По мнению
музыкальных критиков джазовая певица, композитор и автор песен Уршула Дудзяк (Urszula
Dudziak), записавшая более 50 альбомов, является ведущей фигурой в польском
джазовом вокале. Певица выступала или записывалась вместе с такими музыкантами,
как Кшиштоф Комеда, Адам Макович, Михал Урбаняк, Бобби Макферрин, Херби Хэнкок,
Джако Пасториус, Рон Картер, Майкл Брекер, Флора Пурим, Нина Симон, Кармен
МакРей, Ди Ди Бриджуотер, Стинг и Лайонел Хэмптон. Она давала концерты почти во
всех странах Европы, Азии и Америки, в том числе в знаменитом Карнеги-холле в
Нью-Йорке и на Ньюпортском джазовом фестивале.
В 1972
году престижный американский журнал "Down Beat" присвоил ее альбому
"Newborn Light" максимальную оценку в пять звезд. В 1979 году газета
Los Angeles Times назвала Уршулу Дудзяк певицей года. Ее песня «PAPAYA» стала
мировым хитом. На Национальном фестивале польской песни в Ополе в 2008 году ей
было присвоено звание «Артистка без границ». Дудзяк была награждена Бронзовой
медалью «За заслуги в культуре» Gloria Artis (2005) и Рыцарским крестом Ордена
Polonia Restituta Polish (2009). В 2016 году Организация Объединенных Наций
ЮНЕСКО присвоила певице звание «Артист за мир» В 2017 году Дудзяк получила
премию «Фредерик» в номинации «Джазовая музыка» за прижизненные достижения.
Дудзяк обладает необычайным диапазоном голоса; ее сравнивали с Имой Сумак, перуанской певицей с 5-октавной гаммой. Свобода и совершенство интонации и вокальной техники снискали ей репутацию оригинального и творческого артиста. Она известна тем, что использует классическую вокальную технику под названием «скэт». Певица является мастером популярного в джазе способа пения, заключающегося в имитации звуков инструментов.
Уршула
Дудзяк родилась в небольшой горной деревушке Страконка – сегодня это район
Бельско-Бяла. Её старший брат Лешек Дудзяк был джазовым барабанщиком, известным
своим сотрудничеством с Кшиштофом Комедой. Ула начала петь в старших классах
школы, используя репертуар таких эстрадных звезд, как Мария Котербская, Слава
Пшибылская, Ханна Рек и Людмила Якубчак. В 14 лет она услышала по радио песню
Эллы Фицджеральд, благодаря которой заинтересовалась джазом. Певица вспоминает
в своей автобиографии:
«Одной из
первых джазовых песен, которую я спела, была американская баллада «Again». У
этой песни настолько красивая мелодия, что я вспомнил ее в мгновение ока, не
понимая слов (...). В то время я не говорила по-английски. (...) Я была уверена,
что слово «Снова» — не более чем американское мужское имя. Это было видно из
текста. В то время я планировала, что когда у меня будет семья и родится сын, я
назову его Снова. Представляете себе название: Опять Урбаняк?! К счастью, у
меня две дочери».
Большим
успехом стало для молодой певицы приглашение в группу Кшиштофа Комеды в 1958
году. Уже тогда Дудзяк пела и записывалась с оркестром Эдварда Черни: 
«В
темно-синей школьной форме с белым воротничком я вылетела на улицу Пястовскую.
Кшисю сидел за роялем, рядом с ним стояла его жена Зося. «Что ты хочешь спеть?»
— спросил он. Я перечислила три моих любимых стандарта из репертуара Эллы
Фицджеральд: "Stompin' At The Savoy", "Goody Goody" и
"A Foggy Day", и спела их все. Минута молчания... Кшисю медленно
поднял голову от клавиатуры и спросил: «Какие у вас планы на праздники?». Я
потеряла дар речи. «Приезжайте в Варшаву и спойте с моей группой в джазовом кабаре
Pod Hybrydami, – добавил он. Я вообще не помню, что говорила. Я знаю одно – я
была самым счастливым человеком на свете».
Дудзяк
также записала свои первые песни для Польского радио, в том числе шлягер «Pójdę
wszędzie z tebe». В этот период певица некоторое время выступала под
псевдонимами «Уршула Мэй» и «Дорота Цедро». В 1963 году Агнешка Осецка и Ян
Пташин Врублевский написали для неё песню под названием «Ulice wielkich miast».
Композиция вошла в альбом Осецкой под названием «Five Oceans». В июне 1963 года
за исполнение песен «Nie jest złle» и «Ulice wielkich miast» («Улицы великих
городов») Уршула Дудзяк получила награду на Национальном фестивале польской песни
в Ополе.
Еще одним
прорывом в карьере певицы стало сотрудничество с Михалом Урбаняком в 1964 году.
В течение нескольких лет Дудзяк стала одной из самых популярных фигур в
польском джазе. Уже в 60-х годах Дудзяк и Урбаняк сделали свои первые
совместные записи. По настоянию Урбаняка в 1971 году певица отказалась от
традиционного пения и изменила свой стиль.  Дудзяк приняла решение петь, не обращая
внимания на текст, а только на звуки. Она впервые использовала такой прием при
записи своего дебютного альбома «Newborn Light» (выпущен в 1972 году в
Швейцарии и 1974 году в США), записанного в дуэте с Адамом Маковичем. Этот
альбом получил 5 звезд из 5 от авторитетного американского музыкального журнала
«DownBeat». В 1973 году в Германии вышел альбом Михала
Урбаняка, Уршулы Дудзяк, Томаша Станько и Аттилы Цоллера под названием «We’ll Remember Komeda». В 1976 году тот же альбом был выпущен в США под названием «Tribute to Komeda».
В 1973
году Урбаняк и Дудзяк переехали в США. Как джазовая певица, Дудзяк покорила
нью-йоркскую сцену и вместе Урбаняком – тогда ее мужем – успешно оставалась на
этой сцене почти 20 лет. В то время она выступала как One Woman Show. В
1975 году Дудзяк выпустила свой третий альбом, названный просто «Urszula». На
европейском рынке альбом появился только в 2011 году. За исключением песни
«Just the Way You Are», на альбоме нет текстов песен, только преобразователи
голоса. Альбом был включён в список 1000 самых популярных альбомов 1975 года по
версии Rate Your Music. В этот альбом вошла самая популярная песня Дудзяк
«Papaya». В 1976 году песня была использована в начальных титрах бразильской мыльной
оперы «Анжу Мау», транслировавшейся на телеканале TV Globo.
В 1977
году Уршула Дудзяк выпустила свой второй альбом «Midnight Rain», а также
приняла участие в записи материала для альбомов Михала Урбаняка: «Michal
Urbaniak's Fusion — Smiles Ahead» (1977) и «Heritage» (1978). В 1979 году певица
выпустила альбом под названием «Future Talk», который включал в себя джаз-рок и
фри-джаз. В том же году популярный журнал «Los Angeles Times» назвал Дудзяк
певицей года.
С 1981
года Уршула Дудзяк сотрудничает с международной группой джазовых певцов Vocal
Summit. Она гастролировала и записывалась с оркестром Гила Эванса и Archie
Sheep Band. Со своей оригинальной программой "Future Talk",
подготовленной в сотрудничестве с Ежи Косинским, певица дала концерты почти во
всех странах Европы. Она также представила спектакль «The Nature Is Leaving Us»
с собственной музыкой.
Громкое
возвращение Дудзяк как польской певицы произошло в 1985 году, когда она
выступила на фестивале Jazz Jamboree '85 вместе с Бобби Макферрином. В 1990-х
годах она пела в группе Walk Away, с которой гастролировала по стране и
выступала в 1992 году на Jazz Jamboree. Дудзяк также продолжила сольную карьеру
и гастролировала по Европе с шоу "Future Talk". В 1991 году Польское
телевидение сняло биографический фильм о певице под названием «История Урсулы».
Режиссёр — Данута Беата Постников
В
последние годы ей чаще всего аккомпанирует группа, состоящая из: Яна
Смочиньского – пианист, мультиинструменталист, Лукаша Поправского – саксофон,
Роберта Чичи – гитара, Кшиштофа Пакана – бас-гитара и Артура Липинского –
барабанщик. Также она выступает со своими дочерьми: Микой и Касей. Во время
концертов певица устанавливает сердечный прямой контакт со зрителями,
рассказывает о своей жизни, о своих дочерях, о музыке и музыкантах.
 «Трудно поверить в семидесятилетнюю Улу
Дудзяк. Певица находится в своей высшей форме, – отметил главный редактор «Jazz
Forum» Павел Бродовски, комментируя знаменитое выступление артистки с Бобби
Макферрином на фестивале «Солидарность искусств» в Гданьске в 2013 году.
В
последние годы Уршула Дудзяк завершил свою активную музыкальную карьеру в
поп-культуре. Она выступает в качестве члена жюри телевизионных шоу талантов,
регулярно ведет свой канал на YouTube, а в 2020 году впервые сыграла эпизод в
художественном фильме «Как стать звездой» (реж. Анна Вичур-Блущ). В 2012 году певица
также дебютировала как писатель, опубликовав автобиографию «I Sing Everything
to You». 


 
Комментариев нет:
Отправить комментарий