Биг Джо Уильямс (Big Joe Williams) — один из наиболее
значимых и часто записывающихся блюзовых музыкантов, а также один из тех, чья
жизнь практически буквально соответствовала стереотипу того, как должен был бы
жить типичный сельский блюзмен. Музыкальный сайт AllMusic характеризует его как
«пионера блюза Дельты, известного как оригинальный исполнитель классической
блюзовой песни «Baby Please Don’t Go».
Джо Уильямс родился 16 октября 1903 года в бедной фермерской
негритянской семье, где было 16 детей. Его отец работал не только на ферме, но
и на лесопилке.
Сам Джо с детства трудился на мельнице. Когда ему было
четыре года, он впервые проявил музыкальный талант, пытался петь что-то,
аккомпанируя себе ударами по ведру, из которого он научился извлекать звуки
разной высоты. Немного постарше, он изготовил для себя примитивный инструмент
буквально из палки и веревки — подобие однострунной гитары. Постепенно Джо стал
любимцем на многочисленных вечеринках, собрания негритянских общин, приемах,
праздничных ужинах.
Уильямсу было около 15, когда отчим выгнал его из дома. И
Джо отправился странствовать. Позднее он увековечил своего гонителя в песне,
которую исполнял в течение своей долгой карьеры. К тому времени Джо стал
настоящим блюзменом. В поисках работы Джо начал странствовать по другим
близлежащим штатам, начав зарабатывать на жизнь исполнением блюзов, Джо стал
типичным скитальцем, постоянно путешествуя по стране в поисках лучшей доли. У
него нередко случались конфликты с законом и властями, но странникам многое
сходит с рук.
Если обратиться к биографиям блюзменов, мы увидим, что практически ни один из них не избежал участи бродяги. Смена добропорядочного оседлого существования на жизнь подозрительного во всех отношениях бродяги происходила у них в силу абсолютно сознательного выбора. Подтверждение тому — в их песнях:
Когда я впервые ушел из дома, сделав своим домом дельту
Mиссисипи…
Я оставил любимую мать рыдать на пороге…(«When I First Left Home»)
Жизнь Джо состояла в постоянном скитании: он играл в лагерях
лесорубов, скипидарнях и забегаловках южных штатов США. Даже отбывал заключение
в тюрьме "Ангола", по выходе из которой женился на блюзовой певице из
Сент-Луиса Бесси Мэй Смит, которой он иногда приписывал написание «Baby Please
Don't Go». Музыкант поселился в Сент-Луисе, штат Миссури, по-прежнему, впрочем,
предпринимая затяжные путешествия по стране, поскольку так никогда и не смог
избавиться от страсти к бродяжничеству.
В начале 1920-х годов Джо работал в ревю «Кроличья нога менестрелей».
Впервые он записался с «Birmingham Jug Band» для Okeh Records в 1930 году.
В 1934 году в Сент-Луисе, штат Миссури, Уильямсе
познакомился с продюсером Лестером Мелроузом, который подписал с ним контракт для
«Bluebird Records». Биг Джо работал в этой компанией в течение десяти лет,
записав такие хиты, как «Baby, Please Don't Go» (1935) и «Crawlin' King Snake»
(1941), ставшие блюзовыми стандартами.
В начале 1930-х годов Уильямса сопровождал в его
путешествиях по дельте Миссисипи молодой Мадди Уотерс. Уильямс рассказал
Блюэтту Томасу: «Я взял Мадди в Rolling Fork, когда ему было около 15 лет. Он играл
на губной гармошке позади меня. Но через некоторое время мне пришлось от него
избавиться. Все женщины вокруг мне постоянно твердили: «Твой маленький сын
такой милый!» Мне пришлось прогнать Мадди, чтобы держать его в стороне от моих
женщин».
Выступления перед сельской публикой давали ему заработок и в
худшие времена Великой депрессии, когда он выступал под псевдонимом «Бедный
Джо» (Poor Joe).
Биг Джо Уильямс был уникальным исполнителем — одаренным,
мощным вокалистом и исключительно своеобразным гитаристом. На протяжении пяти
десятилетий Уильямс записывался на самых именитых лейблах. Разумеется,
блюзовых. Иногда он играл на электрогитаре, подключив её к маленькому ветхому
комбику с прибитой оловянной тарелкой и дребезжащей на ней пивной банкой. Эта
удивительная конструкция производила невероятный звуковой эффект — некую
звенящую, жужжащую музыку. И он же развил концепцию «гитаро-барабана»,
выколачивая на протяжении полувека удивительные серии риффов на своей
девятиструнке, настроенной в соль-мажоре. Его бодрый, жизнеутверждающий вокал и
ритмическая гитарная мощь не могут оставить слушателя равнодушным.
В 1960-е годы, когда блюз вошел в моду у белой молодежи, Джо
обрел более широкую аудиторию. Его гитарный стиль и вокал стали популярными
среди поклонников фолк-блюза. Уильямс записывался для Trumpet, Delmark,
Prestige, Vocalion и других лейблов. Он стал постоянным участником концертов и
кофеен, гастролируя по Европе и Японии и выступая на крупных музыкальных
фестивалях США.
В начале шестидесятых музыкант оказал влияние на молодого
Боба Дилана. По словам Ленни Бреннера («Как Дилан нашел свой голос») именно Уильямс
посоветовал Дилану отойти от народных песен и писать свою собственную музыку. Уильямс
и Дилан также записали несколько дуэтов в 1962 году для лейбла Виктории Спайви,
Spivey Records.
Он продолжал записываться и совершать гастрольные поездки,
теперь уже добавив к своим маршрутам Европу и Японию. Но и тогда он продолжал
играть на дешевых гитарах, которые лично «доводил до ума» — присоединял к ним
электро-примочки, а также обычно приделывал дополнительные колки для
использования изобретенного им лично девятиструнного строя гитары. Несмотря на
то, что личный характер Джо иногда бывал неоднозначен, его мастерство, его
грубоватый, резкий голос и характерный узнаваемый звук гитары сделали его
любимцем клубной публики тех лет.
Большой Джо Уильямс совершил полный жизненный круг и умер в
служившем ему пристанищем фургоне все в том же Крофорде, в штате Мисиссиппи. Он
был похоронен на частном кладбище за пределами Кроуфорда, недалеко от линии
округа Лаундес. Его надгробие было в основном оплачено друзьями.
Немалое количество легко доступных альбомов, записанных им в
последние годы жизни, к сожалению, несколько притупили понимание широкой
публикой подлинной величины и значения таланта по-настоящему Большого Джо.
Как пишет AllMusic, «Биг Джо Уильямс, возможно, был самым
сварливым человеком из тех, кто когда-либо ступал на Землю с гитарой в руках. В
то же время, он был невероятным блюзовым музыкантом: одарённый сочинитель
песен, мощный вокалист и исключительно своеобразный гитарист. Несмотря на его
заслуженную репутацию забияки (задокументированную в эксцентричной брошюре
Майкла Блумфилда «Me and Big Joe»), артисты, которые хорошо его знали,
относились к нему как к уважаемому старому государственному деятелю. Тем не
менее, они, возможно, не стали бы с ним играть, потому что — как и в случае
других старых дельтовских артистов — если ты с ним играл, то играл по его
правилам.»
Биг Джо Уильямс был включён в Зал славы блюза 4 октября 1992 года.
В эссе использована информация интернет портала
http://www.piter.fm/artist/ и субМарины Андреевой
Big Joe Williams - Big
Joe Williams (1972)
1.- Pretty Willie Done Me Wrong
2.- I Want to Know What My Baby's Puttin Down
3.- Tell Me Who's Been Tellin' You
4.- A Change Gotta Be Made
5.- My Baby Left Town
6.- Miss Emma Lou Blues
7.- My Baby Won't Be Back No More
8.- Turnroad Blues
9.- Same Old Rainey Day
10.- Pearly Mae Blues
11.- Keep-A-Walkin Little Girl
12.- I Won't Do That No More
13.- Quit Draggin'Bringin' My Baby Back Home
14.- Crazin' The Blues
Big Joe Williams - vocals, guitar
Rec. in Copenhagen March 20, 1972
Big Joe Williams may
have been the most cantankerous human being who ever walked the earth with
guitar in hand. At the same time, he was an incredible blues musician: a gifted
songwriter, a powerhouse vocalist, and an exceptionally idiosyncratic
guitarist. Despite his deserved reputation as a fighter (documented in Michael
Bloomfield's bizarre booklet Me and Big Joe), artists who knew him well treated
him as a respected elder statesman. Even so, they may not have chosen to play
with him, because -- as with other older Delta artists -- if you played with
him you played by his rules.
As protégé David
"Honeyboy" Edwards described him, Williams in his early Delta days
was a walking musician who played work camps, jukes, store porches, streets,
and alleys from New Orleans to Chicago. He recorded through five decades for
Vocalion, OKeh, Paramount, Bluebird, Prestige, Delmark, and many others.
According to Charlie Musselwhite, he and Big Joe kicked off the blues revival
in Chicago in the '60s.
When appearing at Mike
Bloomfield's "blues night" at The Fickle Pickle, Williams played an
electric nine-string guitar through a small ramshackle amp with a pie plate
nailed to it and a beer can dangling against that. When he played, everything
rattled but Big Joe himself. The total effect of this incredible apparatus
produced the most buzzing, sizzling, African-sounding music one would likely
ever hear.
Anyone who wants to
learn Delta blues must one day come to grips with the idea that the guitar is a
drum as well as a melody-producing instrument. A continuous, African-derived
musical tradition emphasizing percussive techniques on stringed instruments from
the banjo to the guitar can be heard in the music of Delta stalwarts Charley
Patton, Fred McDowell, and Bukka White. Each employed decidedly percussive
techniques, beating on his box, knocking on the neck, snapping the strings, or
adding buzzing or sizzling effects to augment the instrument's percussive
potential. However, Big Joe Williams, more than any other major recording
artist, embodied the concept of guitar-as-drum, bashing out an incredible
series of riffs on his G-tuned nine-string for over 60 years.
--- Barry Lee Pearson,
allmusic.com
download: yandex
Комментариев нет:
Отправить комментарий