Советская эстрада
Популярность и вокальное мастерство Геннадия Белова вызывали зависть даже у самых знаменитых мэтров советской эстрады. Он обладал редким голосом – хрустальным, чистым, завораживающим. Его безупречный вкус, музыкальная эрудиция и горячая любовь к своей профессии помогали певцу доносить лучшие песни современных композиторов до самых взыскательных любителей музыки. На сцене он был кумиром, а в повседневной жизни отличался исключительной скромностью, не позволявшей ему пользоваться своей славой для достижения корыстных целей.
Советский
и российский эстрадный певец (лирический тенор), Заслуженный артист РСФСР Геннадий Михайлович Белов родился 2 ноября 1945 года. Все члены его семьи любили петь и
имели прекрасные вокальные данные. Стоит ли удивляться, что Гена запел с раннего
детства. Благодаря своему чистому голосу, Белов начал петь в
художественной самодеятельности школы, где и обратил на себя внимание ее руководителя.
Вскоре его уже назначили солистом хора.
Беловы
жили небогато, поэтому Гена решил после окончания восьми классов поступать в
техникум, чтобы быстрее получить специальность и устроиться на работу. Парень
стал студентом текстильного техникума, после окончания которого начал свою
трудовую биографию на столичном шелковом комбинате «Красная роза». После работы
молодой человек с удовольствием занимался в художественной самодеятельности
комбината. Геннадия считали одним из лучших солистов кружка, и зачастую
отправляли на различные фестивали и конкурсы. Именно в то время Белов понял,
что нужно развивать свой творческий потенциал. Он записался к известному
педагогу В.Щербакову, на занятия которого по собственному признанию певца он
"не шел, а летел". "Мне было очень важно все, что он говорил и
показывал на уроках. Часы, проведенные с ним, я воспринимал как праздники. И
радостно, что ни были частыми", - позже скажет в одном из своих интервью
Геннадий Белов.
Как
представитель самодеятельного кружка, Белов участвовал в передаче «Алло, мы
ищем таланты!», организованной центральным ТВ. Там он обратил на себя внимание
Виктора Попова, который руководил Ансамблем песни Всесоюзного радио и
Центрального телевидения. Попов пригласил Геннадия в свой коллектив в качестве
солиста. Он всегда поддерживал Белова, причём нередко интересные
предложения поступали именно от Попова.
Белов
обладал невероятной красоты голосом – мягким, лирическим, проникающим в самую
душу слушателю. Голос певца имел необыкновенное звучание, подкупал и очаровывал
своим необыкновенным звучанием. Белов пел по-особому благородно и спокойно,
изящно и проникновенно произносил текст.
Виктор
Попов предложил исполнителю спеть его композицию «Дрозды». Всесоюзное радио
транслировало эту песню летом 1973 года, и буквально на следующий день имя
певца знал весь Советский Союз. Песню «Дрозды» мгновенно записали на гибкий
миньон, звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила его тиражом в сто тысяч
единиц. Но этого оказалось ничтожно мало для такой большой страны, пластинку
раскупили мгновенно. Композиция приобрела такую популярность, что звучала в
каждом доме, лилась с радиоприемников и экранов телевизоров. В то время шутили,
что если включить утюг, с него тоже послышатся «Дрозды».
Не менее
яркой стала песня «Этот большой мир», исполненная для фильма «Москва-Кассиопея»
(1973). В этой картине исполнение Белова кажется особенно проникновенным и
лирическим. Сегодня сложно представить, что кто-то другой мог бы исполнить эту
композицию.
В 1973
году Геннадий стал артистом «Москонцерта», получая музыкальное образование в
ГИТИСе. Певец прекрасно понимал, что ему не хватает музыкального образования. Спустя
год на суд зрителей представили телевизионную ленту «Анискин и Фантомас».
Саундреком к этому фильму стала песня «Травы, травы», которую исполнил Геннадий
Белов. Эта композиция добавила ему популярности и всенародной любви.
Геннадий
Белов исполнял песни Давида Тухманова, Алексея Мажукова, Евгения Птичкина,
Владимира Шаинского. Популярность певцу принесли композиции: «Шумят хлеба»,
«Рассвет-чародей», «На дальней станции сойду», «Здравствуй, мама», «Добро»,
«Звездная песня неба», которые он исполнил в своей, не сравнимой ни с кем,
манере.
Пик
популярности Белова наступил после того, как он начал петь композиции Давида
Тухманова. Самыми известными песнями этого композитора в исполнении
Белова стали «Здравствуй, мама» и «Звездная песня неба».
Однажды
Геннадий получил интересное предложение от композитора Василия Соловьева-Седого
– спеть его композицию «Где ж ты, мой сад?». В исполнении Белова эта песня
приобрела неповторимое звучание. Когда Соловьев-Седой услышал, как его детище
звучит в новой интерпретации, он сказал, что никогда ранее она не звучала так
проникновенно, а ведь петь ее приходилось практически всем артистам эстрады. Он
слушал свою композицию с нескрываемым волнением, а когда прозвучала последняя
нота, то понял, что хочет слушать ее снова и снова, и именно в таком
исполнении. Конечно, композиция в исполнении артиста в 70-е годы очень
отличалась от той, что пели в 40-е, к тому же, Белов сумел как-то бережно и
чутко ее прочесть, прочувствовать, что доставил композитору невероятную
радость. Соловьев-Седой обрадовался, что его композиция получила второе
дыхание, что ее с удовольствием слушают даже через тридцать лет после первого
исполнения.
Интересным
опытом для певца стала работа над «Песней Насреддина» для фильма «Вкус халвы»
(1975). Здесь в композиции слышны восточные напевы и особенный колорит, который
Белов сумел передать с максимальными точностью и мастерством, ничуть не
переиграв подачу эмоций.
В 1976
году советские зрители сумели оценить фильм «По секрету всему свету». В нём
тоже звучал голос Геннадия Михайловича. Песня «На дальней станции сойду» стала
узнаваемой и любимой в Советском Союзе.
В 1978
году Геннадий Белов стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в
Гаване. Из воспоминаний Елены Загорской:
"В
1978 году мы с Геной Беловым отправились в наши первые гастроли на Кубу. Мы оба
были участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Гаване, и Гене
повезло стать его лауреатом. Так как я уже участвовала в этом же фестивале
ранее и была лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1962 года в
Хельсинки, Гена меня много спрашивал, каков порядок фестиваля, сколько
участников, какие страны представлены и так далее. Когда мы прибыли заселяться
в гаванский отель, нас первым же делом окружила толпа советских пионеров,
скорее всего прибывших на фестиваль в составе творческих коллективов, и начала
кричать: «Смотрите, Загорская с Беловым!». Одна девочка лет девяти подбежала ко
мне и сказала: «Елена Иосифовна, а я думала, что с вами знаком только
Магомаев». Я засмеялась, а Гена ей ответил: «С нами знаком весь Советский
Союз».
— Елена
Иосифовна Загорская
На
Центральном телевидении певец неоднократно представлял песни-лауреаты
телевизионного фестиваля «Песня года».
К концу
80-х Геннадий Белов, как и многие его коллеги, оказался в творческом кризисе.
Однажды певец сказал, что ему доставляет удовольствия петь свои лучшие песни,
те, которые создавались в прошлые годы. Он сожалел, что нет ничего нового, что
композиторы начали писать исключительно для баритонов, а лирическому тенору
остается довольствоваться уже известными мелодиями. В одном из своих интервью
певец сказал: "…песни для высокого мужского голоса композиторы сейчас
пишут очень редко. В 40-50-е годы, не говоря о песенном наследии 30-х,
теноровых песен было множество. Только выбирай! Я с удовольствием пою лучшее из
того, что было создано в песне в те годы, а вот с новым!.. С новым значительно
трудней, сейчас - время баритонов. И все же нет-нет да и попадет на мой рояль
клавир новой песни для тенора, и я, естественно, радостно приветствую каждую
такую новинку, хотя, конечно, далеко не все их этих новинок могут войти в мой
репертуар, и если удается найти свою песню, тут уж счастье настоящее".
У Белова
практически не обновлялся репертуар, потому что композиторы переключились на
удовлетворение прихотей дискотечных рынков, и им не до высокого голоса Белова с
его нежными переливами. Если бы он сам мог писать музыку и сочинять слова,
возможно, и остался бы на плаву.
Оказавшись
на обочине, Белов подготовил новый репертуар, в который вошли самые известные
его романсы и баллады 50-60-х годов. Но ожидаемого успеха не случилось. Билеты
на концерты почти не продавались, приходилось выступать в небольших деревнях и
поселках. Геннадий Михайлович был рад любой работе, он часто нервничал,
неправильно питался, в основном, всухомятку. И это вскоре привело к печальному
итогу.
Проблемы
с желудком начались у Белова давно. Во время одного из выступлений случился
рецидив, у певца открылась язва. За помощью к медикам он обратился не сразу, а
только по возвращении в столицу. Ему назначили курс лечения, но, видимо, было
уже поздно. Геннадий Белов умер 30 октября 1995 года. До юбилея – 50-летия,
оставалось каких-то три дня. Местом упокоения Геннадия Белова стало
столичное Хованское кладбище.
Его звезда вспыхнула очень ярко, но, к сожалению, угасла слишком быстро. Если бы судьба отмерила ему еще немного лет, то в новом веке он засиял бы с новой силой, и непременно был бы востребован. Зрители уже пресытились «крикливыми» артистами, так хочется душевных песен и романсов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий