Дорогие друзья! 8 сентября 1896 года в Нью-Йорке родился поэт-песенник Xовард Диц (Howard Dietz), в содружестве с композитором Артуром Шварцем создавший популярные стандарты «Dancing in the Dark», «That’s Entertainment», «You and the Night and the Music» и «I Guess I’ll Have To Change My Plan». Компаньоны сотрудничали в течение 34 лет и приняли участие в постановке 11 бродвейских шоу, большинство из которых были успешными.
Биография
Ховард
Дитц родился и вырос на Манхэттене в семье со скудным достатком. Он начал
работать в пятнадцать лет в качестве копировщика в New York American, в
основном для того, чтобы заработать деньги, чтобы ходить в театр.
Поначалу
Дитц и не помышлял о сочинительстве. По совету своего работодателя юноша без
помощи отца поступил в Колумбийский университет (выпуск 1917 года), где изучал
журналистику. На первом курсе Ховард выиграл 500 долларов в конкурсе на
лучшую рекламу сигарет «Fatima» и устроил большую вечеринку для своих друзей,
среди которых были Оскар Хаммерштейн II, Лоренц Харт, Морри Рискинд, Беннетт
Серф и другие известные студенты Колумбийского университета. Внезапно он
получил несколько предложений о работе и воспользовался возможностью бросить
колледж и пойти работать в рекламное агентство Филипа Гудмана. Гудмен оказался
именно тем наставником, в котором нуждался Дитц, познакомив его с Х.Л.
Менкеном, Джорджем Жаном Натаном, Доном Маркизом и многими другими влиятельными
художниками и писателями.
Одним из
клиентов Гудмана был Сэмюэл Голдвин, который управлял киностудией в Форт-Ли,
штат Нью-Джерси, и нуждался в товарном знаке для своей компании. Для него Дитц
придумал льва, окруженного знаменем с латинским лозунгом «Ars Gratia Artis»,
который теперь рычит в начале каждой картины Metro-Goldwyn. Лео был нарисован с
иконы Колумбийского университета.
Когда США
вступили в Первую мировую войну (1917–1918), Дитц вступил в военно-морской флот
(остановившись только на мгновение, чтобы жениться на своей возлюбленной из
Барнард-колледжа, Элизабет Холл) и некоторое время служил редактором журнала «Navy
Life». После увольнения он занимался рекламой и рекламой для кинокомпаний,
присоединившись в 1919 году к Goldwyn Pictures Corporation в качестве директора
по рекламе (но все еще работал на Гудмана). К 1924 году он уже был директором
по рекламе и рекламе MGM. (Компания теперь была результатом слияния и
фактически возглавлялась Николасом Шенком, Луисом Б. Майером и Ирвингом
Тальбергом.) Дитц будет занимать эту должность в течение следующих 30 с лишним
лет.
Одновременно
Дитц окунулся в театральный мир: в 1922 году он внес скетч в бродвейское ревю «The
'49ers», в следующем году написал текст песни «Alibi Baby» в хите У. К. Филдса
«Poppy», а в 1924 году сотрудничал с Джеромом Керном над одиннадцатью песнями из
неудачного шоу «Дорогой сэр», которое выдержало только пятнадцать спектаклей.
Тем не менее, лирика Дитца получила похвалу критиков, а также письмо от композитора
Артура Шварца с приглашением к сотрудничеству в бродвейском ревю. Дитц изящно,
но несколько надменно отказал ему.
Тем
временем Ховард и Бетти переехали в Гринвич-Виллидж, где по субботним вечерам
они часто посещали гостиную соседа, чтобы послушать, как Джордж Гершвин и Оскар
Левант играют на пианино. Написав несколько «идей» и текстов для «Oh, Kay!»
Гершвинов и несколько скетчей для «Карусели» (1927), Дитц решил немного
отдохнуть и сосредоточиться на приготовлении рекламных трюков для фильмов.
В 1929
году, почти против собственной воли, Ховард согласился написать тексты для
нового ревю «The Little Show». Продюсеры Том Уэтерли и Дуайт Дир Уиман
предложили, чтобы это было «ревю, но ни в коем случае не как творения со
стразами с огромными лестницами Фло Зигфельда или Эрла Кэрролла... Шоу должно
быть злободневным и зрелищным, остроумной пародией в лейтмотиве, если это
возможно». В нем снимались Либби Холман, Фред Аллен и Клифтон Уэбб, а часть
музыки написал композитор Артур Шварц. Благодаря текстам Дица и музыке
Шварца постановка стала очень популярной, а их творческий союз стал
впоследствии одним из самых ярких и плодотворных в индустрии – Шварц и Диц
продолжали «творить» без малого тридцать лет.
Согласно
мемуарам Дитца «Танцующие в темноте» (1974), Шварц и Дитц с самого начала хорошо
поладили. Их первой совместной работой была радиосатира «Hammacher Schlemmer, I
Love You», состоявшая из семи песен, прозвучавших в «The Little Show». Большими
хитами стали «Moanin' Low» (музыка Ральфа Рейнджера), которую незабываемо простонала
Либби Холман (песня стала фирменной мелодией этой печально известной певицы), и
«I Guess I'll Have To Change My Plan», исполненная элегантным Клифтоном Уэббом.
Ревю выдержало 321 представление, усиленное, без сомнения, знаменитым монологом
Фреда Аллена о маленьком мальчике, который застрелил обоих своих родителей,
чтобы иметь возможность пойти на пикник сирот.
Второе
шоу с песнями Дитца и Шварца было поставлено в 1930 году, но не имело успеха в
прокате; продюсеры Уэтерли и Уиман просчитались, думая, что для шоу не
понадобится ни одна из дорогих звезд. Между прочим, так и не было решено,
должна ли команда называться «Шварц и Дитц» или «Дитц и Шварц». В мемуарах
Дитца говорится, что это зависело от того, кто первым из компаньонов добирался
до типографии.
Их третий
совместный проект «Three's a Crowd» (октябрь 1930 года, с либретто Дитца и
постановкой Макса Гордона) ждал большой успех (271 выступление). В шоу были
задействованы Фред Аллен, Либби Холман, Клифтон Уэбб и Тамара Гева с 22-летним
Фредом МакМюрреем. Постановка была простой и свежей - и принесла деньги. «Three's
a Crowd» был первым бродвейским мюзиклом, в котором фонари у ног были заменены
прожекторами, подвешенными к балкону, что стало эффективной практикой, которая
быстро завоевала популярность. Главными хитами стали «Something To Remember You
By» и «The Moment I Saw You».
В
последующие семь лет, Шварц и Дитц вместе спродюсировали еще пять шоу. Но ни
одно из них не было таким успешным, как «The Band Wagon» (1931) с Фредом и
Адель Астер в главных ролях. Астеры в
своем последнем совместном выступлении перед замужеством и выходом Адель на
пенсию исполнили хиты «Hoops» и «I Love Louisa», а также величайшую песню Шварца
и Дитца «Dancing in the Dark», которую Дитц сначала посчитал скучной.
Следующие
четыре шоу Дитца и Шварца не имели такого успеха. «Revenge with Music» (1934)
был более или менее «книжным» мюзиклом или опереттой с либретто Дитца,
основанным на романе 19-го века «El sombrero de tres picos» Педро Антонио
Аларкона. Дитца описал шоу как «ужасное». Другое ревю, «Дом за границей» (1935)
с Беатрис Лилли, Эдди Фой-младшим, Элеонорой Паркер и Этель Уотерс было немного
ярче. Последним мюзиклом Шварца/Дитца, появившимся на Бродвее в это десятилетие,
был «Between the Devil» (1937), оригинальная комедия Дитца с рискованным, но
поверхностным сюжетом и с Джеком Бьюкененом в главной роли. Песни «I See Your
Face Before Me», «By Myself» и «Triplets», однако, стали шлягерами и в
последствии были включены в фильм MGM 1953 года «The Band Wagon».
Хиты,
ставшие результатом их совместного творчества, включают в себя известнейшие
композиции из бродвейских шоу: «I Guess I'll Have to Change My Plan» и «Moanin'
Low» (1929), «Something to Remember You By» (1930), «Dancin' in the Dark»
(1931), «Louisiana Hayride» и «A Shine on Your Shoes» (1932), «You and the
Night and the Music» (1934), «By Myself» и «I See Your Face Before Me» (1938).
Все эти пьесы впоследствии были исполнены знаменитыми джазовыми певцами.
Их
партнерство не было эксклюзивным; Дитц также писал тексты к мелодиям, иногда
целые музыкальные партитуры, Джерома Керна, Курта Вейля, Вернона Дьюка, Джимми
Макхью, Ральфа Рейнджера и Сэмми Фэйна, в то время как Шварц иногда писал
музыку для мастеров слова Айры Гершвина, Лео Робина, Фрэнка Лессера, Дороти
Филдс, Джонни Мерсера, «Йипа» Харбурга и Эла Стиллмана. У них обоих были и
другие крупные карьеры, помимо написания песен: Дитц работал публицистом и
директором по рекламе в Metro-Goldwyn-Mayer, а Шварц, адвокат, был композитором
и продюсером Columbia Pictures. Тем не менее, вместе они в значительной степени
сформировали дух и колорит бродвейских мюзиклов - и фильмов, основанных на них
- на протяжении 30-х, 40-х и 50-х годов.
В 1937
году Шварц взял творческий отпуск, чтобы написать «музыкальный романс»
«Вирджиния» (1937) с Элом Стиллманом и творческие пути компаньонов разошлись
более чем на десять лет.
В 1948
году Дитц и Шварц снова собрались вместе для «Нового музыкального ревю»,
вдохновленного бестселлером Джона Гюнтера «Внутри США». Поставленный на Бродвее
самим Шварцем с Беатрис Лилли и Джеком Хейли в главных ролях, спектакль имел
большой успех и выдержал 399 представлений. Песни «Haunted Heart» и «Rhode
Island Is Famous for You» стали хитами.
Фильм
1953 года «The Band Wagon» никоим образом не напоминал одноименное бродвейское
ревю 1931 года. Теперь это был «книжный» мюзикл со сценарием Бетти Комден и
Адольфа Грина. В основу сюжета был положен роман Фреда Астера в роли стареющего
танцора и Сид Чарисс, в роли элегантной (и высокой!) классической балерины.
Джек Бьюкенен сыграл продюсера-режиссера-актера Орсона Уэллса, а Нанетт Фабрей
и Оскар Левант были тонко замаскированными копиями самих Комдена и Грина.
Для
партитуры авторы хорошо погрузились в творчество Шварца/Дитца: четыре песни
были взяты из «The Band Wagon» 1931 года, две из «Flying Colors», две из «Between
the Devil» и по одной из «The Little Show» («I Guess I'll Have To Change»), «Revenge
with Music» («You and the Night and the Music») и «Three's a Crowd» («Что-то,
что запомнит тебя»). Танцевальные номера «Вальс нищих» и «Балет охоты на
девушек» содержали отрывки из других мелодий Шварца. Но, несомненно, самым
большим хитом фильма был новоиспеченный «That's Entertainment», который с тех
пор использовался в десятках документальных фильмов, сериалов и телевизионных
спецвыпусков. Песня получила премию ASCAP в 1990 году как самый исполняемый
стандарт полнометражного фильма (соперничая только с «Нет бизнеса, как
шоу-бизнес» Ирвинга Берлина). Как ни странно, «Это развлечение» не была
номинирована на «Оскар».
Хотя композиция
«Dancing in the Dark» играет особую роль в фильме как тема, под которую танцуют
и влюбляются Сид Чарисс и Фред Астер, текст не исполняется. Вполне вероятно,
что слова были признаны ненужными, так как песня уже звучала в пяти других
фильмах, один из которых так и назывался «Танцующие в темноте».
Дитц и
Шварц должны были сотрудничать еще в четырех крупных проектах: первым была
музыкальная адаптация для телевидения лауреата Пулитцеровской премии Джона
Херси «Колокол для Адано» (1961); следующим был бродвейский мюзикл, основанный
на неровно эпизодическом романе Артура Шницлера «Дела Анатоля» под названием
«Веселая жизнь» (1961, позже названный «Светская жизнь») с Барбарой Кук в
главной роли. Для Мэри Мартин команда создала мюзикл «Jennie» (1963), который,
несмотря на отличный старт, выдержал только 82 представления. Последняя работа
компаньонов, ревю под оптимистичным названием «That's Entertainment» (1972),
закрылось после четырех спектаклей.
Артур
Шварц и Ховард Дитц были введены в Зал славы авторов песен в 1972 году и в Зал
славы американского театра в 1981 году.
О жизни и
приключениях Ховарда Дитца известно гораздо больше, чем о Артуре Шварце,
поскольку Дитц не только написал очень занимательные анекдотические мемуары
«Танцующие в темноте» (1974), но и сохранил все документы, которые имели
какое-либо отношение к его рекламным кампаниям для MGM или к его собственной
карьере автора песен (включая письмо 1924 года от все еще малоизвестного
Шварца). После его смерти в 1983 году эта огромная коллекция записей нашла дом
в Нью-Йоркской публичной библиотеке исполнительских искусств в Линкольн-центре.
Она представляет собой самый большой архив NYPL, принадлежащий частному лицу.
Стоит упомянуть некоторые из дополнительных достижений Дитца: во время Второй мировой войны, когда он продвигал и рекламировал военные облигации для Министерства финансов США, он работал с композитором Верноном Дьюком, чтобы организовать сценическое шоу для береговой охраны. В 1944 году он написал текст для Сэди Томпсон («Любовь, по которой я тоскую») на Бродвее. В 1950 году вместе с Гарсоном Каниным (режиссером фильмов «Рожденный вчера», «Дневник Анны Франк» и «Смешная девчонка») он написал английское либретто и тексты для постановки «Летучей мыши» в Метрополитен-опере. Два года спустя Дитц написал английский перевод «Богемы» для Метрополитена, но он не был так хорошо принят и выпал из репертуара.
Ховард Дитц
ушел из MGM в 1957 году и занимал пост директора ASCAP с 1959 по 1961 год. Он
был женат трижды: на Элизабет Бигелоу Холл в 1917 году, развелся в 1936 году;
Танис Гиннесс Монтегю в 1937 году и имел дочь; они развелись в 1951 году, после
чего Дитц женился на художнике по костюмам Люсинде Баллард.
Дитц умер
30 июля 1983 года в Нью-Йорке от болезни Паркинсона
Комментариев нет:
Отправить комментарий