Евгений
Мартынов - знаменитый советский эстрадный певец и композитор. Бархатный тембр
голоса музыканта до сих пор помнит среднее поколение советских людей. Песни «А
мамины глаза» и «Яблони в цвету» Евгения Мартынова напевали все, кто хоть раз
слышал эти песни. Мелодичные, добрые и чистые, эти композиции дарили светлую
радость и желание жить в гармонии с собой и миром.
Евгений
Григорьевич Мартынов родился в послевоенном 1948 году. И то, что будущий
музыкант родился в мае, когда стояли «яблони в цвету» и вовсю пели соловьи,
очень соответствует образу и творчеству этого замечательного человека. Семью
будущего певца и композитора Евгения Мартынова сильно обожгло войной. Отец
пришел с фронта инвалидом, мама тоже хлебнула горестей войны – работала
фронтовой медсестрой. Но главное – оба выжили.
Детство и
юность певца прошли в Донбассе. Мама Евгения Нина Мартынова позже рассказывала:
«Жили мы тогда на Волге, в городе Камышине, и
потом переехали в Артёмовск. Женя маленький был очень болезненным, даже в
детский сад не ходил. Дома у нас всегда пели на два голоса русские и украинские
песни, отец на баяне играл, так вот Женя с ним все детские утренники, все
праздники проводил. И так он любил музыку, что купили мы ему аккордеон. Детства
у него, в сущности, не было: две школы – поесть, погулять некогда. Помню,
учитель Женин говорил: «Мне бы побольше таких учеников, а не тех, что
занимаются музыкой из-под палки...» И правда, я никогда не заставляла
заниматься ни Женю, ни Юру. Потом поступил Женя в Киевскую консерваторию. Но мы
с отцом – инвалиды второй группы, с войны, и пришлось ему перевестись к нам
поближе».
Отец
Евгения Григорий Мартынов до ранения был командиром стрелкового взвода 333-й
дивизии, а после приезда в Артемовск стал работать учителем пения в артёмовской
средней школе и руководил художественной самодеятельностью. Он рассказывал о
Евгении:
«Он любил наш дом в Артёмовске, да и красиво
у нас там... Он нам с гастролей из каждого города присылал телеграммы,
обязательно с обратным адресом, всё за нас с матерью боялся... Она их все
сохранила: тут и Украина, и Белоруссия, и Урал, и Камчатка...»
Но
начиналась музыкальная карьера будущего известного композитора с папиного
аккордеона, чье звучание заставляло Евгения оставлять свои игры и с восторгом
вслушиваться в музыку. Мальчик быстро запоминал услышанные мелодии, и позже сам
пел и танцевал, выстукивая ритмы запомнившихся песен. Он так же любил
рассказывать стихи и монологи, услышанные в клубе, кинотеатре и на радио. В
школе у Евгения обнаружился дар к рисованию, затем он увлёкся фокусами и охотно
показывал их на школьных концертах. Учился Женя хорошо, без особого труда, но
музыка постепенно вытеснила остальные увлечения и пристрастия, включая футбол,
в который он обожал играть с детства. Отец научил Евгения играть на баяне,
потом на аккордеоне, а когда Евгению исполнилось 11 лет, родители ему купили
собственный профессиональный аккордеон, и он с удовольствием музицировал на нем
перед одноклассниками и соседями. Благодаря своему отцу и постоянным занятиям
Евгений получил хорошие профессиональные навыки музыкальной импровизации и
овладел основами техники аккомпанемента в разных тональностях, что в будущем
позволяло ему запросто подстраиваться под любое пение и сходу подыгрывать
поющему даже в тех случаях, когда материал был ему неизвестен. После восьмилетки
Евгений Мартынов поступил в Артёмовское музыкальное училище на
дирижёрско-духовое отделение, где в нем проявилась страсть к сочинению, и им
были написаны романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и
фортепиано и прелюдия для фортепиано.
После окончания
училища Евгений поступил в Киевскую консерваторию имени Чайковского, и завершил
своё образование в Донецком музыкально-педагогическом институте. Две первые
песни-баллады им были написаны на стихи его сокурсниц Л. Жидель и Т. Киреевой –
«Баллада о комсомольцах Донбасса» и «Песня о Родине». Когда Мартынов учился в
консерватории на профессионального кларнетиста, кто-то сказал про него: «Это –
подарок судьбы». Так он получил студенческое прозвище «Подарок» за незаурядные
способности. После окончания учёбы в течение года Евгений руководил эстрадным
оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института
взрывоопасного оборудования, а в 1972 году приехал в Москву с рекомендательным
письмом донецкого дирижёра к популярной эстрадной певице Майе Кристалинской,
которая очень тепло встретила обаятельного молодого человека из Донбасса.
Именно Майя Кристалинская, чей эстрадный авторитет был очень высок, направила
«хорошо поющего композитора» в Росконцерт, предварительно дав Мартынову самую
лестную рекомендацию. Прослушивание в Росконцерте прошло успешно, и Евгения
решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе,
предложив поработать пару месяцев бесплатно, что было обычным для новичков из
провинции.
В свои
первые гастроли по Сибири и Дальнему Востоку Евгений Мартынов поехал в июне
1972 года вместе с другими восходящими звёздами советской эстрады: молодыми
Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым
и только что созданным Владимиром Чижиком джазовым ансамблем «Мелодия». В 1973
году им была написана "Баллада о матери". Очень скоро песня «Баллада
о матери» была отмечена на всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-74», и
сделала имя Евгения Мартынова всенародно известным. Композитор Олег Иванов
рассказывал:
«Как и многих, меня поразила первая же Женина
песня. Это была «Баллада о матери», которая в те годы буквально прокатилась по
всей стране. Поразили и музыка, и стихи, и страстное исполнение... И что
интересно, за год до этого мне показали стихи Андрея Дементьева, но я
почувствовал, что не смогу написать на них песню. Стихи словно ждали Мартынова.
Потом мы познакомились с ним на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в
Берлине. Это было замечательно – сидеть рядом с Женей и слушать, как он поёт.
Просто счастье. Он сочетал в себе и композитора, и певца, и музыканта,
виртуозно владеющего роялем: у него инструмент звучал ярко, оркестрово.
Блестящий пианист, Мартынов с листа играл клавиры любой сложности. Как-то раз
продемонстрировал музыкальную шутку – сыграл пьесу по перевёрнутому клавиру. У
Жени было яркое мелодическое дарование. Он никогда не ходил в середняках. За
два-три года стал одним из самых популярных композиторов. Его сочинения
привлекали самых знаменитых исполнителей. В творческой палитре композитора
слились две славянские культуры: Женя, русский, жил на Украине, которая дала
его мелодиям особую певучесть. Песни его были красивы той красотой, что идёт от
щедрой солнечной земли. А пел он их с такой эмоциональной отдачей, словно в
первый и последний раз, горел и дарил это горение людям».
В 1975
году после исполнения песен «Лебединая верность» и «Яблони в цвету»
популярность Евгения Мартынова еще более упрочилась, и в том же году он стал
обладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская
лира». Причем нужно отметить, что исполнитель из СССР получил на этом конкурсе
награду впервые. Вскоре вышла дебютная пластинка-миньон Мартынова с тремя
песнями в авторском исполнении, и она побила все тиражные рекорды, неоднократно
переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух
лет. Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал:
«Меня
судьба свела с Евгением в начале 70-х в Москве, на квартире поэта Андрея
Дементьева... Мне никогда не забыть того вечера. В домашней обстановке песни
Мартынова в его же исполнении звучали особенно доверительно и очень
трогательно, полные драматизма и неимоверной душевности. Супруга Андрея Галина,
возможно уже не раз слушая эти песни-исповеди, не выдержала, расплакалась. Да и
мы, мужчины, были взволнованы и растроганы. И ещё долго находились под
впечатлением услышанного. А для Евгения, наверно, сама домашняя обстановка в
гостиной семьи Дементьевых была особенной. Его тянуло к семейному огоньку.
Оказывается, он тогда, не имея московской прописки и какого-либо жилья, ночевал
– на Курском вокзале. Шутил тогда: «Мой адрес: левая скамейка справа от
милиционера. Только ты не говори этого адреса Андрею. Не люблю, когда меня
жалеют. Он обязательно предложит мне жить у них...» Я пробыл в Москве ещё
несколько дней, и мы с ним жили в гостинице, в одном номере. Сметливость
Евгения, его юмор и жизнерадостность захватывали. Знакомых в Москве у него было
много, и на традиционный вопрос: «Как жизнь?» – он неизменно отвечал: «Чем так
жить, лучше не дай Бог умереть». – «Да ты что?! – не понимая игры слов,
говорили ему. – Тебе ещё жить и жить».
Самым
вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс Мартынова с Андреем
Дементьевым. Содружество Мартынов - Дементьев привело к появлению песен «Отчий
дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости» и «Ласточки домой
вернулись». Однако, с Евгением Мартыновым охотно сотрудничали и другие
известные поэты-песенники - Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Илья
Резник, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Николай Добронравов,
Римма Казакова и многие другие авторы. Песни Мартынова звучали повсюду: «Я тебе
весь мир подарю», «Соловьи поют, заливаются...», «Начни сначала», «Чайки над
водой», «Весёлый зонтик», «Песня о моей любви». После 1975 года у Мартынова
вышло 5 авторских миньонов с названием «Евгений Мартынов поет свои песни».
Тиражи этих миньонов моментально раскупались, и часто сам композитор, щедро
раздаривавший пластинки поклонникам, не мог их приобрести в магазинах. В 1979
году в продаже появилась его большая пластинка.
В 1978
году Евгений Мартынов снялся в художественном музыкальном фильме «Сказка как
сказка», в котором сыграл роль жениха-романтика. Но на этом актерская карьера
музыканта и закончилась. В 1984 году Евгений Мартынов был принят в Союз
композиторов СССР. С этого момента песни Мартынова пользуются огромной
популярностью во всем Советском Союзе.
До 1990
года, ставшего для него последним, Евгений Мартынов входил в число самых
популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Юрий Мартынов рассказывал:
«Евгений Мартынов, по-моему, один из
последних композиторов, кого приняли с распростертыми объятиями исключительно
за талант. «Может быть, мы с тобой вправду чего-то не понимаем? - говорил Женя.
- Я уже устал от всего этого. Мои нервы не выдерживают... А самое главное -
стыдно. Стыдно толкаться, почти что кулаками отстаивая право своему творчеству
на место в эфире».
Евгений
Мартынов женился, когда ему уже исполнилось 30 лет. Личная жизнь Евгения
Мартынова сложилась счастливо. Киевлянка Эвелина, ставшая супругой певца,
подарила мужу сына Сергея.
Пара
назвала мальчика в честь двух Сергеев – Есенина и Рахманинова, чье творчество в
семье музыканта обожали. Через несколько лет после смерти Мартынова Эвелина
вышла замуж во второй раз. Вместе с сыном и новым мужем женщина иммигрировала в
Испанию.
3
сентября 1990 года около 10 утра Евгений Мартынов зашёл в 180-е отделение
милиции, с которым давно уже поддерживал дружеские отношения (неоднократно
выступал перед сотрудниками милиции, знакомил со своим творчеством). Он был
жизнерадостен и весел. А через час в милицию позвонили граждане и сообщили, что
у подъезда лежит бездыханное тело какого-то мужчины. Сотрудники милиции срочно
выехали на место происшествия, и узнали в лежавшем мёртвом человеке певца и композитора
Евгения Мартынова. Как стало известно - он шёл домой, и вдруг ему стало плохо с
сердцем. Он присел у подъезда на ступеньки, но боль, видимо, не отпускала. Ему
пытались помочь прохожие, была вызвана «скорая помощь». Но у Мартынова ртом
пошла кровь, стало чернеть лицо, и вскоре он скоропостижно скончался. Причиной
смерти стала острая сердечная недостаточность. Вызванная «скорая», приехавшая
через 40 минут, помочь уже ничем не могла.
Евгений
Григорьевич Мартынов нашел последний приют на Кунцевском кладбище столицы.
Последняя песня в исполнении музыканта прозвучала 27 августа 1990 года на
«Песне года-1990». Это оказалась «Марьина роща», последний хит и прощальный
подарок поклонникам от композитора и певца.
«Я тебе
весь мир подарю» - так называлась одна из песен композитора Евгения Мартынова и
так можно озаглавить все его творчество. Ибо Евгений Мартынов действительно
подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви,
навсегда оставшись в нашей памяти символом света, верности и вдохновения.
Список
песен Евгения Мартынова.
А любовь
права! — Михаил Танич, исп. Е. Мартынов, Галина Невара А я без
Волги просто не могу — Андрей Дементьев, исп. Е. Мартынов, Валентина
Толкунова, Екатерина Шаврина Аленький
цветочек — Леонид Дербенёв, исп. Тамара Миансарова Алёнушка
— А. Дементьев, исп. Е. Мартынов Ах, как
хочется влюбиться! — А. Дементьев и Алексей Пьянов, исп. Е. Мартынов Баллада о
матери — А. Дементьев, исп. София Ротару, Е. Мартынов, Ренат Ибрагимов, Лев
Лещенко, Валентина Бирюкова Белая
сирень — Анатолий Поперечный, исп. Е. Мартынов, Галина Ненашева, Ксения
Георгиади Берёзка —
Сергей Есенин, исп. Е. Мартынов Благодарность
матерям — Леонид Дербенёв, исп. Е. Мартынов Васильковые
глаза — Юрий Мартынов — Юрий Гарин, исп. Евгений Мартынов (Песня-посвящение
Анне Герман) В мире
чудаков — Ольга Чернышова, исп. Е. Мартынов Венок
любви — в музыкальной редакции Юрия Мартынова, Сергей Каргашин, исп. Таня
Острягина Верую в
тебя — Андрей Вознесенский, исп. Е. Мартынов Весёлый
зонтик — Игорь Кохановский, исп. Е. Мартынов, вокальный квартет «Улыбка» Время
думать о девчонках — Владимир Харитонов, исп. Е. Мартынов Все
влюбляются, влюбляются — Владимир Харитонов, исп. Людмила Николаева Встреча
друзей — Роберт Рождественский, исп. Е. Мартынов, Валерий Топорков, Эдуард
Хиль Выдумал
тебя! — Михаил Танич, исп. Е. Мартынов День
рождения — Андрей Дементьев, исп. Иосиф Кобзон Добрые
сказки детства — Роберт Рождественский, исп. Анне Вески и Е. Мартынов, Сергей
Захаров Если есть
любовь — Михаил Пляцковский, исп. Е. Мартынов и Ирина Понаровская, Галина
Невара Если
сердцем молод — А. Дементьев и Давид Усманов, исп. Вадим Мулерман, ВИА
«Самоцветы», группа «Доктор Ватсон» Есть на
земле Москва — Роберт Рождественский, исп. Лев Лещенко Заклятье
— Назрул Ислам (перевод с бенгальского Михаила Курганцева), исп. Ирина
Понаровская, Е. Мартынов, Ксения Георгиади, Ирина Отиева, Бируте Петриките, Звучи,
любовь! — Роберт Рождественский, исп. Е. Мартынов Земля
цветов (Радуга) — Игорь Шаферан, исп. Е. Мартынов Июнь — А.
Дементьев и А. Пьянов, исп. Е. Мартынов Колыбельная
пеплу — Юстинас Марцинкявичус (перевод с литовского Леонида Миля), исп. Е.
Мартынов Кукушкина
слеза — Анатолий Поперечный, исп. Е. Мартынов Ласточки
домой вернулись — А. Дементьев, исп. Е. Мартынов Лебединая
верность — А. Дементьев, исп. София Ротару, Е. Мартынов, Мичел, Раиса Мкртчян Летом и
зимой — А. Дементьев, исп. Е. Мартынов Мамины
глаза — Михаил Пляцковский, исп. Е. Мартынов, Эдуард Хиль Марш-воспоминание
— Роберт Рождественский, исп. Е. Мартынов Марьина
роща — Илья Резник, исп. Е. Мартынов Медовый
август — Римма Казакова, исп. Е. Мартынов На
качелях — Онегин Гаджикасимов, исп. Е. Мартынов Натали —
А. Дементьев, исп. Е. Мартынов Начни
сначала — Андрей Вознесенский, исп. Е. Мартынов, С. Ротару Наш день
— А. Дементьев, исп. София Ротару, Е. Мартынов, ВИО «Современник», Ирина
Понаровская, Ксения Георгиади, Не
надейся! — Михаил Пляцковский, исп. Е. Мартынов, и ВИА ,,Лейся,Песня,,
женский вокал и вокальная аранжировка , Марина Школьник. Не
разлюби меня — Михаил Пляцковский, исп. Людмила Зыкина Невеста —
Игорь Шаферан, исп. Е. Мартынов Отчий дом
— А. Дементьев, исп. С. Ротару и Карел Готт, Е. Мартынов, С. Ротару (соло) Песня, в которой ты — Роберт Рождественский, исп. Е. Мартынов |
Песня о моей любви — Сергей Островой, исп. Яак Йоала, Е. Мартынов, Геннадий Белов Письмо отца — А. Дементьев и Давид Усманов, исп. Вадим Мулерман, Е. Мартынов Повезло! — Михаил Танич, исп. Евгений Головин, Е. Мартынов Праздник юности — А. Дементьев и А. Пьянов, исп. ВИА «Пламя» Прости — А. Дементьев, исп. Е. Мартынов, Тынис
Мяги Расскажи мне, мама — А. Дементьев и Давид
Усманов, исп. Людмила Зыкина Свадебный вальс — Роберт Рождественский, исп. Е.
Мартынов Свиданье при свечах — Анатолий Поперечный, исп.
Александр Серов, Мари Карне и Иван Ильичёв Снится солдатам дом родной — Михаил Пляцковский,
исп. Е. Мартынов, С. Иванов и П. Богачёв (КрАПП СА) Соловьи поют, заливаются — Давид Усманов, исп.
Е. Мартынов, Михаил Котляр Страна моя, надейся на меня (Зовёт Земля) — А.
Дементьев и Давид Усманов, исп. Е. Мартынов, Вадим Мулерман Так держать — А. Дементьев и А. Пьянов, исп Е.
Мартынов Твоя вина — А. Дементьев и Давид Усманов, исп.
С. Ротару, Леонид Серебренников, Нина Бродская, Аида Ведищева Трава-лебеда — Николай Добронравов, исп Е.
Мартынов Трубка мира — А. Дементьев и Давид Усманов, исп
Е. Мартынов Ты приносишь мне рассвет — А. Дементьев и Давид
Усманов, исп. Е. Мартынов, Аида Ведищева Ты скажи мне, вишня — Владимир Харитонов, исп.
Е. Мартынов, Филипп Киркоров, Мария Кодряну У Есенина день рождения — А. Дементьев, исп.
Людмила Зыкина, Е. Мартынов У песни есть имя и отчество — Марк Лисянский,
исп. Галина Ненашева Царевна с нашего двора — А. Пьянов, исп.
рок-группа «Альфа» Цвета любви (на украинском языке) — Владимир
Кудрявцев (русский текст В. Болдыревой); исп. Е. Мартынов, Юрий Богатиков Чайки над водой — А. Дементьев, исп. София
Ротару, Е. Мартынов, Анастасия, вокальный квартет «Улыбка»,Яак Йоала Чудо любви — Игорь Кохановский, исп. Е. Мартынов Этот май — Татьяна Коршилова, исп. Е. Мартынов Эхо первой любви — Роберт Рождественский, исп.
Е. Мартынов, А. Серов Я ещё вернусь — песенная редакция Юрия
Мартынова, Роберт Рождественский, исп. Михаил Евдокимов Я жду весну — Анна Герман, А. Дементьев, исп.
София Ротару, Е. Мартынов, Валентина Толкунова Я тебе весь мир подарю — Илья Резник, исп.
Александр Серов, Яак Йоала, Е. Мартынов. Яблони в цвету — Илья Резник, исп. С. Ротару, Е.
Мартынов, Сергей Захаров, ВИО «Современник», оркестр Братиславского радио,
Людмила Сенчина Я лечу к тебе — подтекстовка и песенная редакция
Юрия Мартынова, исп. Наталия Афанасьева Прелюдия для фортепиано (1967) Романс для кларнета и фортепиано (1966) Комсомол нигде не подведёт — Юрий Мартынов — А.
Дементьев и А. Пьянов, исп. Е. Мартынов Тройка счастья — Е. Мартынов и Юрий Мартынов —
Евгений Супонев, исп. Е. Мартынов Былое |
Комментариев нет:
Отправить комментарий