вторник, 21 ноября 2023 г.

Воспоминания о любимых артистах. Владимир Бунчиков родился 21 ноября 1902 года.

С именем этого исполнителя связана целая эпоха советского песенного искусства. В 1940-60-е годы, пожалуй, не было в стране человека, который не знал бы этого имени. И многие с замиранием сердца припадали к радиоприемнику, когда звучал его неповторимой красоты баритон. «Прощайте, скалистые горы», «Севастопольский вальс», «Пшеница золотая», «Летят перелетные птицы», «Грустные ивы», «Школьный вальс», «Песня о фонарике», «Шумит волна, звенит струна», «Сирень цветет» – у этих песенных шедевров разные авторы, но их объединяет певец, который дал произведениям настоящую путевку в жизнь.

Владимир Бунчиков – «Прощайте, скалистые горы»

Советский певец, лирический баритон, заслуженный артист РСФСР (1944) Владимир Александрович (Абрамович) Бунчиков родился 8 (21) ноября 1902 года в Екатеринославе в семье портного. Семья жила очень бедно и о музыкальном образовании мальчик не мог и мечтать. Когда отец с двумя братьями и сестрой Владимира эмигрировали в Америку, он в 14 лет был вынужден оставить школу и поступить на работу в табачный магазин подсобным рабочим, чтобы хоть как-то помочь маме. Старший же брат работал в местном театре машинистом-осветителем, поэтому Володя часто бывал за кулисами. Однажды, перед началом спектакля, он подошел к рампе и во весь голос запел «Тройку». В темном зале оказался помощник режиссера, который после того, как песня закончилась, подошел к юноше со словами: «Да у тебя, парень, в горле золото. Тебе бы учиться пению…».

Заветная мечта Владимира Бунчикова осуществилась только через семь лет в 1923 году, когда он поступил сначала в Симферопольское музыкальное училище, а после службы в армии был принят Днепропетровский музыкальный техникум, где учился у О.Д. Тарловской. К тому времени уже эмигрировали из страны мама и старший брат. От одиночества, как признавался артист, спасало увлечение пением.

С особой теплотой Владимир Александрович вспоминал годы учебы в Ленинграде, сразу в двух студиях у замечательных певцов Владимира Касторского и Николая Печковского.

В 1931 году, после окончания учебы в Ленинградской художественной студии молодой артист получил приглашение в Московский музыкальный театр имени В.И. Немировича-Данченко на ставку солиста-вокалиста. Здесь певец прослужит больше десяти лет, одновременно выступая на концертных площадках с эстрадными и джазовыми коллективами. В театре Бунчиков спел все ведущие партии баритона в таких операх как «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Травиата», «Риголетто», «Тоска» и других.

«В первый год работы приходилось довольно часто принимать участие в массовых сценах, – рассказывал Владимир Александрович. – Моей напарницей в танцевальных номерах была тогда еще никому не известная Любовь Орлова, которая тоже начинала в этом театре. Танцевала она, как богиня, порхала, как бабочка, а я… Одним словом, намучилась она со мной».

Уже значительно позже, когда артист выступал на эстраде, а Любовь Петровна стала настоящей звездой советского кино, они как-то встретились в одном из концертов, и во время беседы Владимир Александрович напомнил, как она учила его танцевать вальс. На что Орлова ответила: «Зато сегодняшнюю песню я уже не представляю без Владимира Бунчикова».

Владимир Бунчиков – «Вечер вальса» (1953)

14 октября 1934 года Владимир Бунчиков участвовал и в популярной программе Владимира Канделаки «Джаз-гол», которую артисты Театра Немировича-Данченко представили в Большом зале Ленинградской филармонии. Это окажется единственным выходом певца на сцену Большого зала. Певец записывался на грампластинки с коллективом Владимира Канделаки, эстрадным оркестром Виктора Кнушевицкого, ансамблем песни Всесоюзного радио под управлением Бориса Александрова.

Во время войны, в 1942-м, Бунчиков становится солистом Всесоюзного радио. Репертуар Владимира Бунчикова составляли песни советских композиторов: «Летят перелётные птицы» и «Грустные ивы» Матвея Блантера, «Песня о фонарике» Дмитрия Шостаковича, «Лирический вальс», «Прощайте, скалистые горы» Евгения Жарковского, «Белокрылые чайки» Давида Прицкера, «Услышь меня, хорошая» Василия Соловьёва-Седого, «Вернулся я на Родину» Марка Фрадкина, «Марш энтузиастов» Исаака Дунаевского.

Владимир Бунчиков – «У моря» (1953)

Многие песни артист исполнял вместе с лирическим тенором Владимиром Нечаевым, с которым познакомился в годы Великой Отечественной войны. В исполнении дуэта, проработавшего на эстраде четверть века, звучали такие популярные произведения, как «Москва майская», «Праздничная» братьев Покрасс, «Вечер на рейде», «Казачья прощальная» и «Давно мы дома не были» Василия Соловьёва-Седого, «Мы люди большого полёта» и «Вологда» Бориса Мокроусова, «Дождик» и «Ты да я, да мы с тобой» Никиты Богословского, «Прощайте, скалистые горы» Евгения Жарковского и другие. Голоса певцов очень удачно сочетались по тембру, сам дуэт был интересным и запоминающимся из-за разных манер исполнения. Взрывной, яркий и холерический Бунчиков дополнял более спокойного, лиричного, мягкого и проникновенного Нечаева. Певцов связывала большая личная дружба, которая оборвалась только со скоропостижной смертью Владимира Нечаева в 1969 году.

Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев – «Давно мы дома не были»

«В годы Великой Отечественной войны, когда наши войска освобождали города, Москва эти события отмечала салютами и праздничными концертами, – вспоминал артист. – И кроме основного выступления в Колонном зале Дома Союзов, которое транслировалось по радио, мы еще делали несколько выездных. Концерты, как правило, вел Юрий Левитан, а аккомпанировал мне и Нечаеву часто сам Василий Соловьев-Седой на аккордеоне. Мы пели перед солдатами, уходящими на фронт, и понимали, что для кого-то из них это последняя встреча с песней. Поэтому все их заявки выполняли безотказно».

Владимир Бунчиков – «Услышь меня, хорошая»

Выступая в творческом дуэте, певцы в то же время записали ряд песен соло (например, «Услышь меня, хорошая», «Размечтался солдат молодой» и т. д.), как бы конкурируя друг с другом, давая различные интерпретации одного и того же музыкального материала.

Голос Бунчикова — очень яркий, звучный и полётный лирический баритон академической постановки с заметной тремоляцией, свободно и мощно идущий наверх, в верхнем регистре звучащий как драматический тенор. Благодаря ярко выраженной высокой певческой форманте голос очень хорошо прослушивается даже на низкокачественных патефонных пластинках 1940—1950-х годов. Такой голос сочетается с мощным драматическим темпераментом певца, Бунчиков поёт с огромным эмоциональным подъёмом, с большим вдохновением, оптимизмом и экстраверсией, резко усиливая положительный, радостный эмоциональный посыл песенного текста. Особенно удачны маршевые, оптимистические песни «Марш энтузиастов», «Летят перелётные птицы» и т. д. Бунчиков стал первым и непревзойдённым исполнителем песни «Летят перелётные птицы», придал ей всесоюзную и очень устойчивую во времени популярность.

Владимир Бунчиков – «Летят перелётные птицы»

За пятьдесят лет певческой деятельности Владимир Бунчиков объездил всю страну, что называется, вдоль и поперек, принимал участие в зарубежных гастролях. Он получал огромное количество писем от своих поклонников, причем на некоторых был указан адрес: «Москва, Большой театр. Бунчикову В.А.». То есть слушатели были уверены, что артист с таким мощным, необыкновенной красоты голосом мог петь только в Большом театре. Хотя в репертуаре Владимира Александровича действительно были оперные произведения, и он активно участвовал в записи на радио опер и оперетт вместе с прославленными солистами Большого театра. У меня хранится альбом грампластинок с записью оперетты И.Кальмана «Марица», где партию Тасилло блестяще исполнил Владимир Бунчиков.

Безусловно, талант певца был многогранным. Но все же главное место в его творчестве занимала песня. Неудивительно, что Матвей Блантер назвал артиста одним из создателей классического стиля в исполнении песни.

«Когда я слушаю Бунчикова, то ощущаю, что его голос, его тембр, его темперамент делают любую песню особенно душевной, напевной, пленительной», – отмечал Матвей Исаакович. А Исаак Дунаевский на подаренной исполнителю фотографии написал: «Моему любимому певцу, пропагандисту советской песни, превосходному Владимиру Бунчикову с благодарностью».

В репертуаре артиста была не одна сотня песен самых известных и любимых в народе композиторов – Дмитрия Шостаковича, Бориса Мокроусова, Марка Фрадкина, Оскара Фельцмана, Никиты Богословского, Евгения Жарковского, Юрия Слонова, Сигизмунда Каца…

Владимир Бунчиков – «Севастопольский вальс»

«Боже мой, какой это был голос! – писал о певце композитор Эдуард Колмановский. – Совершенно особенный, неповторимый, горячий, сильный, живой, трепетный, страстный. Он узнавался мгновенно, и вы тут же поддавались его властному, завораживающему влиянию. Этот голос, говоря словами поэта, «громаду лет прорвет».

Иван Семенович Козловский, который долгие годы дружил с певцом и высоко ценил его талант, часто вспоминал, как обычно скупой на похвалу Владимир Иванович Немирович-Данченко, послушав в исполнении Бунчикова партию Жермона в «Травиате» Верди, поглаживая бородку, говорил: «Молодец!».

А замечательный артист Владимир Канделаки на подаренной Бунчикову книге написал: «Володя, ты чудесный певец! Я учился у тебя петь и благодарен за то, что нас свела судьба!».

Владимир Александрович всегда помнил о своих корнях, об Украине. Когда мы с ним встречались, расспрашивал об украинских исполнителях, за творчеством которых с интересом следил.

Легенда душевной песни Владимир Бунчиков прошел большой жизненный путь и скончался в 92 года. Должен сказать, что голос не подводил певца даже в преклонном возрасте. Он пел с концертной эстрады как на свое 80-летие, так и на 90-летний юбилей. И зрители, как и прежде, восторженно принимали любимого исполнителя.

Когда 17 марта 1995 года артиста не стало, по одному из центральных каналов телевидения прошло короткое сообщение: «Ушел из жизни всенародно любимый певец Владимир Александрович Бунчиков». В.А. Бунчиков похоронен на 21-м участке Головинского кладбища. На надгробии певца выгравированы строки песни «Летят перелётные птицы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий