Да,
друзья! Зажигательные танцы в ритме сердца и на кончиках пальцев выдающегося
пианиста, действительно, могут стать одним из лучших способов согреться осенним
вечером. Тем более что есть замечательный повод, потому как 23 сентября 1907
года в Чикаго (штат Иллинойс) на свет появился Альберт Аммонс (Albert Ammons).
Этот талантливый пианист является одним из наиболее значимых представителей классического фортепианного блюза и буги-вуги. Вместе с Питом Джонсоном и Мидом "Лаксом" Льюисом он разделил королевский трон жанра, так симпатично называемого "энергичной формой искусства", и внёс весьма значительный вклад в его популяризацию в 1930-х и 1940-х годах. И даже несмотря на то что музыкального образования Аммонс так и не получил, мощное звучание его фортепиано протоптало ему дорожку из чикагских баров в "Карнеги-холл" и даже в Белый дом – прямо на инаугурацию президента Гарри Трумена. А его стиль, отличавшийся, пожалуй, большей гибкостью, нежели у других представителей этого жанра, оказал довольно сильное влияние на новое поколение пианистов, таких, например, как Эррол Гарнер или Рей Брайант.
Ну а на
самого Аммонса раннее влияние оказали его замечательные родители, оба прекрасно
владеющие фортепиано, а также его знаменитый земляк и друг детства Мид
"Лакс" Льюис – тот самый, который в 1927-м напишет знаменитый
буги-вуги-хит "Honky Nonk Train Blues". Ещё в конце 1910-х друзья
играли прекрасным "юниорским дуэтом" в доме у Аммонсов, поэтому
неудивительно, что к десяти годам Альберт уже превосходно владел инструментом.
Кстати, одновременно он давал волю и другому своему увлечению – игре на
ударных: в подростковом возрасте он барабанил в одном из так называемых
"drum and bugle corps" (этих военных ансамблей было довольно много в
пору гражданской войны в штатах, и они оставались популярными во времена Первой
мировой).
Однако
страсть к фортепиано оказалась сильнее, и вскоре Аммонс стал довольно известным
пианистом чикагской клубной сцены, работая со многими местными ансамблями. И в
немалой степени этому поспособствовало его увлечение блюзом, который покорил
его после окончания Первой мировой войны. В то время он слушал таких чикагских
пианистов, как Томас Хёсл, братья Джимми Янси и Алонсо Янси, подбирал на слух
множество блюзов и совершенствовал свои технические навыки. А в середине
1920-х, когда ему приходилось подрабатывать таксистом, он вновь повстречал
своего старинного товарища – Мида "Лакса" Льюиса, что стало отправной
точкой в карьере обоих музыкантов.
Дело в
том, что вместе Аммонс и Льюис организовали дуэт, который стал пользоваться
большим успехом на клубных вечеринках города, сделав обоих музыкантов
популярными. В 1934-м этот опыт добавил Аммонсу уверенности в решении создать
собственную небольшую группу в "Club DeLisa", где в это время с ним
играли такие музыканты, как Гай Келли, Делберт Брайт, Джимми Хоскинс и Израэль
Кросби. А в 1936-м его ансамбль, под названием "Albert Ammons’s Rhythm
Kings", записывался для лейбла "Decca Records". Кстати, этот
коллектив, по отзывам современников, звучал мощнее биг-бэнда из 15 человек, их
версия "Swanee River Boogie" была продана миллионным тиражом, а пьеса
"Boogie Woogie Stomp", сочинённая Аммонсом, стала классическим
блюзовым стандартом.
Ещё одной
ступенькой в карьере Аммонса стал Нью-Йорк, куда пианист перебрался,
воодушевлённый чикагским успехом. И следующие несколько месяцев его регулярно
можно было услышать в клубе "Café Society", где он аккомпанировал
известному блюзовому вокалисту Биг Джо Тёрнеру, а также играл в дуэте с ещё одним
известным пианистом – Питом Джонсоном. А после того как к дуэту Аммонс-Джонсон
присоединился Мид Льюис, трио музыкантов привлекло внимание продюсера Джона
Хаммонда, который пригласил их выступить в легендарном концерте
"Spirituals to Swing" в "Карнеги-Холле". Это мероприятие,
ставшее потом значительным событием в истории блюза и буги-вуги, было посвящено
памяти выдающейся блюзовой певицы Бесси Смит, и как раз совпало с повальной
модой на буги-вуги. В концерте участвовало множество именитых джазменов,
включая Каунта Бейси, Бенни Гудмана и Сиднея Беше. Однако "Трио
буги-вуги", как именовали себя сами музыканты, затмило всех и стало
сенсацией. Уже через две недели, по приглашению Альфреда Лайона,
присутствовавшего на концерте, Аммонс стал первым артистом ещё не оперившейся
толком компании "Blue Note". Он сделал на этом лейбле одни из самых
известных своих записей (в том числе и в дуэте с Льюисом), включая девять
блестящих соло, среди которых были пьесы "The Blues" и "Boogie
Woogie Stomp".
В
дальнейшем Альберт сотрудничал с трубачом Гарри Джеймсом, с которым в 1939
году, при поддержке контрабасиста Джонни Вильямса и барабанщика Эдди Догерти,
записал зажигательную пьесу "Woo-Woo" на лейбле
"Brunswick". В том же году он создал несколько импровизаций с
контрабасистом Джонни Вильямсом, гитаристом Тедди Банном, барабанщиком Сидни
Катлеттом, трубачом Фрэнки Ньютоном и тромбонистом Джеком Хиггинботэмом,
которые были представлены компанией "Blue Note" как ансамбль
"Port of Harlem Jazzmen". А в 1941 году Аммонс исполнил несколько
блестящих дуэтов с Питом Джонсоном, на этот раз для компании "RCA
Victor".
К
сожалению, этой записи на предстоящие несколько лет суждено было оказаться
последней для Альберта, потому как однажды, по нелепой случайности, он отрезал
себе часть пальца. Довольно печальная история, которая произошла с ним во время
приготовления сэндвича, привела к тому, что на целых три года пианист вынужден
был уйти со сцены. Но, разумеется, оправившись от болезни, он вновь вернулся,
и, хотя популярность буги-вуги к тому времени стала потихоньку утихать, он не
испытывал недостатка в работе. В 1944 году он снялся в кино "Boogie-Woogie
Dream" вместе с Линой Хорн и Питом Джонсоном, в тот же период записывался
для лейбла "Commodore", как в качестве солиста, так и в составе небольшого,
но удалого ансамбля с трубачом Хот Липс Пейджем, тромбонистом Виком Дикенсоном
и саксофонистом Доном Бэйсом.
Следующие
несколько лет незадолго до своей преждевременной смерти он разъезжал по штатам
с сольными концертами, сделал несколько незабываемых записей для "Mercury
Records" со своим сыном, саксофонистом Джином Аммонсом, а также
аккомпанировал легендарной блюзовой вокалистке Sippie Wallace и сотрудничал с
гитаристами Лонни Джонсоном и Айком Перкинсом.
Последним
триумфом легендарного пианиста стали записи с Лайонелом Хэмптоном для лейбла
"Decca" и выступление на той самой инаугурации Гарри Трумена в год
смерти музыканта.
Болезнь
заставила его уйти со сцены, и на момент его ухода в мир иной – 2 декабря 1949
года – ему было всего лишь 42 года. Оставив после себя множество самых
прекрасных музыкальных свидетельств того, что последний триумф не является
заключительным, он продолжает распространять своё влияние на новые поколения
музыкантов и поклонников буги-вуги. Ведь как справедливо заметил однажды Джон
Ричмонд, "в лучшем случае буги-вуги был бодрящий формой искусства, которая
служила своеобразным мостом между джазом, блюзом, R&B и, в конечном итоге,
рок-н-роллом. Но Альберт Аммонс был одним из тех музыкантов, которые подняли
планку, возведя жанр на самый высокий уровень художественных достижений".
Отличного
настроения вам, друзья!
Екатерина
Селянинова
Под катом
вы сможете подробно ознакомиться с творчеством великого американского пианиста
Альберта Аммонса.
Albert Ammons - 1936-1939 (The Chronological Classics)
(1993)
1 –Albert
Ammons And His Rhythm Kings Nagasaki
2 –Albert
Ammons And His Rhythm Kings Boogie
Woogie Stomp
3 –Albert
Ammons And His Rhythm Kings Early
Mornin' Blues
4 –Albert
Ammons And His Rhythm Kings Mile-Or-Mo
Bird Rag
5 –Albert
Ammons Shout For Joy
6 –Albert
Ammons Boogie Woogie Stomp
7 –Albert
Ammons Chicago In Mind
8 –Albert
Ammons Suitcase Blues
9 –Albert
Ammons Boogie Woogie Blues
10 –Albert
Ammons Untitled Ammons Original
11 –Albert
Ammons Bass Goin' Crazy
12 –Albert
Ammons Backwater Blues
13 –Albert
Ammons Changes In Boogie Woogie
14 –Albert
Ammons Easy Rider Blues
15 –Harry
James And The Boogie Woogie Trio Woo-Woo
16 –Harry
James And The Boogie Woogie Trio Jesse
17 –J.C.
Higginbotham Quintet Weary Land
Blues
18 –Port
Of Harlem Jazzmen Port Of Harlem
Blues
19 –Port
Of Harlem Jazzmen Mighty Blues
20 –Port Of
Harlem Jazzmen Rocking The Blues
Albert Ammons Piano,
Primary Artist
Dalbert Bright Clarinet,
Alto Saxophone (1-4)
Teddy Bunn Guitar (17-20)
Big Sid Catlett Drums (17-20)
Israel Crosby Baritone
Saxophone (1-4)
Eddie Dougherty Drums (15-16)
J.C. Higginbotham Trombone,
Tuba (17-20)
Jimmie Hoskins Drums (1-4)
Harry James Trumpet (15-16)
Pete Johnson Piano (15-16)
Guy Kelly Trumpet (1-4)
Frankie Newton Trumpet (17-20)
Ike Perkins Guitar
(1-4)
Johnny Williams Baritone Saxophone (15-20)
Albert Ammons, father of Gene Ammons, became so thoroughly
associated with boogie-woogie and Blue Note Records that it is thrilling to
hear him in 1936 leading a straightforward swing band in a solid stride
treatment of "Nagasaki" for the Decca record label. Naturally, the
flip side is an authentic, upbeat rendition of "Pinetop's Boogie
Woogie," and most of the material on this disc contains five times its
weight in danceable blues protein. "Mile-Or-Mo Bird Rag," however,
swings like "Nagasaki" did, and once again we get to hear Albert
playing genuine stride piano with outstanding support from bassist Israel
Crosby and guitarist Ike Perkins. There are refreshing solos from trumpeter Guy
Kelly and from a fine alto player by the name of Dalbert Bright. Act two opens
in 1939 with ten piano solos, packed with blues and boogie. While some folks
disparage the woogie, they are most likely complaining about imitators rather
than this archetypal, fundamental body of definitive good-time piano. If you're
lucky enough to be able to submerge yourself in this many Albert's solos,
you'll most likely succumb to his dignified realism, his gut-level
understanding of the blues. The coolest surprise of the whole package is the
session of February 1, 1939, whereby Harry James made two sides for Brunswick
backed by the "Boogie Woogie Trio." The pure excitement of
"Woo-Woo" is worth a million bucks, as muted trumpet wails over a
churning rhythm section, egged on by neat little crashes of the cymbal.
"Jesse" is a minor stomp on open horn, with Albert back in a Harlem
stride piano groove. When James puts the mute back on his horn it becomes clear
that these are two of the very best undiluted jazz records that this trumpeter
ever made! The CD ends with four sides recorded at the Blue Note "Port of
Harlem" session of April 7, 1939. The sound quality is a bit misty, but
that seems to be the case with most reissues of this material. On the
"Weary Land Blues," trombonist J.C. Higginbotham was designated as
leader. Frankie Newton's expressive trumpet was added to this band to form the
Port of Harlem Jazzmen, resulting that day in three 12" 78 rpm records,
each containing more than four minutes of undiluted blues. The moods are
disarmingly intimate and uncontrived. Teddy Bunn's guitar sounds particularly
good throughout the entire session. Things begin to solidify during a stern
walk through the "Mighty Blues," and everybody cuts loose during
"Rocking the Blues," a boogie-woogie for sextet driven at a healthy
clip by two powerful engines: the drumming of Sidney Catlett and the
double-fisted piano of Albert Ammons.
--arwulf arwulf, AllMusic Review
download (mp3 @320 kbs):
https://yadi.sk/d/yCWp86wybRSIDQ
Albert Ammons –
1939-1946 (The Chronological Classics) (1997)
1 St.
Louis Blues 3:50
2 Mecca
Flat Blues 3:54
3 Bass
Gone Crazy 3:35
4 Monday
Struggle 3:53
5 Boogie
Woogie 3:27
6 Albert´s
Special Boogie Woogie 2:59
7 The
Boogie Rocks 3:01
8 Blues
On My Mind 3:06
9 Bugle
Boogie 2:50
10 Blues
In The Groove 3:02
11 The
Breaks 3:07
12 Jammin´
The Boogie 4:03
13 Bottom
Blues 4:34
14 Bedroom
Blues 3:16
15 Buzz Me
3:02
16 Doin´The
Boogie Woogie 2:49
17 Oh,
Lady Be Good! 2:32
18 Suitcase
Blues 2:44
19 Boogie
Woogie At The Civic Opera 2:34
20 Swanee
River Boogie 2:31
21 Why I´m
Leaving You 2:38
22 I Don¨t
Want To See You 2:49
23 Red
Sails In The Sunset 2:30
Albert Ammons Piano,
Primary Artist
Mildred Anderson Vocals
Don Byas Sax
(Tenor)
Israel Crosby Bass
Vic Dickenson Trombone
Lonnie Johnson Guitar
John Lindsay Bass
Hot Lips Page Trumpet
Ike Perkins Guitar
Artie Starks Sax
(Alto)
Tom Taylor Drums
Sippie Wallace Primary Artist, Vocals
This CD offers three distinct periods in the
development of boogie-woogie pianist Albert Ammons. Kicking off with solo
tracks recorded in 1939 and 1944 for the Solo-Art and Commodore labels, the
next batch follows him into a small-band format with Hop Lips Page practically
stealing the show in his demonstrative style. The final ten selections emanate
from Chicago sessions for Mercury -- again with a small group -- featuring
vocals from Sippie Wallace and Mildred Anderson. Ammons was a giant in his
chosen field of endeavor, and these sides make a marvelous addition to his
too-short discography.
---Cube Koda, AllMusic Review
download (mp3 @320 kbs):
https://yadi.sk/d/dg0VWYstmnCFfA
Albert Ammons –
1946-1948 (The Chronological Classics) (2000)
1 Kilroy
Boogie 2:42
2 Deep
in the Heart of Texas Boogie 2:56
3 Sweet
Patootie Boogie 2:55
4 Twelfth
Street Boogie 2:46
5 St.
Louis Blues 2:5
6 Shufflin'
the Boogie 3:02
7 S.P.
Blues 2:34
8 Hiroshima
2:44
9 Roses
of Picardy 2:54
10 Sheik
of Araby 2:45
11 You Are
My Sunshine 2:48
12 In a
Little Spanish Town 2:47
13 Margie 2:36
14 Tuxedo
Boogie 2:41
15 Mr.
Bell Boogie 2:56
16 Bear
Den Boogie 2:19
17 Rhythm
Boogie 3:02
18 Ammons
Stomp 2:54
19 Baltimore
Breakdown 3:02
20 When You
and I Were Young, Maggie 3:05
21 The
Clipper 3:02
Alto Saxophone – Riley Hampton
Bass – Israel Crosby
Drums – Alvin Burroughs, Armand "Jump"
Jackson, Jack Cooley
Guitar – Ike Perkins
Piano – Albert Ammons
Tenor Saxophone – Gene Ammons
Trumpet – Marvin Randolph
Here's vibrant proof that virtually any melody could
be heated up and hammered out into an enjoyable boogie-woogie stomp. "Deep
in the Heart of Texas," "Margie," "Roses of Picardy,"
"You Are My Sunshine," "Sheik of Araby," "When You And
I Were Young, Maggie," and "Twelfth Street Rag" were all fair
game for Albert Ammons' eight-to-the-bar gyrations. The twangy electrified
guitar of Ike Perkins maintained rhythmic velocity with well-timed kicks and
struts. On August 6, 1947, Ammons' Rhythm Kings quartet was fortified by the
presence of Albert's son -- tenor saxophonist Gene Ammons -- and trumpeter Marvin
Randolph. The pianist sounds deliberately old-fashioned during the introduction
to W.C. Handy's hit of 1914, "St. Louis Blues." When the horns chime
in during the bridge, everyone's rolling in a solid groove. Then Gene takes
over, sounding majestically hip. This mood is continued and expanded on the
flip side, "Shufflin' the Boogie," which is a rocker. "S.P.
Blues" cooks just a bit hotter, and Gene wails up a storm.
"Hiroshima" is this band's version of "Nagasaki," another
goofy 1930s pop song turned jazz jam standard. Given what had happened to both
cities in August of 1945, the retitling seems grimly playful. This session is
perfectly symmetrical, with two steamy up-to-date boogies sandwiched between
old standards. The Albert-and-Gene father-and-son combination is very exciting,
and should be better known than it seems to be, even among seasoned jazz heads.
"In a Little Spanish Town" sounds like a premonition of Professor
Longhair's own Louisiana approach to the boogie-woogie, and compares well with
Lester Young's version recorded in March of 1951. "Tuxedo Boogie"
begins with a guitar lick that would eventually surface as "Shake Your
Money Maker." Israel Crosby plays his upright bass on all six sessions,
and the final date introduces a fine alto sax player by the name of Riley
Hampton. These are the final sessions of Albert Ammons, preserved for posterity
on Mercury Records. He passed away in Chicago on December 2, 1949, at the age
of 42.
---arwulf arwulf, AllMusic Review
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий