Английский композитор Джон Барри (Джон Барри Прендергаст), наиболее известный авторством музыки к 11 фильмам о Джеймсе Бонде, обладатель наград «Золотой глобус» и BAFTA, пятикратный лауреат премии «Оскар» родился 3 ноября 1933 года в музыкальной семье. Его мать, Дорис Прендергаст (урожденная Уилкинсон), была пианисткой, а отец, Джек Ксавьер Прендергаст (прозвище: JX), владел восемью кинотеатрами на севере Англии.
Барри
получил образование в Школе Св. Петра (St Peter's School) в Йорке, а уроки
композиции ему давал Фрэнсис Джексон, органист Йоркского собора. Несмотря на
то, что его родители работали в кино-бизнесе, выступать в качестве музыканта
Барри начал только во время службы в армии, где заразившись т.н. «джазовой лихорадкой»
прошел курс заочного обучения у джазового композитора Билла Руссо.
В 1957
году Барри взял несколько уроков игры на трубе у Джорджа Свифта и основал рок-н-ролльную
и джазовую группу «John Barry Seven», для которой начал сочинять свои первые небольшие
произведения. В состав группы входили Барри Лес Рид, Вик Флик, Майк Питерс,
Джимми Стед, Деннис Кинг и Дуг Райт. Сначала Барри попробовал себя в роли
солиста, но из-за своих вокальных ограничений быстро переключился на
инструментальные произведения. 4 октября 1957 года в студии Abbey Road был
записан первый сингл группы под названием «Zip Zip». 14 января 1960 года «John
Barry Seven» записали сингл «Hit And Miss», занявший 10-е место в британских
чартах и ставший первой записью Барри на лейбле «Columbia».
Тогда же
Барри познакомился с Адамом Фэйтом и когда в 1960 году тот снял свой первый
фильм «Beat Girl», Барри выступил в нем композитором и аранжировщиком. «Beat
Girl» стал не только первым фильмом для Барри, но и первым
альбомом-саундтреком, выпущенным в Великобритании на LP.
С 1959 по
1962 гг. Барри работал на студии EMI, аккомпанируя музыкантам, которые
записывались на этом лейбле. Начиная с 1962 года, Барри перешёл на лейбл Ember
Records, где работал продюсером и аранжировщиком.
Эти
успехи привлекли внимание продюсеров нового фильма под названием «Доктор Но»,
которых не устраивала главная тема Джеймса Бонда, написанная Монти Норманом.
Барри был принят на работу, результатом которой стала одна из самых известных фирменных
мелодий в истории кино - «Тема Джеймса Бонда». Первый запись темы была сделана 21
июня 1962 года в Cine-Tele Sound Studios (CTS, Лондон) с «John Barry Seven
& Orchestra». Сингл был выпущен в сентябре 1962 года и достиг к ноябрю 13-й
строчки в британских чартах.
В 2001
году, спустя 40 лет после написания «Тема Джеймса Бонда», Монти Норман подал в
суд на газету «The Sunday Times», которая назвала Джона Барри единственным
автором произведения. Спорное авторство
темы было рассмотрено в Высоком суде Лондона, где Барри показал, что ему
вручили музыкальную рукопись произведения Нормана (которое должно было стать
темой) и что он должен был оформить его музыкально за фиксированное
вознаграждение в размере 250 фунтов стерлингов, а роялти от «темы» в полном
объеме должен был получать Норман. Жюри единогласно вынесло решение в пользу
Нормана, присудив ему единоличное авторство на произведение. Тем не
менее, 7 сентября 2006 года, Джон Барри публично отстаивал своё авторство
музыкальной темы на передаче Стива Райта на станции Би-би-си Радио 2.
Современные
исследования указывают на то, что, похоже, именно Джону Барри в значительной
степени принадлежит авторство большей части «Темы Джеймса Бонда». Это
утверждение основывается на том, что музыкальная тема сильно напоминает раннюю
музыку Барри, например, песню «Bee’s Knees», а также на том факте, что вся
остальная музыка в «Докторе Но» не похожа на «Тему Джеймса Бонда».
После
успеха «Доктора Но», Джон Барри был нанят для написания музыки к одиннадцати из
четырнадцати фильмов о Джеймсе Бонде. За время работы в этом сериале
музыка Барри, в значительной степени резкая и мрачная, приобрела очень широкую
популярность. Для фильма «Из России с любовью» он написал «007», альтернативную
фирменную тему Джеймса Бонда, которая использовалась в четырех фильмах о Бонде
(«Грозовой шар», «Живешь только дважды», «Бриллианты навсегда» и «Лунный
гонщик»). Барри также косвенно участвовал в создании саундтрека к пародийной
версии «Казино Рояль» (1967), где его тема ненадолго появляется во
вступительной части.
В
«Голдфингере» (1964) он довел до совершенства «звук Бонда», пьянящую смесь
элементов джаза и чувственных мелодий. В записи саундтрека «Голдфингера»
сессионным гитаристом работал Джимми Пейдж.
В музыке
Барри прослеживается его любовь к русским композиторам-романтикам, которую он объединяет
в своих партитурах с тяжелым джазовым звучанием. По мере взросления Барри как
композитора, его партитура стала более пышной и мелодичной, что особенно
чувствуется в саундтреках к фильмам «Лунный гонщик» (1979) и «Осминожка»
(1983). Тема, написанная композитором к фильму «A View to a Kill» была
традиционной, но заглавная песня, созданная в сотрудничестве с «Duran Duran» достигла
первой позиции в Соединенных Штатах и второй
позиции в британском хит-параде.
Последним
саундтреком Барри к фильму о Бонде был «Живой свет» (1987), первый фильм с Тимоти
Далтона в главной роли, в котором Барри сыграл эпизодическую роль в качестве
дирижера. Композитор должен был участвовать в создании фильма «Лицензия на
убийство» (1989), но в то время он восстанавливался после операции на горле, и ему
было опасно лететь в Лондон, чтобы завершить запись. Партитура была завершена
Майклом Каменом.
Участие в
создании «Бондианы» стало поворотной точкой в карьере Барри, сделав его одним
из самых известных композиторов нашего времени, обладателем пяти премий
«Оскар», а также четырёх наград «Грэмми», автором замечательной музыки для
фильмов "Зулусы",
«Лев зимой», «Полуночный ковбой», «Клуб „Коттон“», «Рождённая свободной»,
«Где-то во времени», «Танцы с волками» и др.
Благодаря
успеху Бонда Барри также смог закрепиться в Голливуде. В середине 1970-х, не в
последнюю очередь из-за трудностей с британскими налоговыми органами, он
переехал в США, сначала в Голливуд, затем на восточное побережье, в Ойстер-Бей
на Лонг-Айленде за пределами Нью-Йорка. Считается, что у Барри свой
оригинальный стиль, который заключается в сочных струнных и обширном
использовании духовых. При этом, он ещё и инноватор — он был первым, кто
задействовал синтезаторы в музыке к фильму («На секретной службе Её
Величества»), и стал широко использовать популярных музыкантов и популярные
песни в «Полуночном ковбое».
Наиболее
интересные саундтреки к фильмам были написаны Джоном Барри между 1962 и 1974
годами. Переезд композитора в США шел рука об руку со стилистическими
изменениями в его творчестве. Музыка Барри стала более тяжелой и медленной, чем
раньше. Необычные аранжировки, которыми славились его работы 1964–1969 годов,
стали редкостью и во второй половине карьеры композитора часто обвиняли в
отсутствии воображения. Тем не менее, давая фильму не только заглавную
тему, но и всю партитуру звуковой дорожки, музыка Барри увеличивает популярность
фильма, как например в случае с «Полуночным ковбоем», «Из Африки» и «Танцами с
волками».
Барри
написал заглавную музыкальную тему для телесериала «Сыщики-любители экстра
класса», также известного под названием «The Persuaders», в котором Тони Кёртис
и Роджер Мур играли богатых плейбоев, раскрывающих сложные преступления.
Музыкальная тема стала хитом в некоторых европейских странах и часто выходила
на сборниках диско-хитов 70-х годов.
В 1988
году Барри перенес разрыв пищевода и его положение долгое время оставалось
очень тяжелым. Лишь в 1990 году композитор выздоровел до такой степени, что смог
вернуться к работе. Кевин Костнер пригласил его на съемки фильма «Танцы с
волками», музыка к которому принесла Барри пятый и последний Оскар.
В 1990-е
годы в Голливуде произошла смена менталитета, что не могло не отразиться на творчества
Барри, разделившего судьбу Мориса Жарра, Элмера Бернстайна и многих других
композиторов. Многие из его саундтреков к фильмам были отвергнуты. В 2003 году
он должен был написать музыку для фильма «The Incredibles», но из-за
разногласий во мнениях покинул проект, уступив дорогу Майклу Джаккино. Последняя
законченная партитура Джона Барри для фильма «Enigma» (2001), как и некоторые его
другие поздние композиции, не имела свежести и оригинальности более ранних произведений.
В 2004
году Барри решил попробовать себя в музыкальном проекте, который он мечтал
реализовать более 40 лет. Вместе со своим давним соавтором и автором песен
Доном Блэком Барри написал мюзикл под названием «Брайтон-Рок», основанный на
одноименном романе Грэма Грина. Премьера шоу состоялась осенью 2004 года в
лондонском театре «Алмейда», получив в основном негативные рецензии. «Брайтон-Рок»
провалился и шоу исчезло со сцены после нескольких выступлений. В 2006 году,
Барри выступил исполнительным продюсером альбома под названием «Here's to the
Heroes» австралийского ансамбля «The Ten Tenors». В альбоме представлено
несколько песен, которые Барри сочинил совместно с Доном Блэком.
В 2009 Джон
Барри и Дон Блэк написали для Ширли Бэсси песню «Our Time Is Now», вошедшую в
альбом певицы «The Performance». Это была последняя композиция Барри, которая
была выпущена на компакт-диске при его жизни.
В
последние годы жизни здоровье Джона Барри все больше и больше ухудшалось. Он
умер 30 января 2011 года в больнице «Глен Коув» в Нью-Йорке от сердечного
приступа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий