Музыка кино.
«The
Good, the Bad and the Ugly» («Il Buono, Il Brutto, Il Cattivo») — саундтрек,
сочинённый композитором Эннио Морриконе для вестерна Серджо Леоне «Хороший,
плохой, злой».
До участия в «долларовой трилогии» Морриконе был знаком только узкому кругу специалистов как авангардный самобытный композитор, последователь учения венской школы, Луиджи Ноно и Лучано Берио. Помимо кинематографа, Морриконе был известен работами в атональной музыке и поп-аранжировками. С Леоне Эннио начал сотрудничество с «За пригоршню долларов». В «Хорошем, плохом, злом» музыка к фильму была написана задолго до начала съёмок. У Морриконе было достаточно времени для проработки идей, для создания глубокого философского материала о войне и мире, драмы внутри сложного треугольника главных героев.
Леоне
всегда очень серьёзно относился к озвучиванию: не только к музыке, но и вообще
к разнообразному фоновому сопровождению фильмов. До 40 % успеха в фильмах, по
мнению Леоне, зависело от музыки, озвучивания и окончательного сведения в
студии. Режиссёр не жаловал традиционное симфоническое сопровождение в стиле
Дмитрия Тёмкина, которое испортило, на его взгляд, немало хороших вестернов.
Режиссёр не стал давать читать композитору сценарий, объясняя только на словах,
что именно он задумал. «Хороший», «плохой» и «злой» — это стороны одной
личности, поэтому у них всех одна общая мелодия. Он также просил композитора
создать особое настроение для отдельных сцен, в особенности сопровождения
финала, которое должно было звучать: словно хохот мертвецов из могил.
Морриконе
по-новому осмыслил идеи и приёмы музыки в кино. Он использовал присущий ему
эклектичный стиль и оригинальную инструментальную палитру для создания
звукового образа героев. Морриконе из тех композиторов, что сразу узнаваемы
слушателем. Титульная мелодия картины звучит экзотически, но её сложно отнести
к определённой культурной среде. Она универсальна. Мелодическое решение
саундтрека картины нельзя назвать авангардным, в нём присутствуют обычный
тональный рисунок и диатоническая гармония. «Если я начинаю в ре-минор, то и
закончу в ре-минор.
Гармония
должна быть простой и доступной всем», — говорил композитор. Также используются
некоторые приёмы сериализма. В треках часто слышны короткие музыкальные фразы,
своего рода «микросерии», для логического перехода между фразами, однако он
отходит от стандартного двенадцатизвучия, что позволяет говорить об
использовании псевдосериализма в его работах. Звучание в отдельных темах
пентатоники подчёркивает своеобразие авторского подхода к саундтреку,
использующего некоторые приёмы поп-музыки. В саундтреке картины присутствуют
широкое инструментальное разнообразие и нехарактерное для киномузыки их
сочетание. Композитор мастерски смешивает акустические (флейта, труба,
акустическая гитара), электронные инструменты (электрогитара, орган) и вокал, используемый
как инструмент.
Пронзительный
вокал в «Хорошем, плохом, злом» изменил звучание киномузыки. Этот хриплый,
дерзкий и ритмичный звук разительно отличался от фолк-баллад Тёмкина и
оркестровых обработок Бернстайна. Морриконе неожиданно стал признанным мастером
вестерн-музыки. Хотя он впоследствии работал и в других жанрах, его слава в
тематике вестерна останется с ним на века.
Основная
тональность (как и во всей трилогии) — Dm. В ней исполнены ведущие треки,
начинается и заканчивается картина. В картине четыре основных темы: титульная
«Titoli», «Il Tramonto» (The Sundown), «Il Forte» (The Strong) и «Il Deserto»
(The Desert). Тонально они противопоставлены друг другу. Так, «Il Deserto»
исполняется в A-dur, но она противостоит титульной теме, исполняемой в D-dur,
доминантой которой является A-dur. Таким образом, достигаются гармоническое
противопоставление и сочетание тем и последующее разрешение к основной
тональности ре-минор. Исполненная как остинато, с постепенным крещендо, музыка
придаёт глубину и целостность длительной концовке (около 5 минут), сохраняя всё
внимание слушателя. Мотив финала («Trilo») становится обобщением всех трёх
фильмов. Здесь можно услышать Mexican mariachi trump из «За пригоршню
долларов», а также мелодию боя часов из «На несколько долларов больше».
Лейтмотив
всех тем в фильме — одноимённая композиция «The Good, the Bad and the Ugly»,
ставшая визитной карточкой Морриконе, одной из самых узнаваемых мелодий
киноэкрана. В её основе фраза всего из двух нот (A — D в тональности Dm).
Обыгрывание базовой музыкальной идеи, использование её как экспозиции в
заставке и раскрытие в основной части сюжета приближают музыкальное решение
Морриконе в картине к сонатной форме. Титульная мелодия также и звуковой
портрет каждого из героев. Для Стрелка это сопрано-флейта, для Сентенцы —
окарина, а мужской вокал, стилизованный под вой койота, — для Туко. Парадоксальное
соединение инструментов иллюстрирует вынужденное и несколько абсурдное
сотрудничество героев антагонистов. Использование одной музыкальной темы тремя
главными героями говорит об общности их морали. Постоянный рефрен мелодии
подчёркивается и повторением шутки про «два типа людей…». Характерна сцена, в
которой Сентенца неожиданно появляется на кладбище и бросает лопату Туко.
Инициатива в его руках — он держит двоих противников на мушке. Однако его
музыка и его инструмент не вступают, основная тема здесь обыгрывается другим
инструментом (электроорганом) в нижнем регистре. Тогда зритель подсознательно
догадывается, что герой уже не владеет ситуацией. Аналогично в сцене в отеле —
Блондин и Туко заключают временный союз. Сделка подтверждается звуковым
сопровождением: их темы объединяются. Инструменты говорят и за других героев.
Труба соответствует общему образу солдат Гражданской войны. Женский голос
сопрано — символ золота, звучащий в теме «L’estasi Dell’oro» (The Ecstasy of
Gold). Английский рожок использован как портрет некоторых второстепенных
персонажей. Он же звучит во время путешествия-пытки Стрелка через пустыню.
Следуя
логике героев и известной фразе (слова Туко: «Собрался стрелять — стреляй, не
болтай»), разговоры — признак слабости героя. В паузах и в многозначительном
молчании героев музыка заменяет диалог и говорит сама. Режиссёр не боится
использовать продолжительные паузы с полной тишиной, что также усиливает мелодию,
когда она вступает. Звуки естественного происхождения — скрип колёс, шорох
сапог на песке — так вписаны в канву фильма, что только подчёркивают
нарастающее напряжение. Мелодии и их аранжировки в фильме часто звучат ярким
контрапунктом к диалогу и сюжетным событиям. Музыка также несёт элемент чёрного
юмора, присущего картине. Сентиментальная «La Storia de un Soldato»,
заглушающая крики жестоко избиваемого Туко, звучит ироничным контрастом
экранным событиям.
Современные
источники называют работу Морриконе в «Хорошем, плохом, злом» подлинным
шедевром киномузыки, оказавшим значительное влияние на её развитие. В
дальнейшем темы из фильма пользовались большой популярностью у музыкантов
разных направлений и стилей. В 2001 году она была семплирована в дебютном
сингле группы Gorillaz — «Clint Eastwood».
Группа
Metallica, начиная с 1984 года, часто открывает свои концерты композицией «The
Ecstasy of Gold».
Альбом
Джона Зорна — «The Big Gundown» — несёт
очевидный отпечаток влияния Морриконе. Квентин Тарантино высоко ценит талант
Эннио Морриконе. Он использовал цитаты из фильма Леоне в картине («Убить
Билла») и сотрудничал с ним как композитором в других своих работах.
Музыкальное сопровождение вестернов производства ДЕФА создавалось под влиянием
музыки Морриконе, в частности — «Текумзе».
Влияние и
значение саундтрека «Хорошего, плохого, злого» сравнивали с диском Beatles Sgt.
Pepper, в том же 1967 году появившимся на американском рынке. Популярность
мелодий Морриконе за океаном критики уподобили знаменитому британскому
вторжению, пришедшему из-за океана и изменившему облик популярной музыки.
Саундтрек стал хитом в американских чартах, достигнув 4-го места в Billboard 200, в общей сложности продержавшись в нём около года. В свою очередь, кавер-версия главной темы, записанная американским композитором Хьюго Монтенегро в 1968 году, поднялась до 2-й строчки в хит-параде синглов Billboard Hot 100. В 2004 году альбом был переиздан на лейбле Capitol Records в 2004 году, новая версия включала 10 дополнительных треков из фильма, а также ремастеринговое качество материала. Европейское переиздание пластинки на лейбле GDM (2001 год) имело ещё больший хронометраж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий