четверг, 2 ноября 2023 г.

Звезды советской эстрады. Геннадий Белов (02.11.1945 - 30.10.1995).

Советская эстрада

Популярность и вокальное мастерство Геннадия Белова вызывали зависть даже у самых знаменитых мэтров советской эстрады. Он обладал редким голосом – хрустальным, чистым, завораживающим. Его безупречный вкус, музыкальная эрудиция и горячая любовь к своей профессии помогали певцу доносить лучшие песни современных композиторов до самых взыскательных любителей музыки. На сцене он был кумиром, а в повседневной жизни отличался исключительной скромностью, не позволявшей ему пользоваться своей славой для достижения корыстных целей.

Советский и российский эстрадный певец (лирический тенор), Заслуженный артист РСФСР Геннадий Михайлович Белов родился 2 ноября 1945 года. Все члены его семьи любили петь и имели прекрасные вокальные данные. Стоит ли удивляться, что Гена запел с раннего детства. Благодаря своему чистому голосу, Белов начал петь в художественной самодеятельности школы, где и обратил на себя внимание ее руководителя. Вскоре его уже назначили солистом хора.

Гена Белов в детстве.

Беловы жили небогато, поэтому Гена решил после окончания восьми классов поступать в техникум, чтобы быстрее получить специальность и устроиться на работу. Парень стал студентом текстильного техникума, после окончания которого начал свою трудовую биографию на столичном шелковом комбинате «Красная роза». После работы молодой человек с удовольствием занимался в художественной самодеятельности комбината. Геннадия считали одним из лучших солистов кружка, и зачастую отправляли на различные фестивали и конкурсы. Именно в то время Белов понял, что нужно развивать свой творческий потенциал. Он записался к известному педагогу В.Щербакову, на занятия которого по собственному признанию певца он "не шел, а летел". "Мне было очень важно все, что он говорил и показывал на уроках. Часы, проведенные с ним, я воспринимал как праздники. И радостно, что ни были частыми", - позже скажет в одном из своих интервью Геннадий Белов.

Как представитель самодеятельного кружка, Белов участвовал в передаче «Алло, мы ищем таланты!», организованной центральным ТВ. Там он обратил на себя внимание Виктора Попова, который руководил Ансамблем песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Попов пригласил Геннадия в свой коллектив в качестве солиста. Он всегда поддерживал Белова, причём нередко интересные предложения поступали именно от Попова.

Белов обладал невероятной красоты голосом – мягким, лирическим, проникающим в самую душу слушателю. Голос певца имел необыкновенное звучание, подкупал и очаровывал своим необыкновенным звучанием. Белов пел по-особому благородно и спокойно, изящно и проникновенно произносил текст.

Геннадий Белов – «Дрозды» (1973)

Виктор Попов предложил исполнителю спеть его композицию «Дрозды». Всесоюзное радио транслировало эту песню летом 1973 года, и буквально на следующий день имя певца знал весь Советский Союз. Песню «Дрозды» мгновенно записали на гибкий миньон, звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила его тиражом в сто тысяч единиц. Но этого оказалось ничтожно мало для такой большой страны, пластинку раскупили мгновенно. Композиция приобрела такую популярность, что звучала в каждом доме, лилась с радиоприемников и экранов телевизоров. В то время шутили, что если включить утюг, с него тоже послышатся «Дрозды».

Не менее яркой стала песня «Этот большой мир», исполненная для фильма «Москва-Кассиопея» (1973). В этой картине исполнение Белова кажется особенно проникновенным и лирическим. Сегодня сложно представить, что кто-то другой мог бы исполнить эту композицию.

Геннадий Белов – «Этот большой мир»

В 1973 году Геннадий стал артистом «Москонцерта», получая музыкальное образование в ГИТИСе. Певец прекрасно понимал, что ему не хватает музыкального образования. Спустя год на суд зрителей представили телевизионную ленту «Анискин и Фантомас». Саундреком к этому фильму стала песня «Травы, травы», которую исполнил Геннадий Белов. Эта композиция добавила ему популярности и всенародной любви.

Геннадий Белов – «Травы, травы» (1975)

Геннадий Белов исполнял песни Давида Тухманова, Алексея Мажукова, Евгения Птичкина, Владимира Шаинского. Популярность певцу принесли композиции: «Шумят хлеба», «Рассвет-чародей», «На дальней станции сойду», «Здравствуй, мама», «Добро», «Звездная песня неба», которые он исполнил в своей, не сравнимой ни с кем, манере.

Пик популярности Белова наступил после того, как он начал петь композиции Давида Тухманова.  Самыми известными песнями этого композитора в исполнении Белова стали «Здравствуй, мама» и «Звездная песня неба».

Геннадий Белов – «Звёздная песня неба»

Однажды Геннадий получил интересное предложение от композитора Василия Соловьева-Седого – спеть его композицию «Где ж ты, мой сад?». В исполнении Белова эта песня приобрела неповторимое звучание. Когда Соловьев-Седой услышал, как его детище звучит в новой интерпретации, он сказал, что никогда ранее она не звучала так проникновенно, а ведь петь ее приходилось практически всем артистам эстрады. Он слушал свою композицию с нескрываемым волнением, а когда прозвучала последняя нота, то понял, что хочет слушать ее снова и снова, и именно в таком исполнении. Конечно, композиция в исполнении артиста в 70-е годы очень отличалась от той, что пели в 40-е, к тому же, Белов сумел как-то бережно и чутко ее прочесть, прочувствовать, что доставил композитору невероятную радость. Соловьев-Седой обрадовался, что его композиция получила второе дыхание, что ее с удовольствием слушают даже через тридцать лет после первого исполнения.

Геннадий Белов – «Где ж ты, мой сад?»

Интересным опытом для певца стала работа над «Песней Насреддина» для фильма «Вкус халвы» (1975). Здесь в композиции слышны восточные напевы и особенный колорит, который Белов сумел передать с максимальными точностью и мастерством, ничуть не переиграв подачу эмоций.

В 1976 году советские зрители сумели оценить фильм «По секрету всему свету». В нём тоже звучал голос Геннадия Михайловича. Песня «На дальней станции сойду» стала узнаваемой и любимой в Советском Союзе.

Геннадий Белов – «На дальней станции сойду» (к\ф По секрету всему свету)

В 1978 году Геннадий Белов стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване. Из воспоминаний Елены Загорской:

"В 1978 году мы с Геной Беловым отправились в наши первые гастроли на Кубу. Мы оба были участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Гаване, и Гене повезло стать его лауреатом. Так как я уже участвовала в этом же фестивале ранее и была лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1962 года в Хельсинки, Гена меня много спрашивал, каков порядок фестиваля, сколько участников, какие страны представлены и так далее. Когда мы прибыли заселяться в гаванский отель, нас первым же делом окружила толпа советских пионеров, скорее всего прибывших на фестиваль в составе творческих коллективов, и начала кричать: «Смотрите, Загорская с Беловым!». Одна девочка лет девяти подбежала ко мне и сказала: «Елена Иосифовна, а я думала, что с вами знаком только Магомаев». Я засмеялась, а Гена ей ответил: «С нами знаком весь Советский Союз».

— Елена Иосифовна Загорская

На Центральном телевидении певец неоднократно представлял песни-лауреаты телевизионного фестиваля «Песня года».

Геннадий Белов – «Здравствуй, мама»

К концу 80-х Геннадий Белов, как и многие его коллеги, оказался в творческом кризисе. Однажды певец сказал, что ему доставляет удовольствия петь свои лучшие песни, те, которые создавались в прошлые годы. Он сожалел, что нет ничего нового, что композиторы начали писать исключительно для баритонов, а лирическому тенору остается довольствоваться уже известными мелодиями. В одном из своих интервью певец сказал: "…песни для высокого мужского голоса композиторы сейчас пишут очень редко. В 40-50-е годы, не говоря о песенном наследии 30-х, теноровых песен было множество. Только выбирай! Я с удовольствием пою лучшее из того, что было создано в песне в те годы, а вот с новым!.. С новым значительно трудней, сейчас - время баритонов. И все же нет-нет да и попадет на мой рояль клавир новой песни для тенора, и я, естественно, радостно приветствую каждую такую новинку, хотя, конечно, далеко не все их этих новинок могут войти в мой репертуар, и если удается найти свою песню, тут уж счастье настоящее".

У Белова практически не обновлялся репертуар, потому что композиторы переключились на удовлетворение прихотей дискотечных рынков, и им не до высокого голоса Белова с его нежными переливами. Если бы он сам мог писать музыку и сочинять слова, возможно, и остался бы на плаву.

Геннадий Белов – «Аленушка» (1989)

Оказавшись на обочине, Белов подготовил новый репертуар, в который вошли самые известные его романсы и баллады 50-60-х годов. Но ожидаемого успеха не случилось. Билеты на концерты почти не продавались, приходилось выступать в небольших деревнях и поселках. Геннадий Михайлович был рад любой работе, он часто нервничал, неправильно питался, в основном, всухомятку. И это вскоре привело к печальному итогу.

Проблемы с желудком начались у Белова давно. Во время одного из выступлений случился рецидив, у певца открылась язва. За помощью к медикам он обратился не сразу, а только по возвращении в столицу. Ему назначили курс лечения, но, видимо, было уже поздно. Геннадий Белов умер 30 октября 1995 года. До юбилея – 50-летия, оставалось каких-то три дня. Местом упокоения Геннадия Белова стало столичное Хованское кладбище.

Его звезда вспыхнула очень ярко, но, к сожалению, угасла слишком быстро. Если бы судьба отмерила ему еще немного лет, то в новом веке он засиял бы с новой силой, и непременно был бы востребован. Зрители уже пресытились «крикливыми» артистами, так хочется душевных песен и романсов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий