пятница, 10 ноября 2023 г.

25 лет альбому! Garbage – «Version 2.0» (1998).

Alternative rock

Electronic rock

Музыка схожа с кулинарным мастерством. В обоих случаях важны чувство меры и совместимость. Какими бы вкусными и полезными не были ингредиенты по отдельности, от простого перемешивания и увеличения объемов редко бывает прок. Нечто похожее происходит с супергруппами - коллективами из нескольких уже состоявшихся музыкантов. Лишь крошечной части таких проектов удается добиться успеха, а в большинстве случаев инициатива быстро сходит на нет, и дело заканчивается перепродюсированной, синтетической, лишенной жизни музыкой.

«Temptation Waits»

Когда в 1993 г. продюсер «Nirvana» Бутч Виг вместе со Стивом Маркером и Дюком Эриксоном из рок-группы «Spooner» объявили о создании собственного коллектива, многие подумали о чем-то подобном. Очередная супергруппа, хобби для не вдоволь наигравшихся рокеров с многолетней выдержкой. Вероятно, всё это могло бы стать правдой, если бы они не решили добавить свежий женский голос. Виг видел перед собой собирательный образ из Дебби Харри, Патти Смит и, например, Сьюзи Сью, и совсем не странно, что долгое время найти такую характерную персону им не удавалось. Можно сказать, она сама их нашла. Первое прослушивание шотландки Ширли Мэнсон, в то время солировавшей в местной альт-рок банде «Angelfish», мягко говоря, не сложилось. Во-первых, она оказалась не на высоте, и во-вторых оно совпало с новостями о самоубийстве Курта Кобейна. Тем не менее, Мэнсон не сложила руки, и вскоре после распада «Angelfish» предприняла новую попытку, на этот раз более удачную.

«I Think I'm Paranoid»    

Включение в состав молодой и менее опытной Мэнсон было частью стратегии Вига и его коллег. Они сознательно стремились уйти от образа супергруппы, и вместо гранжа, на котором уже набили руку, хотели выпустить поп-пластинку. Ширли включилась в работу на правах соавтора, и хотя ранее она никогда не пробовала писать, именно её видение сформировало фирменный звук «Garbage». Критики сильно ошибались, недооценив их потенциал и заранее напророчив группе недолгую жизнь. Первый одноименный диск «Garbage» стал большим хитом, а сами музыканты превратились в законодателей моды на альтернативный поп-рок новой формации. Вот такая неожиданность, она же закономерность.

«When I Grow Up»
«Medication»         

Работа над вторым диском группы долго откладывалась. Сразу после релиза «Garbage» они отправились в большой тур, а затем их песня «#1 Crush» попала в саундтрек к "Ромео и Джульетте" База Лурмана, и несмотря на отсутствие видео и какой-либо поддержки лейбла, сингл сумел продержаться на вершине чарта Billboard Modern Rock Tracks 4 недели подряд. Лишь весной 97-го, под аккомпанемент очередной волны бешеной славы, «Garbage» вошли в студию для работы над лонгплеем с рабочим названием «Sad Alcoholic Clowns».

«Special»      

Для описания концепта альбома они придумали фразу "научно-фантастическая поп-музыка", подразумевая сильное влияние звука саундтрека "Blade Runner" Вангелиса. Хотя в кинематографичную историю неплохо вписался и антураж, окружавший Ширли во время записи диска. Поскольку студия располагалась в Висконсине, девушка остановилась в местном мотеле в Мэдисоне, на берегу озера. Старое ветхое здание с фотографиями Элвиса, как-то раз его посетившего, идеально подошло бы для съемок "Сияния", а сама Мэнсон жила в нем затворником, питаясь едой из автоматов, словно героиня легендарной документалки из 70-х "Grey Gardens". На большее у нее не было денег. "Это было совсем не гламурно! В то время я была одной из самых успешных женщин рок-звезд, и жила очень странной жизнью. Хотя, должна подчеркнуть, кошачьего корма я не ела", - рассказывала она в интервью Billboard.

«Hammering in My Head»

В числе источников вдохновения значились также трип-хоп, которым участники «Garbage» "заразились" во время своего британского тура, и разнообразная электроника, будь то «The Prodigy», «Bjork» или «Chemical Brothers». Но даже на этом жанровые границы не заканчивались, поскольку Мэнсон увлекалась ещё и битами «Timbaland» и Мисси Эллиотт. Все эти краски они смешивали при помощи аппаратных систем «Digidesign» или «Pro Tools», тогда еще неизведанных и доступных в виде бета-версий. В общем, запись пластинки была чистым экспериментом, своего рода мостом между аналоговым и цифровым подходом, соединившим знания и опыт старой школы с новыми техническими возможностями.

«Push It»

В итоге, от названия "Sad Alcoholic Clowns" группа отказалась, выбрав более лаконичное "Version 2.0". В этом был очевидный смысл, потому что Виг и его коллеги не планировали заново изобретать звучание Garbage. Они чувствовали, что создали собственную территорию, и собирались идти дальше в выбранном направлении, что означало "сделать гитары еще более шумными, а мелодии более попсовыми". К тому же, имея за плечами концертный опыт, группа собиралась перенести в студию энергию живых шоу, усиленную танцевальным грувом.

«The Trick Is to Keep Breathing»          
«Dumb»

Свою формулу «Garbage» представили миру при помощи первого сингла, выпущенного в марте 1998 г. Пульсирующий "Push It" стал для группы третьим по счету хитом в британском top-10, а в Billboard Hot 100 занял 52-е место. После этого, в мае, "Version 2.0" дебютировал с вершины чарта Великобритании, а в США поднялся на 13-ю позицию. Летом 98-го, благодаря своим эффектным видеоклипам, группа собрала обойму статуэток премий MTV VMA и EMA, а в начале 1999 г. подоспели номинации на "Грэмми" за "Альбом года" и "Лучший рок-альбом". Мировые продажи диска превысили 4 млн. копий, 1 миллион из которых приходится на Европу.

«Sleep Together»   
«Wicked Ways»

Уже в момент выпуска "Version 2.0" сумел опровергнуть несколько стереотипов и предубеждений. Прежде всего, это касалось "проклятия второго альбома" - диск продавался не хуже одноимённого дебюта «Garbage». Оказалось, что участники проекта не только не расслабились, но, кажется, даже сгруппировались и выдали лучшее, на что они были способны. К тому же, критики не могли не признать, что музыка «Garbage» при всей своей очевидной альтернативности отлично вписывается в формат поп-радио, представляя собой оригинальный гибрид из мелодичного дэнс/поп/рока. Харизма Ширли Мэнсон тоже не осталась без их внимания. В эпоху, когда рок-музыка уступала свои позиции, постепенно превращаясь в бесконечный самоповтор, появилась рок-дива под стать культовым артисткам расцвета жанра, и заметили это абсолютно все.

«You Look So Fine»

В каком-то смысле, в конце 90-х «Garbage» действительно были супергруппой. Многоопытные и при этом предельно открытые всему новому музыканты с бесстрашной рыжеволосой бестией на переднем плане. Они записывали рок-н-ролл, от которого так и тянуло в пляс, снимали ультрамодные видеоролики и, кажется, абсолютно не стремились нравиться и лезть на первый план. Говоря кулинарным языком, их блюдо было слишком вкусным, чтобы заботиться о его полезных свойствах, но от того рисковало вскоре стать несвежим. А с приходом 00-х, на музыкальную моду которых звучание группы сильно повлияло, в рецепт «Garbage» вмешались новые ингредиенты - личные отношения, политика, проблемы с лейблом и ещё много-много чего, и получилось тоже весьма "бьютифул".

Комментариев нет:

Отправить комментарий