Советская
эстрада
14 декабря 1906 года (1-го декабря по старому стилю) в семье парикмахера
в городе Александровске (ныне Запорожье) Российской империи родился яркий
пианист и композитор, аранжировщик и дирижёр, руководитель оркестра, публицист
и общественный деятель, Заслуженный артист РСФСР (с 1957 года), Александр
Наумович Цфасман. Он является одним из родоначальников советского джаза и был
руководителем нескольких джазовых коллективов, в том числе художественным
руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио в период с 1939 по 1946 годы.
Александр
Цфасман обучался игре на скрипке и фортепиано с 7 лет, а с 12 лет поступил на
фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. Тринадцати
лет от роду, в 1919 году, он получил первую премию за исполнение "Одиннадцатой
Рапсодии" Ференца Листа.
В 1923
году Цфасман переезжает в Москву, где становится заведующим музыкальным отделом
Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова. Во второй половине
двадцатых он продолжил обучение в Московской консерватории на фортепианном
отделении в классе профессора Феликса Михайловича Блуменфельда и блестяще
закончил консерваторию с золотой медалью в 1930-м году.
Разумеется,
на учебных концертах и экзаменах ученик Феликса Блуменфельда играет классику.
Говорят, что и дома до последнего дня Александр Наумович любил поиграть для
себя Рахманинова и Шопена, а во время чтения напевал симфонии Малера и
Шостаковича. Но его концертная жизнь будет связана совсем с другой музыкой.
Цфасман окажется одним из создателей «советского джаза». Первые джазовые
композиции он пишет в 1924 году, среди них «Эксцентрический танец», «Грустное
настроение» и другие.
Александр Цфасман – «Ожидание» (медленный танец, музыка А. Цфасмана, исп. АЛЕКСАНДР ЦФАСМАН (ф-но), М. Ланцман (кларнет), А. Кузнецов (гитара), И. Рудаков (контрабас). Оцифровка грампластинки 78 об/мин запись номер 23158 формат Гранд (25см)
Еще
студентом он собирает первый московский джазовый ансамбль «АМА-джаз». Это
звучное название означало Ассоциация московских авторов, спонсировавшая молодых
музыкантов. После четырех месяцев репетиций в марте 1927 г. состоялась премьера
нового и диковинного для Москвы оркестра, да еще перед такой взыскательной
публикой, как завсегдатаи Артистического клуба в Леонтьевском переулке. Успех
был полный и безусловный. Так начался славный путь Александра Цфасмана,
руководителя первого отечественного джаз-оркестра. Оркестр
Александра Цфасмана был полной противоположностью «шумовому джаз-банду»
Парнаха: хотя он также состоял поначалу из восьми музыкантов, но все они были
профессионалами высокого уровня с музыкальным образованием. Новый коллектив
сразу же пригласили играть на эстраде в саду «Эрмитаж», что считалось у
музыкантов высшим знаком признания. Репертуар был почти полностью танцевальным,
однако американские новинки, звучавшие в обработке Цфасмана, все чаще стали
сменяться собственными его композициями, среди них особенно популярными стали
«Скайтрот», «Джимми», «Эксцентрический танец».
Александр Цфасман – «Джозеф» (Музыка: Сэмми Кан, Саул Чаплин, Нелли Кэсмен, Самюэл Стейнберг, Аранжировщик: Александр Цфасман. Исполняет: Джаз-оркестр под упр. А. Цфасмана,Запись 1939 г. Матричный № 9107 Апрелевский завод)
В 1927
году Цфасман впервые в СССР выступит с джазовой программой на радио, в том же
году запишет первую в стране пластинку с джазовой композицией – фокстротом
«Аллилуйя», тем самым, под который обедали в «Грибоедове» писатели из
булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Оркестр также выступал в Саду
«Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров
«Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне
«Художественный») и «Динамо».
Следуя
цитате издания «Полный Джаз»: «Он сумел выработать свой, неповторимый
фортепианный стиль, который узнается мгновенно и запоминается на всю жизнь. Его
красочный пианизм — брызжущая жизнелюбием виртуозность в сочетании с
поэтическим изяществом — действовал и действует на слушателей, захватывая дух».
Оркестр Александра Цфасмана - Фокстрот «Аллилуйя» (Винсент Юманс) 1928 год (На фотографии - Любовь Орлова, Эраст Гарин, Григорий Александров, Александр Цфасман и Дмитрий Шостакович в 1949)
В 1932
году Цфасман организовал ансамбль «Московские ребята», известный как
«джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане «Савой»,
гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах
джаза». Невероятную популярность завоевали записанные на грампластинки «Звуки
джаза», «Я сегодня в хорошем настроении», «Счастливый дождик» и особенно
«Неудачное свидание». Вся Москва, а за ней и вся страна распевали: «Так значит
завтра! На том же месте в тот же час!..»
А одна
запись оркестра Цфасмана вообще стала легендарной и чуть ли не знаком эпохи:
«Утомленное солнце». Это танго польского композитора Ежи Петербургского ранее
исполнялось в самых разных инструментовках, но аранжировка Цфасмана была настолько
выразительной и красивой, что ему даже приписывали ее авторство…
Многие
деятели музыкальной общественности, впервые услышав оркестр Александра
Цфасмана, восторженно отзывались о высокой исполнительской технике музыкантов,
но в особенности — их лидера, пианиста-виртуоза. О его оригинальных колоритных
аранжировках известных произведений уже тогда слагали настоящие легенды в
музыкальных кругах.
Еще во
время своей работы концертмейстером в Хореографическом училище Большого театра
(был и такой эпизод в юности Цфасмана) он подружился с Игорем Моисеевым и со
своим соседом Асафом Мессерером. По просьбе Моисеева композитор написал
несколько вставных номеров для постановки балета Арендса «Саламбо». Особенно
удачным оказался «Танец фанатика» с эффектным соло ударника. А для Мессерера
Цфасман написал «Футболиста», которого знаменитый танцовщик танцевал лет
тридцать… (Сравнительно недавно этот блестящий номер исполнил Владимир Васильев
на вечере памяти Асафа Мессерера).
Написал
Цфасман и балетную сюиту для оркестра под актуальным тогда названием
«Рот-Фронт». Кроме балета, его увлекает ритмическое искусство «степистов», или
попросту чечеточников, и в его оркестре постоянно работают танцовщики этого
направления, сначала знаменитый негр Генри Скотт, а потом Эмиль Глед.
С 1939 г.
начинается самый плодотворный период в жизни Александра Наумовича и его
коллектива. Их приглашают в штат Всесоюзного радиокомитета, и Цфасман на семь
лет становится руководителем джаз-оркестра на радио. С этим коллективом под его
руководством поют звезды советской сцены – оперной и эстрадной: Иван
Козловский, Сергей Лемешев, Клавдия Шульженко… Джазовая музыка регулярно
начинает звучать везде, где есть радиоточки, у всех владельцев патефонов
имеются пластинки с любимыми записями: «Мне бесконечно жаль», «В дальний путь»,
«Счастливый дождик», «Мерцающие звезды», «Я сегодня грущу»…
Чтобы перечислить цфасмановские шлягеры не
хватит газетной страницы. В основном это танцевальные миниатюры, песни,
обработки популярных мелодий, попурри, фантазии, все с большим вкусом и
неистощимой изобретательностью. Без преувеличения можно сказать, что джаз
Цфасмана «овладел массами», вошел в довоенный быт большинства советских семей.
Выступает
Цфасман и с сольными программами, включая в них собственные сочинения, в том
числе Концерт для фортепиано с оркестром. Его виртуозной игрой восхищаются
консерваторские профессора Гольденвейзер и Нейгауз, композиторы Шостакович и
Дунаевский. Исаак Дунаевский, очень интересовавшийся джазом, неоднократно
посещал репетиции ансамбля. А молодой композитор и пианист, киевлянин Артур
Полонский, посвятил Цфасману свою первую джазовую композицию «Джаз-фокстрот».
В годы
Великой Отечественной войны джаз-оркестр Цфасмана выступал с концертами на
фронтах, а Александр Наумович написал ряд песен на военные темы («Весёлый
танкист», «Молодые моряки»). Цфасман по-настоящему был одним из первопроходцев
стиля свинг в Советском Союзе.
В 1944-м
Цфасмана услышали на родине джаза, правда, не вживую, а в записи: когда во
время войны был открыт Второй фронт, начался официальный обмен радиопередачами
между США и СССР. На следующий день после трансляции записи джазового оркестра
Всесоюзного радио под руководством Цфасмана в американской газете вышла статья
«У русских есть свой Дюк Эллингтон». В
1945 году пианист впервые в СССР играет в зале Московской консерватории
«Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Александр Наумович солировал на
фортепиано. А через два года, в 1947-м, Александр Цфасман исполнит ее и в
Большом зале Ленинградской филармонии с Заслуженным коллективом под управлением
Николая Аносова. Это будет единственный выход советского джазмена на
ленинградскую филармоническую сцену.
К этому
времени Цфасмана уже уволили из Всесоюзного радио, «дабы избавить коллектив
оркестра от слепого поклонения перед западной музыкой». Инструментальный джаз,
а именно за его развитие ратовал Цфасман, был признан идейно вредным. Однако
композитор счастливо избежал особых неприятностей, перешел на работу в
столичный театр «Эрмитаж», при котором создал симфоджаз, сочинял музыку к
фильмам и спектаклям, сумел сохранить любовь публики: на его юбилейный концерт
в Колонном зале Дома Союзов в 1956 году было не попасть.
В начале
50-х годов Шостакович написал музыку к фильму «Незабываемый 1919-й» и попросил
Цфасмана исполнить партию фортепиано в большом оркестровом эпизоде — «нечто
вроде концерта», как сказал сам композитор. «Для Вас это не представит
трудности, — писал Шостакович Цфасману. — Сам же я это сыграть не смогу».
Пианистический
талант Цфасмана вызывал восхищение не только у Шостаковича, но и таких
выдающихся музыкантов, как Гольденвейзер, Игумнов и Генрих Густавович Нейгауз.
«Зимние грёзы» - Сюита для фортепиано с оркестром: No. 1, Снежинки · Александр Цфасман · Юрий Силантьев · Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио
В декабре
1956 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт (50-летие и
40-летие творческой деятельности) Александра Цфасмана.
Будучи
художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио, Цфасман
сотрудничал с такими известными певцами, как Иван Козловский, Сергей Лемешев,
Надежда Казанцева, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Владимир Бунчиков, Павел и
Михаил Михайловы, Ефрем Флакс, Ружена Сикора.
Именно с
Цфасманом начинали и работали известнейшие музыканты: Михаил Фрумкин, Эмиль
Гейгнер, Александр Ривчун, Валентин Берлинский, Игорь Гладков. Звезда
советского ударника Лаци Олаха взошла и засияла именно в оркестре Цфасмана.
В 1966
году Цфасман стал одним из учредителей и членом Международной джазовой
федерации при ЮНЕСКО в одной делегации с Уиллисом Коновером и Алексеем
Баташёвым.
Музыкант
ушёл из жизни 20 февраля 1971 года в Москве. А 14 декабря 2006-го – в год
100-летия Цфасмана – состоялся большой концерт в Колонном Зале Дома Союзов. К
этой дате было восстановлено более 30 подлинных партитур оркестра Цфасмана.
С уваЖЕНИем,
Гимер.Ⓒ
Комментариев нет:
Отправить комментарий