четверг, 14 декабря 2023 г.

«На том же месте и в тот же час...» Ко дню рождения Александра Цфасмана.

 

Советский джаз

Советская эстрада

14 декабря 1906 года (1-го декабря по старому стилю) в семье парикмахера в городе Александровске (ныне Запорожье) Российской империи родился яркий пианист и композитор, аранжировщик и дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель, Заслуженный артист РСФСР (с 1957 года), Александр Наумович Цфасман. Он является одним из родоначальников советского джаза и был руководителем нескольких джазовых коллективов, в том числе художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио в период с 1939 по 1946 годы.

Эстрадный оркестр под упр. А.Н. Цфасмана – «Неудачное свидание»

Александр Цфасман обучался игре на скрипке и фортепиано с 7 лет, а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. Тринадцати лет от роду, в 1919 году, он получил первую премию за исполнение "Одиннадцатой Рапсодии" Ференца Листа.

В 1923 году Цфасман переезжает в Москву, где становится заведующим музыкальным отделом Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова. Во второй половине двадцатых он продолжил обучение в Московской консерватории на фортепианном отделении в классе профессора Феликса Михайловича Блуменфельда и блестяще закончил консерваторию с золотой медалью в 1930-м году.

Разумеется, на учебных концертах и экзаменах ученик Феликса Блуменфельда играет классику. Говорят, что и дома до последнего дня Александр Наумович любил поиграть для себя Рахманинова и Шопена, а во время чтения напевал симфонии Малера и Шостаковича. Но его концертная жизнь будет связана совсем с другой музыкой. Цфасман окажется одним из создателей «советского джаза». Первые джазовые композиции он пишет в 1924 году, среди них «Эксцентрический танец», «Грустное настроение» и другие.

Александр Цфасман – «Ожидание» (медленный танец, музыка А. Цфасмана, исп. АЛЕКСАНДР ЦФАСМАН (ф-но), М. Ланцман (кларнет), А. Кузнецов (гитара), И. Рудаков (контрабас). Оцифровка грампластинки 78 об/мин запись номер 23158 формат Гранд (25см)

Еще студентом он собирает первый московский джазовый ансамбль «АМА-джаз». Это звучное название означало Ассоциация московских авторов, спонсировавшая молодых музыкантов. После четырех месяцев репетиций в марте 1927 г. состоялась премьера нового и диковинного для Москвы оркестра, да еще перед такой взыскательной публикой, как завсегдатаи Артистического клуба в Леонтьевском переулке. Успех был полный и безусловный. Так начался славный путь Александра Цфасмана, руководителя первого отечественного джаз-оркестра. Оркестр Александра Цфасмана был полной противоположностью «шумовому джаз-банду» Парнаха: хотя он также состоял поначалу из восьми музыкантов, но все они были профессионалами высокого уровня с музыкальным образованием. Новый коллектив сразу же пригласили играть на эстраде в саду «Эрмитаж», что считалось у музыкантов высшим знаком признания. Репертуар был почти полностью танцевальным, однако американские новинки, звучавшие в обработке Цфасмана, все чаще стали сменяться собственными его композициями, среди них особенно популярными стали «Скайтрот», «Джимми», «Эксцентрический танец».

Александр Цфасман – «Джозеф» (Музыка: Сэмми Кан, Саул Чаплин, Нелли Кэсмен, Самюэл Стейнберг, Аранжировщик: Александр Цфасман. Исполняет: Джаз-оркестр под упр. А. Цфасмана,Запись 1939 г. Матричный № 9107 Апрелевский завод)

В 1927 году Цфасман впервые в СССР выступит с джазовой программой на радио, в том же году запишет первую в стране пластинку с джазовой композицией – фокстротом «Аллилуйя», тем самым, под который обедали в «Грибоедове» писатели из булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Оркестр также выступал в Саду «Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне «Художественный») и «Динамо».

Следуя цитате издания «Полный Джаз»: «Он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнается мгновенно и запоминается на всю жизнь. Его красочный пианизм — брызжущая жизнелюбием виртуозность в сочетании с поэтическим изяществом — действовал и действует на слушателей, захватывая дух».

Оркестр Александра Цфасмана - Фокстрот «Аллилуйя» (Винсент Юманс)  1928 год  (На фотографии - Любовь Орлова, Эраст Гарин, Григорий Александров, Александр Цфасман и Дмитрий Шостакович в 1949)

В 1932 году Цфасман организовал ансамбль «Московские ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах джаза». Невероятную популярность завоевали записанные на грампластинки «Звуки джаза», «Я сегодня в хорошем настроении», «Счастливый дождик» и особенно «Неудачное свидание». Вся Москва, а за ней и вся страна распевали: «Так значит завтра! На том же месте в тот же час!..»

А одна запись оркестра Цфасмана вообще стала легендарной и чуть ли не знаком эпохи: «Утомленное солнце». Это танго польского композитора Ежи Петербургского ранее исполнялось в самых разных инструментовках, но аранжировка Цфасмана была настолько выразительной и красивой, что ему даже приписывали ее авторство…

Танго "Расставание" (Утомленное солнце) Джаз-оркестр п/у А. Цфасмана, соло П. Михайлов.

Многие деятели музыкальной общественности, впервые услышав оркестр Александра Цфасмана, восторженно отзывались о высокой исполнительской технике музыкантов, но в особенности — их лидера, пианиста-виртуоза. О его оригинальных колоритных аранжировках известных произведений уже тогда слагали настоящие легенды в музыкальных кругах.

Еще во время своей работы концертмейстером в Хореографическом училище Большого театра (был и такой эпизод в юности Цфасмана) он подружился с Игорем Моисеевым и со своим соседом Асафом Мессерером. По просьбе Моисеева композитор написал несколько вставных номеров для постановки балета Арендса «Саламбо». Особенно удачным оказался «Танец фанатика» с эффектным соло ударника. А для Мессерера Цфасман написал «Футболиста», которого знаменитый танцовщик танцевал лет тридцать… (Сравнительно недавно этот блестящий номер исполнил Владимир Васильев на вечере памяти Асафа Мессерера).

Хореографическая миниатюра "Футболист". Владимир Васильев (1988)

Написал Цфасман и балетную сюиту для оркестра под актуальным тогда названием «Рот-Фронт». Кроме балета, его увлекает ритмическое искусство «степистов», или попросту чечеточников, и в его оркестре постоянно работают танцовщики этого направления, сначала знаменитый негр Генри Скотт, а потом Эмиль Глед.

С 1939 г. начинается самый плодотворный период в жизни Александра Наумовича и его коллектива. Их приглашают в штат Всесоюзного радиокомитета, и Цфасман на семь лет становится руководителем джаз-оркестра на радио. С этим коллективом под его руководством поют звезды советской сцены – оперной и эстрадной: Иван Козловский, Сергей Лемешев, Клавдия Шульженко… Джазовая музыка регулярно начинает звучать везде, где есть радиоточки, у всех владельцев патефонов имеются пластинки с любимыми записями: «Мне бесконечно жаль», «В дальний путь», «Счастливый дождик», «Мерцающие звезды», «Я сегодня грущу»…

«Мерцающие звезды» (слоу-фокс) - эстрадный оркестр под упр. А.Н.Цфасмана - 1957

 Чтобы перечислить цфасмановские шлягеры не хватит газетной страницы. В основном это танцевальные миниатюры, песни, обработки популярных мелодий, попурри, фантазии, все с большим вкусом и неистощимой изобретательностью. Без преувеличения можно сказать, что джаз Цфасмана «овладел массами», вошел в довоенный быт большинства советских семей.

Выступает Цфасман и с сольными программами, включая в них собственные сочинения, в том числе Концерт для фортепиано с оркестром. Его виртуозной игрой восхищаются консерваторские профессора Гольденвейзер и Нейгауз, композиторы Шостакович и Дунаевский. Исаак Дунаевский, очень интересовавшийся джазом, неоднократно посещал репетиции ансамбля. А молодой композитор и пианист, киевлянин Артур Полонский, посвятил Цфасману свою первую джазовую композицию «Джаз-фокстрот».

В годы Великой Отечественной войны джаз-оркестр Цфасмана выступал с концертами на фронтах, а Александр Наумович написал ряд песен на военные темы («Весёлый танкист», «Молодые моряки»). Цфасман по-настоящему был одним из первопроходцев стиля свинг в Советском Союзе.

Александр Цфасман - «Молодые моряки» (feat. Георгий Виноградов)

В 1944-м Цфасмана услышали на родине джаза, правда, не вживую, а в записи: когда во время войны был открыт Второй фронт, начался официальный обмен радиопередачами между США и СССР. На следующий день после трансляции записи джазового оркестра Всесоюзного радио под руководством Цфасмана в американской газете вышла статья «У русских есть свой Дюк Эллингтон».  В 1945 году пианист впервые в СССР играет в зале Московской консерватории «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Александр Наумович солировал на фортепиано. А через два года, в 1947-м, Александр Цфасман исполнит ее и в Большом зале Ленинградской филармонии с Заслуженным коллективом под управлением Николая Аносова. Это будет единственный выход советского джазмена на ленинградскую филармоническую сцену.

Георгий Абрамов · Владимир Дыховичный · Александр Цфасман – «Весёлый танкист»

К этому времени Цфасмана уже уволили из Всесоюзного радио, «дабы избавить коллектив оркестра от слепого поклонения перед западной музыкой». Инструментальный джаз, а именно за его развитие ратовал Цфасман, был признан идейно вредным. Однако композитор счастливо избежал особых неприятностей, перешел на работу в столичный театр «Эрмитаж», при котором создал симфоджаз, сочинял музыку к фильмам и спектаклям, сумел сохранить любовь публики: на его юбилейный концерт в Колонном зале Дома Союзов в 1956 году было не попасть.

В начале 50-х годов Шостакович написал музыку к фильму «Незабываемый 1919-й» и попросил Цфасмана исполнить партию фортепиано в большом оркестровом эпизоде — «нечто вроде концерта», как сказал сам композитор. «Для Вас это не представит трудности, — писал Шостакович Цфасману. — Сам же я это сыграть не смогу».

Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение не только у Шостаковича, но и таких выдающихся музыкантов, как Гольденвейзер, Игумнов и Генрих Густавович Нейгауз.

«Зимние грёзы» - Сюита для фортепиано с оркестром: No. 1, Снежинки · Александр Цфасман · Юрий Силантьев · Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио

В декабре 1956 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт (50-летие и 40-летие творческой деятельности) Александра Цфасмана.

Будучи художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио, Цфасман сотрудничал с такими известными певцами, как Иван Козловский, Сергей Лемешев, Надежда Казанцева, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Владимир Бунчиков, Павел и Михаил Михайловы, Ефрем Флакс, Ружена Сикора.

Именно с Цфасманом начинали и работали известнейшие музыканты: Михаил Фрумкин, Эмиль Гейгнер, Александр Ривчун, Валентин Берлинский, Игорь Гладков. Звезда советского ударника Лаци Олаха взошла и засияла именно в оркестре Цфасмана.

Александр Цфасман – «Лирический вальс».

В 1966 году Цфасман стал одним из учредителей и членом Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО в одной делегации с Уиллисом Коновером и Алексеем Баташёвым.

Музыкант ушёл из жизни 20 февраля 1971 года в Москве. А 14 декабря 2006-го – в год 100-летия Цфасмана – состоялся большой концерт в Колонном Зале Дома Союзов. К этой дате было восстановлено более 30 подлинных партитур оркестра Цфасмана.

С уваЖЕНИем, Гимер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий