Поп-рок
Седьмой
студийный альбом шведского квартета, выпущенный 3 ноября 1980 года. В СССР этот альбом не вышел, потому что после
ввода советских войск в Афганистан в конце 1979-го, "холодная война" изрядно
похолодела, и Запад стремился изолировать Советский Союз любыми путями.
«Super Trouper» считается многими фанами и критиками одним из лучших альбомов группы ABBA. Отмечают почти безупречное содержание, порядок песен, их аранжировки (где доминирует полюбившийся в то время Бенни универсальный синтезатор Yamaha GX-1) и продюсерскую работу. Как сказал про «Super Trouper» Майкл Третов — незаменимый звукорежиссёр АББы: "он выделяется как альбом, а не просто коллекция песен". Только тот факт, что все песни в «Super Trouper» сильны сами по себе, объясняет, что из альбома вышло всего два выдающихся хита — «The Winner Takes It All» и заглавная вещь «Super Trouper». Впрочем, не менее широко известны как минимум ещё две песни: «Happy New Year» и «Lay All Your Love on Me».
«The
Winner Takes It All» — несомненно один из величайших шедевров не только АББы,
но и поп-музыки в целом. Её перепевали и перепевают сотни артистов — каверов не
счесть, на любой вкус и цвет... Эта песня, как обычно, плод сотрудничества
Бьорна Ульваеса и Бенни Андерссона, а исполняет ее Агнета Фельтског и звучит
она как реальное переживание недавнего развода Фельтског с Ульваесом в 1979
году. Бьорн Ульваес неоднократно отрицал прямую связь этой песни со своим
разводом, говоря, что в основе её действительно "опыт развода, но
выдуманный. В нашем случае не было ни победителей, ни проигравших. Многие
думают, что сюжет взят из реальности, но это не так". Один американский
критик по имени Чак Клостерман считает, что в отрицание Ульваеса трудно поверить,
исходя из оригинального названия песни, ведь первоначально она называлась «The
Story of My Life». Клостерман пишет: «“The Winner Takes It All“ — единственная
в мире поп-песня, в которой человек, разговаривающий с тем, кто его бросил,
ощущает собственную вину в этом».
Сама
Агнета неоднократно заявляла, что «The Winner Takes It All» — её любимая песня
АББы и отмечала отличный подбор слов в ней, но тоже отрицала, будто эта песня
про них с Ульваесом, утверждая, что она не была проигравшей в этом разводе. По
регулярным телеопросам, проводившимся в Великобритании, «The Winner Takes It
All» с завидным постоянством называется лучшей песней группы ABBA. А по опросу
пятого британского телеканала в 2006-ом «The Winner Takes It All» была названа
"Самой любимой в Британии песней про расставание". Да, вот ещё
любопытный факт: ABBA никогда не исполняла «The Winner Takes It All» живьём на
концерте.
«Super
Trouper» — это торговая марка американской фирмы "Сильное Развлекательное
Освещение", под которой выпускаются прожектора для освещения концертных и
театральных сцен, цирковых арен и т.п. Имя «Super Trouper» давно уже стало в
мире шоубизнеса нарицательным для прожекторов, софитов, в лучах которых
купаются на сцене звёзды кино, театра, музыки. ABBA не первыми воспели эту марку
— ещё в 1973 году Deep Purple в альбоме «Who Do We Think We Are» записали песню
с точно таким же названием «Super Trouper», имея в виду те же самые прожектора.
Неизвестно, заплатила ли им всем фирма, продукцию которой музыканты столь
бескорыстно воспели.
Дизайнер
обложки «Super Trouper» Руне Сёдерквист решил обыграть эту тему с прожектором и
сфотографировать квартет ABBA в окружении всяких циркачей на площади Пиккадилли
в Лондоне. Почему именно там? Возможно потому что в названии этой площади
звучит слово "цирк" — "circus" (так в Англии называли
круглые городские площади). Осуществить идею в Лондоне не удалось, ибо как
оказалось, там со средневековых лет существует закон, запрещающий появляться в
центре Лондона всяким циркачам и их животным. Тогда фотосессию устроили в
родном Стокгольме на киностудии "Европа", куда собрали работников
двух местных цирков.
Со времён
битловского "Сержанта Пеппера" пошла мода собирать побольше народу у
себя на обложке, но в данном случае сколько бы ни было людей в кадре, все они
тонут во мраке, оставляя в центре внимания лишь подсвеченную прожекторами АББу,
да несколько их друзей (руководители Polar Music, дети менеджеров АББы, а также
шведский певец Томас Ледин. Эта же фотосессия послужила материалом для
видеоклипа к песне «Super Trouper». Интересно, что сама песня ещё не была тогда
написана, была только её идея. Самое смешное, что в клипе сняли прожектора
почему-то не воспеваемой марки «Super Trouper», но конкурентные CCT Silhouette.
Судя по
всему, название для альбома так же возникло в последнюю очередь, как и сама
заглавная песня, написанная и записанная последней из всех песен «Super
Trouper».
Альбом
был необычайно популярен в Великобритании, где стал не только шестым по счету
альбомом АББы, возглавившим британские чарты, но и был признан "альбомом
года" в конце 1980-го. Super Trouper возглавлял хит-парады также в ФРГ
(где стал платиновым), Голландии, Швеции и Норвегии и даже в Штатах достиг
небывалой для АББы высоты — №17 в Биллборде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий