Чарльз Эдвард Андерсон Берри родился в многодетной негритянской семье среднего класса (отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, мать — директором школы) и с детства увлекался музыкой. Он рано познакомился с музыкой благодаря участию своей семьи в хоре Антиохийской баптистской церкви, благодаря блюзу и музыке в стиле кантри-вестерн, которую он слышал по радио. Берри дал свой первый концерт в 1941 году, когда ещё учился в школе Самнера. В 1944 году Берри с двумя друзьями, пользуясь сломанным пистолетом, ограбил в Канзасе три магазина и угнал машину, за что все трое были признаны виновными в вооружённом ограблении и осуждены на 10 лет лишения свободы. В заключении Чак продолжал заниматься музыкой: он организовал музыкальный квартет. Его освободили досрочно, когда Берри был 21 год. После освобождения и возвращения в Сент-Луис Чак работал на автомобильном заводе, изучал парикмахерское дело и играл музыку в небольших ночных клубах. 28 октября 1948 года Берри женился на Теметте «Тодди» Саггс, а 6 октября 1950 года у них родилась дочь Дарлин Ингрид Берри. Семья купила небольшой трёхкомнатный кирпичный дом на Уиттиер-стрит.
В начале
1950-х годов, для дополнительного заработка, Берри начал играть в клубах
Сент-Луиса с различными местными группами. Именно в одном из них он стал
исполнять кантри, окрашенное блюзовыми приёмами. Музыкант также учился игре на
гитаре у своего друга Айра Харриса. Это новаторское смешение стилей (каждому из
которых была присуща своя аудитория, разделённая по расовому признаку) принесло
Чаку Берри местную известность.
В 1953
году Берри сформировал «Johnnie Johnson Trio», с которого и началось
сотрудничество Чака с Джонни Джонсоном. Несмотря на то, что коллектив играл в
основном блюзовые баллады, многие критики причисляли его стилистику к кантри.
В мае
1955 года Берри отправился в Чикаго в поисках контракта на запись, и Мадди
Уотерс посоветовал ему обратиться к братьям Чесс, владельцам блюзового лейбла «Chess
Records». К удивлению самого Берри, Леонард Чесс заинтересовался гитаристом,
причём больше его экспериментами с кантри, нежели его блюзом. 21 мая в студии
фирмы был записан первый сингл Чака Берри, «Maybellene», сочетавший напор
ритм-энд-блюза и стилистику кантри. Сингл был распродан тиражом более миллиона
экземпляров и занял 1-е место в американском хит-параде в категории
ритм-энд-блюза, а в сентябре добрался до 5-й строчки в главном национальном
хит-параде США и оставался в поп-чартах на протяжении многих лет.
Окончательно
нашедший свой стиль, Берри стал выпускать один за другим хит-синглы, ставшие
классикой рок-музыки: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956),
«Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock and Roll Music» (1957), «Sweet Little
Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958) и другие. Берри как автор выделялся
среди фигур раннего рок-н-ролла: тексты его песен были своего рода небольшими
историями, полными неожиданных оборотов и иронии, не зря он был наречён «поэтом
рок-н-ролла». С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца;
помимо рок-н-ролла, они включали также блюзовые композиции, нередко
инструментальные. Берри активно гастролировал и принял участие в съёмках двух
рок-н-ролльных художественных фильмов — «Рок, рок, рок» (1956) и «Давай,
Джонни, давай!» (1959). Его яркие описания потребительской культуры и
подростковой жизни, характерные звуки, которые он извлекал из своей гитары, а
также ритмическая и мелодическая виртуозность его пианиста (Джонни Джонсон)
сделали песни Берри основными в репертуаре почти каждой рок-н-ролльной группы.
В самом
конце 1959 года, на пике своей популярности Берри оказался вовлечённым в
судебное разбирательство, связанное с бывшей гардеробщицей его сент-луисского
клуба, которая занималась проституцией. В результате Берри обвинили в том, что он
перевозил несовершеннолетнюю женщину через границы штата «в аморальных целях». Музыкант
был оштрафован на 5 000 долларов и приговорён к 5 годам тюремного заключения.
Он был освобождён досрочно, проведя в тюрьме три года. Пока Берри пребывал в
заключении, «Chess Records» продолжал выпускать пластинки музыканта. В 1960
году вышел альбом «Rockin' at the Hops», через год был выпущен «New Juke-Box
Hits».
Прерванная
карьера Берри неожиданно взяла реванш в лице «британского вторжения» середины
1960-х годов. Кавер-версии песен Берри делали почти все новые британские
группы, включая «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Kinks», «The Animals»,
«The Yardbirds» и прочих.
Берри вернулся
к классическому рок-н-ролльному стилю и записал в 1964—1965 годах несколько
альбомов и 7 синглов, два из которых вошли в двадцатку национального хит-парада
США («No Particular Place To Go» и «You Never Can Tell»; последняя песня
приобрела вторую жизнь благодаря сцене фильма «Криминальное чтиво»).
В мае
1964 года он совершил успешный тур по Великобритании. В 1966 году певец перешёл
на «Mercury Records». Именно в это время в творчестве Берри появились новые
нюансы: певец привнёс элементы психоделии в свои выступления. На новом лейбле
музыкант перезаписал свои хиты и выпустил два альбома с новым материалом —
«From St. Louie to Frisco» (1968) и «Concerto in B. Goode» (1969). Оба они не
принесли коммерческого успеха, равно как и синглы с них.
В 1970 году Берри вернулся на «Chess Records» и записал несколько новых альбомов: «Back Home» (1970), «San Francisco Dues» (1971),
«The London Chuck Berry Sessions» (1972), «Bio» (1973). Также
было выпущено несколько синглов, один из которых — «My Ding-A-Ling» (1972) —
парадоксальным образом впервые принёс Чаку Берри 1-е место в национальном
хит-параде США, несмотря на то, что это была шуточная концертная кавер-версия.
В 1974 году Берри ушёл с лейбла.
Выпустив
ещё три студийных альбома в 1974, 1975 и 1979 годах, Берри окончательно
переключился на концертную деятельность, изъездив с гастролями весь мир (в
Россию Берри приезжал несколько раз). В 1979 году против Берри было заведено
уголовное дело за неуплату налогов. В итоге суд приговорил Берри к 4 месяцам
тюрьмы и 1 000 часов общественно-принудительных работ.
В 80-х музыкант
записывался ещё реже, он продолжал выступать на концертах, чаще всего с
бэк-группами, в состав которых входили местные музыканты. Общественная
известность Берри увеличилась в 1987 году с публикацией его книги «Чак Берри:
автобиография» и выпуском документального фильма с концерта, посвященного 60-летию
Берри, с выступлениями Кита Ричардса и Брюса Спрингстина в качестве гостей.
В 1986
году Чак Берри был введён в национальный Зал славы рок-н-ролла. В 1990 году
разразился скандал: на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в
установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба.
Дело было решено не доводить до судебного разбирательства (предположительно
Берри выплатил 1,2 млн долларов истцам).
C 1996 по
2014 год певец еженедельно выступал по средам в своём клубе «Blueberry Hill» в
Сент-Луисе и эпизодически выезжал в турне, в том числе в рамках прощального
мирового турне музыкант дал три концерта в Москве.
На свой
90-летний юбилей Берри анонсировал новый альбом «Chuck», релиз которого
состоялся в июне 2017 года, через два месяца после его смерти. Это был первый
альбом музыканта со времён «Rock It», выпущенного в 1979 году.
Чак Берри
скончался 18 марта 2017 года в американском округе Сент-Чарльз на 91-м году
жизни. Музыкант потерял сознание в своем доме. Полиция округа Сент-Чарльз
прибыла на место, но несмотря на все попытки врачей, вернуть Берри к жизни не
удалось. Смерть зафиксировали в 13:26 по местному времени.
Берри,
несомненно, одна из самых влиятельных фигур в истории рок-музыки. Помогая
создавать рок-н-ролл из горнила ритм-н-блюза, он объединил в одно целое умные
тексты, характерные звуки гитары, ритмы буги-вуги, точную дикцию, поразительное
сценическое шоу и музыкальные приемы, характерные для музыки кантри-вестерн и
блюза. Отличный, если не блестящий в техническом отношении гитарист, Берри
использовал электронные эффекты, чтобы воспроизвести звуки блюзовых гитаристов
в своих записях. В своих композициях он использовал широкий спектр музыкальных
жанров, особенно проявляя большой интерес к карибской музыке.
Под
влиянием самых разных исполнителей, включая гитаристов Карла Хогана, Чарли
Кристиана и Ти-Боуна Уокера, а также вокалистов Ната Кинга Коула, Луи Джордана
и Чарльза Брауна, Чак Берри сыграл важную роль в привлечении внимания растущего
подросткового рынка к ритм-энд-блюзу. Его записи служат богатым хранилищем
основных лирических и музыкальных составляющих рок-н-ролла. Помимо «Beatles» и «Rolling Stones», песни Берри записали Элвис Пресли, Бадди
Холли, Линда Ронстадт и множество других известных исполнителей популярной
музыки.
Chuck Berry – The Best Of Chuck Berry (1991)
1. (00:02:43)
Chuck Berry - Johnny B. Goode
2. (00:02:23)
Chuck Berry - Maybellene
3. (00:03:06)
Chuck Berry - Wee Wee Hours
4. (00:02:35)
Chuck Berry - Nadine (Is It You?)
5. (00:03:08 )
Chuck Berry - Havana Moon
6. (00:02:45)
Chuck Berry - No Particular Place To Go
7. (00:02:25)
Chuck Berry - Roll Over, Beethoven
8. (00:02:06)
Chuck Berry - Bye Bye Johnny
9. (00:02:39)
Chuck Berry - 'Round And 'Round
10. (00:03:03)
Chuck Berry - Sweet Little Sixteen
11. (00:02:47)
Chuck Berry - Carol
12. (00:02:41)
Chuck Berry - Run Rodolph, Run
13. (00:01:53)
Chuck Berry - Let It Rock
14. (00:02:19)
Chuck Berry - Sweet Little Rock And Roller
15. (00:02:42)
Chuck Berry - Little Queenie
16. (00:02:13)
Chuck Berry - Down The Road Apiece
17. (00:01:47)
Chuck Berry - Come On
18. (00:03:18 )
Chuck Berry - Reelin' And Rockin'
19. (00:02:44)
Chuck Berry - School Days
20. (00:02:15)
Chuck Berry - Memphis Tennessee
21. (00:02:22)
Chuck Berry - Almost Grown
22. (00:02:25)
Chuck Berry - Thirty Days
Chuck Berry - Guitar, Vocals
Fred Below - Drums
Willie Dixon - Bass
Ebby Hardy - Drums
Johnnie Johnson - Piano
Lafayette Leake - Piano
Jimmy Rogers - Guitar
Otis Spann - Piano
Hubert Sumlin - Guitar
Jasper Thomas – Drums
Emerging from St. Louis in the mid-50s, Chuck Berry
was among the first generation of rock and roll stars and became the archetype
of the singer-guitarist who performs his own material. Berry's songs celebrated
cars and trains and women and music and America, often in shrewd and witty
detail.
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий