суббота, 23 сентября 2023 г.

Огонь буги-вуги в руках пианиста. Альберт Аммонс (Albert Ammons) родился 23 сентября 1907 года.

Зал славы джаза.

Да, друзья! Зажигательные танцы в ритме сердца и на кончиках пальцев выдающегося пианиста, действительно, могут стать одним из лучших способов согреться осенним вечером. Тем более что есть замечательный повод, потому как 23 сентября 1907 года в Чикаго (штат Иллинойс) на свет появился Альберт Аммонс (Albert Ammons).

Этот талантливый пианист является одним из наиболее значимых представителей классического фортепианного блюза и буги-вуги. Вместе с Питом Джонсоном и Мидом "Лаксом" Льюисом он разделил королевский трон жанра, так симпатично называемого "энергичной формой искусства", и внёс весьма значительный вклад в его популяризацию в 1930-х и 1940-х годах. И даже несмотря на то что музыкального образования Аммонс так и не получил, мощное звучание его фортепиано протоптало ему дорожку из чикагских баров в "Карнеги-холл" и даже в Белый дом – прямо на инаугурацию президента Гарри Трумена. А его стиль, отличавшийся, пожалуй, большей гибкостью, нежели у других представителей этого жанра, оказал довольно сильное влияние на новое поколение пианистов, таких, например, как Эррол Гарнер или Рей Брайант.

Albert Ammons – «Albert's Special Boogie Woogie»

Ну а на самого Аммонса раннее влияние оказали его замечательные родители, оба прекрасно владеющие фортепиано, а также его знаменитый земляк и друг детства Мид "Лакс" Льюис – тот самый, который в 1927-м напишет знаменитый буги-вуги-хит "Honky Nonk Train Blues". Ещё в конце 1910-х друзья играли прекрасным "юниорским дуэтом" в доме у Аммонсов, поэтому неудивительно, что к десяти годам Альберт уже превосходно владел инструментом. Кстати, одновременно он давал волю и другому своему увлечению – игре на ударных: в подростковом возрасте он барабанил в одном из так называемых "drum and bugle corps" (этих военных ансамблей было довольно много в пору гражданской войны в штатах, и они оставались популярными во времена Первой мировой).

Однако страсть к фортепиано оказалась сильнее, и вскоре Аммонс стал довольно известным пианистом чикагской клубной сцены, работая со многими местными ансамблями. И в немалой степени этому поспособствовало его увлечение блюзом, который покорил его после окончания Первой мировой войны. В то время он слушал таких чикагских пианистов, как Томас Хёсл, братья Джимми Янси и Алонсо Янси, подбирал на слух множество блюзов и совершенствовал свои технические навыки. А в середине 1920-х, когда ему приходилось подрабатывать таксистом, он вновь повстречал своего старинного товарища – Мида "Лакса" Льюиса, что стало отправной точкой в карьере обоих музыкантов.

Pete Johnson & Albert Ammons – «Boogie Woogie Man» (1941)

Дело в том, что вместе Аммонс и Льюис организовали дуэт, который стал пользоваться большим успехом на клубных вечеринках города, сделав обоих музыкантов популярными. В 1934-м этот опыт добавил Аммонсу уверенности в решении создать собственную небольшую группу в "Club DeLisa", где в это время с ним играли такие музыканты, как Гай Келли, Делберт Брайт, Джимми Хоскинс и Израэль Кросби. А в 1936-м его ансамбль, под названием "Albert Ammons’s Rhythm Kings", записывался для лейбла "Decca Records". Кстати, этот коллектив, по отзывам современников, звучал мощнее биг-бэнда из 15 человек, их версия "Swanee River Boogie" была продана миллионным тиражом, а пьеса "Boogie Woogie Stomp", сочинённая Аммонсом, стала классическим блюзовым стандартом.

Albert Ammons – «Swanee River Boogie» (1946)

Ещё одной ступенькой в карьере Аммонса стал Нью-Йорк, куда пианист перебрался, воодушевлённый чикагским успехом. И следующие несколько месяцев его регулярно можно было услышать в клубе "Café Society", где он аккомпанировал известному блюзовому вокалисту Биг Джо Тёрнеру, а также играл в дуэте с ещё одним известным пианистом – Питом Джонсоном. А после того как к дуэту Аммонс-Джонсон присоединился Мид Льюис, трио музыкантов привлекло внимание продюсера Джона Хаммонда, который пригласил их выступить в легендарном концерте "Spirituals to Swing" в "Карнеги-Холле". Это мероприятие, ставшее потом значительным событием в истории блюза и буги-вуги, было посвящено памяти выдающейся блюзовой певицы Бесси Смит, и как раз совпало с повальной модой на буги-вуги. В концерте участвовало множество именитых джазменов, включая Каунта Бейси, Бенни Гудмана и Сиднея Беше. Однако "Трио буги-вуги", как именовали себя сами музыканты, затмило всех и стало сенсацией. Уже через две недели, по приглашению Альфреда Лайона, присутствовавшего на концерте, Аммонс стал первым артистом ещё не оперившейся толком компании "Blue Note". Он сделал на этом лейбле одни из самых известных своих записей (в том числе и в дуэте с Льюисом), включая девять блестящих соло, среди которых были пьесы "The Blues" и "Boogie Woogie Stomp".

Albert Ammons – «Boogie Woogie Stomp» (1939)

В дальнейшем Альберт сотрудничал с трубачом Гарри Джеймсом, с которым в 1939 году, при поддержке контрабасиста Джонни Вильямса и барабанщика Эдди Догерти, записал зажигательную пьесу "Woo-Woo" на лейбле "Brunswick". В том же году он создал несколько импровизаций с контрабасистом Джонни Вильямсом, гитаристом Тедди Банном, барабанщиком Сидни Катлеттом, трубачом Фрэнки Ньютоном и тромбонистом Джеком Хиггинботэмом, которые были представлены компанией "Blue Note" как ансамбль "Port of Harlem Jazzmen". А в 1941 году Аммонс исполнил несколько блестящих дуэтов с Питом Джонсоном, на этот раз для компании "RCA Victor".

Albert Ammons · Harry James – «Woo-Woo» (Remastered)

К сожалению, этой записи на предстоящие несколько лет суждено было оказаться последней для Альберта, потому как однажды, по нелепой случайности, он отрезал себе часть пальца. Довольно печальная история, которая произошла с ним во время приготовления сэндвича, привела к тому, что на целых три года пианист вынужден был уйти со сцены. Но, разумеется, оправившись от болезни, он вновь вернулся, и, хотя популярность буги-вуги к тому времени стала потихоньку утихать, он не испытывал недостатка в работе. В 1944 году он снялся в кино "Boogie-Woogie Dream" вместе с Линой Хорн и Питом Джонсоном, в тот же период записывался для лейбла "Commodore", как в качестве солиста, так и в составе небольшого, но удалого ансамбля с трубачом Хот Липс Пейджем, тромбонистом Виком Дикенсоном и саксофонистом Доном Бэйсом.

Следующие несколько лет незадолго до своей преждевременной смерти он разъезжал по штатам с сольными концертами, сделал несколько незабываемых записей для "Mercury Records" со своим сыном, саксофонистом Джином Аммонсом, а также аккомпанировал легендарной блюзовой вокалистке Sippie Wallace и сотрудничал с гитаристами Лонни Джонсоном и Айком Перкинсом.

Albert Ammons – «Boogie Woogie Blues»

Последним триумфом легендарного пианиста стали записи с Лайонелом Хэмптоном для лейбла "Decca" и выступление на той самой инаугурации Гарри Трумена в год смерти музыканта.

Болезнь заставила его уйти со сцены, и на момент его ухода в мир иной – 2 декабря 1949 года – ему было всего лишь 42 года. Оставив после себя множество самых прекрасных музыкальных свидетельств того, что последний триумф не является заключительным, он продолжает распространять своё влияние на новые поколения музыкантов и поклонников буги-вуги. Ведь как справедливо заметил однажды Джон Ричмонд, "в лучшем случае буги-вуги был бодрящий формой искусства, которая служила своеобразным мостом между джазом, блюзом, R&B и, в конечном итоге, рок-н-роллом. Но Альберт Аммонс был одним из тех музыкантов, которые подняли планку, возведя жанр на самый высокий уровень художественных достижений".

Отличного настроения вам, друзья!

Екатерина Селянинова

Под катом вы сможете подробно ознакомиться с творчеством великого американского пианиста Альберта Аммонса.


Albert Ammons - 1936-1939 (The Chronological Classics) (1993)

1          –Albert Ammons And His Rhythm Kings        Nagasaki      

2          –Albert Ammons And His Rhythm Kings        Boogie Woogie Stomp      

3          –Albert Ammons And His Rhythm Kings        Early Mornin' Blues          

4          –Albert Ammons And His Rhythm Kings        Mile-Or-Mo Bird Rag       

5          –Albert Ammons    Shout For Joy         

6          –Albert Ammons    Boogie Woogie Stomp      

7          –Albert Ammons    Chicago In Mind    

8         –Albert Ammons    Suitcase Blues        

9          –Albert Ammons    Boogie Woogie Blues        

10        –Albert Ammons    Untitled Ammons Original         

11        –Albert Ammons    Bass Goin' Crazy    

12        –Albert Ammons    Backwater Blues    

13        –Albert Ammons    Changes In Boogie Woogie         

14        –Albert Ammons    Easy Rider Blues    

15        –Harry James And The Boogie Woogie Trio   Woo-Woo    

16        –Harry James And The Boogie Woogie Trio   Jesse

17        –J.C. Higginbotham Quintet       Weary Land Blues

18        –Port Of Harlem Jazzmen           Port Of Harlem Blues       

19        –Port Of Harlem Jazzmen           Mighty Blues          

20       –Port Of Harlem Jazzmen           Rocking The Blues

 

Albert Ammons      Piano, Primary Artist

Dalbert Bright         Clarinet, Alto Saxophone  (1-4)

Teddy Bunn Guitar            (17-20)

Big Sid Catlett         Drums           (17-20)

Israel Crosby            Baritone Saxophone          (1-4)

Eddie Dougherty     Drums           (15-16)

J.C. Higginbotham Trombone, Tuba     (17-20)

Jimmie Hoskins     Drums           (1-4)

Harry James            Trumpet                   (15-16)

Pete Johnson           Piano (15-16)

Guy Kelly      Trumpet        (1-4)

Frankie Newton      Trumpet        (17-20)

Ike Perkins   Guitar            (1-4)

Johnny Williams    Baritone Saxophone (15-20)

Albert Ammons, father of Gene Ammons, became so thoroughly associated with boogie-woogie and Blue Note Records that it is thrilling to hear him in 1936 leading a straightforward swing band in a solid stride treatment of "Nagasaki" for the Decca record label. Naturally, the flip side is an authentic, upbeat rendition of "Pinetop's Boogie Woogie," and most of the material on this disc contains five times its weight in danceable blues protein. "Mile-Or-Mo Bird Rag," however, swings like "Nagasaki" did, and once again we get to hear Albert playing genuine stride piano with outstanding support from bassist Israel Crosby and guitarist Ike Perkins. There are refreshing solos from trumpeter Guy Kelly and from a fine alto player by the name of Dalbert Bright. Act two opens in 1939 with ten piano solos, packed with blues and boogie. While some folks disparage the woogie, they are most likely complaining about imitators rather than this archetypal, fundamental body of definitive good-time piano. If you're lucky enough to be able to submerge yourself in this many Albert's solos, you'll most likely succumb to his dignified realism, his gut-level understanding of the blues. The coolest surprise of the whole package is the session of February 1, 1939, whereby Harry James made two sides for Brunswick backed by the "Boogie Woogie Trio." The pure excitement of "Woo-Woo" is worth a million bucks, as muted trumpet wails over a churning rhythm section, egged on by neat little crashes of the cymbal. "Jesse" is a minor stomp on open horn, with Albert back in a Harlem stride piano groove. When James puts the mute back on his horn it becomes clear that these are two of the very best undiluted jazz records that this trumpeter ever made! The CD ends with four sides recorded at the Blue Note "Port of Harlem" session of April 7, 1939. The sound quality is a bit misty, but that seems to be the case with most reissues of this material. On the "Weary Land Blues," trombonist J.C. Higginbotham was designated as leader. Frankie Newton's expressive trumpet was added to this band to form the Port of Harlem Jazzmen, resulting that day in three 12" 78 rpm records, each containing more than four minutes of undiluted blues. The moods are disarmingly intimate and uncontrived. Teddy Bunn's guitar sounds particularly good throughout the entire session. Things begin to solidify during a stern walk through the "Mighty Blues," and everybody cuts loose during "Rocking the Blues," a boogie-woogie for sextet driven at a healthy clip by two powerful engines: the drumming of Sidney Catlett and the double-fisted piano of Albert Ammons.

--arwulf arwulf, AllMusic Review

download (mp3 @320 kbs):

https://yadi.sk/d/yCWp86wybRSIDQ


Albert Ammons 1939-1946 (The Chronological Classics) (1997)

1          St. Louis Blues        3:50

2          Mecca Flat Blues     3:54

3          Bass Gone Crazy     3:35

4          Monday Struggle    3:53

5          Boogie Woogie        3:27

6          Albert´s Special Boogie Woogie 2:59

7          The Boogie Rocks   3:01

8         Blues On My Mind             3:06

9          Bugle Boogie           2:50

10        Blues In The Groove          3:02

11        The Breaks   3:07

12        Jammin´ The Boogie        4:03

13        Bottom Blues          4:34

14        Bedroom Blues       3:16

15        Buzz Me        3:02

16        Doin´The Boogie Woogie             2:49

17        Oh, Lady Be Good! 2:32

18        Suitcase Blues         2:44

19        Boogie Woogie At The Civic Opera         2:34

20       Swanee River Boogie         2:31

21        Why I´m Leaving You       2:38

22       I Don¨t Want To See You             2:49

23       Red Sails In The Sunset    2:30

 

Albert Ammons      Piano, Primary Artist

Mildred Anderson Vocals

Don Byas      Sax (Tenor)

Israel Crosby            Bass

Vic Dickenson         Trombone

Lonnie Johnson      Guitar

John Lindsay           Bass

Hot Lips Page          Trumpet

Ike Perkins   Guitar

Artie Starks Sax (Alto)

Tom Taylor Drums

Sippie Wallace         Primary Artist, Vocals

This CD offers three distinct periods in the development of boogie-woogie pianist Albert Ammons. Kicking off with solo tracks recorded in 1939 and 1944 for the Solo-Art and Commodore labels, the next batch follows him into a small-band format with Hop Lips Page practically stealing the show in his demonstrative style. The final ten selections emanate from Chicago sessions for Mercury -- again with a small group -- featuring vocals from Sippie Wallace and Mildred Anderson. Ammons was a giant in his chosen field of endeavor, and these sides make a marvelous addition to his too-short discography.

---Cube Koda, AllMusic Review

download (mp3 @320 kbs):

https://yadi.sk/d/dg0VWYstmnCFfA


Albert Ammons 1946-1948 (The Chronological Classics) (2000)

1          Kilroy Boogie           2:42

2          Deep in the Heart of Texas Boogie         2:56

3          Sweet Patootie Boogie       2:55

4          Twelfth Street Boogie        2:46

5          St. Louis Blues        2:5

6          Shufflin' the Boogie           3:02

7          S.P. Blues      2:34

8         Hiroshima    2:44

9          Roses of Picardy      2:54

10        Sheik of Araby         2:45

11        You Are My Sunshine       2:48

12        In a Little Spanish Town   2:47

13        Margie           2:36

14        Tuxedo Boogie        2:41

15        Mr. Bell Boogie       2:56

16        Bear Den Boogie     2:19

17        Rhythm Boogie       3:02

18        Ammons Stomp      2:54

19        Baltimore Breakdown       3:02

20       When You and I Were Young, Maggie   3:05

21        The Clipper   3:02

 

Alto Saxophone – Riley Hampton

Bass – Israel Crosby

Drums – Alvin Burroughs, Armand "Jump" Jackson, Jack Cooley

Guitar – Ike Perkins

Piano – Albert Ammons

Tenor Saxophone – Gene Ammons

Trumpet – Marvin Randolph

Here's vibrant proof that virtually any melody could be heated up and hammered out into an enjoyable boogie-woogie stomp. "Deep in the Heart of Texas," "Margie," "Roses of Picardy," "You Are My Sunshine," "Sheik of Araby," "When You And I Were Young, Maggie," and "Twelfth Street Rag" were all fair game for Albert Ammons' eight-to-the-bar gyrations. The twangy electrified guitar of Ike Perkins maintained rhythmic velocity with well-timed kicks and struts. On August 6, 1947, Ammons' Rhythm Kings quartet was fortified by the presence of Albert's son -- tenor saxophonist Gene Ammons -- and trumpeter Marvin Randolph. The pianist sounds deliberately old-fashioned during the introduction to W.C. Handy's hit of 1914, "St. Louis Blues." When the horns chime in during the bridge, everyone's rolling in a solid groove. Then Gene takes over, sounding majestically hip. This mood is continued and expanded on the flip side, "Shufflin' the Boogie," which is a rocker. "S.P. Blues" cooks just a bit hotter, and Gene wails up a storm. "Hiroshima" is this band's version of "Nagasaki," another goofy 1930s pop song turned jazz jam standard. Given what had happened to both cities in August of 1945, the retitling seems grimly playful. This session is perfectly symmetrical, with two steamy up-to-date boogies sandwiched between old standards. The Albert-and-Gene father-and-son combination is very exciting, and should be better known than it seems to be, even among seasoned jazz heads. "In a Little Spanish Town" sounds like a premonition of Professor Longhair's own Louisiana approach to the boogie-woogie, and compares well with Lester Young's version recorded in March of 1951. "Tuxedo Boogie" begins with a guitar lick that would eventually surface as "Shake Your Money Maker." Israel Crosby plays his upright bass on all six sessions, and the final date introduces a fine alto sax player by the name of Riley Hampton. These are the final sessions of Albert Ammons, preserved for posterity on Mercury Records. He passed away in Chicago on December 2, 1949, at the age of 42.

---arwulf arwulf, AllMusic Review

download (mp3 @320 kbs):

https://yadi.sk/d/hCFqznkpXqd_VQ

Комментариев нет:

Отправить комментарий