Удивительно плодовитый блюзовый пианист,
певец и композитор, привнесший живую атмосферу городской утонченности в свои
ошеломляющие выступления, Джон «Питер» Чатман, более известный как Мемфис Слим,
безусловно, входит в число величайших блюзовых пианистов всех времен. Его
громоподобные мажорные пассажи отличали его от большинства современников, а
глубокий низкий голос завораживал слушателей. Джон самостоятельно обучался игре
на фортепиано, привлекали его тогда разные стили – блюз, буги, свинг. Он был
достаточно умен, чтобы прислушаться к совету Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy)
о разработке собственного стиля, вместо того, чтобы подражать своему кумиру
Рузвельту Сайксу. Музыкант создал несколько групп и записал более 500 песен,
одна из которых «Every Day I Have the Blues», созданная в 1947 году, стала известным
блюзовым стандартом, записанным многими другими артистами.
Как и подобает его сценическому псевдониму,
Джон «Питер» Чатман родился и вырос в Мемфисе, штат Теннесси; отличном месте,
чтобы посвятить себя карьере блюзмена. В 1930-х он начал выступать и
записываться, тогда его уже знали как «Стилягу из Мемфиса» – Джон был тощим и
долговязым, и к нему навсегда «приклеилась» кличка «Slim» (что можно перевести
как «худышка» или «стиляга»).
Для своих первых записей, для «Okeh Records»
в 1940 году, музыкант использовал имя своего отца, Питера Чатмана, который пел,
играл на фортепиано и гитаре. Принято считать, что Джон сделал это, чтобы
почтить его память. Позже музыкант стал выступать под именем «Memphis Slim», но
продолжал публиковать песни под именем Питер Чатман.
Большую часть 1930-х годов Мемфис Чатман
провел, выступая в хонки-тонках, танцевальных залах и игорных заведениях в
Теннесси, Арканзасе и юго-восточном Миссури. В 1939 году он поселился в Чикаго
и начал выступать в клубах с гитаристом и певцом Биг Биллом Брунзи (Big Bill
Broonzy).
В 1940 и 1941 годах Чатман записал для «Bluebird
Records» две песни, «Beer Drinking Woman» и «Grinder Man Blues», которые на
десятилетия стали частью его репертуара. Песни были записаны под именем
«Memphis Slim», данным музыканту продюсером «Bluebird» Лестером Мелроузом.
Слим стал постоянным сессионным музыкантом «Bluebird»,
сопровождая таких известных звезд, как Джон Ли «Sonny Boy» Уильямсон, Washboard
Сэм и Джаз Гиллум. До середины 1940-х годов многие из записей и выступлений
Слима были сделаны вместе с Брунзи, который нанял его в качестве пианиста после
смерти своего концертмейстера Джошуа Альтхаймера в 1940 году.
После
Второй мировой войны Мемфис Слим стал руководить группами, которые, в
соответствие с требованиями популярного в то время джамп-блюза, состояли, обычно,
из саксофона, баса, барабана и фортепиано. С падением интереса публики и,
соответственно, крупных звукозаписывающих компаний к блюзовым записям, Слим стал
сотрудничать с новыми независимыми лейблами. Начиная с конца 1945 года, он
записывался для небольшой чикагской компании «Hy-Tone Records». С линейкой
альт-саксофона (Алекс Аткинс), тенор-саксофона (Эрнест Коттон), фортепиано (Мемфис
Слим) и струнного баса (в первой сессии участвовал Вилли Диксон), Мемфис Слим осенью
1946 года подписал контракт с лейблом «Miracle».
Одной
из песен, записанных на первой сессии, был кипучий буги «Rockin' the House», от
которого его группа получила свое название. «Slim and the House Rockers» с
некоторым коммерческим успехом записывались для «Miracle» до 1949 года. Среди
песен, которые они записали, были «Messin' Around» (достигшая в 1948 году 1-го
места в R&B чартах) и «Harlem Bound».
В
1947 году, на следующий день после концерта Слима, Брунзи и Уильямсона в мэрии
Нью-Йорка, фольклорист Алан Ломакс привел трех музыкантов в студию «Decca
Records» и записал со Слимом вокал и фортепиано. В начале 1950-х годов Ломакс
представил части этой записи на BBC Radio в виде документального цикла
«Негритянское искусство», а затем выпустил расширенную версию под названием «Blues
in the Mississippi Night». В 1949 году Слим, добавив барабанщика, расширил свой
коллектив до квинтета; теперь группа проводила большую часть своего времени в гастрольных
турах, что привело к внеконтрактным сессиям для «King Records» в Цинциннати и «Peacock
Records» в Хьюстоне.
Одна
из записей Слима 1947 года для «Miracle», выпущенная в 1949 году, первоначально
называлась «Nobody Loves Me», ставшая известным блюзовым стандартом «Every Day I Have the Blues». Песня была записана
в 1950 году Лоуэллом Фулсоном, а затем многими другими исполнителями, включая
B.B. King, Elmore James, T-Bone Walker, Ray Charles, Eric Clapton, Natalie
Cole, Ella Fitzgerald, Jimi Hendrix, Mahalia Jackson, Sarah Vaughan, Carlos
Santana, John Mayer и Lou Rawls. Джо Уильямс записал блюз в 1952 году для «Checker
Records»; его ремейк 1956 года (вошедший в альбом «Count Basie Swings, Joe
Williams Sings») в 1992 году был введен в Зал славы Грэмми.
В начале 1950 года у «Miracle» начались
финансовые проблемы, но ее владельцы создали новый лейбл «Premium», где Слим
оставался до лета 1951 года. Его сессия в феврале 1951 года для «Premium» была
записана с измененным составом «House Rockers»: Слим начал использовать два
тенор-саксофона вместо комбинации альта и тенора, и сделал попытку добавить
гитариста Айка Перкинса. Его последняя сессия для «Premium» сохранила состав из
двух теноров, но обошлась без гитары. Во время работы в «Premium» Слим записал свою
песню «Mother Earth».
Пианист
продолжал менять лейблы, переходя от «Premium» к «Chess» и затем к «Mercury». После
года работы с «Mercury Records» Мемфис Слим подписал контракт с «United Records»,
A&R-менеджер которой Лью Симпкинс знал музыканта по «Miracle» и «Premium». Это
был особенно плодотворный период для Слима; он нанял своего первого постоянного
гитариста Мэтта Мерфи, который добавил серьезности к «The Come Back», «Sassy
Mae» и «Memphis Slim U.S.A.» Мемфис Слим оставался в «United Records» до конца
1954 года, когда компания начала сокращать блюзовые записи.
После
ухода из «United Records» у Слима не было устойчивых отношений со
звукозаписывающими компаниями до 1958 года, когда он подписал контракт с «Vee-Jay
Records». В 1959 году его группа, все еще с участием Мерфи, записала альбом «Memphis
Slim at the Gate of the Horn», в который вошли его самые известные песни,
включая «Mother Earth», «Gotta Find My Baby», «Rockin' the Blues», «Steppin'
Out» и «Slim's Blues». В декабре 1959 года был выпущен дебютный альбом Вилли
Диксона «Willie's Blues», в записи которого Мемфис Слим принял участие как
фортепианный аккомпаниатор Диксона. Слим играл на всех треках и написал два
номера. В том же году он выступал в «Карнеги Холле», а также на джазовом
фестивале в Ньюпорте.
Мемфис
Слим продемонстрировал свою независимость, навсегда покинув США в 1962 году. Музыкант
впервые выехал за пределы Соединенных Штатов в 1960 году. Через два года он приехал
в Европу в качестве приглашенного артиста в серии концертов Американского
фольклорного фестиваля, организованных Диксоном. Дуэт выпустил несколько
альбомов вместе на «Folkways Records», в том числе пластинку «Memphis Slim and
Willie Dixon at the Village Gate with Pete Seeger» с Питом Сигером (1962).
Турне
с Диксоном по Европе, настолько заинтриговало пианиста, что он навсегда
переехал в Париж, где возможности для записи и гастролей казались безграничными
и где пианисту-ветерану относились с таким уважением, в котором афроамериканцам
у себя дома часто отказывали. Его привлекательная внешность и отточенное мастерство
игры, пения и повествования о блюзе обеспечили Слиму положение одного из самых
выдающихся блюзовых артистов в течение почти трех десятилетий. Музыкант
появился на телевидении во многих европейских странах, снялся в нескольких
французских фильмах и написал музыку для «À nous deux France» (1970). В
последние годы жизни он объединился с уважаемым джазовым барабанщиком Джорджем
Кольером. Они стали друзьями и вместе гастролировали по Европе. После того, как
Кольер умер в августе 1987 года, Слим редко появлялся на публике, хотя и
воссоединился с Мэттом Мерфи для концерта в Остине, штат Техас, в 1987 году.
Мемфис
Слим оставался в Париже до своей смерти в 1988 году, наслаждаясь статусом короля
блюза в эмиграции. За два года до смерти музыкант был назначен командором в
Ордене искусств и литературы Министерством культуры Французской Республики.
Кроме того, Сенат США удостоил Слима звания посла доброй воли по особым
поручениям.
Мемфис
Слим умер от почечной недостаточности 24 февраля 1988 года в Париже в возрасте
72 лет. Он похоронен на кладбище «Galilee Memorial Gardens» в Мемфисе.
Музыкант
был посмертно введен в Зал славы блюза в 1989 году.
«Memphis Slim - Boogie For My Friends» (2002).
01 - Boogie For
Roosevelt
02 - Going Back
To Memphis
03 - Boogie For
Pinetop
04 - Boogie For
Pete
05 - Roll And
Tumble
06 - Boogie For
Albert
07 - Boogie For
Meade
08 - Boogie For
Sammy
09 - Slim's Blues
10 - Boogie For
Jay
11 - Boogie For
Lloyd
12 - Boogie For
Willie
13 - Showmaker
Blues
14 - Boogie For
Eddie
15 - Boogie For
Jimmy
16 - Boogie For
Otis
17 - Boogie For
Booker T.
18 - Boogie For
Cow Cow
Label: Black
& Blue, 454.2, 2002
- tracks 1-5,
15-16
Memphis Slim,
vocal, piano.
Recorded April
15, 1986 at Sysmo Studio in Paris, France
- tracks 6-14,
17-18
Memphis Slim,
vocal, piano
Bob Stroger, bass
Odie Payne, drums
Recorded November
21, 1983 at Davout Studio in Paris, France
Memphis Slim was one of
the early boogie woogie players back when that piano craze first started in USA
in the 1930's.
Memphis Slim took his
name from Memphis, where he was born and raised. Memphis Slim got his start
playing the blues at the Midway Café, at 357 Beale Street (southeast corner of
Fourth and Beale Street's) in Memphis in 1931. After his early career in
Memphis, where he emulated barrelhouse piano players like Roosevelt Sykes and
Speckled Red, he moved to Chicago, Illinois and recorded for Okeh Records (as
Peter Chatman & His Washboard Band) in 1940. The same year he also recorded
for Bluebird Records as Memphis Slim. He played piano as Big Bill Broonzy's
partner until 1944. Broonzy, also a sophisticated performer, urged him to
develop his own style. Big Bill and Charlie Segar are usually credited for
writing the blues classic, "Key to the Highway." This polish gave
Memphis Slim opportunities not only in the juke joints he had been playing, but
also in the "uptown" nightclubs.
Slim left the United
States for good in 1962. Slim lived in France most of his days and conditions
there were much better for him than in the South during the days of
segregation.
The club they were
playing, which is no longer extant, was an old nightclub called the El Morocco,
which in it's last days was used for square dancing and was available for rent
for larger events as it would hold quite a large crowd and had a big dance
floor. This night the place was packed and everybody there was excited to see
the return of Memphis Slim. Slim put on a tremendous show and played one of my
favorite classic blues, "Everyday I have the Blues," which he wrote.
Memphis Slim died on
February 24, 1988, of renal failure in Paris, France, at the age of 72.
--- mly3.blogspot.com
download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий