пятница, 2 февраля 2024 г.

Что слушали в Российской Империи в 1901 году (часть 3).

Топ русских песен 1900 года (№№ 11 - 15).

№11. «Ароматная ночь» - романс композитора Алексея Таскина, на стихи Владимира Мазуркевича.

Ароматная ночь и тепла и темна,
Серебрится туманная даль,
И поёт, и цветёт молодая весна,
А на сердце любовь и печаль.

Растворил я окно, колыхнуло свечу,
Заглянула в окошко сирень
И я чую душой, что приникла к плечу
Чья-то милая кроткая тень.

Это ты, мой любимый, далёкий мой друг,
Моя радость, голубка моя,
Ты пришла исцелить мой сердечный недуг,
Подкрепить и утешить меня.

Посмотри, как кругом всё поёт и цветёт!
Отчего же мне грустно теперь?
Облегчи поскорей этот тягостный гнёт,
Эту боль невозвратных потерь.

Я не в силах заснуть, в эту ночь не до сна…
Мне так хочется верить и жить,
Точно в сердце моё воротилась весна,
Точно снова могу я любить!

Российский композитор, Заслуженный деятель культуры Алексей Владимирович Таскин родился 4 февраля 1871 г. в Барнауле в семье горного инженера. С раннего детства Алексей любил музыку и, будучи еще школьником отважился выступить аккомпаниатором на одном из концертов. Успешный дебют послужил началом его деятельности на музыкальном поприще. После окончания реального училища Алексей намеревался поступить в Горный институт, но известный певец Николай Фигнер, успевший оценить дарование юноши, приложил все усилия, чтобы тот вместо института закончил консерваторию. Раскрытию таланта А.В. Таскина способствовало знакомство с профессором Петербургской консерватории Николаем Соловьевым, у которого он прошел курс теории композиции.
Алексей Владимирович Таскин (1871 - 1942 гг.).
В восемнадцатилетнем возрасте Алексей Таскин начал композиторскую деятельность. Музыковеды говорили о нем: «Никто не может научить так хорошо, как Таскин, дикции и фразировке». Несколько десятилетий фамилия Таскина бессменно украшала собой программы значительных концертов в обеих столицах. Его видели дирижером симфонических концертов в Павловске и Мариинском театре.
А.В. Таскин рассказывал: «Своей профессией, несмотря на ее трудности, я доволен. А трудна она очень. Для того, чтобы быть хорошим пианистом, надо еще уметь отгадывать желание исполнителей. Надо сохранять всегда полное самообладание».
Таскин автор скрипичных и фортепианных пьес, более 400 романсов, песен и мелодекламаций. Среди них: «Бывало-бывало», «Песня цыганки». «Помнишь ночь?», «Тихо кругом», «Я люблю», «Не в силах я забыть», «Солнце заходит» и другие, изданные в Москве, Петербурге и Лейпциге. Наибольшую известность композитор получил как автор песни «Геройский подвиг», которая наряду со знаменитой песней «Варяг», была широко известна в начале прошлого века. В годы революции и Гражданской войны уроженец Барнаула работал дирижером в Современном театре, заведовал музыкальной частью драматического театра Народного дома и при комендатуре, был военным капельмейстером в 1-м батальоне охраны Петрограда. С 1931 г. являлся штатным аккомпаниатором ГОМЭЦ (Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий), а также Ленконцерта. Последние годы жизни Алексей Николаевич провел в ленинградском Доме ветеранов сцены и умер в блокаду 13 ноября 1942 г.
Русский поэт, прозаик и драматург Владимир Александрович Мазуркевич родился в семье врача, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, был помощником присяжного поверенного. Одновременно с юридической работой выступал как актёр в театре Яворской и на других сценах.
Владимир Александрович Мазуркевич (1871 - 1942 гг.).
С 1885 под псевдонимами публиковался в журналах «Шут», «Осколки». Впервые под своим именем выступил стихотворением «Заброшенная лира» («Родина», 1887). С этого времени помещал лирические стихотворения в «Ниве», «Живописном обозрении», «Петербургской жизни», «Вестнике Европы», «Наблюдателе», «Вестнике иностранной литературе» и др. Писал очень много в юмористические издания.

Много переводил из Шандора Петёфи, Поля Верлена, Франсуа Коппэ, Байрона (для издания под ред. С. А. Венгерова), а также перевёл большую драматическую поэму венгерского поэта Имре Мадача «Трагедия человечества» («Всемирный вестник», 1904). Для "Библиотеки великих писателей" переводил Шекспира, Шиллера, Байрона.

Стихотворения Мазуркевича, выделявшиеся лёгкостью и изяществом формы, были собраны в двух книгах (СПб, 1894 и 1904). Отдельно также были изданы пять сборников мелких рассказов и сборник театральных пьес (1901). Многие стиховторения Мазуркевича стали известными романсами, например, «Письмо» («Дышала ночь восторгом сладострастья…»).

Автор пьес «Мужчина и женщина» (1912), «Наполеон после Бородина» (1912), «Фальшивая нота» (1913), «Что любят женщины» (1913), «Спартак» (1920), сборников стихов для детей «Улита едет» (1925), «Ковёр-самолёт» (1926).

Умер от голода в блокадном Ленинграде.

№ 12. «Ночь (Мой голос для тебя)» - романс русского композитора Антона Григорьевича Рубинштейна на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. – А. Пушкин), написанное в Одессе в 1823 году. Романс был впервые записан на грампластинку Медеей Ивановной Мей-Фигнер в 1901 году.
«Ночь» - Елена Образцова. 
Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит позднее молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя.
«Ночь» -  Ирина Архипова.
Отношения с Амалией Ризнич, дочерью венского банкира, бывшей наполовину немкой, наполовину итальянкой, — один из самых загадочных и малоизученных эпизодов биографии Пушкина. Поэт познакомился с ней в 1823 году, когда приехал из Кишинева в Одессу, чтобы продолжить там службу. Современники описывали ее как необыкновенно красивую особу, высокую, стройную, отличавшуюся пламенными очами и длинной черной косой. Молодая женщина выделялась на фоне других представительниц прекрасного пола, так как практически всегда носила мужскую шляпу и длинное платье, закрывающее ступни. Ризнич была замужем. По словам ее супруга, Пушкин увивался вокруг Амалии будто котенок. До сих пор доподлинно неизвестно, отвечала ли заграничная красавица поэту взаимностью. Чувство Александра Сергеевича к Ризнич было сильным, но продолжительным назвать его сложно. В мае 1824 года она уехала в Австрию, страдая от тяжелой болезни, оттуда отправилась во Флоренцию, где вскоре скончалась.
«Ночь» - Diana Axentii.
Как пишет известный пушкинист Павел Елисеевич Щеголев (1877-1931), с именем Ризнич исследователи творчества Александра Сергеевича часто связывают произведения самые разные, порой кардинально противоположные по содержанию. В девятнадцатом веке комментаторы и биографы считали адресованной Амалии практически всю любовную лирику, созданную Пушкиным во время пребывания в Одессе. В итоге Щеголев ограничил цикл, посвященный Ризнич, всего двумя стихотворениями да парой строф из «Евгения Онегина». Впрочем, и его позиция впоследствии была не раз оспорена.
Амалия Ризнич (1803 - 1825 гг.).
Скорей всего, именно Амалии адресовано стихотворение «Ночь», написанное в конце октября 1823-го. В нем перед читателями предстает одинокий лирический герой, страдающий от неразделенных чувств. В первой строке он словно говорит от имени возлюбленной. Не женщина считает его голос ласковым и томным. Ему просто очень хочется, чтобы так было. Кажется, во второй части стихотворения красавица приходит к герою: во тьме блистают ее глаза, он слышит голос. Вот только все это – просто плоды фантазий, побег от реальности в идеальный мир мечтаний, будто ночь наводит морок. В действительности одиночество никуда не делось. Кажется, что от начала к финалу оно только усилилось. И почему-то, когда в середине стихотворения говорится о том, как «стихи, сливаясь и журча, текут, ручьи любви, текут, полны тобою», перед глазами возникает образ плачущего в пустой темной комнате человека.

№ 13. «Крики чайки белоснежной» - романс композитора Болеслава Викторовича Гродзкого на стихи Зои Дмитриевны Бухаровой. Романс впервые записан на грампластинку в 1901 г. дуэтом Николая Николаевича Фигнер и Медеи Ивановны Мей-Фигнер.
«Крики чайки белоснежной» - Н.Н. Фигнер, М.И. Мей-Фигнер.
Крики чайки белоснежной,
Запах моря и сосны,
Неумолчный, безмятежный
Плеск задумчивой волны.

В дымке розово-хрустальной
Умирающий закат,
Первой звездочки печальной
Золотой, далекий взгляд.

Ярко блещущий огнями
Берег в призрачной дали,
Как в тумане, перед нами
Великаны-корабли.

Чудный месяц, полный ласки,
В блеске нежно-голубом;
В эту ночь мы будто в сказке
Упоительной живем.

В эту ночь мы будто в сказке
Упоительной живем,
Будто в сказке мы живем,
Будто в сказке мы живем.

Николай Николаевич Фигнер (1857 - 1918 гг.).
Оперный певец (тенор) Николай Николаевич Фигнер был морским офицером, участвовал в кругосветном путешествии. Оставив службу в чине лейтенанта, Фигнер учился в Петербургской консерватории, но был изгнан; начинающего артиста уверяли в том, что у него отсутствует талант вокалиста. Дебютировал в Неаполе в 1882 году в опере «Филемон и Бавкида» Гуно. В 1887 году Фигнер впервые выступил в Петербурге, на сцене Императорской русской оперы. В 1887 — 1907 солист Императорских театров. В 1895 году Фигнер получил звание Солиста Его Величества.
Медея Ивановна Фигнер (урождённая Амедея Мей Дзоваиде) итальянская и русская певица (меццо-сопрано). Жена оперного певца Николая Николаевича Фигнера. Впервые выступила в концерте в меццо-сопрановой партии в «Реквиеме» Джузеппе Верди (1875 г.), где имела оглушительный успех. 8 февраля 1889 года Медея Мей стала Медеей Ивановной Фигнер и, последующие пятнадцать лет, до развода в 1904 году, «чета Фигнер» украшала собой русскую оперную сцену.

№14. «Ты каждый день меня пытаешь» («Du fragst mich täglich») - романс немецкого композитора и певца Эрика Мейер-Гельмундта (Erick Meyer-Helmund) на стихи неизвестного поэта, написанный в 1889 году. Автор романса родился в 1861 году в Санкт-Петербурге и получил первые уроки игры на фортепиано от своего отца. Позже он уехал в Берлин где стал учеником Фридриха Киля (Friedrich Kiel) и Юлиуса Штокхаузена (Julius Stockhausen). Самыми известными произведениями Мейер-Гельмундта были оперы «Die beiden Klingsberg» и «Der Liebeskampf», а также одноактный бурлеск под названием «Tischka». Его песня «Flirtation» была записана известным ирландским тенором Джоном Маккормаком (John McCormack), а «Gute Nacht, mein holdes, süßes Mädchen» - шведским оперным певцом Николаем Гедда (Nicolai Gedda) и немецким лирическим тенором Фрицем Вундерлихом (Fritz Wunderlich).
«Ты каждый день меня пытаешь» -  Анастасия Вяльцева (1901).
Ты каждый день меня пытаешь
И всякий раз узнать желаешь:
Люблю ли я тебя, дитя?
Ужели ты не веришь?

Мою любовь и месяц знает –
Он счастья мне с тобой желает;
Поди, спроси ты у него,
Как искренно люблю я!

А если месяц не ответит,
Так могут звёзды рассказать:
Они подметили, наверное,
Как о тебе я всё мечтаю.

Мой друг, не спрашивай, люблю ли я!
Я повторю одно и то же:
Люблю тебя, ты жизнь моя,
Ты мне всего дороже!

Но нет, зачем искать на небе нам
Того, что сердце затаило,
Ты всё прочтёшь в моих глазах,
Чего не могут знать светила.

№ 15. «Северная звезда» («Свадебная песня») -  романс великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки на стихи русской поэтессы Евдокии Петровны Ростопчиной был написан в 1839 году «на случай» - к свадьбе старшей дочери Николая I великой княгини Марии Николаевны, вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. В этом романсе Глинка обращается к жанру «русской песни», в котором он написал сравнительно много романсов, шлифуя те приемы, которые ему позже пригодились, при создании оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
«Северная звезда» - Елизавета Шумская
Дивный терем стоит,
И хором много в нем,
Но светлее из всех
Есть хорома одна.

В ней невеста живет,
Всех красавиц милей,
Всех блестящей из звезд –
Звезда северная.

Призадумалась, пригорюнилась,
На кольцо свое обручальное
Уронила она слезу крупную,
О далеком, о нем вспоминаючи!

Он уехал, жених,
Он в чужой стороне,
И вернется сюда
Он не скоро еще.

Он вернется сюда,
Когда будет весна:
С солнцем божьим взойдет
Солнце радости.

Романс был записан на грампластинку Гавриилом Алексеевичем Морским (Янчевецким) в 1901 году.
При написании поста использованы материалы сайтов Russian Records.com и Стихи.ру (страничка Константина Николаева).


Комментариев нет:

Отправить комментарий