Вокально-инструментальные ансамбли СССР.
Александр
Лерман был не просто талантливым музыкантом, он был одним из тех, кто стоял у
истоков возникновения и развития русского рока. Не просто исполнения в стиле
«рок» песен на русском языке, а подлинно культурного феномена — музыкального
направления, базирующегося на русской музыкальной традиции, элементах русского
фольклора. Вокал Александра Лермана во многом определил звучание эпохи
ВИА. Блестящий солист работал на профессиональной сцене всего три года, но
успел прославиться на всю страну и записать ряд песен, ставших классикой
Александр Лерман родился 24 мая 1952 года. Уже в детские годы он проявлял интерес к
лингвистике и мгновенно схватывал иностранные языки. Но это был не единственный
его талант. В 1965 году со школьным хором Александр попал в Артек, где от новых
знакомых из социалистических стран наслушался новейшей западной музыки и уже в
1968 году стал участником группы «Виолончелисты», составленной полностью из
учащихся класса виолончели средней специальной музыкальной школы 11-летки имени
Гнесиных при музыкально-педагогическом Институте имени Гнесиных. В группе Александр
был клавишником и одним из вокалистов.
Лерман вспоминал позже о первом концерте
«Виолончелистов»:
«Помню,
что вокал наш звучал абсолютно здорово — без малейшего вибрато, с интонационной
и тембровой точностью, по которой я впоследствии часто тосковал и которая
проявлялась потом только в «Весёлых ребятах» у нас с Лёшей Пузырёвым —
опять-таки благодаря строгой дисциплине звукоизвлечения. Только, как сейчас
помню, инструменталу не хватало той необходимой плотной чёткой звучности,
которую давало усиление. Акустический звук был слишком слаб, как мы ни
компенсировали его напором».
Группа,
составленная из профессиональных музыкантов, но выступавшая без ударника и
электроусиливающей аппаратуры, распалась после двух концертов. Помимо чисто
технических сложностей, причиной раскола стали разногласия в музыкальной сфере:
гнесинцы Лерман и Михаил Кекшоев уже ориентировались на сложную музыку поздних
«Битлз», тогда как их товарищи считали её отказом от чистоты таких ранних
композиций, как «A Hard Day’s Night». Лерман в 1969 году присоединился, также в
качестве вокалиста и клавишника, к ансамблю «Ветры перемен». Новая группа
быстро приобрела популярность благодаря необычному для того времени стилю: в её
композициях (в частности, «Новгородский пир» авторства Лермана, «Для песни
задушевной», «Такие вещи», «Долина-долинушка») использовались фольклорные и
церковные интонации. Музыка «Ветров перемен» также испытывала влияние
английского рока. Уже тогда Лерман написал дивную песню «По этой лестнице»,
которой суждено было попасть на студийную запись гораздо позже...
В 1970
году Лерман перешёл в группу Александра Градского «Скоморохи», где, кроме них,
выступали Александр Буйнов и Юрий Фокин. Несмотря на невысокие заработки, «Скоморохи»
пользовались большим успехом в Москве и спустя годы группа получила статус «легендарной».
Окончив школу Лерман уезжает в Литву и поступает в Вильнюсский Государственный
университет, где изучает английский язык и культуру (не прекращая выступлений с
группой «Скоморохи»), но, так как группа находилась в Москве, а совмещать концерты
в Москве с учёбой в Вильнюсе оказалось для Лермана слишком дорого, он вынужден
был вернуться назад в Москву.
Карьера
Лермана стремительно шла в гору и в начале 1972 года его пригласил Павел
Слободкин в один из самых популярных ансамблей страны - “Весёлые ребята”, в
котором раньше выступал Александр Градский. Вскоре состав ВИА пополнился новым
участником - из армии вернулся Александр Буйнов. Ансамбль активно гастролировал
по всей стране, Александр Лерман неизменно выступал в роли харизматичного
фронтмена, публика его обожала. Многие песни ансамбля аранжировались именно под
лермановский тембр, который чем-то напоминал манеру пения основателя Creedence
Clearwater Revival Джона Фогерти. В качестве ведущего вокалиста группы Лерман
исполнил ряд песен, получивших всесоюзную популярность: «Варшавский дождь», «Я
к тебе не подойду», «На перекрёстке», «Чернобровая дивчина», «Когда молчим
вдвоём», а также принял участие в записи первого диска-гиганта ансамбля «Любовь
— огромная страна». В ансамбле он пел две свои песни: «Новгородский пир» и «По
этой лестнице».
В
сентябре 1974 года перешёл ненадолго к Севе Новгородцеву в ансамбль «Добры
молодцы». Однако вскоре Новгородцев уехал за границу, а Лерман после единственной
гастрольной поездки с «Добрыми молодцами» перешёл ненадолго в «Аракс», в это
время участвовавший в постановке «Тиля» в Театре имени Ленинского комсомола.
Благодаря работе в «Ленкоме» он успел принять участие в съёмках кинофильма
«Афоня», где сыграл небольшую роль певца в сцене на танцплощадке.
Александр Лерман:
«В фильме
Георгия Данелии «Афоня» есть эпизод с танцами. В этом эпизоде, после блюзового
«белого танца», где за кадром Андрей Макаревич поет свой «Солнечный остров»,
начинается заводной сегмент. В кадре появляется Володя Полонский, бойко
задающий ритм вступления, затем камера перемещается на нас с Юрой Шахназаровым
(Шахназаров на гитаре, я на басу), и я запеваю: «Скоро стану я седым и старым,
уйду на пенсию писать свои я мемуары. Напишу я, расскажу я всё как есть, как
было, расскажу я, с кем не ладил и кого любил я» («Мемуары», музыка Юры
Шахназарова, слова Валеры Сауткина)».
Однако к
этому моменту из-за невозможности свободного творчества у него уже
сформировалось стремление эмигрировать из СССР. По словам самого Лермана, он в университете
изучал языки, в том числе санскрит. Хотел постоянно совершенствоваться,
развиваться как личность. Но в СССР для этого были постоянные препятствия. В
1975 году он подал документы на выезд в Израиль.
С марта
по сентябрь 1975 года Лерман ненадолго вернулся в ансамбль «Весёлые ребята», в
котором выступал вместе с Аллой Пугачёвой. Последние три месяца жизни в СССР он
выступал сольно, в последний раз выйдя на эстраду в декабре 1975 год, в
концерте в МАрхИ, в котором также участвовала «Машина времени». Его имя было
убрано с вышедшего после его отъезда диска Давида Тухманова «По волне моей
памяти», где Лерман пел песню «Сердце, моё сердце», и с альбома «Весёлых
ребят», а в титрах фильма «Отважный Ширак», песню в котором он исполнял, он
фигурирует как Александр Сафиулин.
Последнее
выступление Лермана в СССР (с сольной акустической программой) состоялось в
декабре 75-го в Архитектурном институте, где он поделил сцену с «Машиной Времени».
В канун нового 1976 года Александр Лерман выехал из страны вместе с родителями,
его жена и сын остались в СССР. Вначале он обосновался в Израиле, затем через
Австрию и Италию певец добрался до США. Оказавшись в Сан-Франциско, Лерман вместе
с советским эмигрантом Юрием Валовым, бывшим участником таких ансамблей, как
“Скифы” и “Голубые гитары”, создают группу «Sasha & Yuri».
Алексей
Цветков (поэт, прозаик, эссеист, критик и переводчик):
«С Сашей
Лерманом мы познакомились в Италии, в Остии, в 1975 г., где все мы, начинающие
эмигранты, ожидали в ту пору въездных виз в США. Это был очень яркий человек,
как могут засвидетельствовать все, кто его знал, и эти беззаботные дни ожидания
мы проводили в совместных скромных застольях.
Но потом
разъехались: мой путь лежал в Нью-Йорк, а они с Юрой Валовым отправились в
Сан-Франциско. Через полгода мной вновь овладела жажда странствий, тоска по
неведомой Калифорнии, и я воссоединился с друзьями.
К тому
времени они уже не только выступали вместе, но даже сколотили экзотическую для
Америки рок-группу под очевидным названием «Саша и Юрий». В этом качестве они
прославились не только в Калифорнии, но даже побывали гостями общенациональной
телепередачи, посвященной рок-н-роллу».
Юрий
Валов («Скифы», «Голубые Гитары»):
«...Когда
мы собрались и стали играть, копируя ли Битлз, исполняя ли свои вещи, в том
числе аранжируя русские народные песни, на них это произвело очень серьезное
впечатление, и мы взлетели настолько быстро, что сами не отдавали себе отчета,
куда мы попали. Через месяц после того, как мы начали выступать, мы попадали на
такие шоу, на которые сами американские музыканты годами пытаются прорваться.
Мы открывали концерт для Боба Сигера, играли вместе с Томом Фогерти».
До 1977
года коллектив выступал на Западном побережье США в небольших клубах,
журналисты брали у Александра интервью, в которых он рассказывал о том, в каком
положении находится советская рок-музыка. Его рассказы были опубликованы во
многих американских газетах и журналах. В СССР немедленно отреагировали на эти
заявления и в прессе появились опровержения. В результате, на гастроли в США
решено было отправить ансамбль “Песняры”.
В 1977
году Лерман поступил в аспирантуру Йельского университета, в 1985 году получив
степень доктора философии в лингвистике по теме «Simple Thematic Imperfectives
in Anatolian and Indo-European», со специализацией в области индоевропейских
языков (в том числе хеттского). Первые лингвистические публикации относятся к
1978 году и связаны со сравнительной этимологией индоевропейских языков. В 1989
году при его участии была создана кафедра русского языка в Делавэрском
университете (Ньюарк). В Делавэрском университете он преподавал до самой смерти
в должности доцента кафедры. При его участии на кафедре издавалась газета
«Полиглот», где Лерман, знавший около 40 языков (по одним словам самого Лермана
— около 40, по другим — вдвое больше), вёл этимологическую колонку. В свет
вышли три его монографии и ряд научных статей на различные, связанные с русской
филологией и сравнительной лингвистикой индоевропейских языков, темы, а также
три книги переводов, роман «Парадиз» (1995) и сборник стихов. В 2009 году вышел
его аннотированный академический перевод пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад».
Юрий
Валов:
«...Саша
все время подавал заявления во всякие университеты, и в конце концов его
пригласили учиться в Йельский университет. У него всю жизнь, насколько я его
знаю, из-за его необыкновенной одаренности, было болтание между языкознанием и
музыкой. И эта проблема была решена все-таки в сторону языкознания».
Алексей
Цветков:
«...Какое-то
время казалось, что дорога дальше — только вверх, но что-то пошло не так.
Короткое время мы с ним вместе работали в сан-францисской газете «Русская
жизнь». В конечном счёте, Саша, который был не только музыкальным вундеркиндом,
но и филологом по образованию, поступил в аспирантуру Йельского университета, а
я — в Мичиганский. Иногда я навещал его в Нью-Хейвене, потом в Нью-Йорке и,
наконец, в Делавэре, где он занял профессорскую должность в штатном
университете. Но затем судьба на много лет увела меня в Европу.
Когда я
вернулся в США в 2007 году, мы созвонились, и он пообещал пригласить меня в
университет выступить. Но свидеться опять нам помешала его безвременная
кончина, разразившаяся как гром среди ясного неба».
Но
находясь в США Александр Лерман продолжал писать музыку. В 1993 году он получил
предложение от давних знакомых — музыкантов группы «СВ» Вадима Голутвина и Александра
Чиненкова — о записи совместного альбома. В альбом «Ветры перемен», вышедший в
1995 году, вошли песни одноимённой группы, песни Лермана, написанные в годы
сотрудничества со «Скоморохами» и «Араксом», а также песни, созданные уже в
Америке. Большинство композиций на диске были записаны впервые, хотя песни
Лермана и звучали на концертах Градского, «СВ» и Вячеслава Малежика. В 1998
году был выпущен ещё один совместный альбом под названием “Перемены ветра”.
В 2002
году Лерман, изучив книги Мэри Бейкер-Эдди, стал апологетом «христианской
науки» и присоединился к Первой научной Церкви Христа. Он оставался верующим до
конца жизни, активно участвуя в делах церкви в США и пропагандируя свою веру в
России. Он был женат на Сьюзен Амерт, филологе-слависте. У супругов родилось
двое сыновей: в 1974 году Илья и в 1993 году Николай. Александр Лерман ушёл из
жизни 10 октября 2011 года в Ньюарке, штат Делавэр. Ему было 59 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий