пятница, 18 октября 2024 г.

Зал славы рок-н-ролла. Американский рок-музыкант и певец, один из наиболее влиятельных ранних исполнителей рок-н-ролла Чак Берри (Chuck Berry) родился 18 октября 1926 года.

Чарльз Эдвард Андерсон Берри родился в многодетной негритянской семье среднего класса (отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, мать — директором школы) и с детства увлекался музыкой. Он рано познакомился с музыкой благодаря участию своей семьи в хоре Антиохийской баптистской церкви, благодаря блюзу и музыке в стиле кантри-вестерн, которую он слышал по радио. Берри дал свой первый концерт в 1941 году, когда ещё учился в школе Самнера. В 1944 году Берри с двумя друзьями, пользуясь сломанным пистолетом, ограбил в Канзасе три магазина и угнал машину, за что все трое были признаны виновными в вооружённом ограблении и осуждены на 10 лет лишения свободы. В заключении Чак продолжал заниматься музыкой: он организовал музыкальный квартет. Его освободили досрочно, когда Берри был 21 год. После освобождения и возвращения в Сент-Луис Чак работал на автомобильном заводе, изучал парикмахерское дело и играл музыку в небольших ночных клубах. 28 октября 1948 года Берри женился на Теметте «Тодди» Саггс, а 6 октября 1950 года у них родилась дочь Дарлин Ингрид Берри. Семья купила небольшой трёхкомнатный кирпичный дом на Уиттиер-стрит.

В начале 1950-х годов, для дополнительного заработка, Берри начал играть в клубах Сент-Луиса с различными местными группами. Именно в одном из них он стал исполнять кантри, окрашенное блюзовыми приёмами. Музыкант также учился игре на гитаре у своего друга Айра Харриса. Это новаторское смешение стилей (каждому из которых была присуща своя аудитория, разделённая по расовому признаку) принесло Чаку Берри местную известность.

В 1953 году Берри сформировал «Johnnie Johnson Trio», с которого и началось сотрудничество Чака с Джонни Джонсоном. Несмотря на то, что коллектив играл в основном блюзовые баллады, многие критики причисляли его стилистику к кантри.

Chuck Berry – «Sweet Little Sixteen» (1958).

В мае 1955 года Берри отправился в Чикаго в поисках контракта на запись, и Мадди Уотерс посоветовал ему обратиться к братьям Чесс, владельцам блюзового лейбла «Chess Records». К удивлению самого Берри, Леонард Чесс заинтересовался гитаристом, причём больше его экспериментами с кантри, нежели его блюзом. 21 мая в студии фирмы был записан первый сингл Чака Берри, «Maybellene», сочетавший напор ритм-энд-блюза и стилистику кантри. Сингл был распродан тиражом более миллиона экземпляров и занял 1-е место в американском хит-параде в категории ритм-энд-блюза, а в сентябре добрался до 5-й строчки в главном национальном хит-параде США и оставался в поп-чартах на протяжении многих лет.

Chuck Berry – «Maybelline».

Окончательно нашедший свой стиль, Берри стал выпускать один за другим хит-синглы, ставшие классикой рок-музыки: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956), «Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock and Roll Music» (1957), «Sweet Little Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958) и другие. Берри как автор выделялся среди фигур раннего рок-н-ролла: тексты его песен были своего рода небольшими историями, полными неожиданных оборотов и иронии, не зря он был наречён «поэтом рок-н-ролла». С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца; помимо рок-н-ролла, они включали также блюзовые композиции, нередко инструментальные. Берри активно гастролировал и принял участие в съёмках двух рок-н-ролльных художественных фильмов — «Рок, рок, рок» (1956) и «Давай, Джонни, давай!» (1959). Его яркие описания потребительской культуры и подростковой жизни, характерные звуки, которые он извлекал из своей гитары, а также ритмическая и мелодическая виртуозность его пианиста (Джонни Джонсон) сделали песни Берри основными в репертуаре почти каждой рок-н-ролльной группы.

Chuck Berry  - «School Days» (1958).

В самом конце 1959 года, на пике своей популярности Берри оказался вовлечённым в судебное разбирательство, связанное с бывшей гардеробщицей его сент-луисского клуба, которая занималась проституцией. В результате Берри обвинили в том, что он перевозил несовершеннолетнюю женщину через границы штата «в аморальных целях». Музыкант был оштрафован на 5 000 долларов и приговорён к 5 годам тюремного заключения. Он был освобождён досрочно, проведя в тюрьме три года. Пока Берри пребывал в заключении, «Chess Records» продолжал выпускать пластинки музыканта. В 1960 году вышел альбом «Rockin' at the Hops», через год был выпущен «New Juke-Box Hits».

Прерванная карьера Берри неожиданно взяла реванш в лице «британского вторжения» середины 1960-х годов. Кавер-версии песен Берри делали почти все новые британские группы, включая «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Kinks», «The Animals», «The Yardbirds» и прочих.

Берри вернулся к классическому рок-н-ролльному стилю и записал в 1964—1965 годах несколько альбомов и 7 синглов, два из которых вошли в двадцатку национального хит-парада США («No Particular Place To Go» и «You Never Can Tell»; последняя песня приобрела вторую жизнь благодаря сцене фильма «Криминальное чтиво»).


Chuck Berry – «No Particular Place To Go» (1965).

В мае 1964 года он совершил успешный тур по Великобритании. В 1966 году певец перешёл на «Mercury Records». Именно в это время в творчестве Берри появились новые нюансы: певец привнёс элементы психоделии в свои выступления. На новом лейбле музыкант перезаписал свои хиты и выпустил два альбома с новым материалом — «From St. Louie to Frisco» (1968) и «Concerto in B. Goode» (1969). Оба они не принесли коммерческого успеха, равно как и синглы с них.

Chuck Berry & John Lennon – «Memphis, Tennessee» and «Johnny B. Goode» (The Mike Douglas Show, 1972).

В 1970 году Берри вернулся на «Chess Records» и записал несколько новых альбомов: «Back Home» (1970), «San Francisco Dues» (1971), «The London Chuck Berry Sessions» (1972), «Bio» (1973). Также было выпущено несколько синглов, один из которых — «My Ding-A-Ling» (1972) — парадоксальным образом впервые принёс Чаку Берри 1-е место в национальном хит-параде США, несмотря на то, что это была шуточная концертная кавер-версия. В 1974 году Берри ушёл с лейбла.

Выпустив ещё три студийных альбома в 1974, 1975 и 1979 годах, Берри окончательно переключился на концертную деятельность, изъездив с гастролями весь мир (в Россию Берри приезжал несколько раз). В 1979 году против Берри было заведено уголовное дело за неуплату налогов. В итоге суд приговорил Берри к 4 месяцам тюрьмы и 1 000 часов общественно-принудительных работ.

В 80-х музыкант записывался ещё реже, он продолжал выступать на концертах, чаще всего с бэк-группами, в состав которых входили местные музыканты. Общественная известность Берри увеличилась в 1987 году с публикацией его книги «Чак Берри: автобиография» и выпуском документального фильма с концерта, посвященного 60-летию Берри, с выступлениями Кита Ричардса и Брюса Спрингстина в качестве гостей.

Chuck Berry – Nadine (1987).

В 1986 году Чак Берри был введён в национальный Зал славы рок-н-ролла. В 1990 году разразился скандал: на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. Дело было решено не доводить до судебного разбирательства (предположительно Берри выплатил 1,2 млн долларов истцам).

C 1996 по 2014 год певец еженедельно выступал по средам в своём клубе «Blueberry Hill» в Сент-Луисе и эпизодически выезжал в турне, в том числе в рамках прощального мирового турне музыкант дал три концерта в Москве.

Chuck Berry With Bruce Springsteen & The E Street Band – «Johnny B. Goode» (1995).

На свой 90-летний юбилей Берри анонсировал новый альбом «Chuck», релиз которого состоялся в июне 2017 года, через два месяца после его смерти. Это был первый альбом музыканта со времён «Rock It», выпущенного в 1979 году.

Чак Берри скончался 18 марта 2017 года в американском округе Сент-Чарльз на 91-м году жизни. Музыкант потерял сознание в своем доме. Полиция округа Сент-Чарльз прибыла на место, но несмотря на все попытки врачей, вернуть Берри к жизни не удалось. Смерть зафиксировали в 13:26 по местному времени.

Берри, несомненно, одна из самых влиятельных фигур в истории рок-музыки. Помогая создавать рок-н-ролл из горнила ритм-н-блюза, он объединил в одно целое умные тексты, характерные звуки гитары, ритмы буги-вуги, точную дикцию, поразительное сценическое шоу и музыкальные приемы, характерные для музыки кантри-вестерн и блюза. Отличный, если не блестящий в техническом отношении гитарист, Берри использовал электронные эффекты, чтобы воспроизвести звуки блюзовых гитаристов в своих записях. В своих композициях он использовал широкий спектр музыкальных жанров, особенно проявляя большой интерес к карибской музыке.

Eric Clapton, Keith Richards, Chuck Berry - Jam (1986).

Под влиянием самых разных исполнителей, включая гитаристов Карла Хогана, Чарли Кристиана и Ти-Боуна Уокера, а также вокалистов Ната Кинга Коула, Луи Джордана и Чарльза Брауна, Чак Берри сыграл важную роль в привлечении внимания растущего подросткового рынка к ритм-энд-блюзу. Его записи служат богатым хранилищем основных лирических и музыкальных составляющих рок-н-ролла. Помимо «Beatles» и «Rolling Stones», песни Берри записали Элвис Пресли, Бадди Холли, Линда Ронстадт и множество других известных исполнителей популярной музыки.

Chuck Berry – The Best Of Chuck Berry (1991)

  1. (00:02:43) Chuck Berry - Johnny B. Goode

  2. (00:02:23) Chuck Berry - Maybellene

  3. (00:03:06) Chuck Berry - Wee Wee Hours

  4. (00:02:35) Chuck Berry - Nadine (Is It You?)

  5. (00:03:08 ) Chuck Berry - Havana Moon

  6. (00:02:45) Chuck Berry - No Particular Place To Go

  7. (00:02:25) Chuck Berry - Roll Over, Beethoven

  8. (00:02:06) Chuck Berry - Bye Bye Johnny

  9. (00:02:39) Chuck Berry - 'Round And 'Round

 10. (00:03:03) Chuck Berry - Sweet Little Sixteen

 11. (00:02:47) Chuck Berry - Carol

 12. (00:02:41) Chuck Berry - Run Rodolph, Run

 13. (00:01:53) Chuck Berry - Let It Rock

 14. (00:02:19) Chuck Berry - Sweet Little Rock And Roller

 15. (00:02:42) Chuck Berry - Little Queenie

 16. (00:02:13) Chuck Berry - Down The Road Apiece

 17. (00:01:47) Chuck Berry - Come On

 18. (00:03:18 ) Chuck Berry - Reelin' And Rockin'

 19. (00:02:44) Chuck Berry - School Days

 20. (00:02:15) Chuck Berry - Memphis Tennessee

 21. (00:02:22) Chuck Berry - Almost Grown

 22. (00:02:25) Chuck Berry - Thirty Days

 

Chuck Berry - Guitar, Vocals

Fred Below - Drums

Willie Dixon - Bass

Ebby Hardy - Drums

Johnnie Johnson - Piano

Lafayette Leake - Piano

Jimmy Rogers - Guitar

Otis Spann - Piano

Hubert Sumlin - Guitar

Jasper Thomas – Drums

 

Emerging from St. Louis in the mid-50s, Chuck Berry was among the first generation of rock and roll stars and became the archetype of the singer-guitarist who performs his own material. Berry's songs celebrated cars and trains and women and music and America, often in shrewd and witty detail.

download (mp3 @320 kbs):

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий