С именем
этого исполнителя связана целая эпоха советского песенного искусства. В
1940-60-е годы, пожалуй, не было в стране человека, который не знал бы этого
имени. И многие с замиранием сердца припадали к радиоприемнику, когда звучал
его неповторимой красоты баритон. «Прощайте, скалистые горы», «Севастопольский
вальс», «Пшеница золотая», «Летят перелетные птицы», «Грустные ивы», «Школьный
вальс», «Песня о фонарике», «Шумит волна, звенит струна», «Сирень цветет» – у
этих песенных шедевров разные авторы, но их объединяет певец, который дал
произведениям настоящую путевку в жизнь.
Советский
певец, лирический баритон, заслуженный артист РСФСР (1944) Владимир
Александрович (Абрамович) Бунчиков родился 8 (21) ноября 1902 года в
Екатеринославе в семье портного. Семья жила очень бедно и о музыкальном
образовании мальчик не мог и мечтать. Когда отец с двумя братьями и сестрой
Владимира эмигрировали в Америку, он в 14 лет был вынужден оставить школу и
поступить на работу в табачный магазин подсобным рабочим, чтобы хоть как-то
помочь маме. Старший же брат работал в местном театре машинистом-осветителем,
поэтому Володя часто бывал за кулисами. Однажды, перед началом спектакля, он
подошел к рампе и во весь голос запел «Тройку». В темном зале оказался помощник
режиссера, который после того, как песня закончилась, подошел к юноше со
словами: «Да у тебя, парень, в горле золото. Тебе бы учиться пению…».
Заветная
мечта Владимира Бунчикова осуществилась только через семь лет в 1923 году,
когда он поступил сначала в Симферопольское музыкальное училище, а после службы
в армии был принят Днепропетровский музыкальный техникум, где учился у О.Д.
Тарловской. К тому времени уже эмигрировали из страны мама и старший брат. От
одиночества, как признавался артист, спасало увлечение пением.
С особой
теплотой Владимир Александрович вспоминал годы учебы в Ленинграде, сразу в двух
студиях у замечательных певцов Владимира Касторского и Николая Печковского.
В 1931
году, после окончания учебы в Ленинградской художественной студии молодой
артист получил приглашение в Московский музыкальный театр имени В.И. Немировича-Данченко
на ставку солиста-вокалиста. Здесь певец прослужит больше десяти лет,
одновременно выступая на концертных площадках с эстрадными и джазовыми
коллективами. В театре Бунчиков спел все ведущие партии баритона в таких операх
как «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Травиата», «Риголетто», «Тоска» и
других.
«В первый
год работы приходилось довольно часто принимать участие в массовых сценах, –
рассказывал Владимир Александрович. – Моей напарницей в танцевальных номерах
была тогда еще никому не известная Любовь Орлова, которая тоже начинала в этом
театре. Танцевала она, как богиня, порхала, как бабочка, а я… Одним словом,
намучилась она со мной».
Уже
значительно позже, когда артист выступал на эстраде, а Любовь Петровна стала
настоящей звездой советского кино, они как-то встретились в одном из концертов,
и во время беседы Владимир Александрович напомнил, как она учила его танцевать
вальс. На что Орлова ответила: «Зато сегодняшнюю песню я уже не представляю без
Владимира Бунчикова».
14
октября 1934 года Владимир Бунчиков участвовал и в популярной программе
Владимира Канделаки «Джаз-гол», которую артисты Театра Немировича-Данченко
представили в Большом зале Ленинградской филармонии. Это окажется единственным
выходом певца на сцену Большого зала. Певец записывался на грампластинки с коллективом
Владимира Канделаки, эстрадным оркестром Виктора Кнушевицкого, ансамблем песни
Всесоюзного радио под управлением Бориса Александрова.
Во время
войны, в 1942-м, Бунчиков становится солистом Всесоюзного радио. Репертуар
Владимира Бунчикова составляли песни советских композиторов: «Летят перелётные
птицы» и «Грустные ивы» Матвея Блантера, «Песня о фонарике» Дмитрия
Шостаковича, «Лирический вальс», «Прощайте, скалистые горы» Евгения
Жарковского, «Белокрылые чайки» Давида Прицкера, «Услышь меня, хорошая» Василия
Соловьёва-Седого, «Вернулся я на Родину» Марка Фрадкина, «Марш энтузиастов»
Исаака Дунаевского.
Многие
песни артист исполнял вместе с лирическим тенором Владимиром Нечаевым, с
которым познакомился в годы Великой Отечественной войны. В исполнении дуэта,
проработавшего на эстраде четверть века, звучали такие популярные произведения,
как «Москва майская», «Праздничная» братьев Покрасс, «Вечер на рейде», «Казачья
прощальная» и «Давно мы дома не были» Василия Соловьёва-Седого, «Мы люди
большого полёта» и «Вологда» Бориса Мокроусова, «Дождик» и «Ты да я, да мы с
тобой» Никиты Богословского, «Прощайте, скалистые горы» Евгения Жарковского и
другие. Голоса певцов очень удачно сочетались по тембру, сам дуэт был
интересным и запоминающимся из-за разных манер исполнения. Взрывной, яркий и
холерический Бунчиков дополнял более спокойного, лиричного, мягкого и
проникновенного Нечаева. Певцов связывала большая личная дружба, которая
оборвалась только со скоропостижной смертью Владимира Нечаева в 1969 году.
«В годы
Великой Отечественной войны, когда наши войска освобождали города, Москва эти
события отмечала салютами и праздничными концертами, – вспоминал артист. – И
кроме основного выступления в Колонном зале Дома Союзов, которое
транслировалось по радио, мы еще делали несколько выездных. Концерты, как
правило, вел Юрий Левитан, а аккомпанировал мне и Нечаеву часто сам Василий
Соловьев-Седой на аккордеоне. Мы пели перед солдатами, уходящими на фронт, и
понимали, что для кого-то из них это последняя встреча с песней. Поэтому все их
заявки выполняли безотказно».
Выступая
в творческом дуэте, певцы в то же время записали ряд песен соло (например,
«Услышь меня, хорошая», «Размечтался солдат молодой» и т. д.), как бы конкурируя
друг с другом, давая различные интерпретации одного и того же музыкального
материала.
Голос
Бунчикова — очень яркий, звучный и полётный лирический баритон академической
постановки с заметной тремоляцией, свободно и мощно идущий наверх, в верхнем регистре
звучащий как драматический тенор. Благодаря ярко выраженной высокой певческой
форманте голос очень хорошо прослушивается даже на низкокачественных патефонных
пластинках 1940—1950-х годов. Такой голос сочетается с мощным драматическим
темпераментом певца, Бунчиков поёт с огромным эмоциональным подъёмом, с большим
вдохновением, оптимизмом и экстраверсией, резко усиливая положительный,
радостный эмоциональный посыл песенного текста. Особенно удачны маршевые,
оптимистические песни «Марш энтузиастов», «Летят перелётные птицы» и т. д.
Бунчиков стал первым и непревзойдённым исполнителем песни «Летят перелётные
птицы», придал ей всесоюзную и очень устойчивую во времени популярность.
За
пятьдесят лет певческой деятельности Владимир Бунчиков объездил всю страну, что
называется, вдоль и поперек, принимал участие в зарубежных гастролях. Он
получал огромное количество писем от своих поклонников, причем на некоторых был
указан адрес: «Москва, Большой театр. Бунчикову В.А.». То есть слушатели были
уверены, что артист с таким мощным, необыкновенной красоты голосом мог петь
только в Большом театре. Хотя в репертуаре Владимира Александровича
действительно были оперные произведения, и он активно участвовал в записи на
радио опер и оперетт вместе с прославленными солистами Большого театра. У меня
хранится альбом грампластинок с записью оперетты И.Кальмана «Марица», где
партию Тасилло блестяще исполнил Владимир Бунчиков.
Безусловно,
талант певца был многогранным. Но все же главное место в его творчестве
занимала песня. Неудивительно, что Матвей Блантер назвал артиста одним из
создателей классического стиля в исполнении песни.
«Когда я
слушаю Бунчикова, то ощущаю, что его голос, его тембр, его темперамент делают
любую песню особенно душевной, напевной, пленительной», – отмечал Матвей
Исаакович. А Исаак Дунаевский на подаренной исполнителю фотографии написал: «Моему
любимому певцу, пропагандисту советской песни, превосходному Владимиру
Бунчикову с благодарностью».
В
репертуаре артиста была не одна сотня песен самых известных и любимых в народе
композиторов – Дмитрия Шостаковича, Бориса Мокроусова, Марка Фрадкина, Оскара
Фельцмана, Никиты Богословского, Евгения Жарковского, Юрия Слонова, Сигизмунда
Каца…
«Боже
мой, какой это был голос! – писал о певце композитор Эдуард Колмановский. –
Совершенно особенный, неповторимый, горячий, сильный, живой, трепетный,
страстный. Он узнавался мгновенно, и вы тут же поддавались его властному,
завораживающему влиянию. Этот голос, говоря словами поэта, «громаду лет
прорвет».
Иван
Семенович Козловский, который долгие годы дружил с певцом и высоко ценил его
талант, часто вспоминал, как обычно скупой на похвалу Владимир Иванович
Немирович-Данченко, послушав в исполнении Бунчикова партию Жермона в «Травиате»
Верди, поглаживая бородку, говорил: «Молодец!».
А
замечательный артист Владимир Канделаки на подаренной Бунчикову книге написал: «Володя,
ты чудесный певец! Я учился у тебя петь и благодарен за то, что нас свела
судьба!».
Владимир
Александрович всегда помнил о своих корнях, об Украине. Когда мы с ним
встречались, расспрашивал об украинских исполнителях, за творчеством которых с
интересом следил.
Легенда
душевной песни Владимир Бунчиков прошел большой жизненный путь и скончался в 92
года. Должен сказать, что голос не подводил певца даже в преклонном возрасте.
Он пел с концертной эстрады как на свое 80-летие, так и на 90-летний юбилей. И
зрители, как и прежде, восторженно принимали любимого исполнителя.
Когда 17
марта 1995 года артиста не стало, по одному из центральных каналов телевидения
прошло короткое сообщение: «Ушел из жизни всенародно любимый певец Владимир
Александрович Бунчиков». В.А. Бунчиков похоронен на 21-м участке Головинского
кладбища. На надгробии певца выгравированы строки песни «Летят перелётные
птицы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий