2 октября исполнилось 79 лет известному российскому тромбонисту, аранжировщику, композитору, профессору Ростовской государственной консерватории им. С.Рахманинова, бэндлидеру джаз-оркестра штаба СКВО Ростова-на-Дону, заслуженному артисту России Виктору Бударину.
Виктор
Бударин - "мэйнстримовский" музыкант. Начальное музыкальное
образование Виктор получил в новосибирской школе Музыкантских воспитанников
(спасибо отцу, который "соблазнил" сына красивой военной формой).
Мальчика сразу же определили в класс тромбона благодаря толщине губ. Именно так
раньше происходил выбор наиболее вероятной перспективы: тонкие губы - на трубу,
толстые - на тубу, средние - на тромбон.
Юный
тромбонист все свободное время проводил на втором этаже возле пианино. Он с
удовольствием подбирал "по слуху" понравившиеся мелодии и даже
пробовал разучивать несложные песни Исаака Дунаевского. Результат подобного
упорного самообразования сказался довольно быстро: в 12 лет его взяли пианистом
в эстрадный оркестр старшекурсников. Почувствовав "вкус успеха" Витя
решился создать свой собственный эстрадный ансамбль (два кларнета, ударные и
ф-но), который вскоре стал срывать восторженные взгляды девчонок.
В 60-м
году приказом Министерства Обороны школу Музыкантских воспитанников
расформировывают, и Витя после 4-х лет обучения попадает в Новосибирское музыкальное
училище. Его педагогом был Р. Киссель. Через год и здесь появляется ансамбль,
уже посолиднее - диксиленд, и им руководит все тот же Виктор Бударин. Закономерный
следующий этап - Новосибирская консерватория им. М.Глинки, в которой его
преподавателями были М. Дубирный, Г. Романенко, Г. Степанов и И. И. Бобровский.
Специальность — преподаватель, солист оркестра, камерный исполнитель Но и тут
не все просто складывается. Студент 2-го курса получает приглашение в оркестр
Анатолия Кролла (Тула), в котором с 1967-го года работает в качестве солиста и
оркестрового музыканта, одновременно пробуя писать свои первые аранжировки для
бэнда.
Через два
года Виктор возвращается в Новосибирск, заканчивает вуз и поступает
тромбонистом в симфонический оркестр филармонии п\у Арнольда Каца. В это же
время он создает несколько джаз-комбо и биг-бэнд на духовой кафедре
консерватории. А по вечерам, уже профессионально освоив гитару, Бударин шел на
работу в ресторан. Думается, такой способ зарабатывания денег многим знаком,
хотя и не каждому по силам. Как показала практика, далеко не все музыканты даже
с консерваторским образованием "вписывались" в ресторанную систему:
для этого нужен не диплом, а умение "слушать и слышать", память,
чувство ритма и свобода музыкального высказывания в любой тональности без
"автотранспозиции", которые, кстати, вместе с еще целым рядом условий
и составляют основу джазовой импровизации.
В 1973
году в филармонии появляется джаз-оркестр "Новосибирск" п\у Виктора
Бударина. В репертуаре - собственные оригинальные композиции и
"съемные" джаз-стандарты, хотя основной удельный вес пока еще ложился
на эстрадную музыку. Совершив большое турне по СССР, коллектив благополучно
распадается. Но тут же появляется квинтет "Сибирь", созданный вместе
с братьями Бранзбургами (саксофон, ударные) и Георгием Будариным (контрабасистом,
отцом Виктора).
Видимо,
на каком-то очередном вираже способности Бударина "быстро
перестраиваться" были по достоинству оценены "со стороны". По
крайней мере, где-то там его заметил Владимир Терлецкий и тут же пригласил в
оркестр Муслима Магомаева. Правда, и здесь Виктор надолго не задержался: почти
сразу его "переманил" к себе Олег Лундстрем. За два с небольшим года
музыкант побывал на гастролях в Чехословакии и записался на двух пластинках
Всесоюзной фирмы "Мелодия" (1976 год): "Памяти Дюка
Эллингтона" (соло в пьесах "Караван", "Нет джаза без
свинга") и "Серенада Солнечной долины" (Дж. Макгрегор - Г. Вильямс
"Это что-то зыбкое", С. Липман "Я очарован"). К этому
времени "виртуозный тромбонист и изобретательный аранжировщик"
(А.Баташев) четвертый год подряд удерживает первую позицию во всесоюзной
номинации "джаз-тромбон". Но гастроли - хорошо, а семья лучше. И
Виктор возвращается в Новосибирск (1977), где личный концертмейстер и жена
Ольга растила будущего тромбониста Димочку.
Конечно
же, поиграв в таком крепком биг-бэнде, как лундстремовский, Виктор не мог не
заразиться идеей создания собственного оркестра "не хуже". Совмещая
педагогическую работу в консерватории и художественную в филармонии, неутомимый
экспериментатор набирает собственный небольшой "джаз-бэнд" (две
трубы, два тромбона, три саксофона, ритм-секция), команду единомышленников,
нацеленных на серьезную работу с ориентацией на джазовые фестивали и
гастрольные поездки. Первая заявка на джаз-фестивале в Ярославле (конец 70-х) -
и фурор, отмеченный многими джазовыми критиками.
XII
джаз-фестиваль в Куйбышеве (апрель 1982). "Программу украсили выступления
ведущих коллективов страны - И.Бриля, Г.Лукьянова, В.Бударина" (А.Баташев
в сборнике "Советский джаз"). Вскоре бэнд появляется на престижной
московской площадке студии Козырева (ныне - Московский колледж импровизационной
музыки - ред.). И это несмотря на нетрадиционный состав! Представляю себе,
насколько высокой должна быть изобретательность в аранжировках, дабы неполный
состав не звучал ущербно. Опираясь на практику европейского
"неполного" бэнда Кенни Кларка и Франси Боланда (4 саксофона, 4
трубы, два тромбона), Виктор ухищрялся, и довольно неплохо (судя по отзывам
прессы), имитировать звучание большого бэнда.
Конечно,
в малых составах у музыкантов больше возможностей к "самовыражению",
что однозначно способствует активному росту мастерства. Вероятно, это и что-то
еще послужили причиной "свертывания" коллектива, который постепенно
превратился в "Ансамбль камерной и джазовой музыки" п\у В.Бударина
(труба, альт, баритон, тромбон, виброфон, гитара, бас, клавишные и ударные).
Отметив 10-летие джаз-комбо, Виктор Бударин с семьей и четырьмя музыкантами
бывшего нонета благополучно отбывают в Баку, оставив на память Новосибирску
грамзаписи с фестивалей (Тбилиси, Москва, Алма-Ата-88).
Баку
встретил джазменов с кавказским радушием: квартира, работа. Тут же музыканты
познакомились с замечательным государственным эстрадно-симфоническим оркестром
Азербайджана "Гая", в котором джаз-бэндом теперь стал руководить
тромбонист из Новосибирска. Вскоре (1989) на базе бэнда появляется джаз-комбо с
тем же лидером, который принимает участие в двух фестивалях (Ярославль,
Даугавпилс). Находясь внутри азербайджанской культуры, конечно же, было
невозможно не впитать какие-то ее характерные музыкальные интонации. Что и
послужило причиной появления джазовой Сюиты Виктора Бударина на темы песен
азербайджанских композиторов. На этом заканчивается бакинский период и
начинается (конец 80-х) ростовский, который продолжается и по сей день.
Новый
преподаватель РГК им. С.Рахманинова и солист оркестра Кима Назаретова тут же
принимается за свое излюбленное дело, и вскоре в филармонии появляется
"Дон-бэнд", который уже через полгода приступает к активной
фестивальной жизни. За семь лет своего существования коллектив побывал на
фестивалях в Новосибирске, Петербурге ("Осенние ритмы-93" по
приглашению Владимира Фейертага), Волгограде.
Последний
на сегодняшний день бэнд Виктора Бударина - оркестр штаба СКВО.
Но и
Москва не упускала из виду солиста-Бударина: лето 92-го года - Италия с
оркестром радио и телевидения п\у Мурада Кажлаева (соло в знаменитой
"Марии" Бернстайна), а через два месяца - Германия, но уже с
биг-бэндом Кима Назаретова.
Все
творческие удачи солиста, члена Всемирной Ассоцияции Тромбонистов (1994),
бэндлидера и аранжировщика Виктора Бударина закономерно привели к званию
"заслуженный артист Российской Федерации" (1999).
У Виктора
Бударина более 150 самых разнообразных по стилю и составу аранжировок джазовых
стандартов, зачастую весьма "незаигранных". Есть у Бударина и
собственные джазовые композиции, самая известная из которых - трехчастная
"Сюита in F" (Москва, "Музыка", 1989). Есть и целевые
композиции для минского оркестра Михаила Финберга: Боба Хаггерда "Что
нового" (баллада для соло тромбона с ритмом и струнной группой) и Джерома
Керна "Это так же хорошо, как весна" (на 8\8). Кстати, последняя
пьеса прошла по ЦТ как Новогоднее поздравление с приближающимся XXI веком.
Несомненно,
все вышеперечисленное наглядно демонстрирует талант и неординарность личности
музыканта. Но при всей занятости и постоянном творческом движении когда и как
удавалось Виктору Георгиевичу уделять внимание сыну? Может быть, "живой
пример" (мать - пианистка, отец - тромбонист, дед - контрабасист) и
оказался самым действенным педагогическим приемом. И все же несколько слов не о
сыне, а о ярком и, несомненно, одаренном тромбонисте - выпускнике РГК,
удостоенном чести стажироваться в Америке.
Дима
Бударин получил "комбинированное" музыкальное образование: первые
семь лет - фортепиано (к слову: будучи учеником 1-го класса на зональном смотре
"юных пианистов" получил звание лауреата!), затем два года тромбона и
фортепиано. Минуя среднее звено обучения музыке (весь надлежащий курс прошел
частным образом), Дима в 16 лет поступил в консерваторию Новосибирска по классу
классического тромбона. На первом курсе принял участие в конкурсе студентов
музыкальных училищ и институтов культуры под названием "От Урала до Тихого
океана", где совершенно неожиданно для всех (особенно для родителей!)
получил высшую награду - Гран-при. В Ростовскую консерваторию переводится уже
на эстрадно-джазовую кафедру: когда произошел переход "от классики к джазу",
родители просмотрели.
В Ростове
студент работает сразу в двух оркестрах: симфоническом п\у Леонида Когана и
джазовом п\у Кима Назаретова. На 4-м курсе его посылают "по обмену" в
США (штат Оклахома), где ему посчастливилось выступить с оркестром Фрэнка
Фостера и джаз-комбо П. Ривейро. Через год Дима возвращается и сразу попадает
на госэкзамены, которые совершенно спокойно сдает на "отлично".
Определяясь с работой, едет на прослушивание к Михаилу Финбергу в Минск, где
его с удовольствием принимают.
Заполучив
Бударина-младшего, Михаил Яковлевич решает привлечь и старшего "в
дело", и Виктор Георгиевич соглашается на ряд композиций для
государственного оркестра Беларуси. То ли отцовские аранжировки помогли, то ли
высокий профессионализм белорусского джаз-оркестра, но в 29 лет (!) Дмитрий
Бударин удостаивается чести собственного творческого бенефиса. Факт появления
на одной сцене "дуэта тромбонов Будариных" не упустил бессменный
ведущий всяческих знаменательных концертов Владимир Фейертаг:
- Династия
музыкантов - это исключительно редкое явление. Но факт есть факт: отец и сын -
оба выдающиеся инструменталисты. Они берут неимоверно высокие ноты, чрезвычайно
технично играют пассажи. А ведь это импровизация, где все продумано, пропето и
сыграно. И конечно, аранжировки Виктора Бударина - человека, который в
биг-бэнде провел не меньше дней, чем Михаил Финберг, - сделаны прекрасно с
учетом и солистов, и возможностей, и струнная группа добавлена. Это самый
настоящий "пир тромбонов".
В июне
2001 года Виктору Георгиевичу Бударину присваивается ученое звание
"профессор" на кафедре эстрадно-джазовой музыки Ростовской
государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. Лучшие ученики Бударина —
Игорь Федюнин, Вячеслав Бартенев, Дмитрий Бударин, Евгений Белин, Олег
Шаповалов, Олег Тарасевич — заведующий эстрадно-джазовым отделением в музыкальном
училище города Братска.
Ольга
Коржова, Ростов-на-Дону.
Комментариев нет:
Отправить комментарий