суббота, 2 сентября 2023 г.

«Самое сложное – это сделать всё просто», или с чего начинался хард-боп. Хорас Сильвер (2 сентября 1928 - 18 июня 2014).

Зал славы джаза

Хард-боп

Мейнстрим-джаз

Соул-джаз

Фьюжн

Вдохновенный и вдохновляющий джазовый музыкант и композитор Хорас Сильвер (Horace Silver) - известен как пианист, не демонстрировавший высочайшие стандарты техники и скорости игры (как, например, Оскар Питерсон), но делавший акцент на «фанковое» звучание, мелодичные импровизации, которые на первый взгляд могут даже не показаться импровизациями. Один из первых композиторов, сочинявших в жанре хард-боп. На творчество Сильвера оказали влияние различные музыкальные направления — соул, латиноамериканская и африканская музыка, госпел, а музыкант он внёс вклад в развитие нескольких джазовых стилей.

Horace Silver Quintet – «Song For My Father»

Он умел создавать новое как будто из ничего – казалось, из нескольких нот и пары риффов появлялись новые направления, из известных цитат – совершенно свежие идеи, неожиданные ритмы и эмоции. В его голове и под его руками зарождались хард-боп и фанк, и он оставил джазу огромное количество очень живых – «говорящих», «танцующих», «поющих» – мелодий.

Хорас Сильвер (полное имя Horace Ward Martin Tavares Silva) родился2 сентября 1928 года в Норуолке в штате Коннектикут. Отец Хораса, по фамилии Сильва, был португальцем по происхождению, в молодости эмигрировавшим с островов Кабо-Верде. Он играл на гитаре и скрипке и вместе со своим братом, дядей Хораса, часто устраивал дома импровизированные музыкальные вечеринки – обычно на них звучали национальные мелодии Кабо-Верде в исполнении трёх-четырёх струнных. Когда Хорас только начал пробовать себя в джазе, от отмахивался от фольклорных традиций своих предков, как наивных и старомодных, однако со временем они начали всё чаще появляться в его музыке.

А пока Хорас увлекался музыкой биг-бэндов, блюзом, буги-вуги, потом открыл для себя би-боп. В какой-то момент он даже начал, помимо фортепиано, осваивать тенор-саксофон, но затем всё же решил, что одинаково мастерски владеть обоими инструментами – это утопия. А потом музыкальная карьера начинающего пианиста вообще оказалась под большим вопросом. На призывной медкомиссии Сильвер был признан непригодным к военной службе – у него обнаружили серьезную проблему с позвоночником, потенциально ограничивавшую свободное «владение конечностями». Болезнь была неизлечима, но её можно было держать под контролем. Из-за дорогостоящего лечения Хорасу пришлось на время отказаться от своих планов переехать в Нью-Йорк, и он продолжил играть в местных заведениях – до того самого момента, когда его трио с контрабасистом Джо Галлауэем и барабанщиком Уолтером Болденом не пришлось как-то ночью аккомпанировать Стэну Гетцу, приехавшему выступать в Хэтфорд. Гетц, сразу оценивший талант пианиста, предложил ему работу, и это наконец позволило Хорасу выйти на нью-йоркскую джазовую сцену.

Horace Silver – «Split Kick»

С Гетцем Хорас и сделал свои первые записи – с декабря 1950-го по август 1951-го они записали три сессии для лейбла “Roost”, две в квартете с всё той же «домашней» ритм-секцией Сильвера, а последнюю – в квинтете с гитаристом Джимми Рейни, Леонардом Гаскиным на контрабасе и Роем Хейнсом за барабанами. Уже в этих ранних записях проявилась любовь пианиста к цитированию самого разного материала, причем такая заразительно-увлекательная, что даже Гетц, который никогда не был большим мастером цитат, в этот раз очень удачно перенял у него эстафету. Хорас показал себя и как чуткий, «отзывчивый» аккомпаниатор, умеющий вовремя поддержать солистов. Его игра пока ещё укладывалась в рамки би-бопа, но на этих сессиях он уже дебютировал как композитор с тремя своими композициями: “Split Kick”, “Penny” и “Potter’s Luck” (названной в честь контрабасиста Томми Поттера»).

Horace Silver – «Potter's Luck»

Следующие три десятилетия – самые активные в карьере Хораса Сильвера – прошли в тесном сотрудничестве с лейблом “Blue Note”. Началось оно с того, что Альфред Лайон, основатель и владелец компании, был приглашён в клуб послушать игру саксофониста Лу Доналдсона, который в ту ночь как раз джеймил с Хорасом. Лайон предложил Доналдсону сделать запись, а тот, в свою очередь, пригласил Хораса присоединиться к его группе. Их первая cессия состоялась 20 июня 1952 года – в неё была включена авторская композиция Сильвера, “Roccus”, a вторая прошла уже в ноябре с участием трубача Блу Митчелла. Весь материал был издан на альбоме Доналдсона “Quartet/Quintet/Sextet”. Леонард Фезер, который писал сопроводительный текст к релизу, отметил, что в “Roccus” Сильвер играет вторую мелодическую линию, создавая ощущение ансамблевого исполнения с двумя духовыми солистами, хотя на самом деле Доналдсон играет только с ритм-секцией. Впоследствии критики часто повторяли, что Хорас Сильвер способен извлекать из своих составов более “масштабный”, богатый и интересный звук, чем можно было бы ожидать от простого сложения инструментов, которыми он располагает.

Horace Silver – «Roccus»

В тот же период времени Сильвер приобрёл неоценимый опыт, играя с такими музыкантами, как Коулман Хокинс и Лестер Янг, а в октябре-ноябре 1952 года получил возможность провести для “Blue Note” первые сессии в качестве лидера – в составе трио с Артом Блейки. Среди прочего были записаны композиции Сильвера “Horoscope”, “Safari”, “Buhaina”, “Opus de Funk”, а также очень интересная пьеса “Ecaroh” (её название –перевёрнутое имя Horace). Хотя у многих сложился стереотип, что сильверовские сочинения чаще всего основываются на некоем очевидном «фанке» с блюзовыми корнями, на самом деле многие его мелодии содержат удивительное богатство музыкальных идиом. Так, “Ecaroh” начинается c восьми тактов в гибком, почти латинском стиле, затем продолжается восьмью тактами явного свинга, затем ещё восьмью, построенными на гармонической блюзовой прогрессии, а в последних восьми Сильвер начинает вырисовывать хроматические линии вокруг мелодии с красивыми тонкими гармоническими диссонансами. В этой композиции чувствуются отголоски влияния Бада Пауэлла и Монка, возможно, Хёрби Николса, но при этом она остаётся неоспоримо характерным примером именно сильверовского стиля. Эта дебютная лидерская работа, изданная как альбом “The Horace Silver Trio”, стала своего рода раритером в дискографии пианиста, поскольку начиная со своего следующего появления в студии с Артом Блейки в 1955 году, уже в составе вновь сформированного бэнда “The Jazz Messengers”, Хорас будет работать преимущественно в квинтетах.

Horace Silver – «Ecaroh» (Remastered)  

Но ещё чуть раньше полем активного «взращивания» хард-бопа стал знаменитый клуб “Birdland”, где 21 февраля 1954 года Альфред Лайон записал живое выступление группы, тогда ещё называвшейся “Art Blakey Quintet” (получившийся материал был издан на трех альбомах “A Night at Birdland. Vol. 1,2,3”). Кроме Блейки и Сильвера, в группу входили трубач Клиффорд Браун, Лу Доналдсон на альте и Кёрли Рассел на контрабасе. Это был состав «на грани би-бопа и хард-бопа». Солисты на духовых показали себя как блестящие «изобретатели» изысканно-сложных текучих би-боповых линий. Но игра ритм-секции, и преимущественно как раз Хораса Сильвера, ритмически уже более рельефная и богатая, чем это было принято в би-бопе, с более «плотными», явными блюзовыми мотивами, с появившимися элементами госпел, уже создавала совсем другую музыкальную модель и звучание.

Horace Silver – «Doodlin'»

Новый квинтет, который затем сообща собрали Сильвер и Блейки, включал трубача Кенни Дорема, тенор-саксофониста Хэнка Мобли и контрабасиста Дуга Уоткинса. Согласно некоторым источникам, именно Сильвер придумал имя “The Jazz Messengers”. Их первые сессии, состоявшиеся в конце 1954 – начале 1955 годов, сначала выпускались под другими названиями, но стали более всего известны в переиздании “Horace Silver and the Jazz Messengers”, которое, в принципе, и можно считать официальной отправной точкой хард-бопа и соул-джаза. Хорас Сильвер написал 7 из 8 композиций этого альбома, включая две самые «знаковые»: "Doodlin'” и “The Preacher”. Последнюю, кстати, Альфред Лайон вообще не хотел записывать, посчитав излишне старомодной, однако Сильвер и Блейки настояли и в результате создали суперхит, вдохнув новую жизнь в «традиции прошлого».

Horace Silver And The Jazz Messengers – «The Preacher»

Интересно мнение, высказанное Мартином Уильямсом в книге “The Jazz Tradition”. Анализируя альбом “Horace Silver and the Jazz Messengers”, историк отмечает, что «начинающий» Сильвер часто выстраивал свою игру не только на би-бопе, но и на более ранних джазовых стилях. При сохранении мелодической структуры би-бопа его музыка в некоторых композициях (например, “Hippy”) оставалась ритмически более близкой к свингу. По мнению Уильямса, ансамблевая игра Сильвера в то время представляла собой некий гибрид бибопового квинтета и небольшого джамп-блюзового бэнда, какие играли по юго-западным штатам за 10 лет до появления бопа. В общем, можно сказать, что в тот период Хорас Сильвер «собирал камни» – блюз, боп, свинг, госпел – аккумулировал разные приёмы, методы, подходы, которые затем он будет последовательно развивать в своих многочисленных лидерских проектах с “Blue Note” уже в совершенно чётких рамках хард-бопа.

В первые годы сотрудничества с “Blue Note” Хорас Сильвер активно участвовал и в записях множества музыкантов на других лейблах. Он появился как сайдмен на альбомах Говарда МакГи, Майлса Дэвиса, Джея Джея Джонсона, Пола Чемберса, Ли Моргана, Кенни Баррела, Клиффорда Джордана, Сани Роллинза, Эла Кона, Кенни Кларка, Джиджи Грайса, Арта Фармера, Милта Джексона, Кларка Терри, Нэта Эддерли и многих других. Но в 1956 году, оставив “The Jazz Messengers”, Сильвер сосредоточился на своей сольной карьере на “Blue Note”. После не очень удачной разовой сессии с “Columbia” (альбом “Silver’s Blue”), пианист стал особенно ценить Альфреда Лайона и других продюсеров его компании, которые всегда предоставляли ему свободу записывать свою собственную музыку.

Между 1955 и 1979 годами музыкант записал более 20 альбомов для “Blue Note”, включая “6 Pieces of Silver” (1956), “The Styling Of Silver” (1957), “Finger Poppin' with the Horace Silver Quintet” (1959), “Blowin' the Blues Away” (1959), “Horo-Scope” (1960), “Doin' the Thing (At the Village Gate)” (1961), “Song for My Father” (1964), “The Cape Verdean Blues” (1965), “The Jody Grind” (1966), “Serenade to a Soul Sister” (1968) и многие, многие другие. Четыре из его пластинок были включены в составленный лейблом список "100 самых важных джазовых альбомов".

После завершения работы с “Blue Note” Хорас Сильвер ненадолго вообще отошёл от музыки, однако через какое-то время вернулся, начал вновь вести новые группы, выступать, гастролировать и записывать свою музыку – сначала на собственных лейблах “Emerald” и “Silverto”, а затем для “Columbia”, “Impulse!”, “Verve” – и уже не останавливался до самого конца.

Horace Silver – «To Beat Or Not To Beat»

В своих сочинениях Хорас Сильвер стремился развивать не сложность, а простоту и скрытую в ней глубину – даже в самых изысканных музыкальных построениях он хотел передавать ясные эмоции и использовать «земные», понятные средства выражения. “Самое сложное – это сделать все просто”, – говорил он. Его кредо воплотилось в особом обращении со временем и в компактных, чётко очерченных мелодических и гармонических последовательностях, которые привносят в его музыку и характерную запоминаемость, и неутомимый драйвовый свинг. В то же время исповедуемая Сильвером экономия выразительных средств «живёт» в многоуровневой, богатой композиционной архитектуре, в которой продуманно развиваются контрасты основных мелодических тем и коротких риффов, часто меняется ритм, а интересные гармонические ходы и выборочное развитие отдельных мотивов вносят бесконечное разнообразие в стандартные и блюзовые прогрессии, иногда воплощаясь в самых неожиданных хроматических построениях или эффекте политональности.

Сильвер обогащает свой музыкальный материал с помощью целого ряда характерных приёмов, включая ведение параллельных вторичных тем в рамках одной пьесы или создание дополнительных «ассиметричных» акцентов в развитии мелодии c помощью ансамблевой игры. Вообще звучание его составов отличает очень плотная «скроенность» – в его аранжировках чаще всего аккуратно выстроены (а не «гуляют») басовые линии, контрапунктные темы, при этом он часто использует нестандартные фразировки, а также взрывные шаут-риффы за солирующими партиями. Эти и многие другие приёмы вместе взятые и создали фирменный хард-боповой стиль Хораса Сильвера, который он с фанатичным упорством воспроизводил во всех своих проектах. И на репетициях, и в студии он мог записывать по тридцать дублей каждой композиции, чтобы добиться задуманного результата.

Вообще, как вспоминали многие его коллеги, Хорас Сильвер был очень требовательным лидером, идеи которого было невозможно игнорировать. При этом он был и великолепным аккомпаниатором, чья игра буквально наэлектризовывала солистов – ему самому очень нравилось «подстёгивать» партнёров. И конечно же, его стиль исполнения повлиял на огромное количество пианистов, начиная от многочисленных последователей хард-бопа и фанка до таких авангардных музыкантов, как Сесил Тейлор.

“Señor Blues” – Horace Silver, Blue Mitchell & Junior Cook

Интересно, что сам Сильвер считал, что фанк – это не стиль, а ощущение, подход к исполнению. Фанковый для него значило – очень «материальный», ощутимый, почти осязаемо-фактурный, как что-то идущее из блюза и госпел-музыки. Как говорил Сильвер, фанк – это комбинация того, что он взял из двух этих традиций, но не осознанно-рационально, а по какому-то внутреннему наитию. Его также вдохновляли латинские ритмы и особенно босса-нова, которой он проникся после поездки в Бразилию, – она вернула его к переосмыслению «кабо-вердийских» музыкальных традиций, наполнявших его детство.

Хорасу Сильверу удалось избежать всех пагубных пристрастий, в 50-е-60-е годы выкашивавших ряды талантливейших музыкантов. Возможно, поэтому он не так сильно сближался со своими коллегами и полностью посвящал себя музыке, в которой нашёл настоящего себя. Судя по отзывам знавших его людей, он оставался очень светлым и сердечным человеком по отношению к окружающим. Великий музыкант ушёл из жизни 18 июня 2014 года. Он оставил после себя необыкновенное музыкальное богатство. В нашей аудиоподборке собраны лишь несколько из его ранних произведений — как своего рода иллюстрация становления хард-бопа и любимого стиля Хораса — фанка. Мы будем рады, если вы будете добавлять свои любимые композиции Хораса Сильвера в комментариях.

Ольга Дюдина

Horace Silver - Song for My Father (1965)

1. Song for My Father - 7:15

2. The Natives Are Restless Tonight - 6:08

3. Calcutta Cutie - 8:28

4. Que Pasa - 7:45

5. The Kicker - 5:24

6. Lonely Woman - 7:03

 

Tracks 1, 2, 4, 5

Horace Silver — piano

Carmell Jones — trumpet

Joe Henderson — tenor saxophone

Teddy Smith — bass

Roger Humphries — drums

 

Tracks 3, 6-10

Horace Silver — piano

Blue Mitchell — trumpet exc. tracks 6, 8

Junior Cook — tenor saxophone exc. tracks 6, 8

Gene Taylor — bass

Roy Brooks — drums

 

One of Blue Note's greatest mainstream hard bop dates, Song for My Father is Horace Silver's signature LP and the peak of a discography already studded with classics. Silver was always a master at balancing jumping rhythms with complex harmonies for a unique blend of earthiness and sophistication, and Song for My Father has perhaps the most sophisticated air of all his albums. Part of the reason is the faintly exotic tint that comes from Silver's flowering fascination with rhythms and modes from overseas -- the bossa nova beat of the classic "Song for My Father," for example, or the Eastern-flavored theme of "Calcutta Cutie," or the tropical-sounding rhythms of "Que Pasa?" Subtle touches like these alter Silver's core sound just enough to bring out its hidden class, which is why the album has become such a favorite source of upscale ambience. Song for My Father was actually far less focused in its origins than the typical Silver project; it dates from the period when Silver was disbanding his classic quintet and assembling a new group, and it features performances from both bands. Still, it hangs together remarkably well, and Silver's writing is at its tightest and catchiest. The title cut became Silver's best-known composition, partly because it provided the musical basis for jazz-rock group Steely Dan's biggest pop hit "Rikki Don't Lose That Number." Another hard bop standard is introduced here in the lone non-Silver tune, tenor saxophonist Joe Henderson's "The Kicker," covered often for the challenge of its stuttering phrases and intricate rhythms. Yet somehow it comes off as warm and inviting as the rest of the album, which is necessary for all jazz collections -- mainstream hard bop rarely comes as good as Song for My Father. ---Steve Huey, Rovi

download (mp3 @192 kbs):

yandex 

Комментариев нет:

Отправить комментарий