В 1980
году в Советском Союзе на музыкальном небосклоне зажглась новая звезда. Причем
судя по жанровому направлению произведений и наименованию коллектива, и в
прямом, и в переносном смысле.
Речь идет о прибалтийской группе под «космическим» названием «Зодиак» («Zodiac»). Для рожденных в СССР название этой группы — значит чуть больше, чем многое. Потому что это была одна из немногих инструментальных групп, которая производила качественную и по-настоящему интересную электронную музыку!
По своей
классификации она котировалась как рок-группа. Рок-группа, одобренная,
выпускаемая и популярная. И даже не подпольная. Надо сказать, что это само по
себе было явлением, достойным удивления.
В далеких
семидесятых студент Латвийской консерватории им. Я. Витола и начинающий
композитор Янис Лусенс вместе с известным в республике звукорежиссером
Александром Гривой решили создать свой собственный музыкальный коллектив.
Талантливый
парень привлек опытного специалиста нестандартными идеями и хорошим вкусом, а
потому они быстро нашли общий язык. Их настолько впечатлила стилистика
популярной в то время «Space», что музыкальная направленность группы была
определена еще до ее создания. У обоих появилось желание создать нечто похожее
на то, что делал в то время Дидье Маруани – электронное, ритмичное,
синтезаторное.
На Яниса
возлагалась задача сочинять композиции и исполнять их на клавишных. Александр
стал по сути дела продюсером в современном понимании этого слова. Тогда этот
термин не имел распространения в СССР, а потому на обложке альбома он значился
как художественный руководитель, а Лусенс – музыкальный.
С самого
начала они целиком и полностью сосредоточились на студийной работе.
Получившиеся композиции были настолько оригинально составлены и настолько
мастерски сыграны, что это не могло не вызвать живейший интерес изголодавшегося
советского слушателя.
Хороший
музыкальный вкус, высокая техничность исполнителя и преобладание мелодии над
ритмом – чего еще можно было желать? Особенно замечательно была выполнена
работа звукорежиссера, который создал прилизанный, идеально сведенный материал.
В итоге появился конкурентоспособный материал, а сами музыканты воспринимались
слушателями едва ли не в качестве пришельцев. Музыкантов «Space» воспринимали
как космонавтов (причем не в малой степени из-за того, что они выступали в
скафандрах), а музыкантов «Zodiac» возвели на ранг выше – прямо тема для
анекдотов.
Это была
эра, когда к синтезаторам относились еще настороженно, но уже с энтузиазмом. Во
многом это стало возможно благодаря Дидье Маруани, который кроме них
практически ничего и не использовал. Результат получался вкусный и уверенный. У
«Зодиака» получилось ничуть не хуже.
Их
дебютная пластинка «Диско альянс» была записана на всесоюзной студии грамзаписи
«Мелодия» и выпушена в год проведения олимпийских игр. На пластинке было
записано всего 7 пьес, но зато каких! По сути, получился сборник хитов, где
каждый трек – это настоящая жемчужина. Для многих неискушенных советских
слушателей это стало легким культурным потрясением – такого «фирменного»,
«западного» звучания на тот момент не выдавал, пожалуй, ни один советский
ансамбль, может быть, за редким исключением.
В первый
год «Диско Альянс» стал самым покупаемым музыкальным альбомом в Латвии, а
многочисленные переиздания «Мелодии» довели тиражи до нескольких миллионов
копий. Он успешно продавался как в самом Советском Союзе, так и в Финляндии,
Японии, Австрии и в других странах. По некоторым данным, количество проданных
пластинок достигло феноменальной отметки в 20 миллионов экземпляров!
Кстати,
пластинку ребята выпустили по большому блату. Если бы не папа Яниса (он, в то
время, возглавлял рижский филиал «Мелодии»), то с данным музыкальным феноменом
мы могли бы и не познакомиться…
В первый
состав рок-группы «Зодиак» помимо лидера Яниса Лусенса вошли его сокурсники и
друзья - музыканты самодеятельной джаз-рок-группы «Арка» под руководством Юриса
Кулаковса: гитарист Андрис Силис, басист Айнарс Ашманис, барабанщик Андрис
Рейнис и 18-летняя дочь Александра Гривы – Зане, которая играла на фортепиано и
исполняла на первой пластинке немногочисленные вокальные партии.
Конечно,
не обошлось без сравнений. Музыкальные снобы обвиняли прибалтов в подражании
французам и немцам – «Space», «Tangerine Dream», «Jean-Michel Jarre». Однако к
чести молодых и дерзких латышских музыкантов стоит признать, что хотя они и шли
по проторенной дороге, многое заимствовали и интерпретировали, продукт выдали
достаточно самобытный, своеобразный. Примечательно следующее: то, что многие
западные собратья «Зодиака» по цеху исполняли на синтезаторах и драм-машинах,
латыши старались отобразить электроникой вперемешку с «живыми» инструментами –
и это подкупало.
В
Советском Союзе начала восьмидесятых «Зодиак» звучал «из каждого утюга»: из
окон квартир, на танцах, в теле и радиопередачах, в документальном и
художественном кино. Естественно, научно-популярные фильмы об освоении космоса
сопровождались прибалтийским синти-роком.
Однажды
музыканты навестили Звездный городок, в котором жили космонавты и другие,
связанные с освоением космоса, специалисты. Это придало им новый стимул для
творчества и свежие силы.
На волне
успеха дебютной работы решено было сразу же взяться за написание следующей
программы. Вместе с тем произошли изменения в составе: от первоначального
остались только Лусенс и ударник Андрис Рейнис. И в 1982 году на прилавках
магазинов появился второй диск «Зодиака» «Музыка во Вселенной» с традиционными
семью треками.
Музыкальный
материал хоть и оказался серьезнее предыдущего, в стиле спейс-рок, но элементы
танцевальности сохранились. Янис Лусенс добавил в звучание синтезатора голос и
гитарные соло. Однако первоначальный задор, присутствующий на дебютнике, на
второй пластинке куда-то испарился. Что не помешало издателям за год
реализовать тираж в полтора миллионов пластов.
В том же
1982-м ансамбль прибыл с выступлениями в Москву в рамках эстрадной программы
«Молодость Балтики». Это представление проходило как составная часть фестиваля
«Московские звезды» в честь 60-летия образования СССР.
После
этого Лусенсу предложили начать общесоюзный гастрольный тур, но он отказался.
Ведь для этого нужно было покидать консерваторию, что, в свою очередь, грозило
призывом в армию. Такая перспектива утонченную натуру молодого музыканта и
композитора не прельщала. В конечном итоге Лусенс ушёл из первого состава
группы и начал работать в области академической музыки.
И группа
после этого куда-то пропала. Три года о ней ничего не было слышно. Потом
«Мелодия» выдала в продажу пластинку под маркой «Зодиака», но с музыкой Виктора
Власова к кинофильмам с военной тематикой. На обложке значилась только одно
знакомое имя – Александр Грива. Что это было такое, до сих пор неизвестно. Сам
Янис Лусенс туманно объясняет, что к истинному «Зодиаку» это никакого отношения
не имеет…
Ну а что
касается «натурального» ансамбля, то его следующее «пришествие» состоялось в
1989-м. Настало время, когда Янису надоело извлекать из своих клавишных
инструментов космические звуки. Он обратился к арт-року и записал с совершенно
другими музыкантами альбом «In Memoriam» – посвящение любимой Риге и ее
архитектурным достопримечательностям. Звукорежиссером выступил бывший
бас-гитарист группы Иварс Пилька. А к составу присоединились вокалисты Майя
Лусена и Зигфрид Муктупавелс. Кстати, на обложке помимо названий альбома и
группы недвусмысленно была изображена цифра 3.
Через два
года ансамбль представил на суд слушателей следующую работу – «Облака». Это был
уже совершенно другой «Зодиак», с мужским и женским пением, скрипкой. Публика
осталась к нему равнодушной.
Спустя
восемнадцать лет после объявления о роспуске Янис решил возобновить
деятельность некогда популярной группы. Ностальгия – это ведь не только тоска
по родине, но и грусть по ушедшим беспечным временам.
Янис объединил в возрожденном «Зодиаке» друзей, кроме того, в состав вошел его сын. Коллектив начал катать по бывшим республикам Советского Союза с концертами, на которых исполнялся старый, но любимый народом, материал.
В 2015-м
в свет вышел диск «Pacific Time» – с несколькими знакомыми до боли боевиками в
свежей обработке и двумя новыми релизами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий