«Stardust» — песня, написанная американским певцом, музыкантом и автором песен Хоги Кармайклом (Hoagy Carmichael) на слова известного лирика Митчелла Пэриша (Mitchell Parish), ставшая джазовым стандартом и частью «Великого американского песенника» («Great American Songbook»). Песня была записана более 1 500 раз, как в инструментальной, так и в вокальной версиях.
По словам Хоги Кармайкла, он сочинил мелодию будущей песни, находясь под впечатлением разрыва с Кэтрин Мур, которая позже вышла замуж за трубача Арта Бейкера. Однажды вечером, Кармайкл, сидя в кампусе Университета Индианы, размышлял о своей жизни и, глядя на звездное небо, стал насвистывать мелодию, для которой его сокурсник Стюарт Горрелл тут же придумал название «Звездная пыль»(«Stardust»).
Первая запись песни была сделана в октябре 1927 года. Кармайкл нанял оркестр Эмиля Зайделя из Индианаполиса и записал песню в студии компании «Gennett» в Ричмонде. Кармайкл играл на фортепиано в сопровождении оркестра: Байрон Смарт (труба), Оскар Россберг (тромбон), Дик Кент и Джин Вуд (альт-саксофоны), Морис Беннетт (тенор-саксофон), Дон Киммел (гитара), Пол Браун (туба), Клифф Уильямс (ударные). Запись прошла в «среднебыстром, джазовом темпе» без лирики. Первый дубль был записан на пленку в 5 часов утра. «Stardust» песня была помещена на обратную сторону сингла «One Night In Havana». Хоги назвал песню своим «шедевром», и она действительно стала самой успешной композицией в его карьере.
Hoagy Carmichael And His Pals – «Stardust» (Hoagy Carmichael (cnt, pno, vcl) Byron Smart (tpt) Oscar Rossberg (tbn) Dick Kent, Gene Wood (alt) Maurice Bennett (ten) Emil Seidel (piano) Don Kimmel (bjo, gtr) Paul Brown (tba) and Cliff Williams (dms), Richmond, Indiana, October 31, 1927).
Следующей весной Кармайкл записал для компании «Gennett» вокальную версию песни со словами, которые он написал сам. Первоначально написанного текста хватило только на две минуты, хотя целевая длина песен, составляла тогда не менее 2:45. Хоги дописал ещё один куплет к песне на месте. Однако запись не пошла в продажу; комментарий руководителя компании был следующим: «Дисквалифицировано. Уже было записано на «Gennett» раньше. Плохо продается».
Тогда Кармайкл обратился к лейблу Ирвинга Миллса «Mills Music». Услышав песню, аранжировщик компании предложил исполнить её в «более медленном темпе и в сентиментальном стиле». Чувствуя, что это может стать потенциальным шлягером, Ирвинг Миллс «решил, что песня будет продаваться». Название композиции было изменено со «Stardust» на «Star Dust», а известный лирик Митчелл Пэриш написал для неё новый текст.
Первая рукопись песни была сдана на хранение в Бюро авторского права США 5 января 1928 года. Ноты содержали мелодию в тональности D без указания темпа и без текста. «Mills Music» опубликовала ноты для песни 19 января 1929 года в качестве фортепианной композиции. Хоги Кармайкл продолжал использовать написание «Stardust» о чем свидетельствует его частная переписка и мемуары «Дорога звездной пыли», изданные в 1946 году. Звукозаписывающие компании чаще всего писали название раздельно. В справочниках можно встретить оба варианта.
Ранние записи.
C тех пор как Хоги Кармайкл сочинил и записал «Stardust», песня стала невероятно популярной – чуть ли не каждый месяц в студиях записывались все новые и новые версии в исполнении самых блестящих музыкантов того времени. Причем тогда разные интерпретаторы стремились превзойти друг друга (обычно ориентируясь на последнюю вышедшую в свет запись) не в мастерстве и изобретательности импровизации, но в выразительности, экспрессии и нюансах мелодии, зачастую игравшейся нота в ноту по оригинальному варианту Кармайкла.
The Chocolate Dandies – «Star Dust» (Arranged By - Don Redman; Banjo - Dave Wilborn; Clarinet - Don Redman; Clarinet - George Thomas; Clarinet - Milton Senior; Clarinet - Prince Robinson; Drums - Cuba Austin; Guitar - Lonnie Johnson; Piano - Todd Rhodes; Saxophone [Alto] - Don Redman; Saxophone [Alto] - Milton Senior; Saxophone [Tenor] - George Thomas; Saxophone [Tenor] - Prince Robinson; Trombone - Claude Jones; Trumpet - John Nesbit; Trumpet - Langston Curl; Tuba - Bob Escudero New York, 13 October, 1928).
В конце 1928 года композитор, аранжировщик и бэнд-лидер Дон Редман и его группа «The Chocolate Dandies» выпустили «Star Dust» на лейбле Okeh 8668. Запись сохранила оригинальную тональность Кармайкла D. Песня широко распространилась среди чернокожих джазовых музыкантов и с успехом прозвучала в «Cotton Club» в исполнении Дюка Эллингтона, тогда как в ревю «Hot Chocolates» была представлена не менее успешная версия Луи Армстронга.
Журналист Уолтер Уинчелл с пиететом упоминал «Star Dust» в своих репортажах. Его сочинения привлекли внимание Ишама Джонса, который со своим оркестром записал версию песни в виде медленной баллады. «Brunswick Records» выпустила версию Джонса под каталожным номером 4856, с названием «Stardust». Релиз 1931 года стал одной из его самых популярных записей.
Отмечая популярность мелодии на радио, «Calgary Herald» высказала мнение о версии Джонса: «Эта прекрасная мелодия, кажется, предназначена для популярности, которую она несомненно заслуживает и которая давно назрела».
В августе 1931 года Бинг Кросби выпустил песню под названием
«Star Dust» на Brunswick Records. В том же году Ли Симс выпустил на
«Brunswick», версию, которую газета «Sydney Morning Herald» назвала «мелодией
значительной интенсивности с драматическими вспышками и реалистичным
фортепианным воспроизведением».
Эра биг-бэндов.
В 1935 году саксофонист Коулман Хокинс записал «Star Dust» в Париже. Лейбл «Compagnie de Gramophone Française» выпустил песню под каталожным номером K-7527. «Star Dust» часто исполняли Арт Татум, Гарнет Кларк и Фэтс Уоллер. Миллс записал песню со своими несколькими группами.
В 1936 году, впервые в своей истории, «RCA Records» выпустила две версии одной и той же песни двух разных исполнителей на одной пластинке: Томми Дорси с одной стороны и Бенни Гудмана с другой. Гудман использовал аранжировку Флетчера Хендерсона, в то время как версия Дорси включала вокал Эдит Райт. В 1937 году Гудман заявил, что мелодия Кармайкла была самым популярным танцевальным номером в его репертуаре. «Stardust» стала эталоном музыки биг-бэнда.
Особенно тонко подчеркнуть чистую красоту «Stardust» удалось Джеку Дженни (Jack Jenney), тромбонисту и бэнд-лидеру, записавшему свою версию этого стандарта 19 октября 1939 года.
Соло Дженни было наполнено своеобразным, сдержанным лиризмом и мягкостью – не сладостью, но нежностью и удивительно изысканными для его инструмента нюансами, за которыми не могло не скрываться поразительное техническое мастерство. Эта запись принесла огромный успех только-только собранному биг-бэнду Дженни. «Stardust» стала их визитной карточкой и принесла самому Дженни славу виртуозного исполнителя – в 1940 году музыкант был назван лучшим тромбонистом года по мнению читателей журнала «DownBeat».
Jack Jenney - «Stardust» (Jack Jenney, tb, dir: Oliver Suderman, Nick Galetta, Tom Gonsoulin, t / Henry Singer or Bob Jenney, Ray Noonan, tb / Hugo Winterhalter, Larry Gordon, as / Marino Dallolio, Bunny Bardach, ts / Arnold Ross, p / Al Costi, g / Bob Shevak, sb / Paul Richter, d / New York, October 19, 1939).
К сожалению, несмотря на успех у публики и у критиков, из-за проблем коммерческого характера биг-бэнд Дженни в том же 1940-м прекратил своё существование, а сам Джек скоропостижно умер в 1945 году – ему было всего 35 лет. Однако он ещё успел сыграть вариант своего фирменного соло в другой известной интерпретации «Stardust», записанной оркестром Арти Шо, интересной красивым сочетанием трех соло – Билли Баттерфилда на трубе, Джека на тромбоне и Арти на кларнете.
В 1940 году исполнительный директор «RCA Victor» Гарри Майерсон предложил лейблу снова выпустить двустороннюю запись «Stardust»: на одной стороне будет Арти Шоу, на другой — новая версия Дорси. Однако в конечном итоге версии Шоу и Дорси были выпущены на отдельных пластинках.
В записи версии Дорси участвовали Фрэнк Синатра и «Pied Pipers», в то время как релиз Шоу стал самой популярной записью кларнетиста, проданной миллионом копий. Издание «The Baltimore Sun» посчитало версию Дорси «эмоциональной и чувственной. Вокал Синатры и «Pied Pipers» сделал запись подходящей для «кабинетного прослушивания». Что касается версии Шоу, рецензент отметил его «жидкий кларнет» и определил, что запись предназначена для «прямых танцев». «The Tampa Bay Times» приветствовала «шелковистый тромбон» Дорси и «медленный вокальный стиль» Синатры и «Pied Pipers». «The Times-Dispatch» отметил «сложную работу кларнета» Шоу, в то время как версия Дорси содержит «экспертную тромбонную работу» и «необычный вокал», который рецензент предпочел версии Шоу. Кларнетист задействовал свой новый оркестр, состоящий из: Билли Баттерфилда (труба), Джерри Джерома (тенор-саксофон), Джонни Гуарньери (фортепиано), Ника Фатула (ударные), а также Джека Дженни и Вернона Брауна (тромбоны). Запись Шоу была аранжирована Ленни Хэйтоном.
Также в 1940 году Гленн Миллер записал свою версию песни, которая 26 октября вошла в Национальный чарт Billboard, где достигла 20-го места. В обзоре «DownBeat» релиз был назван «одним из величайших хитов биг-бэнда в истории». В то же время «The Boston Globe» посчитал, что результат «полностью мертв и безжизнен». Издание объяснило это дисбалансом в количестве музыкантов в секции духовых инструментов, по сравнению с ритм-секцией.
В 1940 году мелодия была среди тех, кто пострадал от бойкота ASCAP. Спор между Американским обществом композиторов, авторов и издателей (ASCAP) и радиовещателями возник на почве цен на роялти песен. Чтобы противостоять использованию мелодий ASCAP, включая «Stardust», была создана компания «Broadcast Music, Inc.», не продлившая радиостанциям контракт на использование примерно двух миллионов мелодий. После девяти месяцев переговоров в октябре 1941 года было достигнуто соглашение, и крупные сети вернули себе право на трансляцию мелодии.
В 1941 году Дон Байас записал версию «Stardust» с участием Телониуса Монка, который не любил «Звездную пыль», описав ее как «печальную композицию... если ты хоть что-то понимаешь в музыке и гармонии». Монк считал, что мелодия была «паршивой» и что исполнители должны «постараться, чтобы она звучала приемлемо».
В течение 1940-х годов «Stardust» была записана несколькими артистами либо как инструментальная песня, либо как романтическая баллада. В 1943 году на лейбле «V-Disc» была выпущена ещё одна версия Гленна Миллера.
В период с июля 1947 года по июль 1948 года «Stardust» занял
первое место в опросе «Juke Box Standard Favorites Billboard», проводимом через
операторов музыкальных автоматов и с использованием «Peatman Survey» для
радиоаудитории. Согласно Billboard, хит «оказался общенациональным фаворитом,
получив высшие голоса со всех частей страны»
Более поздние записи.
В мае 1953 года, по данным операторов музыкальных автоматов, «Stardust» трижды попадал в список «Ten Pop Standard Records». Версия Шоу возглавила чарт, в то время как версии Дорси и Миллера заняли седьмое и восьмое места соответственно.
Элла Фицджеральд записала песню в сопровождении Эллиса Ларкинса на фортепиано. Мелодия была включена в её альбом 1954 года «Songs in a Mellow Mood». «Chicago Tribune» посчитала мелодию «полностью соответствующей великолепному пению Фицджеральд».
В 1954 году, когда авторские права на 14 песен Кармайкла, включая «Stardust», должны были быть продлены, он подал в суд на «Mills Music», чтобы получить полное право собственности или совместное владение композициями. Контракт Кармайкла с «Mills Music» предоставил автору роялти в случае, если какая-либо из его песен будет опубликована. Он начал судебный процесс на основании «недобросовестной выгоды, полученной в момент исполнения контрактов». В искебыло отказано, так как суд счел, что «цессионарий выплачивал крупные роялти». В 1955 году «Time» подсчитал, что Кармайкл получил в общей сложности 250 000 долларов в виде роялти за «Stardust», в то время как песня зарабатывала в то время от 15 000 до 20 000 долларов в год.
Продюсер Ли Джиллетт убедил Нэта Кинга Коула включить песню в свой релиз 1957 года «Love Is the Thing». Коул первоначально отказался записывать «Stardust» из-за количества версий, доступных в то время. Джиллетт продолжал настаивать, и Коул согласился записать песню, но без припева, заявив: «Я ненавижу петь «Stardust», это меня изматывает».
В 1957 году Билли Уорд и его версия с «Dominoes» заняли 12 место в Billboard Top 100. В том же году Пэт Бун выпустил версию для своего альбома «Star Dust». Альбом достиг второго места в чарте Billboard's Best Selling LP.
В 1958 году Джон Колтрейн записал «Stardust» вместе с флюгельгорнистом Уилбуром Харденом, что позже стало известно как Stardust Sessions.
В 1962 году последовало ещё одно исполнение песни Синатрой. Рецензия в «The Rock Island Argus» назвала «Stardust» Синатры «самым любимым» треком на альбоме и отметила «совершенно новый подход».
В период с 1958 по 1963 год «Stardust» ежегодно приносила 50 000 долларов США в виде роялти для «Mills Music». В 1964 году версия «Nino Tempo & April Stevens» достигла 32 места в Billboard Top 100.
Ринго Старр записал песню с аранжировками Пола Маккартни для своего дебютного сольного альбома 1970 года «Sentimental Journey».
В 1978 году Вилли Нельсон записал «Stardust» в качестве заглавного трека своего альбома поп-стандартов. Альбом Нельсона возглавил Billboard Top Country Albums, достигнув вершины в Billboard Top LPs & Tapes. «Stardust» оставалась в чартах Billboard в течение 540 недель до 1988 года.
Национальное общественное радио прокомментировало: «Сегодня люди, которые никогда не слышали об Ишаме Джонсе, Арти Шоу или даже композиторе Хоги Кармайкле, знают его творчество благодаря Вилли Нельсону». Альбом Нельсона «Stardust» был включён в Зал славы Грэмми в 2015 году.
Род Стюарт включил песню в свой альбом «Stardust: The Great American Songbook, Volume III» в 2004 году.
В 2017 году Боб Дилан записал «Stardust» для своего
3-дискового альбома «Triplicate», который охватывал американские стандарты.
Дэниел Крепс из Rolling Stone посчитал, что «Дилан нашел приятную аранжировку»,
которая, по словам рецензента, находится «где-то между» версией Синатры и
Нельсона.
Наследие.
«Звездная пыль» считается частью «Великого американского песенника». Песня была записана более 1 500 раз, и была переведена на 40 языков. Британская энциклопедия определила её как «один из самых известных и наиболее записываемых стандартов во всей американской музыке».
В 1995 году версия Кармайкла 1927 года была введена в Зал славы Грэмми. Национальное общественное радио включило песню в свой NPR 100, список 100 самых важных американских музыкальных произведений 20-го века. Сьюзан Стэмберг определила «Stardust» как «американскую песню тоски, мечтаний, желаний, которая будет звучать ещё десятилетия, чтобы затронуть дух любого, кто ее слышит».
В 2004 году Библиотека Конгресса внесла «Stardust» Кармайкла
в Национальный реестр звукозаписи, как «культурно, исторически или эстетически
важное» произведение, один из величайших стандартов эпохи джаза.
В популярной культуре.
В 1938 году радиопередача Орсона Уэллса «Война миров» транслировала отрывок из «Звездной пыли», сыгранной вымышленным оркестром Рамона Ракелло.
В эпизоде 1961 года «The Hit Songwriters» группы «The Flintstones» была представлена версия «Stardust» Фреда Флинстоуна.
Различные версии песни появлялись в фильмах, включая «Stardust Memories» (1980), «Goodfellas» (1990), «Sleepless in Seattle» (1993), «Casino» (1995), «The Aviator» (2004), «A Star Is Born» (2018), «Captive State» (2019).
Короткая запись Кармайкла 1942 года прозвучала в начале заключительных титров в «Nightmare Alley» (2021). На YouTube эта запись собрала почти 230 000 просмотров.
1 декабря 2000 года версия Нельсона «Звездная пыль» была использована для пробуждения экипажа космического челнока «Индевор».
Комментариев нет:
Отправить комментарий