вторник, 12 сентября 2023 г.

Зал славы блюза. «Стиляга из Мемфиса» Мемфис Слим (3 сентября 1915 — 24 февраля 1988).

Зал славы блюза.

Удивительно плодовитый блюзовый пианист, певец и композитор, привнесший живую атмосферу городской утонченности в свои ошеломляющие выступления, Джон «Питер» Чатман, более известный как Мемфис Слим, безусловно, входит в число величайших блюзовых пианистов всех времен. Его громоподобные мажорные пассажи отличали его от большинства современников, а глубокий низкий голос завораживал слушателей. Джон самостоятельно обучался игре на фортепиано, привлекали его тогда разные стили – блюз, буги, свинг. Он был достаточно умен, чтобы прислушаться к совету Биг Билла Брунзи (Big Bill Broonzy) о разработке собственного стиля, вместо того, чтобы подражать своему кумиру Рузвельту Сайксу. Музыкант создал несколько групп и записал более 500 песен, одна из которых «Every Day I Have the Blues», созданная в 1947 году, стала известным блюзовым стандартом, записанным многими другими артистами.

Memphis Slim – «Every Day I Have The Blues»

Как и подобает его сценическому псевдониму, Джон «Питер» Чатман родился и вырос в Мемфисе, штат Теннесси; отличном месте, чтобы посвятить себя карьере блюзмена. В 1930-х он начал выступать и записываться, тогда его уже знали как «Стилягу из Мемфиса» – Джон был тощим и долговязым, и к нему навсегда «приклеилась» кличка «Slim» (что можно перевести как «худышка» или «стиляга»).

Для своих первых записей, для «Okeh Records» в 1940 году, музыкант использовал имя своего отца, Питера Чатмана, который пел, играл на фортепиано и гитаре. Принято считать, что Джон сделал это, чтобы почтить его память. Позже музыкант стал выступать под именем «Memphis Slim», но продолжал публиковать песни под именем Питер Чатман.

Большую часть 1930-х годов Мемфис Чатман провел, выступая в хонки-тонках, танцевальных залах и игорных заведениях в Теннесси, Арканзасе и юго-восточном Миссури. В 1939 году он поселился в Чикаго и начал выступать в клубах с гитаристом и певцом Биг Биллом Брунзи (Big Bill Broonzy).

Memphis Slim – «Beer Drinking Woman»

В 1940 и 1941 годах Чатман записал для «Bluebird Records» две песни, «Beer Drinking Woman» и «Grinder Man Blues», которые на десятилетия стали частью его репертуара. Песни были записаны под именем «Memphis Slim», данным музыканту продюсером «Bluebird» Лестером Мелроузом.

Memphis Slim – «Grinder man blues»

Слим стал постоянным сессионным музыкантом «Bluebird», сопровождая таких известных звезд, как Джон Ли «Sonny Boy» Уильямсон, Washboard Сэм и Джаз Гиллум. До середины 1940-х годов многие из записей и выступлений Слима были сделаны вместе с Брунзи, который нанял его в качестве пианиста после смерти своего концертмейстера Джошуа Альтхаймера в 1940 году.

После Второй мировой войны Мемфис Слим стал руководить группами, которые, в соответствие с требованиями популярного в то время джамп-блюза, состояли, обычно, из саксофона, баса, барабана и фортепиано. С падением интереса публики и, соответственно, крупных звукозаписывающих компаний к блюзовым записям, Слим стал сотрудничать с новыми независимыми лейблами. Начиная с конца 1945 года, он записывался для небольшой чикагской компании «Hy-Tone Records». С линейкой альт-саксофона (Алекс Аткинс), тенор-саксофона (Эрнест Коттон), фортепиано (Мемфис Слим) и струнного баса (в первой сессии участвовал Вилли Диксон), Мемфис Слим осенью 1946 года подписал контракт с лейблом «Miracle».

Memphis Slim – «Rockin' This House»

Одной из песен, записанных на первой сессии, был кипучий буги «Rockin' the House», от которого его группа получила свое название. «Slim and the House Rockers» с некоторым коммерческим успехом записывались для «Miracle» до 1949 года. Среди песен, которые они записали, были «Messin' Around» (достигшая в 1948 году 1-го места в R&B чартах) и «Harlem Bound».

Memphis Slim – «Messin' Around»

В 1947 году, на следующий день после концерта Слима, Брунзи и Уильямсона в мэрии Нью-Йорка, фольклорист Алан Ломакс привел трех музыкантов в студию «Decca Records» и записал со Слимом вокал и фортепиано. В начале 1950-х годов Ломакс представил части этой записи на BBC Radio в виде документального цикла «Негритянское искусство», а затем выпустил расширенную версию под названием «Blues in the Mississippi Night». В 1949 году Слим, добавив барабанщика, расширил свой коллектив до квинтета; теперь группа проводила большую часть своего времени в гастрольных турах, что привело к внеконтрактным сессиям для «King Records» в Цинциннати и «Peacock Records» в Хьюстоне.

Одна из записей Слима 1947 года для «Miracle», выпущенная в 1949 году, первоначально называлась «Nobody Loves Me», ставшая известным  блюзовым стандартом «Every Day I Have the Blues». Песня была записана в 1950 году Лоуэллом Фулсоном, а затем многими другими исполнителями, включая B.B. King, Elmore James, T-Bone Walker, Ray Charles, Eric Clapton, Natalie Cole, Ella Fitzgerald, Jimi Hendrix, Mahalia Jackson, Sarah Vaughan, Carlos Santana, John Mayer и Lou Rawls. Джо Уильямс записал блюз в 1952 году для «Checker Records»; его ремейк 1956 года (вошедший в альбом «Count Basie Swings, Joe Williams Sings») в 1992 году был введен в Зал славы Грэмми.

oe Williams with Lambert, Hendricks and Ross – «Every Day I Have the Blues»

В начале 1950 года у «Miracle» начались финансовые проблемы, но ее владельцы создали новый лейбл «Premium», где Слим оставался до лета 1951 года. Его сессия в феврале 1951 года для «Premium» была записана с измененным составом «House Rockers»: Слим начал использовать два тенор-саксофона вместо комбинации альта и тенора, и сделал попытку добавить гитариста Айка Перкинса. Его последняя сессия для «Premium» сохранила состав из двух теноров, но обошлась без гитары. Во время работы в «Premium» Слим записал свою песню «Mother Earth».

Memphis Slim – «Mother Earth»

Пианист продолжал менять лейблы, переходя от «Premium» к «Chess» и затем к «Mercury». После года работы с «Mercury Records» Мемфис Слим подписал контракт с «United Records», A&R-менеджер которой Лью Симпкинс знал музыканта по «Miracle» и «Premium». Это был особенно плодотворный период для Слима; он нанял своего первого постоянного гитариста Мэтта Мерфи, который добавил серьезности к «The Come Back», «Sassy Mae» и «Memphis Slim U.S.A.» Мемфис Слим оставался в «United Records» до конца 1954 года, когда компания начала сокращать блюзовые записи.

Memphis Slim – «The Come Back»

После ухода из «United Records» у Слима не было устойчивых отношений со звукозаписывающими компаниями до 1958 года, когда он подписал контракт с «Vee-Jay Records». В 1959 году его группа, все еще с участием Мерфи, записала альбом «Memphis Slim at the Gate of the Horn», в который вошли его самые известные песни, включая «Mother Earth», «Gotta Find My Baby», «Rockin' the Blues», «Steppin' Out» и «Slim's Blues». В декабре 1959 года был выпущен дебютный альбом Вилли Диксона «Willie's Blues», в записи которого Мемфис Слим принял участие как фортепианный аккомпаниатор Диксона. Слим играл на всех треках и написал два номера. В том же году он выступал в «Карнеги Холле», а также на джазовом фестивале в Ньюпорте.

Memphis Slim – «Pinetop´s Boogie» (1973, Paris)

Мемфис Слим продемонстрировал свою независимость, навсегда покинув США в 1962 году. Музыкант впервые выехал за пределы Соединенных Штатов в 1960 году. Через два года он приехал в Европу в качестве приглашенного артиста в серии концертов Американского фольклорного фестиваля, организованных Диксоном. Дуэт выпустил несколько альбомов вместе на «Folkways Records», в том числе пластинку «Memphis Slim and Willie Dixon at the Village Gate with Pete Seeger» с Питом Сигером (1962).

Турне с Диксоном по Европе, настолько заинтриговало пианиста, что он навсегда переехал в Париж, где возможности для записи и гастролей казались безграничными и где пианисту-ветерану относились с таким уважением, в котором афроамериканцам у себя дома часто отказывали. Его привлекательная внешность и отточенное мастерство игры, пения и повествования о блюзе обеспечили Слиму положение одного из самых выдающихся блюзовых артистов в течение почти трех десятилетий. Музыкант появился на телевидении во многих европейских странах, снялся в нескольких французских фильмах и написал музыку для «À nous deux France» (1970). В последние годы жизни он объединился с уважаемым джазовым барабанщиком Джорджем Кольером. Они стали друзьями и вместе гастролировали по Европе. После того, как Кольер умер в августе 1987 года, Слим редко появлялся на публике, хотя и воссоединился с Мэттом Мерфи для концерта в Остине, штат Техас, в 1987 году.

Memphis Slim: Montreux (1973)

Мемфис Слим оставался в Париже до своей смерти в 1988 году, наслаждаясь статусом короля блюза в эмиграции. За два года до смерти музыкант был назначен командором в Ордене искусств и литературы Министерством культуры Французской Республики. Кроме того, Сенат США удостоил Слима звания посла доброй воли по особым поручениям.

Мемфис Слим умер от почечной недостаточности 24 февраля 1988 года в Париже в возрасте 72 лет. Он похоронен на кладбище «Galilee Memorial Gardens» в Мемфисе.

Музыкант был посмертно введен в Зал славы блюза в 1989 году.

«Memphis Slim - Boogie For My Friends» (2002).

01 - Boogie For Roosevelt

02 - Going Back To Memphis

03 - Boogie For Pinetop

04 - Boogie For Pete

05 - Roll And Tumble

06 - Boogie For Albert

07 - Boogie For Meade

08 - Boogie For Sammy

09 - Slim's Blues

10 - Boogie For Jay

11 - Boogie For Lloyd

12 - Boogie For Willie

13 - Showmaker Blues

14 - Boogie For Eddie

15 - Boogie For Jimmy

16 - Boogie For Otis

17 - Boogie For Booker T.

18 - Boogie For Cow Cow

 

Label: Black & Blue, 454.2, 2002

 

- tracks 1-5, 15-16

Memphis Slim, vocal, piano.

Recorded April 15, 1986 at Sysmo Studio in Paris, France

 

- tracks 6-14, 17-18

Memphis Slim, vocal, piano

Bob Stroger, bass

Odie Payne, drums

Recorded November 21, 1983 at Davout Studio in Paris, France

 

Memphis Slim was one of the early boogie woogie players back when that piano craze first started in USA in the 1930's.

Memphis Slim took his name from Memphis, where he was born and raised. Memphis Slim got his start playing the blues at the Midway Café, at 357 Beale Street (southeast corner of Fourth and Beale Street's) in Memphis in 1931. After his early career in Memphis, where he emulated barrelhouse piano players like Roosevelt Sykes and Speckled Red, he moved to Chicago, Illinois and recorded for Okeh Records (as Peter Chatman & His Washboard Band) in 1940. The same year he also recorded for Bluebird Records as Memphis Slim. He played piano as Big Bill Broonzy's partner until 1944. Broonzy, also a sophisticated performer, urged him to develop his own style. Big Bill and Charlie Segar are usually credited for writing the blues classic, "Key to the Highway." This polish gave Memphis Slim opportunities not only in the juke joints he had been playing, but also in the "uptown" nightclubs.

Slim left the United States for good in 1962. Slim lived in France most of his days and conditions there were much better for him than in the South during the days of segregation.

The club they were playing, which is no longer extant, was an old nightclub called the El Morocco, which in it's last days was used for square dancing and was available for rent for larger events as it would hold quite a large crowd and had a big dance floor. This night the place was packed and everybody there was excited to see the return of Memphis Slim. Slim put on a tremendous show and played one of my favorite classic blues, "Everyday I have the Blues," which he wrote.

Memphis Slim died on February 24, 1988, of renal failure in Paris, France, at the age of 72.

--- mly3.blogspot.com

download:

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий