18
ноября 1946 (или 1939) года родилась Аманда Лир (Amanda Lear) – французская
певица, поэт, художник, актриса и модель. История Аманды Лир загадочна и таит в
себе много неразгаданных тайн. Впрочем, это лишь подогревает интерес к ней. Об
этой экстравагантной женщине ходило много слухов, которые чаще всего Аманда
сама и распространяла, окончательно запутав своих поклонников и биографов. В
1984 году вышла ее книга «Дали глазами Аманды», потрясающе недостоверная,
особенно в тех главах, где певица пишет о себе. В конце концов она сама
запуталась и теперь о себе говорит вполне космополитично: «Я - британка,
живущая во Франции, воспитанная в Испании, удочеренная Италией и любящая
Германию. Чувствую себя, как дома, только в старушке-Европе...»
Год
рождения Аманды Тэпп до сих пор не ясен. Сама певица предоставляла различную
информацию о её происхождении и сохраняла свой год рождения в секрете даже от
мужа. Большинство источников говорит о 1939 годе, однако сама Аманда в качестве
года рождения называет 1946, а также 1948 и 1950 года рождения.
Аманда
Тэпп, по отцу англичанка, по матери - русско-монгольского происхождения,
родилась в Гонконге. В очень раннем возрасте у девочки прорезался интерес к
изучению иностранных языков. И уже к 18 годам к двум родным языкам
(французскому и английскому) Аманда прибавила разговорные немецкий, испанский и
итальянский. Вдобавок к этому молодое дарование не на шутку увлеклось
рисованием и в 16 лет умчалось учиться в Париж, перед тем как получить
законченное среднее образование в лондонской школе.
В
Лондоне все и началось. Аманду пригласили в одно из самых популярных в Европе
модельных агентств, которым руководила Кэтрин Харле. Через год девушку было не
узнать. Она демонстрировала коллекции Ив Сен-Лорана и Пако Рабанна в Париже.
Там же она завела знакомство с Сальвадором Дали, для которого оставалась музой,
моделью и близким другом почти пятнадцать лет. В период с 1965 по 1973 годы
Аманда сменила множество модельных агентств, красовалась на обложках
большинства европейских журналов мод. А в 1967-м состоялся ее кинодебют в
картине режиссера Генри Ланое.
В
начале 70-х годов она познакомилась с Дэвидом Боуи, и целый год они провели
вместе. Боуи страстно желал, чтобы Аманда запела, и специально для того, чтобы
привлечь побольше внимания, запустил в прессе слух, будто Аманда Лир -
транссексуалка. Что родилась она мальчиком по имени Алан Тэпп. Однако в зрелом
возрасте он сменил пол и даже вышел (вернее, вышла) замуж за некоего Моргана
Лира. Какое-то время Аманда категорично отстаивала обе версии своего
происхождения. А Сальвадор Дали, большой любитель всего необычного, время от
времени шокировал своих знакомых, говоря об Аманде, что «она – мужчина».
Сегодня на надоевшие вопросы о том, была ли она мужчиной, Аманда раздраженно
отвечает: «На такую нелепицу, распространяемую обо мне, я даже внимания не
обращаю. Я женщина до кончиков ногтей, и это меня вполне устраивает».
Дали
по-своему привязался к Аманде. Она была красивой, умной, говорила на пяти
европейских языках, интересовалась искусством, сама пробовала писать картины.
Дали охотно появлялся с нею на публике, хоть и был на 35 лет старше. Жена
Сальвадора Дали не одобряла такого поведения мужа. На многих фотографиях из
архива Дали, в музее Фигераса, лицо соперницы просто вырезано…
После
романа с Боуи Аманда знала, где ей искать пути самовыражения. В марте 1976 года
вышел ее первый сингл «Trouble». Успех стал достаточно неожиданным. Тогда
немецкая компания Ariola приставила к молодой звезде опытного продюсера. С
помощью его композиторского таланта, ее достаточно интеллектуальных для
танцевального жанра текстов и необыкновенно низкого голоса Аманда сразу же
выделилась из когорты тысяч исполнителей.
На
Рождество 1976 года ее песня «Blood And Honey» побила все рекорды по
продаваемости и возглавила многие хит-парады. Доходы казались Аманде
астрономическими, но она продолжила позировать и ходить по подиуму, часто
отправляясь с показов прямо в студию. Дебютный альбом Аманды Лир I Am A
Photograph целых 33 недели был в немецких чартах. Говорят, что при записи
альбома саундмейкер Энтони Мон заставил ее выкурить чуть ли не блок сигарет и
только к четырем часам утра, когда певица валилась с ног от усталости, ей
удалось добиться подходящего тембра.
Надо
сказать, что Аманда обладала весьма специфическими вокальными данными. Один из
режиссеров радиопередач при трансляции ее песни «The Sрhinx» вопрошал: «Как
зовут этого парня?» После выхода альбома Sweet Revenge, когда 4 миллиона копий
было продано в более чем пятидесяти странах мира, можно было уже говорить о
европейском феномене по имени Аманда Лир.
В
апреле 1979 года Аманда вышла замуж. В Америке она повстречала Алена-Филиппа,
эстрадного продюсера, и всего через месяц знакомства в День святого Валентина
стала его женой.
Хотя
Дали не нравилось, что у Аманды была какая-то личная жизнь, помимо него, тем не
менее, Аманда была единственной женщиной, кому было позволено жить в его доме
после смерти жены. Благодаря Дали, рядом с которым Аманда прожила восемнадцать
лет, она увлеклась спиритизмом - начала беседовать с духами. Если верить
певице, голоса духов убедили Аманду в необходимости вегетарианства, в отказе от
спиртного. Ален-Филипп увлечения жены не одобрял. Как не любил и ее
подчеркнутой близости с Дали.
Двадцать
один год они с мужем были счастливы. Ален-Филипп являлся для нее супругом и
ребенком одновременно, так как детей они не завели - Аманда не захотела,
считая, что настоящий человек искусства должен быть свободен и лишен
обязательств.
С 1981
года она стала выставлять на показ свои художественные работы. Сами 80-90-е
годы были достаточно плодотворны для Аманды Лир. Выпускались альбомы.
Телевизионный магнат Сильвио Берлускони предложил ей место ведущей нового
развлекательного шоу. Она согласилась и за четыре года стала величайшей
телезвездой Италии.
Также
Аманда снималась в кино, как в эпизодических ролях: «Дядя Адольф по прозвищу
Фюрер» (1978), - так и в главных: «Одержимые сексом» (1978), «Красотки» (1998)
с Жераром Депардье. Небольшая фильмография Аманды Лир вовсе не свидетельствует
об отсутствии у нее актерского дара. Возможно, у нее просто не хватает времени.
«Феллини не раз предлагал мне сниматься у него, - рассказывает Аманда, - но
настаивал, чтобы я прибавила 15-20 килограммов. Чтобы сниматься у такого гения,
я поглощала перед сном тонны спагетти и бифштексов, заедая их пирожными с
шоколадом и взбитыми сливками... Но тщетно! Помню, разочаровавшись, Феллини
сказал: "Аманда совершенна, как зубочистка».
16
декабря 2000 года в четырехэтажном доме актрисы, художницы и звезды диско 70-х
годов Аманды Лир вспыхнул пожар. Возгорание произошло от плохо затушенного
камина - таким был вердикт полицейских. Очевидцы говорили, что огонь был
совершенно невероятным. В один миг пламя охватило дом, и у тех, кто в нем
находился, не оставалось ни малейшего шанса выжить - кто не сгорел, тот
задохнулся от дыма. В огне погибли муж певицы Ален-Филипп Маланьяк д'Аржан и их
20-летний сосед. Кроме того, сгорело 15 картин Сальвадора Дали, на протяжении
многих лет являвшегося близким другом Аманды Лир. Сама певица в это время была
в Италии - ее как раз в день пожара пригласила на развлекательную передачу одна
из телевизионных студий в Милане. После шоу Аманда и узнала эту горькую весть
из Прованса. «Лучше бы я тогда тоже погибла в огне», - скажет она потом.
Она
категорически утверждает, что никогда не обращалась к пластическим и прочим
хирургам и никогда не соблюдала диет. Лир продолжает оставаться преуспевающей
моделью, стильно одеваться, сниматься в кино, рисовать гуашью и акварелью и
вести различные шоу, такие же экстравагантные, как и она сама.
В 2013
году она вышла на подиум на показе Готье полуобнаженной. В 66-летнем возрасте!
В 2020 году снялась в двух фильмах. Творческая жизнь Аманды Лир продолжается…
Amanda Lear – I Don’t Like Disco (2012).
01 – I Don’t Like Disco
02 – What A Surprise
03 – Windsor’s Dance
04 – Money Money
05 – You’re Mad
06 – Super Hero
07 – Icon
08 – I Need Silence
09 – La Bete Et La Belle
10 – Chinese Walk
Amanda Lear first surfaced in the early '70s as a
fetishistically clothed album-cover model for Roxy Music. She was said to be a
transsexual but, as she told Interview magazine, that was just a ruse dreamed
up by her sponsor, David Bowie, to draw attention. Her importance to disco
fans, however, began in 1977, when she recorded I Am a Photograph in Germany
with production help from Tony Monn. I Am a Photograph is the first of six
sleazy, hard-to-find albums in which she flaunts a voice so heavy with low
notes it makes one wonder if she really isn't a man after all. But Lear's slow
notes are simply an exaggeration of the whiskey-voiced sultriness created by
Marlene Dietrich. That isn't to say, however, that Lear's lyrics -- or the
music's inverted proportions -- don't exploit her mythology as a kinky
concoction to the bursting point. --- Michael Freedberg, allmusic.com
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий