Сто лучших песен русского рока в ХХ веке.
Анекдот:
«БГ — не
то, что Высоцкий.
Напьется,
бывало, Высоцкий и пишет: «Ой, где был я вчера, не найду днем с огнем, только
помню, что стены с обоями».
БГ - интеллигент. С похмелья он пишет: «Я помню было небо — я не помню где…».
...
«Рок-н-ролл
мёртв» — песня рок-группы «Аквариум» из альбома «Радио Африка» (1983), один из
главных хитов группы и её «визитная карточка». Автор слов и музыки — Борис
Гребенщиков (БГ). В перечне песен на альбоме располагается под шестым номером.
Рок-н-ролл
мёртв, а я ещё нет,
Рок-н-ролл
мёртв, а я…
Те, что
нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл
мёртв, а я ещё нет.
По воспоминаниям
самого Гребенщикова, песня о смерти рок-н-ролла была зачата им ещё во время
записи альбома «Табу».
Случилось
это в самый разгар рабочих споров между традиционалистом Ляпиным и
авангардистом Курёхиным по поводу того, чьего инструмента на записи должно быть
больше.
«Курёхин
хмурился на «слишком прямо роковую» гитару Ляпина; думаю, что Ляпин с
удовольствием играл бы больше, громче и с меньшим количеством фортепианного
колочения; мне же (как известному коту Леопольду) хотелось, чтобы все жили
дружно, и ещё — чтобы альбом получился фантастически хорошим. Поэтому часто
приходилось спасаться от страстей на балконе студии, где, по этому случаю, и
написался в период записи «Табу» «Рок-н-Ролл Мёртв».
— Гребенщиков
Б. Б. Краткий отчёт о 16 годах звукозаписи. 1997
БГ
укрывался от этих споров на балконе, где и написал свою знаменитую песню,
начинающуюся со слов: «Какие нервные лица. Быть беде…». Разумеется, дальше
текст песни развивался уже своими вольными творческими путями.
Весной
1983 года «Аквариум» приступил к записи альбома «Радио Африка», в который была
включена и песня «Рок-н-ролл мёртв». Классическая аранжировка этой композиции
была придумана Александром Ляпиным. Песня была дописана в откомандированной в
Ленинград передвижной студии MCI московского отделения фирмы «Мелодия» на
финальной стадии записи и сведения альбома в период с 18 по 28 июля 1983 года:
«Как-то
ночью мы с Ляпиным то ли после репетиции, то ли после концерта тащились по
Малой Садовой в поисках алкоголя и набрели на мобильную студию, которая была
пришвартована к «Дому Радио». Дверь была приоткрыта и оттуда доносилась музыка
Beatles. Мы были очень коммуникабельны и решили заглянуть. Мы были с
инструментами, и ребята, которые там были, нас не испугались и пригласили
зайти.
Это
оказалась фантастического уровня шестнадцатиканальная студия. Мы познакомились
с Виктором Глазковым и уже через несколько дней писали треки, которые не успели
сделать у Тропилло.
Я записал
виолончель в песне про «Архангельского всадника»… Также, в этой же студии, мы
записывали голоса в песне «Рок-н-ролл мёртв». Это программное произведение,
которое неизменно становилось кульминацией любого концерта, совершенно провалилось
в студии. Соло Саши Ляпина красиво, но лишено того прорыва, которого он
добивался на концертах. Наши три голоса были записаны с разной обработкой в
разных акустических пространствах. Правда, они были спеты с разной динамикой,
Дюша там почему-то очень сильно кричит.
— Из
книги Всеволода Гаккеля «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом»
Что до
музыки, то источником вдохновения, возможно, явилось творчество американской
панкерши Патти Смит (сравните припев песни БГ с её композицией 1978 года «Ghost
dance»).
По мнению
Артемия Троицкого, песня «Рок-н-ролл мёртв» с композицией «Мы никогда не станем
старше», вышедшей на бутлеге «Арокс и Штёр» (1982) и концертном альбоме
«Электрошок» (1982), были написаны под несомненным влиянием Джима Моррисона и
стали кульминацией новой электрической программы «Аквариума».
В том,
что рефрен песни у многих вызвал шок, нет ничего удивительного (как можно
утверждать в 1983 г., что рок мёртв, если он ещё в СССР толком и не родился?).
Несмотря
на то, что первые отклики в подпольной рок-прессе на альбом «Радио Африка» были
положительными, запись песни «Рок-н-ролл мёртв» была воспринята неоднозначно:
«Основной
хит альбома, конечно, «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет». Но его постигла судьба
«Пепла» с «Табу». На концерте эти вещи имеют почти материальную сущность, в
студии они теряют половину. Что же касается смысла текста, который уже вызвал
дурацкие споры и обсуждения «всерьёз» — «а мёртв ли рок-н-ролл на самом деле» и
тому подобное, то надо отметить, что заявление это весьма самоуверенное.
— Из
рецензии А. Зелёного, К. Кича (Александра Старцева) в журнале «Рокси», № 6,
ноябрь 1983 года.
Аквариум – «Рок-Н-Ролл Мёртв» (Видео собрано из фрагментов французского документального фильма "Rock Around the Kremlin" (1985), аудио с миньона "Из Альбома Радио Африка" (1988))
В
дальнейшем песня стала, по определению А. Троицкого, своеобразным гимном
советского рока:
«Если бы
провести сейчас опрос на тему «Какая из советских рок-песен подошла бы вам в
качестве гимна?» — большинство, я думаю, назвало бы «Рок-н-ролл мёртв»
«Аквариума»…»
— Артемий
Троицкий
Какие
нервные лица - быть беде;
Я помню,
было небо, я не помню где;
Мы
встретимся снова, мы скажем "Привет", -
В этом
есть что-то не то;
Рок-н-ролл
мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл
мертв, а я-а;
Те, что
нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл
мертв, а я еще нет,
Отныне
время будет течь по прямой;
Шаг
вверх, шаг в бок - их мир за спиной.
Я сжег их
жизнь, как ворох газет -
Остался
только грязный асфальт;
Рок-н-ролл
мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл
мертв, а я...
Те, что
нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл
мертв, а я еще нет.
Локоть к
локтю, кирпич в стене;
Мы стояли
слишком гордо - мы платим втройне:
За тех,
кто шел с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех,
кто никогда не простит нам то, что
Рок-н-ролл
мертв, а мы еще нет,
Рок-н-ролл
мертв, а мы;
Те, что
нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл
мертв, а мы...
Рок-н-ролл
мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл
мертв, а я;
Те, что
нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл
мертв, а я ...
Спустя
четверть века после написания песни «Аквариум» по-прежнему исполнял её на
концертах, а сам Гребенщиков дал ей следующую оценку:
«Вы на
каждом из своих концертов исполняете песни из альбомов, написанных в разное
время. Как вы думаете, ваши песни взрослеют вместе с вами?»
Б. Г.: «Это
смело сказано, потому что многие песни себя заявили вспышкой. И они актуальны
только в один момент. Но есть и другие. Например, понятно, что когда мы сегодня
отыграли «Рок-н-ролл мёртв» — это песня не про 82 год, эта песня про сегодня.
Каждое слово попадает на удивление точно».
(Из
интервью после концерта в Нижнем Новгороде 25 апреля 2007 года.)
Журналисты
до сих пор требуют от БГ внятного объяснения, а в ответ получают массу
объяснений невнятных.
То
Гребенщиков утверждал, что настоящий рок-н-ролл мёртв умер ещё в 1959 году, то
говорил, что его похоронили панки в конце 1970-х.
"…Когда
я пел про это, то на самом деле ничего не имел в виду, всего лишь пел песню, а
песни — материя волшебная, магическая, и не мне их интерпретировать. Но вот
ощущения свои помню хорошо: больно было наблюдать, как на моих глазах музыка,
которую я очень люблю, превращалась в застывшие штампы…"
_____________________________
БГ не мог
не придумать массу остроумных ответов на новый любимый вопрос поклонников и
журналистов: «А вот вы поете, что рок-н-ролл мертв — это правда?»
- «Всегда
есть люди, которым хочется взять в руки гитару или синтезатор, или что-то еще и
— выдать» (1999);
- «Да,
рок как стиль умер лет 20 назад. И хорошо, что умер!» (2006);
-
«Приблизительно с 1959 года :-)» (2008);
- «Для
меня музыка жива. А как она называется, мне, в общем, совершенно до лампы»
(2008);
-
«Рок-н-ролл исчез в конце 50-х — то, что было дальше, уже не рок — совсем иное»
(2011).
Песня
заняла 78-ю строчку в списке «100 лучших песен русского рока в XX веке» по
версии «Нашего Радио».
Комментариев нет:
Отправить комментарий