Американский
джазовый музыкант, саксофонист, дирижёр и актёр Чарли Барнет (Charlie Barnet)
родился 26 октября 1913 в Нью-Йорке. Чарли был выходцем из богатой семьи - его
дедом был Чарльз Фредерик Дейли - вице-президент в «New York Central Railroad»,
банкир и бизнесмен. Когда Чарли исполнилось 2 года, его отец и мать развелись,
и его воспитанием занялись бабушка и дедушка (по материнской линии). Родители
хотели, чтобы их сын стал юристом, но сам он планировал другую карьеру. К тому
времени, когда Чарли должен был поступать в Йель, он уже профессионально играл
на саксофоне и руководил собственным оркестром.
К
шестнадцати годам Барнет присоединился к нью-йоркскому оркестру «Pennsylvania
Boys» Фрэнка Вайнегара. В 1931 году Чарли переехал в Голливуд, где пытался
заинтересовать местных лидеров музыкальной индустрии горячей музыкой, которая
из-за Великой депрессии становилась все более непопулярной. В конце 1932 года
он вернулся на восток и убедил представителя художественного бюро CBS
попробовать его в качестве руководителя оркестра. Барнету было тогда 18 лет.
Барнет
впервые стал известен в джазовых кругах, когда со своим оркестром выступил в
«Paramount Hotel» в Нью-Йорке в 1932 году. На него произвели большое впечатление
Дюк Эллингтон и его биг-бэнд. Когда Чарли решил попробовать свои силы в сфере
свинговых биг-бэндов, он построил свои аранжировки по образцу работ Дюка. Первый
бэнд Барнета, сформированный в 1933 году, исполнял передовые для того времени
аранжировки, которые писали два его трубача, Эдди Сотер и Тутти Камарата. В
качестве вокалиста у Барнета работал Гарри фон Целл. Чарли и сам пел, причем
очень неплохо, а в оркестре исключительно ритмично и жестко играл на своем
тенор-саксофоне. В конце 1930-х годов Барнет добавил в свой арсенал
сначала альт-саксофон, а затем и саксофон-сопрано, инструмент, который потерял
популярность ещё в конце 1920-х годов.
Хотя
Чарли Барнет начал записываться ещё в 1933 году, большую часть 1930-х годов его
оркестр не имел большого успеха. Для Барнета и многих музыкантов его биг-бэндов
времена свинга были сплошным удовольствием. Чарли был человеком, который верил
в хорошие времена - не только для самого себя, но и для всех тех, кто окружал
его. Он и его оркестр отражали счастливое свинговое чувство, как в музыке, так
и в своем отношении к жизни. Они были дисциплинированной командой и относились
к каждому исполнению очень серьезно. В то же время оркестр обладал чудесной
спонтанностью, которая характеризует настоящий джаз.
Барнет
любил окружать себя вдохновенными, творческими музыкантами. В 1937 году к нему
присоединились трубачи Рой Элдридж и Фрэнки Ньютон, а также басист Джон Кирби.
Одной из вокалисток оркестра Чарли Барнета была Лена Хорн. Многие из музыкантов
были цветными и из-за этого оркестр Барнета не приглашали участвовать в
каких-либо коммерческих радиопередачах. Он даже имел неприятности с
ангажементами в некоторых отелях. Чарли стал первым белым
бэнд-лидером, приглашенным выступить в театре «Аполло» в Гарлеме и установившим
там рекорд посещаемости.
Чарли
Барнет был одним из немногих белых бэнд-лидеров, открыто принявших музыку Дюка
Эллингтона и Каунта Бэйси. Его оркестр был печально известен пьянством и
вандализмом. В то время как Гленн Миллер следил за соблюдением строгих
стандартов в одежде и манерах поведения, Барнет больше интересовался
развлечениями.
В 1939
году, после того как оркестр Барнета начал выступать в знаменитом «Паломаре» в
Лос-Анджелесе, там произошел пожар и этот танцзал сгорел до основания. Группа
Барнета потеряла абсолютно все - инструменты, ноты и даже униформу. Барнет
махнул рукой: «Это всё же лучше, чем находиться сейчас в Польше под бомбами!».
Это был
год, когда оркестр Чарли Барнета записал неистовую версию пьесы Рэя Нобла
«Cheroky», которая вскоре стала главной его темой. В этом же году к бэнду в
качестве трубача и аранжировщика присоединился Билли Мэй. Чарли умел находить
новые таланты, он был прекрасный лидером, с которым можно работать, оставаясь
музыкальной личностью. В 1944 году у Барнета был еще один большой хит –
«Skyliner».
К середине
1940-х годов Барнет начал склоняться к бопу. В 1949 году в его группу кричащих
труб входили Мэйнард Фергюсон, Док Северинсен, Рольф Эриксон и Рэй Ветцель.
Однако Чарли вскоре потерял интерес к музыке и в 1949 году распустил свои
биг-бэнд. Он осел на Западном побережье в Палм Спрингс и несколько лет
руководил малой группой, всегда имея достаточно работы. В 1956 году Чарли
выпустил альбом «Dance Bash», который записывался пять лет - с 1947 по 1952
год.
В
середине 60-х годов Чарли снова возглавил биг-бэнд, организованный специально для
двухнедельных выступлений в «Basin Street East» в Нью-Йорке. В финансовом
отношении у Барнета никогда не было каких-либо серьезных проблем. Ему обычно
удавалось почти все, что он хотел сделать.
«Я
по-прежнему люблю слушать ритм большого оркестра», - говорил он, - «Мне не
нравится, когда бэнд звучит слишком абстрактно. Я считаю, что джаз должен
волновать и возбуждать».
В
сентябре 1964 года Чарли Барнет устроил в загородном клубе «Сан-Хасинто» в
Палм-Спрингс частную вечеринку для своего кумира Дюка Эллингтона и его
оркестра. Небольшая табличка, нарисованная Барнетом на двери, гласила: «Любые
жалобы на громкую музыку будут основанием для немедленного удаления из зала.
Любая просьба сыграть фолк, твист или рок-н-ролл приведет к мгновенному удару
мячом для гольфа». Сам Барнет на этой вечеринке не играл.
На
протяжении всей своей карьеры Чарли Барнет был противником «сладеньких»
аранжировок. В песне «The Wrong Idea» он высмеивал «сладкое» звучание
биг-бэндов той эпохи. Песня была написана Билли Мэем, который позже использовал
ту же сатирическую направленность в своем сотрудничестве со Стэном Фребергом на
«Capitol Records».
Чарли
Барнет был необычным во многих отношениях. Один из немногих джазменов,
родившихся миллионером, Барнет на протяжении всей своей жизни был плейбоем, и в
итоге у него появилось бесчисленное количество бывших жен. Барнет был официально
женат одиннадцать раз и в своей автобиографии писал: «Я пережил несколько
семейных неудач, но в основном это были мексиканские браки, которые быстро расторгались,
потому что они изначально не были законными». Его последний брак с Бетти
Томпсон продлился 33 года.
Чарли Барнет умер от осложнений, вызванных болезнью Альцгеймера и пневмонией, в больнице Сан-Диего 4 сентября 1991 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий