Эти песни отцами завещаны нам не напрасно.
Чтобы помнили, верили, бились за правду свою.
Мир устроен для всех, много песен хороших и
разных.
Неужели о нас сыновья ничего не споют?
Какие бы
запоздалые проклятия не посылались в адрес Владимира Ильича Ленина и
большевиков, каким бы разгулом бесовских, сатанинских сил не объявлялся
некоторыми псевдоисториками Октябрьский переворот, а все-таки книга
американского журналиста Джона Рида названа как нельзя более точно – «Десять
дней, которые потрясли мир». Именно мир, а не единственно Россию. И песни
запели другие – призывные, маршевые, а не декадентско-слезливые или романтически-томные.
Революционные
песни, сыгравшие огромную роль в героической борьбе и повседневном быту народа,
отличались разнообразием жанров: революционные песни-гимны, боевые походные
песни, лирико-повествовательные, веселые молодежные песни, задорные, хлесткие
частушки. Они звучали повсюду: на улицах и площадях, на демонстрациях и
революционных празднествах, на собраниях и митингах, в частях Красной Армии и
Флота, в боевом походе и на привале.
Песенное
творчество этого времени можно разделить на несколько групп:
Революционные
песни-гимны, известные и распространившиеся в России еще до Великой Октябрьской
социалистической революции. В числе их «Интернационал» (ставший государственным
гимном Советской республики), «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Рабочая
марсельеза», «Похоронный марш» («Вы жертвою пали в борьбе роковой»), «Замучен
тяжелой неволей», «Красное знамя», «Мы кузнецы».
Песни,
возникшие в результате переосмысления старых популярных мелодий, которые пелись
с новыми революционными текстами. Таковы «Смело мы в бой пойдем за власть
Советов», «Моряк», «Гей, по дороге войско красное идет», «Мы красные солдаты»,
«Проводы», «Расстрел коммунаров».
Новые
песни о событиях гражданской войны, созданные преимущественно в различных
дивизиях и частях Красной Армии и партизанами гражданской войны: «Гулял по
Уралу Чапаев-герой», «Из-за лесу», «Песня 27-й дивизии», «По долинам», «По
сибирским тайгам и долинам партизанский отряд проходил», «Не вейтеся, чайки».
Песни,
сочиненные профессионалами-музыкантами, — «Марш Буденного» Дм. Покрасса, «Песня
Коммуны» А. Митюшина, «Красная Армия всех сильней» Сам. Покрасса.
«НА
ВРАГОВ СВОИХ ПОДНЯЛ ДУБИНУ!»
Одной из
таких вещей, как бы предваряющих, благословляющих и исторически предвосхищающих
произошедший социальный переворот, конечно, стала «Дубинушка». Исполнять песни
октябрьской революции не брезговал и сам Фёдор Шаляпин, за что, собственно, и пострадал
– величайшим распоряжением императора Николая II было велено «удалить босяка из
императорских театров». Поэт В. Маяковский потом напишет: «И песня, и стих –
это бомба и знамя». Так вот, «Дубинушка» и стала такой песней-бомбой.
Рафинированные
эстеты морщились и поспешно затыкали уши – совсем как когда-то маститые
академики брезгливо отворачивались от картины И. Репина «Бурлаки на Волге».
Кстати, и в песне речь идет о них, с них ведет начало еще безмолвный, грозный
русский протест, вылившийся затем в две революции с небольшим интервалом.
ПОХОЖИ,
НО НЕ НА ОДНО ЛИЦО!
Стилистика
и лексический строй песен Октябрьской революции обладают рядом характерных
особенностей, делающих их узнаваемыми: на тематическом уровне – стремление к
немедленным активным действиям, что выражается глаголами повелительного
наклонения: «проложим», «пойдём», «окрепнем», «лети» и др.; частое употребление
общего «мы» вместо узко личностного «я» уже в первых строчках популярных песен:
«Смело мы в бой пойдём», «Смело, товарищи, в ногу», «Вышли мы все из народа»,
«Наш паровоз, вперёд лети» и т.д.; набор идеологических штампов, характерных
для этого переходного времени: «труд – владыка мира», заря новой жизни,
«мозолистая рука» пролетариата, «последний, смертный бой», крепость боевого
духа, «царство свободы», стремление раздуть «пожар мировой» и проч.; резкое
идеологическое размежевание на «своих» и «чужих», на «наших» и «не наших»:
«белая армия, черный барон» – «Красная Армия всех сильней»; энергичный,
маршевый, походный ритм с многозначительным, легко запоминающимся припевом;
наконец, максимализм, выражающийся в готовности умереть как один в борьбе за
правое дело.
И
ДОПИСЫВАЛИ, И ПЕРЕПИСЫВАЛИ…
Песня
«Белая армия, чёрный барон», написанная по горячим следам Октябрьской революции
поэтом П. Григорьевым и композитором С. Покрассом, вначале содержала упоминание
Троцкого, исчезнувшее затем по цензурным соображениям, а в 1941 году
видоизменилась уже с именем Сталина. Она была популярна в Испании и Венгрии, её
ненавидели белоэмигранты:
БЕЗ
НЕМЦЕВ НЕ ОБОШЛОСЬ…
Интересна
история песни «Молодая гвардия», стихи которой приписываются комсомольскому поэту
А. Безыменскому. В действительности же, Безыменский был лишь переводчиком и
небесталанным интерпретатором оригинального немецкого текста поэта Юлиуса
Мозена в более позднем варианте еще одного немца – А. Айльдерманна. Посвящено
это стихотворение памяти предводителя восстания против наполеоновской тирании
Андреаса Гофера, имевшего место в далеком 1809-м году. Называется исходная
песня «Zu Mantua in Banden». Вот версия времён ГДР:
Из
куплетов времён Первой мировой войны «Слыхали, деды» произросла еще одна песня
октябрьской революции – «Смело мы в бой пойдём». В Добровольческой белой армии
её тоже пели, но, разумеется, с другими словами. Так что об одном авторе
говорить не приходится.
Еще одна
история с немецким прологом. Отбывавший заключение в Таганской тюрьме
революционер Леонид Радин в 1898 году набросал несколько четверостиший песни,
снискавшей вскоре известность по первой же строке – «Смело, товарищи, в ногу».
Музыкальной основой или «рыбой» послужила песня немецких студентов, участников
Силезского землячества. Пели эту песню и корниловцы, и даже нацисты,
«перелопатив» текст до неузнаваемости.
ПОЙТЕ ГДЕ
УГОДНО!
Октябрьская
революция выдвинула целую плеяду талантливых полководцев-самородков. Некоторые
служили еще при царском режиме, а затем их знания и опыт востребовали
большевики. Горький парадокс времени в том, что к концу 30-х гг. в живых
оставалось только двое – Ворошилов и Будённый. В 20-е же годы многие с упоением
распевали «Марш Буденного» композитора Дмитрия Покрасса и поэта А. д’Актиля.
Курьезно, что одно время песню даже пытались запретить как
фольклорно-свадебную. Хорошо, что вовремя одумались.
НОВОЕ В
МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Октябрьская
революция преобразила музыкальную жизнь страны, внесла много нового в ее
содержание и формы. Концерты проводились не только в привычной обстановке
концертных залов, театров, но и в рабочих клубах, в воинских частях, во время
митингов на вокзалах перед отправкой войск на фронт, в агитвагонах.
В первые
годы Советской власти развернулась широкая пропаганда классического наследия и
народного творчества. Центром музыкально-просветительской работы стал
Музыкальный отдел Наркомпроса (МУЗО).
Проводились
тематические концерты со вступительными лекциями и пояснениями. Музыкальное
образование стало доступным народу. И немало талантов, вышедших из трудовой
среды, получили свободный доступ в музыкальные школы, училища и консерватории.
Начинает развиваться и музыкальная самодеятельность. В фабричных и заводских
клубах, в частях Красной Армии и Флота создаются хоровые и драматические
кружки, духовые оркестры, оркестры народных инструментов. Ставятся музыкальные
инсценировки на политически актуальные темы.
Революция
вызвала к жизни и такие новые формы, как театрализованные музыкальные
представления. На улицах и площадях Петрограда состоялись массовые празднества
в ознаменование побед Советской республики и окончания гражданской войны.
«Декорациями служили колонны Фондовой биржи, арка Главного штаба и т. д. В
представлении «К мировой коммуне» приняли участие четыре тысячи человек, а во «Взятии
Зимнего» — шесть тысяч. В этих спектаклях участвовали большие оркестровые и
хоровые коллективы, а в пение вовлекались все присутствующие».
Вот
опубликованные в 50—60-е годы ранее неизвестные факты музыкальной жизни в
первые годы после Октября.
«...Навсегда запомнилось торжественное шествие
посланцев трудящихся мира, следовавших во главе с Владимиром Ильичом меж
белоснежных шпалер балтийских моряков, составивших бескрайний живой коридор
почетного караула через всю площадь. И не забыть потрясающего момента, когда
под гром пушек с верхов Петропавловской крепости, над Марсовым полем, над
Инженерным замком, над всем городом поплыла призывно скорбная мелодия траурного
марша из „Гибели богов" [Р. Вагнера]»". Исполнителем был сводный духовой
оркестр в составе пятисот человек, дирижировал А. Маргулян.
Октябрьская
революция - явление глобального масштаба, изменившее мировую историю, оказавшее
влияние на все стороны жизни России. «Великая Октябрьская социалистическая
революция открыла новую эру в истории человечества — эру крушения капитализма и
утверждения коммунизма. Социализм восторжествовал в Стране Советов, одержал
решающие победы в странах народной демократии, стал практическим делом сотен
миллионов людей, знаменем революционного движения рабочего класса всего мира».
Всемирно-исторической
победой Октябрьской революции открылась новая эра и в развитии мировой
культуры. Ещё в 1918 году Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства
в советском обществе: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими
глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть
понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю
этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Писатели
и поэты, художники и музыканты призваны были воспитывать народ своим искусством
в духе беззаветной преданности пролетарской революции и ненависти к старому
миру насилия и рабства.
Революция
сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко
раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда
пришли необычные зрители и слушатели: -рабочие и крестьяне, красногвардейцы и
матросы. «Новый зритель оказался чрезвычайно театральным; он приходил в театр
не мимоходом, а с трепетом и ожиданием чего-то важного, невиданного».
Советская
многонациональная музыка — стала началом нового этапа музыкальной культуры.
Октябрьская революция создала условия для гармонического развития всех наций и
народностей страны, для осуществления тезиса «искусство принадлежит народу».
Музыка советского периода была преемственно связана с традициями прошлого и
развивала прогрессивные черты художественного наследия. Все многообразие
явлений советской музыки, отражающее богатство стилей, национальных
особенностей, форм и жанров, опирается на общие идейные основы: партийность,
Народность в музыке, гуманизм, гражданственность, верность жизненной правде.
Советская
музыка активно участвовала в жизни общества: сформировала идейные убеждения,
воспитала высокие нравственные качества и эстетические вкусы людей. В ней
находят отражение благородные идеи революционного преобразования мира,
построения коммунистического общества. В плодотворном сотрудничестве старых
мастеров и молодежи ширится и обогащается многонациональная музыкальная
культура страны.
При
написании поста использована статья Павла Малофеева (https://music-education.ru/pesni-oktyabrskoj-revolyutsii/)
и другие материалы, найденные в Интернете.
Под катом
вы сможете ознакомится с песнями времен Октябрьской революции и Гражданской
войны в исполнении Академического большого хора Всесоюзного радио и
Центрального телевидения, Камерного хора Ленинградского государственного
института культуры им. Крупской, Ансамбля песни и пляски Российской армии имени
А. В. Александрова, Бориса Гмыри, Марка Решетина и других.
«Песни
российского пролетариата» (1998 г.).
Треклист:
1. Интернационал - Академический большой
хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Большой симфонический оркестр
Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Пьер Дегейтер - Эжен Потье,
Аркадий Коц)
2. Варшавянка - Камерный хор
Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской
(Неизвестен - Вацлав Свенцицкий, Глеб Кржижановский)
3. Дубинушка - Владимир Панкратов,
Камерный хор Ленинградского государственного института культуры им. Крупской
(Без музыки - Александр Ольхин)
4. По морям, по волнам - Ансамбль песни
Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Неизвестен - Василий Межевич)
5. Смело, товарищи в ногу - Камерный хор
Ленинградского государственного института культуры им. Крупской (Леонид Радин -
Леонид Радин)
6. Вы жертвою пали - Академический большой
хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Без музыки - Антон
Архангельский)
7. Наш паровоз - Государственный
Московский хор (Павел Зубаков - Борис Скорбин)
8. Рабочая Марсельеза - Камерный хор
Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской (Клод
Жозеф Руже де Лиль - Пётр Лавров)
9. По долинам и по взгорьям - Ансамбль
песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова (Илья Атуров,
Александр Александров - Пётр Парфёнов, Сергей Алымов)
10. Орлёнок - Академический большой хор
Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Валентина Левко,
Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Виктор
Белый - Яков Шведов)
11. Там вдали за рекой - Государственный
Академический русский хор (Без музыки - Николай Кооль)
12. Раскинулось море широко - Борис Гмыря,
Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова (Александр
Гурилёв - Николай Щербина, Георгий Зубарев)
13. Славное море, священный Байкал - Марк Решетин, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова (Народная - Дитрий Давыдов)
Скачать:
Комментариев нет:
Отправить комментарий