Александр Львович Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Льва Степановича Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.
Александр
Львович родился в Москве. С шестилетнего возраста под руководством отца он
начал заниматься музыкой. Музыкальный талант Александра проявился рано, но
официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось
довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре.
Правда, позже он брал частные уроки у известных музыкальных педагогов Дж. Филда
и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе
Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а
позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына.
Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного
крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило
вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.
С этого
времени начинается интенсивная композиторская деятельность Гурилева, которая
совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой.
Вскоре его сочинения — в первую очередь вокальные — становятся популярными в
самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально «уходят
в народ», исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими
хорами. Александр Львович приобретает известность и как видный фортепианный
педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая
угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был
заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили
музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.
Композиторское
наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных
песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются
вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90
романсов и 47 обработок, составивших сборник «Избранные народные песни»,
изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический
романс и популярные тогда романсы в стиле «русской песни». Разница между ними
очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной
традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному
складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов
напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы
неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью,
грустные размышления о женской доле.
Наряду с
народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое
влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его
замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих
композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как
создателей русского бытового романса. В то же время сочинения композитора
обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность,
печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения
безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество
Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого
века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Александр
Львович явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До
наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы
Гурилева «И скучно, и грустно», «Оправдание» («Когда одни воспоминанья»), «В
минуту жизни трудную». Показательно, что эти произведения отличаются от других
более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного
изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом
перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.
Драматизированное
прочтение лирико-элегических стихотворений очень характерно для Гурилева,
автора доныне любимых романсов «Разлука», «Кольцо» (на ст. А. Кольцова),
«Бедная девушка ты» (на ст. И. Аксакова), «Я говорил при расставаньи» (на ст.
А. Фета) и др. В целом же его вокальный стиль более всего приближается к так
называемому «русскому бельканто», в котором основой выразительности является
гибкая мелодия, представляющая собой органичный сплав русской песенности и
итальянской кантилены.
Большое
место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие
исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно
ярко они проявляются в «разудалых, молодецких» песнях в народно-плясовом духе,
таких, как «Песня ямщика» и «Пригорюнюсь ли я». Многие романсы Александра Львовича
написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того
времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается
с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным
для стихотворений в жанре «русской песни». Таковы романсы «Грусть девушки», «Не
шуми ты, рожь», «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», знаменитый
«Колокольчик» и др.
Фортепианное
творчество Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные
вариационные циклы. Первые представляют собой несложные пьесы для любительского
музицирования в жанре вальса, мазурки, польки и других популярных танцев.
Вариации Гурилева являются значительным этапом в развитии русского пианизма.
Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен
инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации
на темы русских композиторов — А. Алябьева, А. Варламова и М. Глинки. Эти
произведения, из которых особенно выделяются вариации на тему терцета из оперы
«Иван Сусанин» («Не томи, родимый») и на тему романса Варламова «На заре ты ее
не буди», приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной
транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным
исследователям считать Гурилева «выдающимся по дарованию мастером, сумевшим
выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы».
Характерные
черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве
многих авторов русского бытового романса — П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие
качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева — ее
задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания —
нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и
в первую очередь — П. Чайковского.
Несмотря
на успех сочинений, Александр Львович провёл жизнь в бедности, зарабатывая в
основном частными уроками музыки. Хотя имя композитора в русских музыкальных
кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем
более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка.
Тяжелое материальное положение приводит к нервному истощению и психическим
срывам. В конце концов, психическая болезнь приковала Гурилева почти на десять
лет к больничной койке.
О его кончине
11 сентября 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил
газетный некролог.
Композитор
оставил огромный список своих авторских сочинений: фортепьянные пьесы, вальсы,
мазурки, обработка народных песен, циклы вариаций на темы Алябьева, Варламова,
Глинки и др., в том числе концертная фантазия на темы из оперы Доницетти
«Лукреция Борджиа». Но более всего он прославился сочинением вокальных
произведений, точное число которых до сих пор установить невозможно. Некоторые
из них приобрели статус народных песен.
Романсы
А.Л. Гурилева (выборка).
Бедная девушка ты (слова К. С. Аксакова) Бог с вами, я вас больше не люблю (слова Н. П.
Грекова) Боже, как же мне быть (слова неизвестного автора) В морозную ночь я смотрел (слова И. Макарова) Вам не понять моей печали (слова А. Н.
Бешенцова) Век юный, прелестный (слова Н. Коншина) Внутренняя музыка (слова Н. П. Огарёва) Воспоминание (слова А. Дьякова) Вьётся ласточка сизокрылая (слова Н. П. Грекова) Гадание Грусть девушки (слова А. В. Кольцова) Деревенский сторож (слова Н. П. Огарёва) Долго ли же будешь, сердце, ты томиться (слова
П. Т.) Домик-крошечка (слова С. М. Любецкого) Её здесь нет Жил-был один муж старый Зимний вечер (слова Н. П. Огарёва) Золотистые, шелковые кудри И скучно, и грустно (слова М. Ю. Лермонтова) К дедушке (слова А. Жаркова) К фонтану Бахчисарайского дворца (слова А. С.
Пушкина) К черноокой (слова В. Г. Бенедиктова) Как от ветки родной Колокольчик (слова А. В. Кольцова) Колыбельная песня (слова П. Каменского) Коровушка (обработка русской народной песни) Красный сарафан Лучинушка Майские ночи (слова Н. П. Грекова) Матушка-голубушка (слова С. Ниркомского) Месяц встал и озаряет сад серебряным лучом
(слова И. Грузинова) Молитва (В минуту жизни трудную) (слова М. Ю.
Лермонтова) Не одна во поле дороженька |
Не спрашивай, не вызывай признанья (слова А. Н.
Струговщикова) Не хочу, не хочу… Не шуми ты, рожь (слова А. В. Кольцова) Нет, не тебя так пылко я люблю (слова М. Ю.
Лермонтова) О, не целуй меня Однозвучно гремит колокольчик (слова И. И.
Макарова) Она миленькая (слова неизвестного автора) Оправдание (Когда одни воспоминанья) (слова М.
Ю. Лермонтова) Осенний день (слова Н. П. Грекова) Отвернитесь, не глядите (слова А. В. Кольцова) Отгадай, моя родная (слова Е. Крузе) Падучая звезда (слова И. Макарова) Песнь моряка (слова Н. П. Грекова) Песнь ямщика (Аль опять не видать) (слова К.
Бахтурина) После битвы (слова Н. Ф. Щербины) Право, маменьке скажу (слова Ю. Масальского,
перевод с польского Н. В. Берга) Прости, прощай страна родная Путник (слова Н. П. Огарёва) Радость-душечка (слова П. А. Вяземского) Разлука (на заре туманной юности) (слова А. В.
Кольцова) С песней душа улетит (слова неизвестного автора) Сарафанчик (слова А. И. Полежаева) Сердце-игрушка (слова Э. И. Губера) Серенада (слова Н. П. Грекова) Скучно, матушка Слеза (слова Н. П. Грекова) Смолкни, милая певица Ты — гений, дева неземная (слова И. Кожухова) Уж как пал туман (слова неизвестного автора) Улетела пташечка (слова С. Сельского) Чёрный локон (слова А. Б) Я вечор в саду гуляла (слова А. Дельвига) Я говорил при расставании (слова А. А. Фета) Я помню взгляд (слова Л. Тимофеева) |
Укажите, пожалуйста, годы создания романсов, если есть источники.
ОтветитьУдалить