четверг, 7 сентября 2023 г.

Зал славы блюза. Артур Крудап (24 августа 1905 - 28 марта 1974).

Зал славы блюза.

Дельта-блюз.

Дорогие друзья! 24 августа 1905 года родился музыкант Артур Крудап (Arthur Crudup). В блюзе он выступал под разными псевдонимами: «Элмор Джонс», «Перси Крудап», – но прославился как «Большой Парень» (Arthur “Big Boy” Crudup).

Arthur Crudup – «That's All Right» (original version, 1946)

Артур не был великим гитаристом, зато обладал ярким индивидуальным стилем и сильным голосом. А главное, он сочинял гениальные по своей простоте блюзы, многие из которых уже полвека существуют как нестареющие стандарты: «Rock Me», «Mama, Mean Old Frisco», «My Baby Left Me» и многие другие.

А теперь чуть подробнее. Артур Крудап родился в Форесте, штат Миссисипи. Некоторое время он жил в штатах Юга и Среднего Запада США, перебиваясь сезонной работой, а в 1926 году вместе с семьёй вернулся в Миссисипи. Сначала он пел песни в жанре госпел, а позже начал карьеру блюзового певца. Крудап брал уроки у местного блюзмена, которого звали Папа Харви, и стал играть в танцевальных залах и кафе вокруг Фореста.

Arthur Crudup – «My Baby Left Me» (Official Audio)

В 1939 году Крудап в составе госпел-квартета «The Harmonizing Four» посетил Чикаго, да там и остался – хотел начать сольную карьеру, однако еле сводил концы с концами, жил на заброшенной автостоянке под железнодорожным мостом, зарабатывая на жизнь как уличный певец. Там на улицах его случайно заметил музыкальный продюсер Лестер Мелроуз. Он познакомил Крудапа с блюзовым музыкантом Тампа Редом («Рыжий из Тампы») и помог ему подписать контракт с лейблом «Bluebird Records».

Это стало началом карьеры Артура, звукозаписывающие компании со временем менялись: это были «RCA» в конце 1940-х годов, «Ace Records», «Checker Records» и «Trumpet Records» в начале 1950-х годов. Стиль его гитарной игры навсегда остался примитивным, однако ритм захватывал – и среди блюзменов именно Крудап стал непосредственным провозвестником рок-н-ролла. Главное, он сочинял простые, но неотразимо-выразительные песни, без которых теперь нельзя представить историю блюза и рок-музыки. А для широкого слушателя сами песни были лучше, чем их авторское исполнение. Крудап продавал авторские права, и песни его более известны в интерпретациях других музыкантов. Его композиции «Mean Old 'Frisco Blues», «Who's Been Foolin' You» и «That's All Right» были популярны на Юге. Эти и другие его песни «Rock Me Mama», «So Glad You're Mine» и «My Baby Left Me» были записаны многими артистами, включая Элвиса Пресли, группу «Слэйд», Элтона Джона и Рода Стюарта.

Arthur Crudup – «Mean Ol' Frisco Blues» (1942)

За большую часть своих произведений Артур Крудап не получал авторских отчислений, которые, учитывая их популярность в то время, могли бы сделать его весьма состоятельным человеком. Поэтому в 1950-х годах Крудап перестал записывать песни. Его последняя запись в Чикаго состоялась в 1951 году. Так как его гонорары были небольшие, Крудапу пришлось подрабатывать разнорабочим. Он вернулся в Миссисипи, где занялся бутлегерством, а позже переехал в Виргинию, где работал музыкантом и рабочим. В средине 1960-х годов Крудап опять занялся бутлегерством и работал наёмным работником, главным образом на фермах штата Виргиния, где он жил со своей семьёй, в том числе с тремя сыновьями и несколькими братьями и сёстрами.

Но блюзмен – от макушки до кончиков пальцев – не смог долго продержаться без музыки, и в 1965 году Крудап вновь вернулся к бурной музыкальной деятельности.

В 1968 году блюзовый промоутер Дик Уотерман начал бороться за гонорары Крудапа и достиг соглашения, по которому блюзмену будет выплачено 60 000 долларов. Однако компания «Hill and Range Songs», от которой Крудап должен был получать гонорары, в последнюю минуту отказались подписывать юридические документы, думая, что затеяв судебный процесс она потеряет меньше денег. В начале 1970-х годов активистки из Вирджинии, Селия Сантьяго и Маргарет Картер, помогли Крудапу получить гонорары, которые, по его мнению, ему причитались. К 1971 году он собрал более 10 000 долларов в виде просроченных гонораров благодаря вмешательству Гильдии авторов песен Америки (тогда называвшейся Американской гильдией авторов и композиторов).  

Arthur Crudup – «So Glad You're Mine» (1972)

Понимая, что его судьба коренным не изменится, Крудап в 1970 году сказал: «Я родился бедным, я живу бедным, и я умру бедным». Хотя к тому времени лучшие его творческие годы уже остались позади, Артур Крудап продолжал выступать до 1974 года и провел последние гастроли с Bonnie Raitt.

Крудапа называли «отцом рок-н-ролла», однако он воспринимал этот титул с некоторым смущением. Крудап умер 28 марта 1974 года от сердечного приступа, вызванного проблемами с сердечно-сосудистой системой и сахарным диабетом, в больнице Нассавадокса, округ Нортгемптон, Виргиния.

Музыканта не стало, зато остался вечно живой блюз. Организация «Зал славы блюза» заявила, что Крудап «стал известен как «отец рок-н-ролла» после того, как Элвис Пресли записал три его песни», и добавила, что «Крудап был классической жертвой эксплуатации музыкальной индустрии и, несмотря на коммерческий успех своей музыки, никогда не мог своим творчеством содержать семью».

Arthur ‘Big Boy’ Crudup – That’s All Right Mama (1992)

1. If I Get Lucky         Arthur 'Big Boy' Crudup       3:06   

2. Gonna Follow My Baby    Arthur "Big Boy" Crudup     2:51

3. Mean Old Frisco Blues     Arthur "Big Boy" Crudup     2:38   

4. Cool Disposition    Arthur "Big Boy" Crudup     3:09

5. Rock Me Mama    Arthur "Big Boy" Crudup     3:00

6. Keep Your Arms Around Me       Arthur 'Big Boy' Crudup       2:35    

7. That's Your Red Wagon   Arthur "Big Boy" Crudup     3:14    

. She's Gone   Arthur "Big Boy" Crudup     3:04   

9. So Glad You're Mine        Arthur "Big Boy" Crudup     2:48

10. Chicago Blues      Arthur "Big Boy" Crudup     3:13

11. Crudup's After Hours      Arthur 'Big Boy' Crudup       2:58

12. That's All Right    Arthur 'Big Boy' Crudup       2:57

13. Shout, Sister, Shout        Arthur "Big Boy" Crudup     2:43

14. She Ain't Nothing But Trouble  Arthur "Big Boy" Crudup     2:55    

15. My Baby Left Me Arthur 'Big Boy' Crudup         2:32  

16. Too Much Competition   Arthur "Big Boy" Crudup     2:55

17. Second Man Blues          Arthur "Big Boy" Crudup     2:54

18. I'm Gonna Dig Myself A Hole    Arthur "Big Boy" Crudup     3:01    

19. Mr. So And So     Arthur "Big Boy" Crudup     2:42

20. My Wife And Woman    Arthur 'Big Boy' Crudup         2:26 

21. I Love You            Arthur 'Big Boy' Crudup       2:48   

22. She's Got No Hair           Arthur "Big Boy" Crudup     2:04

 

Musicians:

Arthur "Big Boy" Crudup – guitar, vocals

Robert Fulton – guitar

Thomas Patton – piano

Charles Holloway – bass

Ransom Knowling – bass

Joseph Thomas – bass

Melvin Draper – drums

Lafayette Lawson – drums

Willie Willis – drums

If Arthur "Big Boy" Crudup had never made another fan in the course of his career than a certain young kid in Memphis, TN, his place in music history would still have been assured -- Elvis Presley often cited Crudup as one of his favorite blues artists, and the future "King of Rock & Roll" recorded three of Crudup's songs ("That's All Right, Mama," "My Baby Left Me," and "So Glad You're Mine"), bringing them to a far wider audience then their original author would ever enjoy on his own. Anyone expecting to hear Elvis' primal influence on That's All Right, Mama, a compilation of 22 songs Crudup recorded for the RCA-affiliated Bluebird label between 1941 and 1954, might be a bit disappointed -- for the most part, this is rough-and-ready rural blues, dominated by Crudup's big, boomy voice and simple but efficient guitar runs, though by the end of the disc, drums, electric guitars, and even saxophone have begun to creep into the mix, suggesting a stripped-down but high-powered Chicago blues combo. In short, this isn't rock & roll, or even rhythm & blues, but pure blues stuff, and it certainly makes clear that Presley's influences were a lot rawer and deeper than most folks would lead you to believe. That's All Right, Mama also reveals that Crudup deserves to be known as more than just the guy who Elvis liked -- this is a tough but good-grooving blues collection that should please those who like their blues straight with no chaser.

--- Mark Deming, Rovi

download: яндекс

Комментариев нет:

Отправить комментарий