Ритм-энд-Блюз
Джаз
Дорогие друзья! 17 декабря 1939 года в Новом Орлеане, штат Луизиана, США, родился невероятный афроамериканский пианист-виртуоз и композитор Джеймс Букер (James Booker), получивший прозвище «фортепианного принца из Нового Орлеана» ("Piano Prince of New Orleans") за свою неповторимую виртуозную технику игры на фортепиано. Он создал свой собственный гибридный вид джаза из смеси блюза, рэгтайма и классической музыки. Несмотря на то что жизнь его была недолгой и тяжелой, Джеймс успел оставить после себя гигантский след в музыке. Он дарил вдохновение многим музыкантам, как жившим и работавшим в один период с ним, так и после его смерти.
«Болотный Махараджа: Джеймс Букер, трагический гений» (”Bayou Maharajah: The Tragic Genius of James Booker”) – так называется новый фильм о нём режиссера Lily Keber. «Букер во многом остаётся энигмой, забытой, и в то же время нельзя сказать, недооцененной», – рассуждает в одном из интервью Лили Кибер. Впервые она услышала игру Букера из музыкальной машины в одном из кафе Нового Орлеана. «Я была потрясена. Одной рукой фантастический виртуоз играл фугу Баха, другой – буги-вуги. Временами с легкостью смешивая их с латиноамериканскими мотивами», – вспоминает Лили.
По ходу
съемок выяснилось, что Джеймс Букер, перед тем как сесть за фортепиано и начать
изучать в музыкальной школе классику – среди его пристрастий были Бах и Шопен,
– осваивал саксофон. Его называют самым большим виртуозом клавиш в городе,
дышащем джазом и блюзом, наряду с другой легендой новоорлеанской музыки –
Professor Longhair. Джеймс Букер был наделен, безусловно, даром Божьим, но в то
же время рассудок его, подточенный алкоголизмом и наркоманией, оказался в
совершенном расстройстве уже в 60-е годы.
Ходили
легенды о его бисексуальности и даже о том, как он сам себе выбил глаз, дважды
простреливал себе ногу, не умея обращаться с пистолетом в собственном кармане.
При этом сказочно одаренный музыкант, начавший карьеру в 14 лет, работавший с
Аретой Фрэнклин, Доктором Джоном и Ринго Старром, оставил после себя ряд
неподражаемых пьес, а также хитов, среди которых – ритм-энд-блюзовый шлягер ”Gonzo”.
Как известно, слово стало именем нарицательным, называющим безумную и
феерическую личность.
Лили
Кибер собирала записи, кино- и фотосъемки, свидетельства современников и просто
анекдоты о Джеймсе Букере. Например, случай, когда Букер капризничал и не
соглашался записывать очередной альбом ни за какие деньги, а потом сам позвонил
продюсеру и сделал это за копейки, с одним условием – продюсер будет держать
канделябр со свечами до тех пор, пока Букер играет свои импровизации. Кстати,
впервые за несколько десятилетий при подготовке к монтажу ленты Киберн
прослушала почти 60 часов концертных записей пианиста, из которых когда-то
составили всего две компиляции, вышедшие в 1993 году. Теперь из этого материала
Лили Кибер составила саунд-трек к своей ленте.
В ней не
опущены и детали, которые раньше замалчивались, в частности, об издевательствах
над Букером в тюрьме, куда он попал в начале 70-х, сделавшие его
гомосексуалистом. Пианист умер в 1983 году в возрасте 43 лет в отделении
«скорой помощи» Нового Орлеана, так и не дождавшись медицинского осмотра. Его
бездыханное тело нашли в инвалидной коляске лишь 8 часов спустя после кончины.
Такая грустная история жизни талантливого музыканта.
В эссе
использована информация интернет-портала http://bluesnews.ru/news/news
субМарина
Андреева
Комментариев нет:
Отправить комментарий