Общая характеристика
Война против партизан требует нетрадиционного подхода. Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Там, где этот подход смогли воплотить в жизнь, удалось, если не победить, то существенно снизить активность партизан. Эту задачу смогли решить очень немногие государства. ЮАР и Родезия среди них. Их вооруженные силы смогли не только успешно пресекать вылазки боевиков на своей земле, но и перенесли боевые действия на их территорию. Сделано это было с помощью спецназа. О спецназе ЮАР мы уже рассказывали.
Теперь рассказ об одном из спецназов Родезии. И хотя это подразделение уже давно не существует, как не существует и государство, в армии которого оно действовало, опыт его применения настолько интересен и до сих пор актуален в контрпартизанской войне, что мы решили о нем рассказать.
Политическая
ситуация
С
середины ХХ века Африка запылала. Не сумев распорядиться полученной
независимостью, а вместе с ней и богатствами, которыми полна африканская земля,
многие страны надолго погрязли в локальных войнах. Некоторые страны сумели
избежать междоусобной войны, но взамен получили другую болезнь - террор. Одной
из таких стран стала Южная Родезия. До начала 50-х гг. это была английская
колония, обладавшая правом самоуправления.
В 1953 появилась так называемая Федерация Северной Родезии, Южной Родезии и Ньясаленда. В 1963 Федерация распалась. А спустя два года, 11 ноября 1965, лидер партии "Национальный фронт", премьер-министр Ян Смит объявил независимость Южной Родезии в одностороннем порядке. Северная Родезия к тому времени стала Замбией, поэтому приставка Южная исчезла из названия автоматически. Однако независимость Родезии большинство стран так и не признало. Причина была проста - Смит отказался ввести в стране правительство "черного большинства" и, попросту говоря, ввергнуть ее в хаос. Слишком свежи были примеры бесчинств, которые творили черные бандиты, пришедшие к власти в новопровозглашенных государствах. Англия, категорически не принявшая такое решение Смита, продавила в ООН резолюции о бойкоте "взбунтовавшейся колонии". Ну а страны соцлагеря привычно заклеймили режим Смита, как расистский и ни о каком признании речь не шла.
С первых же дней Родезия начала подвергаться атакам, как внутри страны, так и за ее пределами. Террористы из группировок ЗАНЛА, под руководством Роберта Мугабе, ЗИПРА, возглавляемая Джошуа Нкомо, а также и нескольких других, совершали нападения с территории сопредельных государств - Мозамбика, Ботсваны и Замбии - на фермы и приграничные деревни, вырезая все живое. Чем дальше, тем больше положение ухудшалось - атаки террористов становились все наглее и кровопролитнее. И хотя армия Родезии была хорошо подготовлена, пресечь подобные атаки с помощью обычных методов ведения войны она не могла. Тогда в руководстве страны возникла идея создать отряд для ведения "нетрадиционной войны", а, точнее, одного из ее способов - использования так называемых "псевдо-террористических" групп.
Особая
война - особые методы
Подобный метод ведения войны был не нов, - англичане использовали его при войне САС с террористами из племени Мау-Мау в Кении и партизанами в Малайзии, а израильтяне для борьбы с террористами на Ближнем Востоке. Родезия также проводила операции с участием псевдо-терр групп. Занимались этим бойцы Родезийской САС, Специального Подразделения полиции Родезии (Special Branch) и управления Уголовного розыска. Совместные тренировки и выводы из некоторых проведенных операций привели к созданию специального курса следопытов. В ходе курса возникло Подразделение Боевых Следопытов - Tracking Combat Unit. Псевдо-террористы начали ликвидировать и захватывать настоящих террористов.
Некоторые из них перевербовывались, принимались в ВС Родезии и активно воевали против своих бывших товарищей. Учитывая успех подобных операций, в Родезии решили создать полк, который бы отвечал за проведение подобного рода операций. Директиву подписал премьер-министр Ян Смит, контроль за исполнением был возложен на Центральную Разведывательную Организацию, а исполнение - на командующего Родезийской армией - генерала Питера Уоллса. Уоллс дал новому отряду название Selous Scouts - "Скауты Селуса", в честь Фредерика Кортни Селуса - великого исследователя, прожившего в Африке 43 года. Селус был настоящей легендой Африки. Прекрасный охотник и следопыт, отменный стрелок и знаток буша, Селус был другом Теодора Рузвельта и кайзера Вилгелма. Селус погиб в 1917 г., в сражении с войсками немецкого генерала фон Леттов-Форбека в Африке. С самого начала было решено, что полк станет совместным продуктом армии и Специального Подразделения - мускулов и мозгов.
Создание
полка и символика
Командиром полка Уоллс попросил стать Рона Рейда-Дэли, бывшего ветерана британской САС, воевавшего еще в Малайе. Уоллс знал Дэли по службе в Родезийской легкой пехоте, где Уоллс был его командиром. Хотя Дэли, отслуживший 20 лет, к тому времени вышел в отставку, он откликнулся на предложение друга и возглавил полк. Большинство методов и операций Скаутов были засекречены настолько, что иногда о них не знал даже Ян Смит. Подчинялись они непосредственно Рейду-Дэли и Уоллсу.
Как и в случае с большинством элитных подразделений спецназа в мире, создание Скаутов натолкнулось на непонимание со стороны многих армейских генералов. Но благодаря поддержке Смита и Уоллса проблемы были решены. Что касается формы одежды, то головным убором Скаутов был выбран коричневый берет, подобный тем, что носили другие спецназовцы: бельгийские паракоммандо и португальские фузилейрос. Отличительным цветом был выбран зеленый (коричневый и зеленый - цвета буша, где Скаутам, в основном, приходилось воевать). Форма одежды была камуфляжная. Родезия стала первой страной, где камуфляж ввели повсеместно: его носили не только элитные части, но и обычные подразделения. Эмблемой была выбрана скопа - орлан-рыболов, птица, встречавшаяся по всей Родезии.
Контингент
Скауты
Селуса были смешанным подразделением - в него входили как белые добровольцы,
так и чернокожие. Причем чернокожих было большинство (70-80%). Негры отбирались
из полка Родезийских Африканских Стрелков (РАС), позже к ним добавились
добровольцы из "Черноногих" - негритянского подразделения Родезийской
полиции. В дальнейшем негров отбирали сразу после КМБ. Не прошедших отбор
отправляли служить в РАС. Европейцы отбирались среди военнослужащих Родезийской
Легкой Пехоты (РЛП), САС и других частей. Позже к ним присоединились
добровольцы из-за рубежа, которые, пройдя отбор, зачислялись в отряд на тех же
основаниях, что и местные бойцы. Именно наличие иностранцев в рядах вооруженных
сил Родезии дало повод СССР, США и Англии обвинить Родезию в использовании наемников.
В
последующем пополняли ряды "Скаутов" и бывшие террористы, захваченные
в плен, и перевербованные. Очень немногие подразделения рискуют привлекать
бывших боевиков. Ведь они могут и не изменить своего мировоззрения. Такие факты
имели место,что приводило к печальным последствиям. Так, например, в апреле
1975 года перевербованный террорист предал группу отряда, в результате чего
семь бойцов погибли. К счастью, этобыл единственный случай.
В ходе
формирования и подготовки Дэли столкнулся с еще одной проблемой. Будучи сам
бывшим САСовцем, он прекрасно понимал, что необходимо для подготовки бойца
спецназа. Но в случае со Скаутами в дело вступал еще один фактор - от Скаута
требовалось умение работать в команде, состоящей из европейцев, африканцев и
бывших террористов. Требовались бойцы-универсалы, способные работать как в
команде, так и поодиночке и обладающие необходимыми качествами.
Набор производился посредством извещения армейских и полицейских подразделений Родезии. Из-за засекреченности Скаутов кандидатам не сообщалось никаких подробностей, лишь предлагалось послужить в диверсионном подразделении, выполнявшем задачи особого рода. Поначалу количество добровольцев было небольшим. Объяснялось это тем, что Скаутов не интересовала "прошлая жизнь" кандидата, его должность, заслуги. Всё приходилось начинать с нуля. Вот как сказал об этом Дэли: "Мы лишаем человека всех прав, когда он попадает к нам. Мы лишаем его прошлого. Мы создаем его заново. Возможно, это негуманно, но это лучший способ вырастить первоклассного солдата". В середине 70-х правительство немного приоткрыло завесу секретности над полком и количество добровольцев увеличилось, а вместе с ним и конкуренция.
Если доброволец изъявлял желание вступить в ряды, он должен был прибыть в лагерь Инкомо (в 1977 г лагерь был переименован в лагерь Андре Рабие, в честь сержанта-следопыта, служившего в TCU и погибшего в сентябре 1973 года), расположенный в 40 км от Солсбери, неподалеку от Дарвендейла, где располагался полк Скаутов. Собственно, там и начиналась подготовка. Общая численность полка Скаутов колебалась от 800 до 1000 бойцов. Основная их база была в Инкомо, там же располагался и аэродром, способный принять самолеты "Дакота". Сам тренировочный лагерь "Вафа-Вафа" разместили недалеко от озера Кариба. Название произошло от слов на языке шона "вафа васара" - "кто умер - тот умер, кто остался - тот остался".
Евгений Гройсман, Сергей Карамаев
Комментариев нет:
Отправить комментарий