «Как хороши те очи», «Помнишь ли ночь» и другие.
Морфесси
стал первым исполнителем популярной песни «Раскинулось море широко», которую он
услышал ещё юношей в Одессе. Популярностью, в исполнении певца пользовались
городские и народные песни: «Кирпичики», «Маруся отравилась», «Бублички», «Умер
бедняга», «Ухарь-купец», «Чубчик», «Душегрейка», «Коробейники», «Мурочка»,
«Сухая корочка», «Я мила друга знаю по походке», «Эй, ямщик! Гони-ка к Яру!» и
другие. Специально для него писали песни Лев Дризо и Юрий Рик, Саша Макаров и
Дмитрий Николаев. В свои концерты артист часто включал и произведения,
написанные для него братом, Денисом Спиридоновичем Морфесси. Иногда и сам певец
сочинял тексты и музыку для своих песен. Из воспоминаний певицы Ольги
Янчевецкой:
"Юрий
Морфесси выступал на сцене в белой косоворотке и купеческом кафтане, иногда в
поддевке и сапогах, а иногда в черкеске и во фраке. Любимец публики, он был
очень красивый, плотный, всегда держался прямо, а его исполнение и экспрессия
были великолепны".
Известность
артиста, его дарование и внешние данные привлекли к нему внимание начинающего
российского кинематографа. В 1912-ом году Морфесси снялся в "немых"
кинофильмах «Петля смерти», «Княгина-цыганка», «Веселый мертвец» и др.
С началом
1-й Мировой войны в его репертуаре появились песни патриотического содержания:
«Пожар московский», «Рвемся в бой», «Казак Крючков» и др. В июне 1914 года
Морфесси пел перед императорской семьёй на яхте «Полярная звезда». Артист
уважал и любил царя, ему он посвятил исполнение песни “Казак Крючков” – на
стихи либреттиста Марка Ярона и музыку Юрия Рика:
На одного
напали разом
Тринадцать
немцев, и казак Крючков
Вступил в
борьбу, и не моргнувши глазом,
Стрелял,
рубил, колол врагов.
Желаньем
быть в бою, сгорая,
Чрез две
недели он вернулся в строй
Сражаться
за царя, за честь родного края -
Казак
Крючков, казак герой.
В июне
1915 года Юрий Морфесси открывает в столице элитарное кабаре "Уголок",
средний счет в котором превышает годовую зарплату рабочего. Морфесси вхож в
круги высшей знати и миллионеров, а череда его романов неустанно привлекает
внимание газетчиков. Чтобы избежать воинской повинности, певец жертвовал
львиную долю своего дохода Скобелевскому комитету помощи увечным воинам.
Он
живет в Петербурге, в шикарной квартире только что построенного дома №67 по
Каменноостровскому проспекту, где ему прислуживает личный камердинер – лилипут,
с которым Морфесси, забавы ради, любит прогуляться по Невскому в одинаковой
одежде.
Осенью
1917 г. Юрий Морфесси вместе с Фёдором Шаляпиным гастролировал по
Восточно-Сибирской дороге. Были выступления в Екатеринбурге, Чите,
Владивостоке, Харбине, впереди предстояла поездка и выступления в Японии. В
1918 году артист вернулся в Петроград, где его ошарашила новость о расстреле
царской семьи. Из города нужно было уезжать. И Морфесси уехал. Сначала в
Одессу, где на первом этаже Одесского "Дома артистов", открыл
кабаре-ресторан "Юрий Морфесси". На втором этаже находилось
фешенебельное кабаре при столиках, с программой "Летучая мышь".
Третий этаж - карточный клуб. В кабаре Юрия Морфесси выступали такие знаменитые
исполнители, как Иза Кремер, Надежда Плевицкая, Лидия Липковская, М.Троицкий,
А.Вертинский и молодой Леонид Утёсов. Сам Юрий Морфесси, также принимал участие
в программах Дома артиста. Одним из коронных номеров Морфесси был романс «Вы
просите песен, их нет у меня». Но с середины 1919 года дела в кабаре начинают
идти все хуже и хуже, в 1920-ом году на греческом корабле-эсминце
"Пантера", взявшем курс на Константинополь, Морфесси вынужден
покинуть Россию. Покинули ее и Иза Кремер, Надежда Плевицкая и Александр
Вертинский...
Певец
очень остро переживал отъезд из России. Позднее он вспоминал:
«Сам не
понимаю, как это я мог оставить Россию? Это было в Одессе… Кругом паника, хаос,
все мечутся, куда-то бегут. Я тоже собрал чемодан, вышел на улицу. Все бежали в
порт, пошел и я. А там толпа. Все штурмуют пароход. Подхватило и меня… Сам не
знаю, как очутился на пароходе…Не может русский артист, будучи оторванным от
своей родины. Он как бы без корня, не питается соком родной земли, и поэтому
душевно пуст. Вот так и со мной. Мельчаю…».
В
покинутой Одессе остался сын Николай, которого певец так больше и не увидел.
Начались
долгие годы эмиграции и гастроли по Европе: Венеция, Австрия, Румыния,
Чехословакия, Болгария, Польша, Латвия, Франция. "Боян русской песни"
объехал с концертами несколько стран, тщетно пытаясь найти постоянный
заработок, и наконец в 1920-м году оказывается в Париже. Юрий Спиридонович поет
в лучших ресторанах, сначала в "Тройке", потом в фешенебельном
"Кавказе" Балиева, затем – долгое время в парижском ресторане
"Эрмитаж". Аккомпанировал ему, известный в русской эмиграции, оркестр
под управлением князя Голицына. Гастроли 1929 года Морфесси заканчивает в
рижском кабаре "Альгамбра" и получив годовой ангажемент в Югославии,
уезжает в Белград. Популярность его, многие годы была велика, концерты всегда
проходили с аншлагами.
В
Белграде певец встретил свою позднюю любовь. Следует заметить, что в семейной
жизни артист не был счастлив, несмотря на то, что слыл дамским сердцеедом и
«светским львом». В судьбе Юрия Морфесси любовных страстей хватало с избытком. В
частности, в 1900 году он бежал из Одессы в Киев, из-за того, его 14-летняя
подруга забеременела. Поскольку невеста была несовершеннолетней, дело грозило
судом, его с трудом удалось избежать. Родившийся ребенок был наречен Николаем и
записан на фамилию отца. Сына Юрий Морфесси видеть не пожелал, но пока жил в
России исправно помогал его матери.
Проблема
была в том, что все возлюбленные артиста были женщинами под стать ему самому –
вспыльчивые, с бьющими через край эмоциями. Среди них и роковая мулатка
Монолита, неожиданно бросившая певца в разгар отношений, и шансонетка Женя
Мельтен из Австрии, покончившая с собой при загадочных обстоятельствах. Именно
после этого трагического случая Морфесси получает главную роль в оперетте с
интригующим названием «Пожиратель дам». В 1911 г. неизвестная красавица так
ранила его сердце, что он решил застрелиться и даже приобрел для этого
револьвер. Слава Богу, спасли друзья - в веселых пьяных кутежах его печаль
быстро улетучилась и стреляться он раздумал.
Последняя
любовь пришла к Морфесси в Белграде. Ее звали Валентина Васильевна Лозовская.
Она была, как и все ее предшественницы, девушкой неординарной - вдвое младше
певца, обладала жестким характером и привлекательной внешностью. В годы
Гражданской войны ее отец был убит большевиками, и Валентина, преисполненная
жаждой мести, вместе с братьями вступила в ряды Белой Добровольческой Армии.
Участвовала в боевых действиях, была ранена, награждена Георгиевским крестом.
Окруженная таким героическим ореолом, молодостью и красотой, она не могла не
привлечь к себе уже не молодого, измученного артиста.
Но надежды
стареющего певца на спокойную семейную жизнь быстро развеялись. Вскоре после
шумной свадьбы, выяснилось, что у Валентины сохранились отношения с ее прежним
обожателем, богатым югославом-миллионером. Морфесси пытался бороться, он увез
любимую жену подальше от соперника, во Францию, в свою парижскую квартиру. Но
молодая жена сбежала обратно в Белград, предварительно обобрав певца «до
нитки». Александр Вертинский позже рассказывал:
"...Съездив в Белград на гастроли, Юра познакомился с девицей огромного роста (выше меня на голову), которая была участницей белого движения и жила в Белграде. Звали ее (по-военному) "Танька-Пулемет". Она была намного моложе Юры и была женщиной решительной и энергичной. Она сразу прибрала его к рукам. Юра влюбился в нее. Влюбился жестоко и сразу – он любил большие куски, как в еде, так, очевидно и в любви. Уже сильно постаревший к тому времени, этот бывший лев был весьма быстро перестрижен ею в смирного пуделя. Она командовала им и третировала его. Женившись на ней в Белграде, где он отбил ее у богатого серба, не пожелавшего жениться на ней, он привез ее в Париж. Это был ход со стороны этой женщины, которая сыграла на самолюбии своего богатого любовника. А Юра был козлом отпущения. Любовник взвыл. Она нанесла сильный удар. В конце концов он приехал за ней в Париж, они, по-видимому, встретились и... эта молодая особа, которую, кстати мы называли "молодая лестница", в один прекрасный день, когда Юра был в поездке, бросила его и уехала в Белград, предварительно начисто ограбив его, продав все имущество, даже его квартиру со всей мебелью. Юра затосковал. И как! Он даже похудел от горя. Такого с ним еще никогда не случалось. Это было его первое душевное потрясение".
Несколькими
годами позже у него случился недолгий брак с ресторанной певицей Адой Морелли,
который также закончился разводом и очередным разочарованием. В разгар семейных
неприятностей Морфесси уехал в Германию для записи грампластинок.
Еще в
России граммофонные фирмы вели борьбу за право записать Юрия Морфесси.
Граммофонные фирмы "Парлофон", "Одеон",
"Полидор", "Сирена-Электро" в 30-е и 40-е годы сделали
около 100 записей песен и романсов в его исполнении. Именно Юрий Морфесси, а не
Петр Лещенко стал первым исполнителем знаменитого танго Оскара Строка
"Черные глаза", и именно в его интерпретации танго стало всемирно
популярным. В репертуаре, пристально следившего за жизнью в СССР Морфесси,
постепенно появляются и произведения советских композиторов: Блантера,
Дунаевского, Фомина, Прозоровского. Морфесси поет "Катюшу",
"Вольный ветер", "Сердце" из кинофильма "Веселые
ребята"(к песне "Сердце" он даже написал дополнительный куплет).
По
возвращении из Германии, Юрий Морфесси расходится с женой и покидает Париж,
продолжая гастроли по Европе в 1933 году делает ряд записей в Польше. В 1935-ом
Морфесси надолго остановился в Югославии. В Белграде, в 1937 году Морфесси
выступает в баре "Казбек", где знакомится с известным певцом
Константином Сокольским из Риги. Они начинают выступать вместе, а затем переезжают
в Загреб.
Вскоре в
Европе разразилась 2-я Мировая война. В 1941 году Морфесси вернулся в Париж.
Это был самый сложный и «темный» этап в жизни певца. В среде русской эмиграции
отношение к вторжению Гитлера в СССР было двояким: одни приняли это как
нападению на их Родину и как могли боролись с фашизмом, другие считали, что
война – это шанс избавить Россию от большевиков. Если одни эмигранты
участвовали в движении «Сопротивления», другие, напротив, формировали различные
союзы, дивизии и полки, которые были призваны противостоять Красной армии. Юрий
Морфесси, придерживался именно последней точки зрения. Время от времени он
продолжал давать концерты для представителей, сформированного из русских
эмигрантов, Русского охранного корпуса, состоявшего на службе Вермахта. В годы
войны он по нескольку раз посещал Прагу, Варшаву и столицы других
оккупированных нацистами государств. Известно, что Морфесси частенько ездил в
Берлин, где жила его последняя супруга, певица Ада Морелли. Летом 1943 г. в
сопровождении хора под управлением Александра Шевченко он осуществил ряд
записей для германской фирмы «Полидор». Любопытен эпизод, о котором вспоминают
в своих мемуарах многие представители русской эмиграции. Весной 1944 г. в Праге
состоялся грандиозный концерт, на котором присутствовали гестаповцы,
официальные немецкие лица и примерно тысячи две русских слушателей. На концерте
выступали многие известные русские исполнители. Выступал и Юрий Морфесси,
приехавший всего за несколько дней до концерта из Берлина. Репертуар певца
всегда состоял из русских романсов и цыганских песен. Но в этот раз выбор
репертуара был довольно неожиданным для публики. В этот раз он вдруг исполнил
«Шумел, горел пожар московский» и, когда он спел слова «Зачем я шел к тебе Россия,
Европу всю держа в руке», зал ахнул. Гестапо намек поняло. На следующий день
двое сотрудников гестапо подняли Морфесси с постели и доставили его в агентство
Бориса Ивановича Тихановича. Тому с трудом удалось убедить гестаповцев в том,
что Морфесси пел якобы старинную русскую песню и поэтому ни о какой
идеологической провокации не может быть и речи. Это избавило певца от ареста.
Гестапо ограничилось тем, что выслало его в Вену. В середине апреля 1945 г.
вместе с руководством Комитета освобождения народов России (КОНР) артист прибыл
в маленький городок Фюссен, у границы с Австрией, где был создан лагерь для
перемещенных лиц, там певец дал несколько концертов. В этот период помимо
концертов артист зарабатывал на жизнь тем, что давал частные уроки вокала. В
русской американской прессе появилось сообщение, что певец собирается на
гастроли в США, но вероятно пошатнувшееся здоровье не дало возможности
осуществить эти планы. Болезни, тяжелые разочарования в личной жизни, тоска по
России отнимали у него последние силы. Есть разные версии о дате его смерти и
том, где он был похоронен. По одной из них певец умер в 1957 г. толи в Париже,
толи в Берлине и похоронен в Лондоне. По другой версии певец скончался от
разрыва сердца в баварском городке Фюссен 12 июля 1949 г., почти до последних
дней объезжая с выступлениями лагеря для перемещенных лиц. Похоронили певца на
городском кладбище. Его вдова Ада Морелли вскоре после войны сумела выехать в
США, где скончалась в возрасте 97 лет. Аренда места на кладбище не была вовремя
продлена, и по истечении положенного срока на месте упокоения Морфесси был
захоронен кто-то другой. Причудливы судьбы русской культурной эмиграции.
Александр Вертинский, когда-то в далеком 1920 г. выступавший в кабаре у Морфесси
в Одессе и также покинувший Россию, вернулся в Москву в ноябре 1943 г., его
песни любимы и звучат и в наше время. Имя Юрия Спиридоновича Морфесси на долгие
десятилетия оказалось вычеркнуто из истории культуры России.
Однако интерес
к жизни и творчеству Юрия Морфесси с годами не исчез, количество поклонников
его таланта велико, его голос часто звучит в радио-передачах, о нем написан ряд
очерков, его романсы продолжают звучать с эстрады, в последние годы выпускаются
музыкальные компакт-диски с его песнями. В 1990 фирма «Мелодия» выпустила
первую долгоиграющую пластинку с лучшими песнями и романсами в исполнении
«Бояна русской песни», а в 1997 вышел первый лазерный диск с его шлягерами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий