Creedence Clearwater Revival
1001
Albums You Must Hear Before You Die.
Свамп-рок
Блюз-рок
«Bayou
Country» — второй студийный альбом американской рок-группы Creedence Clearwater
Revival, выпущенный 15 января 1969 года на лейбле «Fantasy Records» и ставший
первым из трёх студийных альбомов CCR, выпущенных в том же году. Альбом поднялся
до 7-го места Billboard 200. Синглом из него вышел трек «Proud Mary» (#2 US, #8
UK).
Предыстория
В июне
1968 года, после десяти лет работы в составе Blue Velvets и The Golliwogs,
вокалист и гитарист Джон Фогерти, его брат гитарист Том Фогерти, басист Стю Кук
и барабанщик Дуг Клиффорд записали сингл «Susie Q» под названием Creedence
Clearwater Revival. Одноимённый альбом достиг 52-го места в чарте альбомов
Billboard.
Однако,
несмотря на успех, семена недовольства среди участников группы уже были посеяны
из-за того, что Джон Фогерти взял на себя контроль над CCR практически на всех уровнях. «Когда мы записывали
первый альбом все прислушались к моим советам. Я не думаю, что кто-то слишком переживал
на этот счет», — вспоминал Фогерти в 1993 году, - «Но во время работы над
вторым альбомом «Bayou Country» у нас уже была настоящая конфронтация. Каждый
хотел петь, сочинять свои собственные аранжировки, и делать что угодно. После
десяти лет борьбы мы наконец-то оказались в центре внимания. Пятнадцать минут
славы Энди Уорхола. «Сьюзи Кью» стала таким большим хитом, каким мы и не
предполагали. Конечно, на самом деле это был не такой уж и большой хит... Я не
хотел возвращаться на автомойку». В 2007 году в интервью Джошуа Кляйну из «Pitchfork»
певец уточнил: «Я решил, что мы работаем на самом маленьком звукозаписывающем лейбле
в мире, что за нами не стоят большие деньги и у нас даже нет менеджера. По
сути, у нас не было ничего из обычного механизма для создания звезд, и я хотел
сделать то, что сделали «Битлз». Я просто чувствовал, что должен сделать это
сам».
Композиция
«Bayou
Country» содержит, пожалуй, самую известную композицию Джона Фогерти «Proud
Mary», которая достигла 2-го места в чарте синглов. В интервью 1969 года
Фогерти сказал, что написал ее через два дня после увольнения в запас из
Национальной гвардии. В аннотации к расширенному переизданию «Bayou Country»
2008 года Джоэл Селвин объяснил, что риффы для «Proud Mary», «Born on the
Bayou» и «Keep on Chooglin'» были задуманы Фогерти на концерте в «Avalon
Ballroom», а «Proud Mary» была аранжирована из частей разных песен, одна из
которых была о «прачке по имени Мэри». Строчка «Оставил хорошую работу в
городе» была написана после увольнения Фогерти из Национальной гвардии, а
строчка «rollin' on the river» была взята из фильма о звезде водевиля Уилле
Роджерсе.
В
программе «Garage Band» Фогерти объяснил, что ему нравится Пятая симфония
Бетховена, и он хотел бы начать песню с похожего вступления, ссылаясь на то,
как «Proud Mary» начинается с повторяющегося аккорда C к аккорду A. В 1998 году
Фогерти признался Гарольду Стейнблатту из «Guitar World», что эта композиция стала
«моей первой по-настоящему хорошей песней. Мне было 23 года, по-моему, и я
играл музыку в течение 10 лет. Но я сразу поняла важность «Гордой Мэри». В том
же интервью Фогерти заявил, что гитарное соло было «моей попыткой быть Стивом
Кроппером», гитаристом из Booker T. & the M.G.s. Песня была признана почти
сразу, Соломон Берк записал с ней небольшой хит в 1969 году, а радикально
переработанная версия появилась на альбоме Айка и Тины Тернер «Workin' Together»
1971 года. Боб Дилан сказал в интервью журналу Rolling Stone в 1969 году, что
это была его любимая песня года. В 2012 году Фогерти вспоминал в интервью Дэвиду
Каване из «Uncut», что в то время он был чрезвычайно сосредоточен, оттачивая
свое написание песен с целеустремленностью, которая привела к серии
профессиональных хитов:
«Я сидел
в своей маленькой квартирке, которая была очень скудной, и смотрел на стену. Я
смотрел на неё всю ночь. На стене ничего не висело, потому что у меня не было
денег на картины. Это была просто бежевая стена. Это был чистый лист, чистый
холст. Но в этом было что-то захватывающее. Я мог сделать все что угодно. Я
вызывал в своём воображении самое укромное место в своей душе. Вот так я и
написал эту песню».
Открывающая
альбом «болотистая» песня «Born on the Bayou» была задумана в той же
обстановке, как в 2013 году Фогерти объяснил Линн Марголис из «American
Songwriter»:
«Была
середина ночи. Я смотрю на свою пустую стену и, по сути, перехожу в другое
измерение — я не могу сказать вам, почему».
В 1970
году Фогерти сказал Pop Chronicles: «Песня «Born on the Bayou» была отдаленно
похожа на «Porterville». Она рассказывала о моем мифическом детстве в болотах,
где я, конечно, никогда не жил... Некоторые из этих образов я почерпнул у
Хаулина Вулфа и Мадди Уотерса».
В
интервью с Джебом Райтом на сайте Classic Rock Revisited, Клиффорд назвал «Born
on the Bayou» своей любимой песней Creedence, заявив: «Любимой песней, которую
мы когда-либо делали, для меня была «Born on the Bayou». В этой песне было так
много души».
Несмотря
на то, что это не концептуальный альбом, Фогерти признал в интервью журналу
Rolling Stone в 1993 году, что «Born on the Bayou» «является почти гордиевым
узлом к тому, что произошло позже. Когда я писал ее, мне пришло в голову, что в
ней есть нечто большее, чем просто песня. Если было бы возможно связать все это
вместе на одном альбоме, у нас был бы гораздо более интересный и, возможно,
более мощный образ. Так и случилось. «Born on the Bayou» в некотором роде
связана с «Proud Mary». Это, безусловно, относится к «Keep on Chooglin» и
«Graveyard Train»». «Keep On Chooglin'», пронизанная сексуальными
намеками, стала концертным шоу-стоппером для группы.
Некоторые
из участников Creedence возражали против того, что Фогерти был единственной
творческой силой в группе. Дуг Клиффорд как-то сказал: «Мы джемовали каждый
день. Мы работали над песнями по три-четыре часа каждый вечер. Но остальные из
нас не получили никакой похвалы за то, что из этого вышло. Я ни на что не
жалуюсь, но если вы посмотрите на то, насколько плодовитым был Джон в течение
трех с половиной лет в группе, и на большую «засуху», которую он пережил как
сольный артист, я думаю, что это многое вам объяснит... это я к тому, что мы действительно
вносили в группу».
Атмосфера
за кулисами стремительно ухудшалась. В 2012 году в статье с Томом Пинноком из
Uncut Фогерти вспоминал: «В октябре мы отправились в Голливуд, чтобы записать «Bayou
Country». Во время записи мы сильно ссорились и едва не расстались прямо там».
В
дополнение к оригинальным песням Фогерти, «Bayou Country» включает в себя
версию песни Литтл Ричарда «Good Golly Miss Molly» с немного измененным текстом.
В раннем
обзоре Rolling Stone посчитал, что альбом страдает непоследовательностью. Рецензия
была положительной на треки «Born on the Bayou» и «Proud Mary», но журнал посчитал,
что другим трекам не хватает оригинальности. В целом, Rolling Stone оценил материал
на альбоме «не всегда сильным, но Creedence Clearwater Revival играет с
достаточным удовольствием, чтобы преодолеть эту проблему». В 2008 году при
переиздании в честь 40-летия альбом получил оценку 3,5 звезды из 5.
На
AllMusic альбом получил 4,5 звезды (из 5), а Стивен Томас Эрлевайн заявил: «Медленно
открываясь мрачной, болотистой "Born on the Bayou", «Bayou Country» демонстрирует
уверенное возрождение Creedence Clearwater».
16 декабря 1970 года альбом был сертифицирован RIAA как золотой, а 13 декабря 1990 года стал дважды платиновым. «Bayou Country» был включён в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть».
Комментариев нет:
Отправить комментарий