понедельник, 31 октября 2022 г.

Зал славы госпел-музыки. Этель Уотерс (1896 - 1977).



Зал славы госпел-музыки.

Classic female blues.

31 октября 1896 года родилась блюзовая, джазовая и госпел-вокалистка и актриса Этель Уотерс (Ethel Waters). Она начала свою карьеру в 1920-х годах, исполняя блюз, и стала второй афроамериканкой, номинированной на премию «Оскар», первой афроамериканкой, которая снялась в своем собственном телевизионном шоу, и первой афроамериканской женщиной, номинированной на премию «Эмми» в прайм-тайм.

У Этель Уотерс несколько странная судьба в джазе. Сегодня её имя, безусловно, фигурирует в истории жанра, но оно явно не освещено ярким светом, а находится несколько в полумраке. Почему? Ведь при жизни эта певица была весьма и весьма популярна. Она не подпадает целиком ни под одно из таких определений, как “блюзовая певица”, “джазовая певица”, “драматическая актриса”, “артистка кабаре” или “кинозвезда”. Она, тем не менее, все это в себе совмещала. Именно универсализм принес ей славу при жизни, и он же помешал стать целиком “своей” в каком-то жанре.

Eё заслуги перед джазом весьма существенны. В джазе она всю жизнь делала то, к чему пришел Луи Армстронг, уже став великим трубачом. Как вокалистка она всегда была своеобразной “переводчицей с джазового языка”, интерпретируя в свинговой манере популярные шлягеры своего времени и, наоборот, знакомя широкую, преимущественно белую публику с джазовыми стандартами. Альбом “Timeless” представляет широкую панораму песен и того, и другого рода, записанных ею в тридцатые годы в сопровождении выдающихся джазовых коллективов, в первую очередь оркестров Дюка Эллингтона и Бенни Гудмена.

Уотерс родилась в Честере, штат Пенсильвания, в 1896 году. Её мать, Луиза Андерсон, предположительно была изнасилована в 13 лет 17-летним пианистом Джоном Уэсли Уотерсом, выходцем из среднего класса, который никогда не занимался своей дочерью. Уотерс не играл никакой роли в воспитании дочери.

Вскоре после рождения Этель её мать вышла замуж за Нормана Говарда, железнодорожного рабочего, от которого у неё родилась дочь Хуанита Говард, сводная сестра Этель. Этель использовала фамилию Говард в детстве, а затем вернулась к фамилии Уотерс. Она выросла в бедности и постоянно кочевала с матерью, никогда не задерживаясь на одном месте более чем на 15 месяцев. Вспоминая своё трудное детство, Этель Уотерс говорила: «Я никогда не была ребенком, никогда не обнималась, и никто меня не любил».

Знакомясь с биографией Уотерс, вообще ощущаешь, что дыхание рабовладельческих времен совсем рядом: бабушка будущей звезды вышла замуж в 13 лет, причём деду еще пришлось выкупать ее из рабства, а сама Этель впервые вступила в фактический, правда, очень непродолжительный брак в том же возрасте. Муж постоянно избивал её, и Уотерс бросила его, устроившись горничной в отель "Philadelphia" за $4,75 в неделю. Высокой худой девчонке (стройную фигуру она сохранила на всю жизнь) пришлось самой пробивать себе дорогу. Работа посудомойкой и горничной ее не слишком прельстила, и Этель выбрала то, о чем мечтала с раннего детства - сцену.

В 17 лет на костюмированной вечеринке в одном из честерских ночных клубов на Джунипер-стрит Этель уговорили спеть пару песен. Девушка поразила зрителей настолько, что ей предложили работу певицы в театре Линкольна в Балтиморе, где её тоже постоянно обманывали с заработком и, несмотря на ранний успех, ей приходилось ездить в товарных вагонах и "работать с девяти до потери сознания". Так как Уотерс тогда была еще несовершеннолетней, то для оформления контракта ей пришлось передвинуть дату рождения на четыре года назад. Это породило большую путаницу в различных вариантах ее биографий. Крис Эллис приводит дату 31 октября 1896 года, ряд других источников, на мой взгляд, более близких к истине, называет 1900 год.

После старта в Балтиморе Уотерс гастролировала с черными водевильными труппами. Несмотря на некоторый успех, для певицы настали трудные времена, и она направилась на юг. В Атланте Этель Уотерс пела в клубе, где выступала знаменитая блюзовая певица Бесси Смит. Смит зaревновала и потребовала, чтобы Уотерс не конкурировала с ней в блюзе, а пела баллады и танцевальную поп-музыку.

В 1919 году Этель Уотерс переехала в Гарлем, где стала работать в ночном клубе для чернокожих «Подвал Эдмонда». Историк джаза Розетта Рейтц отметила, что в то время блюзовые певицы были одними из самых влиятельных артистов в стране.

Ethel Waters – «The New York Glide» (1921).

В 1921 году Уотерс записала в сопровождении «Albury's Blue & Jazz Seven» свою первую песню «The New York Glide» для крошечной «Cardinal Records», став пятой афроамериканской певицей в истории звукозаписи. Позже она присоединилась к «Black Swan», где начала сотрудничество с Флетчером Хендерсоном, который стал её аккомпаниатором. На своей первой сессии для «Black Swan» Этель Уотерс в сопровождении «Cordy William's Jazz Masters» записала «Down Home Blues» Тома Делани. «Down Home Blues» и «Oh Daddy» были самыми первыми блюзовыми пластинками, записанными афроамериканским лейблом «Black Swan Records».

Ethel Waters – «Down Home Blues» (1921).

Контракт певицы с Гарри Пейсом сделал Уотерс самой высокооплачиваемой в то время чернокожей певицей. Этель записывалась для Black Swan до конца 1923 года, когда «Black Swan» была куплена концерном «Paramount».

В 1925 году Этель Уотерс впервые записалась для «Columbia». Именно тогда был записан хит «Dinah», ставший популярным и джазовым стандартом. В 1998 году песня была удостоена премии «Зала славы Grammy».

Ethel Waters – «Dinah» (1926).

Выступая в «Plantation Club» на Бродвее, Этель Уотерс добилась большого признания и активно записывалась, сотрудничая с такими музыкантами, как Уилл Мэрион Кук и Лови Остин. Она также гастролировала с шоу «Black Swan Dance Masters» по «Keith Vaudeville Circuit» - водевильному кругу, выступающему для белой аудитории и сочетавшему сценические номера с показом немых фильмов.

В сентябре 1926 года Уотерс записала песню «I'm Coming Virginia», которую использовала затем в постановке «Африкана» в бродвейском театре «Daly's Sixty-Third Street Theatre».

Ethel Waters & «Will Marion Cook's Singing Orchestra» - «I'm Coming, Virginia» (1926).

В 1929 году Этель Уотерс и Перл Райт аранжировали песню Гарри Акста «Am I Blue?», которая стала ее первым хитом №1 в Billboard Top  и фирменной песней Уотерс. Она впервые прозвучала в фильме «On With the Show». Это был первый звуковой фильм, снятый в цвете — к сожалению, сохранились только черно-белые копии. Вместе с Уотерс в этом фильме снимались Бетти Компсон, Артур Лейк и Джо Э. Браун.

Ethel Waters – «Am I Blue» (1929).

Вторым хитом №1 стала песня «Stormy Weather», которую Гарольд Арлен написал для 22-го Cotton Club Parade. Этель Уотерс пела песню в сопровождении оркестра Дюка Эллингтона. При записи «Stormy Weather» певице аккомпанировала студийная группа Банни Беригана, Джо Венути и Томми и Джимми Дорси.

Ethel Waters – «Stormy Weather» (1933)

В 1933 году Уотерс записала для лейбла «Columbia» песню Ирвинга Берлина «Harlem on My Mind», которая была задумана как пародия на Жозефину Бейкер и прозвучала в бродвейском шоу «As Thousands Cheer».

Ethel Waters – «Harlem On My Mind» (1933)

В кино певица впервые появилась в комедии «Привет, 1919». В 1933 году Уотерс появился в сатирическом фильме «Руфус Джонс для президента», где в роли Руфуса Джонса снялся Сэмми Дэвис-младший

Этель продолжила выступать в «Cotton Club, где, согласно автобиографии, она «пела «Stormy Weather» из глубин частного ада, в котором меня давили и душили». В 1933 году Уотерс сыграла главную роль в успешном бродвейском мюзикле Ирвинга Берлина «Как радуются тысячи» с Клифтоном Уэббом, Мэрилин Миллер и Хелен Бродерик.

Ethel Waters – «Underneath the Harlem Moon» (1933)

Этель Уотерс стала самой высокооплачиваемой исполнительницей на Бродвее. Но, несмотря на статус, ей было трудно найти работу. Певица переехала в Лос-Анджелес, чтобы сняться в фильме 1942 года «Каир». Её последующими знаменитыми киноролями стали: Эстер в «Сказках Манхеттена» (1942), «Сестра его дворецкого» (1943), Петуния в «Хижине на небесах» (1943), а также бабушка Пинки в фильме «Пинки» (1949), за которую она была номинирована на премию «Оскар» как лучшая актриса второго плана. Первый режиссер фильма, Джон Форд, ушел из-за разногласий с Уотерс. По словам продюсера Дэррила Ф. Занука, Форд «возненавидел эту старую женщину (Уотерс)». Позже второй режиссер фильма Элия Казан назвал Уотерс «поистине странным сочетанием старомодной религиозности и неуправляемой ненависти».

Ethel Waters – «Taking A Chance On Love» (из фильма «Хижина на небесах», 1943).

Помимо выступлений в различных клубах и бродвейских постановках Уотерс также много работала на радио. В 1950 году она стала обладательницей "Драматической премии критиков Нью-Йорка" за роль в пьесе «Гость на свадьбе». Спустя два года Этель сыграла ту же роль в одноимённом фильме.

В 1950 году Этель Уотерс стала первой афроамериканской актрисой, снявшейся в телесериале «Беула», который транслировался по телевидению ABC с 1950 по 1952 год. Это был первый национальный еженедельный телесериал с афроамериканцами в главных ролях. Уотерс снималась в роли Беулы в течение первого года сериала, а затем покинула его, жалуясь, что изображение там чернокожих было «унизительным». Во втором и третьем сезоне она была заменена Луизой Биверс.

Ethel Waters duet with Pearl Bailey

В 1951 году Уотерс написала автобиографию, в которой откровенно рассказывала о своей жизни. Ее первая автобиография, «His Eye Is on the Sparrow» (1951), написанная совместно с Чарльзом Сэмюэлсом, была адаптирована для сцены Ларри Парром и премьера состоялась 7 октября 2005 года.

Уотерс была замужем три раза и не имела детей. В 1909 году, когда Этель было 13 лет, она вышла замуж за Мерритта «Бадди» Пернсли; пара развелась в 1913 году. В 1920-х годах Уотерс имела романтические отношения с танцовщицей Этель Уильямс. Они прозвали себя «The Two Ethels» и жили вместе в Гарлеме.

С 1929 по 1933 год Этель Уотерс была замужем за Клайдом Эдвардсом Мэтьюзом. В 1938 году она вышла за Эдварда Мэллори; они развелись в 1945 году.

В 1938 году Уотерс познакомилась с художником Луиджи Лусиони, который написал ее портрет, где певица была изображена одетой в, сшитое на заказ, красное платье, и с норковой шубой, висящей на спинке стула. В 1939 году Этель купила портрет у Лусиони за 500 долларов. Картина считалась утерянной, потому что о ней ничего не знали с 1942 года. Исполнительный директор Кристофер Мэдкур и историк Стюарт Эмбери из музея искусств в городе Хантсвилл (Алабама) нашли портрет в одной из частных коллекций. Владелец картины считал, что это портрет его «приемной бабушки». «Портрет Этель Уотерс» был выставлен перед публикой впервые за более чем 70 лет на выставке 2016 года «Американский романтик: искусство Луиджи Лусиони».

В 1957 году Этель Уотерс приняла участие в крестном ходе евангелического проповедника Билли Грэма в Мэдисон-сквер-гарден. Годы спустя она дала следующее свидетельство той ночи: «В 1957 году я, Этель Уотерс, 380-фунтовая старушка, вновь посвятила свою жизнь Иисусу Христу». В последние годы жизни Уотерс часто гастролировала с Билли Грэмом. Она была католичкой и считала себя членом этой церкви на протяжении всей своей жизни.

Ethel Waters – «His Eye Is On The Sparrow» (Psalms 23)

Уотерс умерла 1 сентября 1977 года в Чатсуорте, штат Калифорния от рака матки, почечной недостаточности и других заболеваний. Певице было 80 лет. В 1983 году Этель Уотерс была введена в Зал славы госпел-музыки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий