воскресенье, 24 сентября 2023 г.

Яркий, как комета, быстрый, как метеор, сгоревший, как человек. «Фэтс» Наварро (24 сентября 1923 - 6 июля 1950).

Зал славы джаза

Бибоп

24 сентября 1923 года в Ки Весте, самом южном городе Соединённых Штатов, родился Теодор «Фэтс» Наварро (Theodore "Fats" Navarro), который стал одним из первых джазовых трубачей, начавших виртуозно импровизировать в стиле би-боп. К сожалению, жизнь его трагически оборвалась, когда музыканту было всего 26 лет.

В семье Наварро перемешались кровь и традиции афрокубинских и китайских предков. Его обучение музыке началось в 6 лет с уроков игры на фортепиано. Однако серьёзно он увлёкся только в тринадцать лет, взяв в руки трубу. Фэтс довольно хорошо изучил академические основы ещё в старшей школе – тогда же он заодно овладел тенор-саксофоном и уже начал выступать с бэндом Уолтера Джонсона в Майами. Всегда мечтая уехать из своего захолустного городишки, сразу после окончания школы Фэтс отправился в Орландо играть с группой Сола Олбрайта, ездил с ними в Цинциннати, и где-то там же в Огайо нашёл себе учителя – взяв несколько уроков на трубе, он начал гастролировать с оркестром Снукума Рассела, основным местом резиденции которого был Индианаполис.

Эта «локальная» группа дала Фэтсу отличную возможность набраться опыта – развиваться, экспериментировать, делать ошибки – так, что этого все равно бы никто не запомнил – в общем, пообтесаться и набить шишки, прежде чем попать на сцену национального масштаба. (В этой же группе, кстати, так же постепенно начинали свой путь к славе Джей Джей Джонсон и Рэй Браун.) Фэтс оставался с Расселом в течение двух лет, став в оркестре одним из основных солистов. В то время на него оказали большое влияние Рой Элридж, а также приходившийся Фэтсу дальним родственником превосходный трубач Чарли Шэйверс.

Fats Navarro and The Bebop Boys – «Boppin' A Riff», Pts 1 & 2

Следущим шагом в карьере стала работа с Энди Кёрком и его канзасской группой "Clouds of Joy". Там Фэтс познакомился и подружился с трубачом Говардом МакГи. Тот был на несколько лет старше Наварро и также оказал на него определённое влияние. Из немногочисленных записей того времени слышно, что игру Фэтса ещё довольно сложно выделить и отличить от игры МакГи, который, очевидно, был основным солистом. Второстепенная роль, которая отводилась Наварро у Кёрка, стала одной из причин, по которой его легко переманил в свой оркестр Билли Экстайн. Диззи Гиллеспи, который как раз оставлял этот коллектив в 1945 году, посоветовал Экстайну пойти послушать «чудесного» парня, который играл у Кёрка. И даже на «подпевке» у МакГи Фэтс так зажигал, что Экстайн не раздумывая пригласил его на место Гиллеспи. И Фэтс так потом играл привычные соло Диззи, что, казалось, тот и не уходил вовсе – хотя Фэтс даже не старался копировать Диззи нота в ноту.

Для Наварро этот ангажемент был тоже более чем очень удачен: в прогрессивнейшем по тем временам коллективе Экстайна, кроме Чарли Паркера и Гиллеспи, в разное время успело переиграть беспрецедентное количество звёзд – среди них были Кенни Дорэм, Майлс Дэвис, Дэкстер Гордон, Уорделл Грей, Джин Аммонс, Лаки Томпсон, Бад Джонсон, Фрэнк Уэсс, Чарли Роуз, Сани Ститт, Лео Паркер, Сесил Пейн, Тэдд Дэмерон, Томми Поттер, Арт Блейки, Сара Вон и многие другие.

Fats Navarro – «Goin' to Minton's»

К сожалению, звукозаписывающие компании больше интересовал коммерческий потенциал оркестра, поэтому записывали они чаще всего довольно традиционные баллады. Так что после 18 месяцев напряженных разъездов и выступлений с не очень-то часто появлявшимся шансом играть музыку, которая ему нравилась, Фэтс оставил оркестр и остался в Нью-Йорке. Где-то в то же время он начал принимать героин, и это пристрастие очень быстро погубило музыканта, оставив ему всего несколько лет жизни. Но тогда, летом 1946 года, Фэтсу было всего только 22 года, он уже был признанным трубачом-виртуозом, и ещё где-то три года его таланту предстояло продолжать бурно развиваться и блистать.

Be Bop Romp by Fats Navarro

В то время Эра синга уже была на закате, и биг-бэнды уступили своё место небольшим комбо, в которых несколько солистов-“фронтменов” играли в сопровождении ритм-секции из фортепиано, баса и ударных. Этот формат оказался идеален для Наварро. Он смог полноценно выразить свои идеи, свой экспрессивный стиль – и о нём уже заговорили как об одном из самых значимых современных трубачей и “сопернике” Диззи Гиллеспи. Его стали приглашать на свои сессии лучшие музыканты – Кенни Кларк, Дэкстер Гордон, Коулман Хокинс, Бенни Гудман, Бад Пауэлл, и особенно часто Тэдд Дэмерон. Наварро также появлялся как приглашённый солист во множестве коллективов "all-star" и "dream band" (команд мечты), и в том числе принял участие в одном из концертов “Jazz At The Philharmonic” в “Carnegie Hall”.

Фэтс Наварро несколько раз успел записаться и под своим именем – как лидер (“Be Bop Boys”, 1946, “Fats Navarro Memorial”, 1946, “The Fabulous Fats Navarro”, 1947, “Fats Navarro – Fat Girl”, 1947 и другие). В общей сложности он записал более 150 «сторон» пластинок – и вне зависимости от состава всегда звучал превосходно. Судя по его работам, критики отмечают, что трубач был на пике своих творческих возможностей осенью 1947 года. И он продолжил бы делать замечательные записи, если бы не большая забастовка, которую объявил профсоюз музыкантов звукозаписывающим компаниям и которая продлилась 9 месяцев. Весной 1948 года, несмотря на начавшиеся проблемы со здоровьем, Фэтс вновь активно выступал, гастролируя с оркестром Лайонела Хэмптона, а потом снова осел в Нью-Йорке, став почти постоянным участником группы Тэдда Дэмерона.

Fat Girl by Fats Navarro

Сотрудничество с Дэмероном стало, возможно, самым плодотворным и интересным периодом в карьере Наварро. Под влиянием Дэмерона в игре трубача появилось больше лиризма, что, в сочетании с его умопомрачительной техникой и способностью очень тонко распоряжаться верхними нотами, производило потрясающий эффект. Наварро регулярно выступал в группе в качестве солиста – и в разное время вместе с ним там также играли Уордэлл Грей, Аллен Игар (Allen Eagar), Джей Джей Джонсон, Эрни Хэнри, Милт Джексон, Кёрли Рассел, Нельсон Бойд, Кенни Кларк. Коллектив в основном выступал в Нью-Йорке и был частным гостем бродвейского клуба “Royal Roost”.

К тому времени Наварро был уже очень популярен у джазовой публики, и его равно ценили и критики, и коллеги-музыканты. Зимой 1948 года он стал победителем джазового опроса журнала “Metronome” и был приглашён записаться в составе легендарной группы “Metronome All Stars”.

Fats Navarro Quintet – «Nostalgia»

Казалось бы, это было идеальное время, чтобы собрать и свой собственный коллектив, однако Фэтса Наварро, к сожалению, не интересовали подобные перспективы. А возможно, он не хотел рисковать постоянным заработком, необходимым, чтобы регулярно доставать наркотики. И когда-то в тот же период Наварро заболел туберкулёзом. Обычно эта болезнь развивается медленно, но, умноженный на наркозависимость и лишний вес Фэтса, туберкулёз стремительно убивал музыканта.

Несмотря на своё постоянно ухудшавшееся состояние, в феврале-марте 1949 года Фэтс Наварро выступил в гастрольном туре программы “Jazz At The Philharmonic”. И в 1949-м он участвовал всего только в двух студийных сессиях – в августе с Бадом Пауэллом, и в сентябре с тенор-саксофонистом Don Lanphere. На обеих записях трубач звучит по-прежнему прекрасно, однако его стиль уже лишен той мощи и того диапазона, которые отличали его раньше. Ещё в начале года, как отмечали многие, Фэтс с трудом брал верхние ноты, которые годом раньше были для него пустяковым делом. И, вероятно, как своеобразная компенсация ухудшившихся физических возможностей, игра Фэтса стала мелодически более сложной и замысловатой. Он стал чаще использовать дабл-таймы – но всегда в рамках известных контекстов.

Charlie Parker Quintet · Fats Navarro – «Street Beat»

Последние записи Наварро были сделаны во время выступлений в клубе “Birdland”, сначала в мае, с участием Чарли Паркера, Бада Пауэлла, а затем с “All-Star” составом Майлса Дэвиса 30 июня 1950 года. На этих «живых альбомах» длинные соло Фэтса (и особенно очень длинное соло в “The Street Beat”) звучат по-прежнему захватывающе и вдохновенно, так что кажется просто невероятным, что музыкант был уже совершенно разбит физически – как рассказывали очевидцы, у него совсем не было сил и его мучили неудержимые приступы кашля. Однако это никак не сказалось на качестве его исполнения. А всего через несколько дней после последней записи, 6 июля 1950 года Фэтс Наварро умер в нью-йоркской больнице.

Творчество Фэтса Наварро во многом появлияло на формирование стиля Клиффорда Брауна, который, в свою очередь, «передал» многие из вдохновивших его традиций дальше – Ли Моргану, Фредди Хаббарду, Вуди Шо.

 Ольга Дюдина. ©

Комментариев нет:

Отправить комментарий