суббота, 22 октября 2022 г.

Зал славы джаза. Джелли Ролл Мортон (20 октября 1890 - 10 июля 1941).

Зал славы джаза.

Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит эпитеты "великий" и "неподражаемый". Музыкант, который безо всякого на то основания именовал себя на своих визитках "изобретателем джаза" и заодно претендовавший на звание основателя большинства ранних стилей этого жанра, всё же сделал так много для его развития, что можно простить и даже понять его болезненное честолюбие. Он первым проиллюстрировал своим творчеством тот факт, что в джазе роль аранжировщика и исполнителя часто важнее, чем значение самого музыкального материала, данного композитором.

Выдающийся американский джазовый пианист, дирижёр и композитор Фердинанд Джозеф Ла Мант (Ferdinand Joseph LaManthe) родился 20 октября (по другим источникам 20 сентября) 1890 года в креольской общине Фобур Мариньи в Новом Орлеане. Дата рождения и год рождения будущего композитора точно не определенны, учитывая, что свидетельство о рождении ему выдано не было. Закон, требующий для граждан обязательного наличия свидетельства о рождении, стал применялся только с 1914 года. И хотя сам музыкант утверждал, что все его предки родились во Франции, на самом деле он был незаконнорожденным сыном креолки, которой нечего было вспомнить, кроме острова Гаити. Его родителями были Эдвард Джозеф (Мартин) Ламот, каменщик и случайный тромбонист, и Луиза Эрманс Монетт, домашняя прислуга. Оба родителя проследили свою креольскую родословную на протяжении четырех поколений до 18-го века. Отец мальчика ушел из семьи, когда тому было три года (родители никогда не были официально женаты). В 1894 году мать вышла замуж за Уильяма Мутона, и Фердинанд принял фамилию своего отчима, англизировав ее на Мортон.

Креолы раньше считались элитой цветных американцев, их образ жизни сильно отличался от обычной судьбы черного населения. Их дети ходили в школы, обучались специальностям, получали работу и, хотя разница между ними и простыми неграми постепенно сошла на нет, они пытались сохранять свою культуру, берущую начало в европейской традиции. В их среде не была популярна негритянская музыка — блюзы, спиричуэлс, рабочие песни (work songs) — это было слишком грубое искусство для воспитанных на опере и симфонических концертах креолов. Кстати, в Новом Орлеане уже в начале прошлого века постоянно работало несколько профессиональных филармонических оркестров и оперных трупп, не считая огромного количества любительских клубных ансамблей.

Мортон в 1918 году.

Мортон жил в мире музыки с самых младенческих лет. К семи-восьми годам он уже весьма прилично играл на гитаре, гармонике, скрипке и тромбоне. Воспитывала его прабабушка, дама строгих правил и поклонница жёстких традиций французской оперы. Однако её правнука влекли совсем другие вещи. К 1900 году в Новом Орлеане стали очень популярны негритянские духовые оркестры, исполняющие инструментальные танцевальные переложения блюзов, и Мортон стал одним из первых пианистов, воспринявших этот стиль и начавших исполнять рэгтаймы в блюзовых тональностях.

В 1902 году, будучи ещё подростком, Мортон, тайно от всех, устроился играть в публичный дом – ему нравилось бывать в игорных домах, нравилась атмосфера ночных клубов, нравилось быть среди забияк и буянов. Он часто пел грязные тексты и использовал псевдоним «Jelly Roll», – «Сладкая трубочка» (довольно легкомысленное прозвище, на афроамериканском жаргоне это выражение имеет чисто эротический смысл – неутомимый мужчина). Получить работу в подобном заведении считалось престижным, но большинство негритянских исполнителей, особенно на духовых инструментах, относились к таким музыкантам с некоторым презрением, как к "белоручкам" от джаза, и старались игнорировать их.

Работая в борделе, Мортон продолжал жить у своей прабабушки. Он убедил ее, что работает ночным сторожем на бондарной фабрике. После того, как старушка узнала, что её правнук играет джаз в борделе, она отреклась от Мортона. «Когда бабушка узнала, что я играю джаз в одном из «спортивных» домов района, она сказала мне, что я опозорил семью, и запретила мне жить в своем доме... Она сказала мне, что эта дьявольская музыка, несомненно, приведет к моему падению...».

А ещё он любил играть на торжественных собраниях и парадах, и обожал петь. «В наших кругах фортепиано считалось женским инструментом, а я не хотел, чтобы меня считали маменькиным сынком, поэтому я изучал другие инструменты, пока не увидел, как один джентльмен замечательно играл регтайм. Тут я решил, что играть на пианино джентльмену так же не зазорно, как и даме».

Первое опубликованное произведение Мортона (1905).

С семнадцати лет Мортон стал скитальцем – и оставался им всю жизнь. Примерно в 1904 году он начал гастролировать с менестрель-шоу «Will Benbow's Chocolate Drops». Музыкант побывал всюду – Мемфис, Чикаго, Нью-Йорк, Канзас-Сити, Оклахома-Сити, Лос-Анджелес… Чтобы прокормиться, ему приходилось мазать лицо жжёной пробкой, выступать комиком в водевиле, быть карточным шулером, сутенёром и торговать снадобьем от чахотки. Но при этом он не переставал играть на фортепиано, и, куда бы ни занесла его судьба, там же оказывалась и его музыка, которая впитала в себя все запахи, вкусы, страсти и фантазии Нового Орлеана…

Мортон быстро стал опытным пианистом, элегантно и легко переплавляя рэгтаймы, песни менестрелей и блюзы в сложный, невиданный доселе, сплав, гибрид, построенный на импровизации. В этот период им были написаны песни«Jelly Roll Blues», «New Orleans Blues», «Frog-I-More Rag», «Animule Dance» и «King Porter Stomp».

Jelly Roll Morton – «New Orleans Blues».

Он сам был первейшим своим ценителем: «Я настоящий мастер» – любил говорить он. Спустя годы он, не смущаясь, рассказывал всем желающим, что это он изобрёл джаз в 1902 году и играл его задолго до Бадди Болдена (Buddy Bolden), Джо "Кинга" Оливера (Joe "King" Oliver) и "Original Dixieland Jazz Band". Над его самомнением будут смеяться и даже издеваться, но доля истины в его хвастовстве всё же присутствовала. Он, без сомнения, мог стать первым в джазе, но ему помешало неукротимое желание быть первым везде. Карьера Джелли как новатора джаза сильно пострадала от его метаний. Он хорошо знал как основы европейской классики, так и всю современную ему американскую традицию от "белых" маршей и рэгтаймов до блюзов и спиричуэлс. У него были вещи, основанные на карибских ритмах хабанеры, он называл это «испанским ароматом». «Без этой приправы, – говорил он, – джаз получится слишком пресным». Но его ранние эксперименты по синтезу этих стилей не были вовремя доведены до логического конца, а потом уже было поздно. Тем не менее, он действительно сочинил массу мелодий, которые стали джазовыми стандартами, и первым научился записывать джазовые композиции на нотной бумаге.

В 1915 году был издан «Jelly Roll Blues» Мортона, ставший одной из первых опубликованных джазовых композиций. В 1917 году танго Мортона «The Crave» («Жажда») было популярно в Голливуде. Он был приглашен выступить в ночном клубе «Hotel Patricia» в Ванкувере, Канада.

Jelly Roll Morton – «The Crave».

Мортон, как и другие джазмены, почувствовавшие изменение музыкальной обстановки, вернулся в Чикаго в 1923 году. В качестве солиста он выпустил первую из своих коммерческих записей в виде фортепианных роллов, а в следующем году записал свою первую пластинку. Джелли сразу же начал получать приглашения и записывался с различными чикагскими и бывшими новоорлеанскими коллективами, а также сотрудничал с музыкальным и нотным издательством братьев Мелроуз, сочиняя для них пьесы и наигрывая ролики для механического пианино. Лестер Мелроуз (Lester Melrose) описывал много лет спустя его первое появление у них: «В наш магазин вошёл парень с большим красным платком на шее и в огромной десятигаллонной ковбойской шляпе. Подойдя к нам, он вдруг заорал: "Послушайте меня! Я — Джелли Ролл Мортон из Нового Орлеана, изобретатель джаза!.." Затем он начал рассказывать о себе, как он хорош и неподражаем и проговорил без перерыва целый час. Но после этого он сел за пианино и оказалось, что его игра действительно так хороша, как он её расписывал, и даже ещё лучше».

Мортон считал Мелроузов своими друзьями, а не только партнёрами, у него больше ни с кем в Чикаго не было близких отношений. На своей визитке он тогда писал: «Jelly Roll Morton, композитор и аранжировщик в Melrose Music Company». Однако брат Лестера Уолтер Мелроуз (Walter Melrose) невзлюбил Джелли и, несмотря на доход, который тот ему приносил, бывал с ним резок и даже высказывался публично, что он вовсе не работает постоянно у них, а просто заходит иногда поговорить и поиграть. Ничего не поделаешь, Мортон не умел быть дипломатом и быстро наживал себе врагов.

Jelly Roll Morton – «Black Bottom Stomp»

Но, несмотря на свою внешнюю разболтанность, к музыке Джелли относился чрезвычайно серьёзно. В 1926 году Мортон подписал контракт с «Victor Talking Machine Company», что дало ему возможность собрать хорошо отрепетированную группу «Red Hot Peppers». В сессиях в чикагской студии «Victor» приняли участие в основном новоорлеанские музыканты; кроме Сен-Сира это были: Кид Ори (Kid Ory) — тромбонист, также игравший в "Hot Five" Армстронга, Омер Саймен (Omer Simeon) — любимый кларнетист Джелли ещё со старых времён, Джордж Митчелл (George Mitchell) — трубач с очень тёплым, слегка сдержанным звучанием (который, вообще-то, был из Кентукки, но игрой сильно напоминал Оливера), затем Джон Линдсей (John Lindsay) на контрабасе и Томми Бенфорд (Tommy Benford) на барабанах. Кроме них, иногда привлекались к записям исполнители из других известных бэндов, например, Джонни Доддс (Johnny Dodds) и "Бэби" Доддс (Warren "Baby" Dodds) из оркестра Кинга Оливера.

Jelly Roll Morton's Red Hot Peppers (Jelly Roll Morton (p), George Mitchell (c), Edward “Kid” Ory (tb), Omer Simeon (cl), Johnny St. Cyr (bj), John Lindsay (sb), Andrew Hilaire (d)) – «Original Jelly Roll Blues» (1926).

Кроме того, в этот период Джелли Мортон периодически выступал с трио или квартетом. Он начал с аранжировок собственных ранних сольных композиций, перекладывая их для небольшой группы музыкантов, состоящей из двух-трёх медных, двух деревянных духовых, ритм-секции с гитарой и, разумеется, его самого.

Здесь нелишним будет заметить, что Мортон терпеть не мог большие джазовые составы того времени, зачастую шумные и грохочущие, каких было полно в Нью-Йорке. Эпоха классического изящного биг-бэнда ещё не наступила, и большие оркестры раздражали Джелли слишком мощным, назойливым звучанием, в котором часто трудно было разобрать отдельные фразы и нюансы. Он саркастически и с присущим ему апломбом изрекал: «До 1926 года, когда я переехал в Нью-Йорк, они имели весьма слабое представление о настоящем джазе,... очень часто вы могли услышать бэнд (воображающий себя джазовым), состоящий из двенадцати, а то и из пятнадцати солистов; и они обычно дули в свои инструменты изо всех сил. Иногда слушателям приходилось затыкать себе уши, чтобы сохранить барабанные перепонки в целости». Как всегда, Джелли преувеличивал, но, как всегда, замечание не было лишено оснований.

Jelly Roll Morton's Red Hot Peppers (Jelly Roll Morton, p, v, speech, dir: George Mitchell, c / Kid Ory, tb / Omer Simeon, cl / Johnny St. Cyr, bj, g / John Lindsay, sb / Andrew Hilaire, d) – «Doctor Jazz» (1926)

Переехав в Нью-Йорк, Мортон продолжил записываться для «Victor»,хотя его нью-йоркские сессии не имели большого успеха. В 1931 году из-за Великой депрессии «RCA Victor» не продлила контракт Мортона на запись. Джелли Ролл очень быстро остался практически без работы, да и остальным джазовым музыкантам пришлось несладко во время кризиса. Индустрия грамзаписи выжила только благодаря поддержке европейских фирм, исполнители, кто как мог, спасались гастролями по Англии, Франции и Германии. Когда вернулись лучшие времена, оказалось, что музыка, исполняемая Мортоном, безнадёжно вышла из моды, а перестроиться он уже был не в состоянии. Судьба гоняла его из одного клуба в другой, всё более дешёвые и второразрядные. Он почти уже впал в нищету, продал свои любимые бриллианты, которые купил когда-то, будучи богатым и знаменитым. Джелли пришлось бы совсем уж плохо, если бы не скромные комиссионные, поступающие ему за исполнение его произведений некоторыми биг-бэндами. Это позволяло как-то сводить концы с концами, но, несмотря ни на что, его задор и страсть к полемике не угасли. Мортона регулярно можно было видеть стоящим на углу какой-нибудь улицы в Гарлеме в старомодном костюме, с бриллиантовой вставкой в зубе и жалующимся на то, что его ограбили на три миллиона долларов все те, кто «сейчас играет его музыку, которую он изобрёл в 1902 году».

Jelly Roll Morton – «King Porter Stomp» (1926)

В 1934 году Мортон недолго вел радио-шоу, а затем гастролировал в бурлеск-группе. В 1935 году его давняя композиция «King Porter Stomp», аранжированная Флетчером Хендерсоном, стала первым хитом Бенни Гудмана и свинг-стандартом, но Мортон не получил от этих записей никаких гонораров.

В 1935 году Мортон переехал в Вашингтон, округ Колумбия, и устроился пианистом в баре «Music Box» в афроамериканском районе Шоу по адресу 1211 U Street NW. Мортон работал там также церемониймейстером, вышибалой и барменом. Владелица клуба разрешила своим друзьям бесплатный вход и напитки, что мешало Мортон сделать бизнес успешным.

Весной 1938 года Джелли Ролл услышал в радио-программе Роберта Рипли (Robert Ripley) «Хотите — верьте, хотите — нет» ("Believe It Or Not"), что Уильям Хэнди (William C. Handy) является «открывателем современного джаза и блюза», и это окончательно вывело Мортона из себя. В письме «Дорогому Мистеру Рипли», опубликованному в журнале «Downbeat», он изложил всё то, что вынуждены были выслушивать его многочисленные собеседники на протяжении всех этих лет: «Общеизвестно и не подлежит никакому сомнению, что колыбелью джаза является Новый Орлеан, и я был главным его создателем... Мистер Рипли, все эти заведомо ложные высказывания, которые сделал мистер Хэнди, или которые вы сделали от его имени, могут заклеймить его, как самого подлого самозванца за всю историю музыки». После этого выступления разгорелся нешуточный спор, если не сказать ссора, между непримиримым Мортоном и незадачливым журналистом, который просто-напросто абсолютно не разбирался в сути вопроса. Закончился этот эпизод из жизни неистового борца за справедливость совершенно для него неожиданно — заинтересованный поднявшимся шумом фольклорист Алан Ломакс (Alan Lomax), куратор отдела американской народной музыки в Библиотеке Конгресса США, пришел в «Music Box» и пригласил Мортона записать свои воспоминания для архива. Джелли всё ещё находился под впечатлением недавней полемики и его запись стала прямо-таки манифестом, с поистине библейской страстностью прославляющим музыку Нового Орлеана в общем и его собственную в частности.

Jelly Roll Morton – «Tiger Rag / Interview» (eep River Of Song: Louisiana, "Catch That Train And Testify!" - The Alan Lomax Collection).

Сессии, которые должны были стать коротким интервью с музыкальными примерами для исследователей в Библиотеке Конгресса, расширились до более чем восьми часов. Ломакс чрезвычайно заинтересовался жизнью Мортона в Сторивилле, Новый Орлеан, и песнями того времени. Из-за скабрезного характера большинства песен некоторые записи Библиотеки Конгресса не были опубликованы до 2005 года.

В своих интервью Мортон утверждал, что родился в 1885 году. Некоторые исследователи творчества композитора, как, например, Лоуренс Гаши, утверждают, что Мортон преднамеренно приписал себе несколько лет, чтобы уверенно претендовать на звание изобретателя джаза. С другой стороны, Мортон, возможно, на самом деле не знал своей фактической даты рождения и говорил правду.

Jelly Roll Morton – «Wolverine Blues»

В 1938 году Мортон получил ножевые ранения в голову и грудь от одного из посетителей бара «Music Box». Близлежащая больница, предназначенная только для белых, отказалась лечить его, так как в городе были расово сегрегированные учреждения. Его перевезли в черную больницу на окраине. Из-за некачественно проведенного лечения Мортон часто болел и страдал одышкой. Обострение астмы отправило его в больницу в Нью-Йорке на три месяца. Музыкант продолжал страдать от респираторных проблем до самой своей смерти. Он успел сделать только несколько новых записей для фирмы «General Records», тяжёлая болезнь не позволила ему опять занять одно из первых мест на джазовой сцене. Мортон умер 10 июля 1941 года после одиннадцатидневного пребывания в больнице общего профиля округа Лос-Анджелес.

По словам историка джаза Дэвида Гелли, высокомерие Мортона и его «неуклюжая» личность оттолкнули от него многих музыкантов, что мало кто из них присутствовал на его похоронах. Статья о похоронах появилась в журнале «DownBeat» от 1 августа 1941 года и сообщила, что гроб с телом Мортона несли Кид Ори, Матт Кэри, Фред Вашингтон и Эд Гарленд. Дюк Эллингтон, бывший тогда в городе, не пришёл на похороны, хотя был обязан Мортону многими идеями и принципами в музыке.

По словам Аниты Гонсалес, давней знакомой Мортона, он до конца своих дней «очень набожным католиком». На его могиле изображены не какие-либо музыкальные образы, а большие четки.

Jelly Roll Morton – «Jungle Blues» (1927)

В 2013 году Кэти Мартин опубликовала статью, в которой утверждалось, что биография Мортона, написанная Аланом Ломаксом, выставила музыканта в негативном свете. Будучи объявленным большим эгоистом, Джелли Ролл часто становился жертвой одиозных репортажей. Однако, если мы прочитаем его воспоминания, то узнаем, что у Мортона был комплекс неполноценности, вынудивший  его создать свой собственный стиль джазового фортепиано: «Все мои коллеги-музыканты играли намного быстрее меня, и я чувствовал, что был не в их классе». Мортон использовал более медленный темп, чтобы обеспечить гибкость за счет использования большего количества нот. Стиль игры Джелли Ролла Мортона сочетал в себе элементы регтайма, блюза, испанского и креольского фольклора наряду с характерными индивидуальными особенностями. Мортон первым целенаправленно ввёл в джаз ритмические элементы испанской и латиноамериканской музыки. Эти фигуры вышли из танго и хабанеры и сейчас являются обычными для джаза. Здесь, несомненно, сказывается креольская испано-французская наследственность Джелли. Он любил повторять при каждом удобном случае: «Если вы не в состоянии нанести лёгкий испанский оттенок на ваши мелодии, вы никогда не сможете придать джазу необходимую остроту и пикантность». Рисунок игры его ритм-секции всегда очень прихотлив: он мог менять метр в партии контрабаса несколько раз в одной композиции или накладывать друг на друга два темпа, один из которых был вдвое быстрее первого и т.п.

Его творчество оказало большое влияние на развитие раннего джаза, а также на многих музыкантов чикагского джазового стиля и свинга. Его стиль сейчас принято считать образцом новоорлеанского классического джаза, но он с 1907 года практически не играл в Новом Орлеане и не сотрудничал постоянно с другими известными музыкантами из этого города. Составы, которые он набирал, состояли из хороших профессиональных, но не отличающихся высоким уровнем импровизации исполнителей. Он требовал от них, прежде всего, точного выдерживания мелодической линии и чистого звука. Его креольское воспитание диктовало ему строгое педантичное отношение к аранжировке мелодий, как своих, так и чужих, и отталкивало от него афро-негритянских музыкантов с их свободной трактовкой формы и смазанным "грязноватым" звучанием (так наз. "dirty tones").

Jelly Roll Morton – «Tiger Rag» (From the Library of Congress recordings).

Некоторые из композиций Мортона были посвящены самому себе, в том числе «Winin' Boy», «The Jelly Roll Blues» («The Original Jelly-Roll») и «Mr. Jelly Lord». В эпоху биг-бэнда его «King Porter Stomp», который Мортон написал на тридцать лет раньше,  стал большим хитом для Флетчера Хендерсона и Бенни Гудмана; композиция стала стандартом, подхваченным большинством других свинг-групп того времени. Мортон утверждал, что написал некоторые мелодии, которые были защищены авторским правом других, в том числе «Alabama Bound» и «Tiger Rag». Песня «Sweet Peter», которую Мортон записал в 1926 году, по-видимому, является источником мелодии для другой хитовой песни «All of Me» (1931), авторство которой приписывается Джеральду Марксу и Сеймуру Саймонсу.

Jelly Roll Morton – «Sweet Peter»

Новоорлеанский джаз не умер вместе с Джелли Роллом. И хотя современное поколение, наверняка, в массе своей не слышало оригинальные записи Оливера, Мортона, Доддса, в нынешних исполнителях диксиленда и даже регтайма нет недостатка. Ранний джаз популярен практически во всём мире, причём среди слушателей можно видеть абсолютно все возрастные категории. На многочисленных джазовых фестивалях непременно присутствуют оркестры, играющие диксиленд.

Мортон был введен в Зал славы джаза, Зал славы музыки Луизианы и был избран членом Аллеи славы Gennett Records. В знаменитом Карнеги-Холле ежегодно проводится специальный концерт, посвящённый Мортону.

Jelly Roll Morton (1923-24)

Here are all of Jelly Roll's classic Gennett piano solos, including the only known alternate take of "New Orleans Joys," presented in the sequence in which they were recorded. The No Noise system used to clean these old 78s up does a decent enough job, considering when these sides were cut and their rarity. Also on tap are four more solo piano sides cut in Chicago in 1924, four band sides with various personnel, topped off with two piano/cornet duets with King Oliver. A large chunk of this man's genius in one very digestible package.

JRMO-1992-Jelly RollMorton (1923-24) (Milestone) @FLAC

3 комментария:

  1. Привет, как дела,
    Я из блога www.atituderocknroll.com.br, я хотел бы присоединиться к вашему списку блогов, если вы согласны, свяжитесь со мной, и я добавлю https://german121german.blogspot.com/ в свой список блогов.
    Спасибо
    Privet, kak dela,
    YA iz bloga www.atituderocknroll.com.br, ya khotel by prisoyedinit'sya k vashemu spisku blogov, yesli vy soglasny, svyazhites' so mnoy, i ya dobavlyu https://german121german.blogspot.com/ v svoy spisok blogov.
    Spasibo

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер! Охотно присоединяюсь к Вашему блогу. Буду рад если Вам будет интересен и мой блог.

    ОтветитьУдалить
  3. Привет,
    https://german121german.blogspot.com/ уже есть в списке моих блогов
    Privet,
    https://german121german.blogspot.com/ uzhe yest' v spiske moikh blogov

    ОтветитьУдалить