Это уже
добрая традиция: каждый год в ноябре в Перми проходит международный фестиваль
«Джаз-лихорадка». Название его идет от сочинения, написанного композитором
Генрихом Терпиловским. В новой экспозиции Пермского краеведческого музея в доме
Мешкова появился уголок, посвященный личности этого незаурядного человека,
одного из родоначальников отечественного джаза. Каким был известный музыкант в
жизни, что помогало ему не сломаться в лагерях, тюрьмах и ссылках?
Вокруг композитора Генриха Терпиловского до сих пор ходит-бродит облако легенд и слухов. Пишут иногда, что на Урале он оказался «благодаря ссылке». На самом деле это не так – в Перми Терпиловский появился по доброй воле, приехав сюда по приглашению, чтобы руководить заводским оркестром. Но в 1950 году, не проработав и года, он был арестован по ложному доносу; вернулся из ссылки в 1954-м. Не случайно друзья переиначили его фамилию в «Многотерпиловский». Он был одним из первых отечественных джазовых композиторов. Его называли иногда «отцом советского джаза» и даже «последним аристократом джаза». Многие его произведения изданы в московских сборниках. Более десяти лет Терпиловский возглавлял объединение композиторов Прикамья (при Пермском областном доме народного творчества).
Патриарх
российского джаза Генрих Романович Терпиловский родился 10 ноября 1908 года в
Новгороде. Он наполовину поляк: мать – русская, а вот отец – из шляхтичей,
полковник царской армии. Спустя четыре года после окончания Первой мировой
войны отец Генриха Романовича умирает от ран. Еще до его смерти семья
Терпиловских переезжает в Петроград.
Генрих Романович
получил домашнее музыкальное образование и в студенческие годы увлёкся джазом.
Первое потрясение у него вызвали гастроли американского варьете «Шоколадные
ребята» с джаз-бэндом Сэма Вудинга в 1926 году. В конце 1920-х гг. Терпиловский
сдает экзамены в Ленинградский политехнический институт, но ему отказывают в
поступлении, как «сыну шляхтича», поэтому вместо Политеха он окончил в 1931
году Ленинградский сельскохозяйственный институт и три года работал экономистом
в Управлении совхозов. В 1930 году Терпиловский окончил 3-й музыкальный
техникум и вместе с приятелями организовывал первый в стране джаз-клуб. Он начал
выступать в качестве пианиста в ансамблях Ленинграда, войдя в круг первых
российских джазовых исполнителей (Орест Кандат, Аркадий Котлярский, Леонид и
Андрей Дидерихсы). В 1928 г. Терпиловский пробует себя, как джазовый
композитор, сочиняя для джаз-банда Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева ряд
пьес, таких как: «Джаз-лихорадка», «Варьете», «Иллюзион», «Блюз Моховой улицы» –
посвящение знатоку джаза Сергею Колбасьеву.
Знаменитый
артист Леонид Утесов, собравший свой оркестр в марте 1929 г., пригласил
Терпиловского поработать у него аранжировщиком. Сотрудничество этих двух
одаренных людей не продлилось долго: «Мне казалось, – писал позже Генрих
Романович об Утесове, – что он уводит оркестр от чистого джаза. Он же считал,
что мы, джазисты, «ковыряемся» в слишком узком кругу музыкальных проблем,
пренебрегая интересами широкой аудитории» [В.Ф. Гладышев «ТерпИлиада». ГАПК.
Ф.р. 1989.Оп.1. Д.2.Л.14]. Тем не менее они сохранили приятельские отношения,
переписываясь на протяжении всей жизни.
Успех
принес также цикл песен на стихи Ленгстона Хьюза «История негра», исполненный
«Джаз-капеллой» и солистом Малого оперного театра Борисом Фрейдковым (позже
цикл был записан на Ленинградском радио).
В 1932
году Терпиловский создал Молодежный джаз-оркестр при кинотеатре рабочей
молодежи (КРАМ) и выступал с концертными программами вплоть до ареста в 1935
году. В январе 1933 г. мать Терпиловского - Евгению Александровну, арестовывают
как «польскую шпионку», после этого Генриху Романовичу уже не довелось свидеться
с ней - Евгения Александровна погибла в одном из сталинских лагерей. А в 1935
г. на волне арестов после убийства Кирова под жернова репрессий попадает и сам
Терпиловский - его обвиняют в «политическом заговоре». Приговором стала ссылка
в Алма- Ату, где он недолгое проработал руководителем оркестра кинотеатра.
В 1937 г.,
еще будучи в ссылке, Терпиловский был повторно осужден, на этот раз его
отправили на Дальний Восток. В лагере он должен был, как и все, копать ямы. Для
чего эти ямы были предназначены, никто не знал, скорее всего это была одна из
уловок лагерного начальства в форме непроизводительного труда ради
«исправления» заключенных. Трудовые нормы были непомерно завышены, и Генрих
Романович, не справляясь с их выполнением, часто попадал в карцер, живя на
пониженной пайке (300 граммов хлеба в сутки). Отсидев положенное время, он
выходил и снова долбил смерзшийся грунт ослабевшими руками, и опять не мог
выполнить норму. Получился замкнутый круг: невыполненная работа, карцер, и так
до бесконечности.
В итоге
Терпиловский заболел пеллагрой, став инвалидом. После отправки в другой лагерь
ему повезло встретить Павла Дудина – расконвоированного снабженца из
«бытовиков». Узнав, что неподалеку содержится профессиональный музыкант и
композитор, Дудин, будучи любителем музыки, заинтересовался и с разрешения
начальства пришел познакомиться с необычным заключенным. Увидев, в каком
состоянии находиться Генрих Романович, Дудин раздобыл для него продукты. Так,
по счастливому стечению обстоятельств, Терпиловский нашел друга, который спас
его от верной гибели.
Позднее
Павел Дудин добился, чтобы Терпиловского перевели к нему на завод в качестве
руководителя оркестра. Генрих Романович окреп, руководя оркестром, состоявшим
из заключенных, он написал музыку к оперетте «Девушка-гусар», имевшей большой
успех как среди заключенных, так и у вольнонаемных. Роли исполняли
вольнонаемные и заключенные. Именно в это время он встречает свою будущую жену
– Антонину Георгиевну, которая вызвавшись добровольцем на фронт, была переведена
служить на Дальний Восток. Узнав об их романе, начальство лагеря разлучило
влюбленных – Антонину Георгиевну посадили на гауптвахту за связь с зэком, а
Терпиловского переправили этапом на Биракан.
После
своего освобождения в 1947 г. Генрих Романович вместе с супругой приезжают в
Грозный, где жил их старый знакомый Павел Дудин. Благодаря ему, Терпиловскому
удалось трудоустроиться руководителем заводского джаза ДИТРа (Дома культуры
инженерно-технических работников). Терпиловский не только подбирал репертуар концертов,
но и развлекал слушателей в качестве конферансье. В своих заготовках он
использовал шутки, скетчи, сценки, высмеивающие разные пороки тогдашней жизни:
бюрократизм, социальное неравенство, глупость.
В 1949 г.
семья Терпиловских переезжает в Пермь (тогда г. Молотов). Генриху Романовичу
предложили взять руководство над оркестром ДК им. Сталина (сейчас им. А. Г.
Солдатова), под начальством директора завода Солдатова, который был известен
своей любовью к музыке и хорошим отношением к музыкантам. Таким образом Новый
год супруги встретили уже в Перми.
Один из
друзей Терпиловского – Анатолий Афанасьевич Черемных, музыкант, игравший в его
оркестре, так вспоминал начало работы Генриха Романовича в пермском оркестре:
«Оркестр
тогда носил название «джаз», но это только название, и не больше. Джазом там
еще и не пахло, как говорится. Но постепенно у нас на пультах стали появляться
ноты из произведений таких джазовых корифеев, как Дюк Эллингтон, Каунт Бэсси,
Глен Миллер. Начали осваивать азы джаза. Этот период, возможно, и надо считать
ростками джазовой музыки в Перми, и посеял их Генрих Терпиловский. Оркестр
«перерождался» на глазах, появился ряд новых музыкантов. Вроде бы нас ждала
интересная творческая жизнь и дальше. Приступили к подготовке к очередной программе.
И вдруг <…> Нам ничего не объяснили тогда, лишь нашему нотному
библиотекарю было приказано затушевать в нотах фамилию «Терпиловский» [В.Ф.
Гладышев «ТерпИлиада». ГАПК. Ф.р. 1989.Оп.1. Д.2.Л.64-65].
15 июня
1949 года Терпиловского арестовали в третий раз, забрав его прямо с репетиции.
Кто-то пустил слух будто бы он, играя на рояле во время концерта, условными
знаками передавал агентам, находившимся в зале, секретную информацию о заводе.
В 1953 г.
Антонина Георгиевна получила письмо от мужа, извещающее о том, что его
сактировали (Сактированный человек - человек, не способный к труду, что
засвидетельствовано врачами. Обычно сактированные заключенные уже находились на
грани смерти), но почему-то до сих пор держат в лагере. Усилиями жены
Терпиловский возвращается обратно в Молотов. В немалой степени этому
поспособствовало смягчение режима, последовавшее за смертью Сталина в марте
1953 г.
В Перми
Генриху Романовичу вернули руководство над эстрадным оркестром во Дворце
культуры им. Сталина, помимо этого он также работал дирижером драматического
театра. Оркестр выезжал с концертами на родственные заводы: в Рыбинск, Уфу,
Запорожье, по городам области – везде был успех. Никто не верил, что это
самодеятельный коллектив. Все концерты начинались вступительным маршем
Терпиловского. Также Генрих Романович организовал для своих музыкантов
несколько встреч с оркестрами Утесова и Лундстрема. После одного из
прослушиваний Леонид Утесов сказал Терпиловскому: «В Союзе два таких оркестра –
мой и твой» [В.Ф. Гладышев «ТерпИлиада». Ф.р. 1989.Оп.1. Д.2.Л.66].
Однако в
конце 1950-х гг. Генрих Романович уходит из оркестра. Среди предполагаемых
причин этого непростого решения можно выделить смену руководства завода,
повлёкшую перестановку кадров во Дворце. Городская власть и новое начальство
усилили цензуру в репертуаре оркестра. Терпиловскому не нравилось, что люди, не
имеющие никакого отношения к музыке, диктуют ему и его коллективу свой вкус, и
он ушел, занявшись композиторской деятельностью.
Как
композитор, Генрих Романович оставил богатое наследие. Он написал музыку к трём
спектаклям Пермского театра драмы, к четырнадцати спектаклям Театра кукол,
помимо этого создал музыку трёх балетов, которые были поставлены в Перми и
Горьком; симфонию «Амок» по мотивам новеллы Стефана Цвейга (1965), «Уральскую
рапсодию» (1955), 15 хоровых произведений, в том числе кантату «Урал» (1957),
«Кантату о Перми» (1973), более 100 песен и инструментальных пьес для эстрадных
и джазовых составов.
Многие
произведения Генриха Терпиловского изданы в столичных сборниках под одной
обложкой с сочинениями Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, А. Эшпая, Г. Подэльского
и других известных авторов, хотя официально в Союз композиторов Генрих
Романович так и не был принят. На фирме «Мелодия» хранится пластинка с записями
джаза тридцатых годов «В старых ритмах». В неё вошла и знаменитая композиция
Терпиловского «Джаз-лихорадка», которую до сих пор исполняют во всем мире и
которую Генрих Романович написал для «Джаз-капеллы» в 1929 году.
Благодаря
знанию четырех европейских языков Генрих Романович переписывался с выдающимися
джазменами своего времени — Дюком Эллингтоном, Гленом Миллером, Каунтом Бейси и
другими музыкантами. В его архиве сохранились пластинки с их автографами. Он
также выступал в роли джазового обозревателя в нескольких пермских изданиях,
печатался в польских журналах «Jazz» и «Jazz Forum».
В последние десятилетия жизни Генрих Романович был весьма известен и активен в артистических кругах: его постоянно приглашался в качестве почетного гостя на джазовые праздники и фестивали. Помимо композиторской деятельности, он активно занимался писательством - был автором статей, очерков, обзоров, рецензий, посвященных музыке и пермским артистам.
16 июля 1988 г. Генриха Романовича Терпиловского не стало. В апреле 1991 г. на доме № 3 по ул. Соловьёва, где он жил и работал, была установлена мемориальная доска. А с 2005 г. в Перми проходит ежегодный фестиваль «Джаз-лихорадка», который всегда открывает исполнение одноименной композиции Г.Р. Терпиловского. Владимиром Гладышевым написана книга "Терпилиада: Жизнь и творчество Генриха Терпиловского" (издательство "Маматов" Санкт-Петербург-Пермь, 2008). А на городской аллее Славы в Перми совсем недавно "зажглась" звезда Генриха Терпиловского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий