среда, 4 марта 2020 г.

Джазовый стандарт "High Society" – первый джазовый стандарт XX-го века. 1901 г.

"High Society" – марш, ставший традиционным джазовым стандартом (*), был написан в апреле 1901 года Портером Стилом.  Обязательная партия на флейте не встречается в первой версии Стила; она, по-видимому, возникла в оркестровке Роберта Рекера в конце 1901 года, записанной в Новом Орлеане. Впервые мелодия была записана в 1911 году группой Чарльза А. Принса как марш.
24 июня 1923 года в Чикаго была сделана первая джазовая запись “High Society” в исполнении King Oliver's Creole Jazz Band. В этой знаменитой группе мы слышим Джо Оливера и Луиса Армстронга на корнетах, Джонни Доддса на кларнете, Лил Хардина на фортепиано, Бада Скотта на банджо и Бэби Доддса на барабанах. Очевидно, не зная, что мелодия уже защищена авторским правом, Gennett Records подала авторское право на мелодию как оригинал Джо Оливера.
“High Society” - King Oliver's Creole Jazz Band (1923).
Альфонс Пику адаптировал эту партию в вариации кларнета, что считается одним из самых ранних задокументированных джазовых соло. Вариации Пику стали стандартными для джаза Нового Орлеана, в котором ценится импровизация. Многие джазовые кларнетисты до сегодняшнего дня копируют соло Пику, сопровождая своими собственными импровизациями на втором припеве. В 40-50-х годах Пику исполнял эту мелодию с «Celestin’s Tuxedo Jazz Band» Кида Рены.
"High Society" в исполнении Альфонса Пику (Oscar Celestin, trumpet; Bill Matthews, trombone; Alphonse Picou, clarinet; Octave Crosby, piano; Christopher "Black Happy" Goldston, drums; Ricard Alexis, bass) (1959).
“High Society” в исполнении джазовых коллективов Кида Ори, Джимми Дорси, Криса Барбера и многих других вошла в сотню самых известных и популярных джазовых мелодий.
“High Society” - Kid Ory Creole Jazz Band.
“High Society” - Jimmy Dorsey's Dixieland Jazz Band (1960).
“High Society” - Pete Fountain (1959).
“High Society” - Chris Barber Band (1955).

(*) - Джазовый стандарт (англ. jazz standard), также эвергрин (англ. evergreen) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи. В ходе обработки джазмен варьирует (обычно в сторону усложнения) не только тему (мелодию), но и гармонию, ритм, фактуру и другие элементы пьесы-прототипа, которые он индивидуально выделяет как наиболее характерные. В некоторых случаях при обработке тема может вовсе не звучать, а джазовый стандарт опознаётся знатоками и ценителями джаза по характерным гармониям, фактурным оборотам (например, basso ostinato), ритмическому рисунку и т.п.
Количество джазовых стандартов точно не установлено (несколько сот пьес). Некоторые джазовые стандарты написали джазмены, но большинство их — популярные песни 1920-х — 1940-х гг., выпущенные нью-йоркскими издательствами Tin Pan Alley, песни из бродвейских мюзиклов, из голливудских и европейских кинофильмов. Позже стандарты стали приходить из академической музыки, латиноамериканской босса-новы, музыки популярных групп (например, «Битлз»). Знать наиболее ходовые стандарты считается в среде джазменов обязательным. Издаются специальные сборники стандартов, так называемые jazzbooks и realbooks.

Комментариев нет:

Отправить комментарий