Новоорлеанский
джаз
25
декабря 1886 года в Луизиане родился пионер
новоорлеанского джаза – великий тромбонист, бэнд-лидер и композитор, Эдвард
«Кид» Ори (Edward "Kid" Ory). Считается, что именно он закрепил за
тромбоном роль одного из трёх ведущих инструментов – участников ставшей
классической в джазе новоорлеанской контрапунктной импровизации (чаще всего
труба или корнет кларнет тромбон). «Кид» Ори - один из первых
пользователей техники глиссандо, он помог утвердить ее в качестве центрального
элемента новоорлеанского джаза.
Композиции и игра Ори больше, чем у кого бы то ни было, напоминали музыку предджазовых «кейкуоков», рэгтайм-бэндов и других типично новоорлеанских традиций и жанров, которые он впитывал с самого детства – ещё, когда ребёнком играл на всевозможных самодельных инструментах и особенно много – на банджо. Но его главным инструментом стал тромбон, сначала клапанный, а потом уже кулисный. К 1911 году Ори руководил одним из самых известных бэндов в Новом Орлеане. В разное время в течение 1910-х годов в его составе с Кидом успели поиграть такие будущие звёзды, как Сидней Беше (Sidney Bechet), Мат Кэри (Mutt Carey), Джимми Нун (Jimmy Noone), Джонни Доддс (Johnny Dodds), Кинг Оливер и, конечно, Луи Армстронг.
Стиль
игры на тромбоне Кида Ори называли "tailgate" – и мы, по блестящей
подсказке нашего джазового гуру, Жени Гимера, предлагаем перевести это, как
«стиль выхлопной трубы» – с резкими, «толкающимися», «напирающими»,
урчаще-звеняще-ревущими глиссандо, вызывающими перед глазами (и, конечно,
ушами) яркие образы шумных новоорлеанских парадов и шествий былых лет.
Роль
тромбона Ори в бэнде была чаще всего не солирующей, но, скорее, поддерживающей:
фактически, он играл ритмическую часть, всеми своими характерными глиссандо,
трелями и «размазыванием» нот в верхнем регистре добавляя любой мелодии мощного
накала и драйва.
Говорят,
именно Кид Ори “окрестил” джазом Калифорнию, куда в 1919 году был вынужден
перебраться из-за проблем со здоровьем, – после его прибытия на Западном
побережье, как грибы, стали одним за другим появляться новые многообещающие
джаз-бэнды. И сам Ори в 1922 году собирает свой очередной бэнд – Sunshine
Orchestra, с которым делает множество ярких записей. В 1925 году он переезжает
в Чикаго, где вновь играет с Кингом Оливером, Армстронгом, Джелли Роллом
Мортоном (Jelly Roll Morton) и Джонни Доддсом.
Популярность
Ори принесли его собственные темы — «Savoy Blues», «Muskrat Ramble» и другие. В
30-е годы Кид Ори выступал реже, не признавал биг-бэнды, решил бросить музыку и
вместе с братом приобрел птицеферму. Он вернулся на сцену в 40-е годы, поддержав,
так называемый, диксилендовый ренессанс, играл с Барни Бигардом, Банком
Джонсоном, собрал с Матом Кэри и Джимми Нуном собственный бэнд (Kid Ory’s
Creole Jazz Band) и в 1946 году присоединился к Луи Армстронгу.
Его
помощниками в этот период были, помимо Кэри и Нуна, трубачи Элвин Алкорн и
Тедди Бакнер; кларнетисты Дарнелл Ховард, Альберт Николас, Барни Бигард и
Джордж Проберт; пианисты Бастер Уилсон, Седрик Хейвуд и Дон Юэлл; и барабанщик
Майнор Холл. Все музыканты, кроме Бакнера, Проберта и Юэлла, были родом из
Нового Орлеана.
Группа
Ори сыграла важную роль в возрождении интереса к джазу Нового Орлеана, выступая
в популярных радиопередачах 1940-х годов, в том числе в программе «Альманах
Орсона Уэллса» (начиная с 15 марта 1944 года). В 1944—1945 годах группа сделала
серию записей для лейбла Crescent, который был основан Несухи Эртеганом
специально для записи группы Ори.
Kid Ory's Creole Jazz Band – «Bill Bailey» (Recorded at The Hangover Club San Francisco - May 1st 1954 - Edward "Kid" Ory tbn, Alvin Alcorn tpt, Albert Burbank clt, Don Ewell pno, Ed Garland sbs, Minor Hall dms).
В конце
1940-х и начале 1950-х годов Ори и его группа выступали в Beverly Cavern в
Лос-Анджелесе. В 1958 году он купил ночной клуб Tin Angel в Сан-Франциско у
Пегги Толк-Уоткинс и переименовал его в On-The-Levee. Ночной клуб закрылся в
июле 1961 года, а в 1962 году здание было снесено из-за создания автострады
Эмбаркадеро.
Кид Ори
снимался в кинофильмах "Нью-Орлеан" (1946), "История Бенни
Гудмена" (1956). В дальнейшем владел собственными клубами в Лос-Анджелесе
(1949–53) и Сан-Франциско (1954–61). В 1966 году после нескольких приступов
пневмонии поселился на Гавайях. Умер этот великий музыкант в Гонолулу 23 января
1973 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий