26
октября 1934 года родился Жак Лусье (Jacques Loussier) — французский пианист,
известный прежде всего джазовыми импровизациями на музыку таких классических
композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси и Гендель.
О своём
детстве Лусье вспоминал: «В десять лет я впервые сел за фортепиано. Семья имела
скромный достаток, инструмента в доме не было, поэтому заниматься вдоволь мне в
то время не удавалось. Едва научившись читать ноты, я очень полюбил у Баха
«Менуэт G minor» из маленькой тетради Анны Магдалены. Многократно исполняя эту
музыку, я стал с увлечением придумывать небольшие вариации, слегка изменяя ритм
или мелодию, фактически уже тогда пробуя импровизировать».
В 1950
году Лусье поступил в Парижскую консерваторию, где оказался в классе
пианиста-виртуоза Ива Ната. Но, несмотря на ранние успехи, начинающий музыкант
вскоре оставил академическую сцену и наудачу попробовал себя в различных
направлениях. Полтора года он играл на Кубе в составе цыганского ансамбля,
аккомпанировал Шарлю Азнавуру и другим известным шансонье, сочинял аранжировки
и музыку для кино. Конечно, молодой музыкант, которому оказалось тесно в
«классических рамках», не мог не обратить внимания на стремительно набирающий популярность
джаз. Особенно его привлекал в те годы «Modern Jazz Quartet».
И когда
Жаку Лусье впервые предложили записать его сольные фортепианные эксперименты с
музыкой Баха, он решил добавить к своему инструменту контрабас и ударные с
целью углубления импровизационных возможностей. Партнерами пианиста
классической школы и далеко не джазмена в этом довольно рискованном мероприятии
стали соотечественники — контрабасист Пьер Мишло и ударник Кристиан Гаррос —
известные джазовые музыканты, поднаторевшие в игре разными составами, в том
числе и с заезжими американскими мэтрами.
В 1959
году вышла первая пластинка Жака, которая была воспринята с восторгом. Молодой,
с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент —
самые популярные темы И. С. Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое
происхождение. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием «Play
Bach», которые производили впечатление наличием музыкального поиска.
Импровизации на повторяющийся круг композиций менялись, а музыканты отличались
хорошим джазовым свингом.
К
середине 1960-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и последующие 10
лет трио активно привлекало внимание всего мира. За 15 лет было продано более 6
миллионов пластинок. К 300-летию Баха в 1985 году Лусье вернулся к его музыке,
насыщая баховский материал теперь уже не не только джазовыми, но и роковыми
аллюзиями. В это время Лусье воссоздал трио уже с новыми партнерами — Andre
Arpino и Vincent Charbonnier.
В 90-е
годы к обработкам Баха добавились в творческой практике Лусье аранжировки
произведений Антонио Вивальди, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Эрика Сати, — в
этих аранжировках роль джаза невелика. Параллельно с работой в трио Лусье до
сих пор пишет оригинальные сочинения, среди которых «Lumieres» — произведение
для сопрано, контр-тенора, хора, ударных и оркестра, Барочная месса XXI века,
концерт для трубы и оркестра, концерт для скрипки и квинтет для медных
«Огненная лошадь».
В
последние годы Лусье активно концертировал и постоянно записывался с новыми
программами. С 1993 года началось сотрудничество «Jacques Loussier Trio» со
звукозаписывающим лейблом «Telarc», в рамках которого вышли восемь альбомов. К
сожалению, 5 марта 2019 года музыканта не стало.
Jacques
Loussier Trio – Bach The Brandenburgs (2006)
01. Concerto No. 1 in F major: I. (Allegro)
02. Concerto No. 1 in F major: II. Adagio
03. Concerto No. 1 in F major: III. Allegro
04. Concerto No. 2 in F major: I. (Allegro)
05. Concerto No. 2 in F major: II. Andante
06. Concerto No. 2 in F major: III. Allegro
assai
07. Concerto No. 3 in G major: I. (Allegro)
08. Concerto No. 3 in G major: II. Adagio
09. Concerto No. 3 in G major: III. Allegro
10. Concerto No. 4 in G major: I. Allegro
11. Concerto No. 4 in G major: II. Andante
12. Concerto No. 4 in G major: III. Presto
13. Concerto No. 5 in D major: I. Allegro
14. Concerto No. 5 in D major: II.
Affettuoso
15. Concerto No. 5 in D major: III. Allegro
16. Concerto No. 6 in B-flat major: I.
(Allegro)
17. Concerto No. 6 in B-flat major: II.
Allegro
18. Concerto No. 6 in B-flat major: III.
Adagio ma non tanto
Jacques Loussier: piano
Benoit Dunoyer de Segonzac: bass
Andre Arpino: drums
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий