вторник, 7 ноября 2023 г.

С Праздником, товарищи! «Песни Великой Октябрьской Социалистической революции» (1917 г.).

Эти песни отцами завещаны нам не напрасно.

Чтобы помнили, верили, бились за правду свою.

Мир устроен для всех, много песен хороших и разных.

Неужели о нас сыновья ничего не споют?

Какие бы запоздалые проклятия не посылались в адрес Владимира Ильича Ленина и большевиков, каким бы разгулом бесовских, сатанинских сил не объявлялся некоторыми псевдоисториками Октябрьский переворот, а все-таки книга американского журналиста Джона Рида названа как нельзя более точно – «Десять дней, которые потрясли мир». Именно мир, а не единственно Россию. И песни запели другие – призывные, маршевые, а не декадентско-слезливые или романтически-томные.

Революционные песни, сыгравшие огромную роль в героической борьбе и повседневном быту народа, отличались разнообразием жанров: революционные песни-гимны, боевые походные песни, лирико-повествовательные, веселые молодежные песни, задорные, хлесткие частушки. Они звучали повсюду: на улицах и площадях, на демонстрациях и революционных празднествах, на собраниях и митингах, в частях Красной Армии и Флота, в боевом походе и на привале.

«Интернационал».

Песенное творчество этого времени можно разделить на несколько групп:

Революционные песни-гимны, известные и распространившиеся в России еще до Великой Октябрьской социалистической революции. В числе их «Интернационал» (ставший государственным гимном Советской республики), «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Рабочая марсельеза», «Похоронный марш» («Вы жертвою пали в борьбе роковой»), «Замучен тяжелой неволей», «Красное знамя», «Мы кузнецы».

Песни, возникшие в результате переосмысления старых популярных мелодий, которые пелись с новыми революционными текстами. Таковы «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», «Моряк», «Гей, по дороге войско красное идет», «Мы красные солдаты», «Проводы», «Расстрел коммунаров».

Новые песни о событиях гражданской войны, созданные преимущественно в различных дивизиях и частях Красной Армии и партизанами гражданской войны: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Из-за лесу», «Песня 27-й дивизии», «По долинам», «По сибирским тайгам и долинам партизанский отряд проходил», «Не вейтеся, чайки».

Песни, сочиненные профессионалами-музыкантами, — «Марш Буденного» Дм. Покрасса, «Песня Коммуны» А. Митюшина, «Красная Армия всех сильней» Сам. Покрасса.

«НА ВРАГОВ СВОИХ ПОДНЯЛ ДУБИНУ!»

Одной из таких вещей, как бы предваряющих, благословляющих и исторически предвосхищающих произошедший социальный переворот, конечно, стала «Дубинушка». Исполнять песни октябрьской революции не брезговал и сам Фёдор Шаляпин, за что, собственно, и пострадал – величайшим распоряжением императора Николая II было велено «удалить босяка из императорских театров». Поэт В. Маяковский потом напишет: «И песня, и стих – это бомба и знамя». Так вот, «Дубинушка» и стала такой песней-бомбой.

«Дубинушка» - Ф.И. Шаляпин и хор Николаевского.

Рафинированные эстеты морщились и поспешно затыкали уши – совсем как когда-то маститые академики брезгливо отворачивались от картины И. Репина «Бурлаки на Волге». Кстати, и в песне речь идет о них, с них ведет начало еще безмолвный, грозный русский протест, вылившийся затем в две революции с небольшим интервалом.

ПОХОЖИ, НО НЕ НА ОДНО ЛИЦО!

Стилистика и лексический строй песен Октябрьской революции обладают рядом характерных особенностей, делающих их узнаваемыми: на тематическом уровне – стремление к немедленным активным действиям, что выражается глаголами повелительного наклонения: «проложим», «пойдём», «окрепнем», «лети» и др.; частое употребление общего «мы» вместо узко личностного «я» уже в первых строчках популярных песен: «Смело мы в бой пойдём», «Смело, товарищи, в ногу», «Вышли мы все из народа», «Наш паровоз, вперёд лети» и т.д.; набор идеологических штампов, характерных для этого переходного времени: «труд – владыка мира», заря новой жизни, «мозолистая рука» пролетариата, «последний, смертный бой», крепость боевого духа, «царство свободы», стремление раздуть «пожар мировой» и проч.; резкое идеологическое размежевание на «своих» и «чужих», на «наших» и «не наших»: «белая армия, черный барон» – «Красная Армия всех сильней»; энергичный, маршевый, походный ритм с многозначительным, легко запоминающимся припевом; наконец, максимализм, выражающийся в готовности умереть как один в борьбе за правое дело.

И ДОПИСЫВАЛИ, И ПЕРЕПИСЫВАЛИ…

Песня «Белая армия, чёрный барон», написанная по горячим следам Октябрьской революции поэтом П. Григорьевым и композитором С. Покрассом, вначале содержала упоминание Троцкого, исчезнувшее затем по цензурным соображениям, а в 1941 году видоизменилась уже с именем Сталина. Она была популярна в Испании и Венгрии, её ненавидели белоэмигранты:

«Белая Армия, черный Барон» - Иван Баранов.

БЕЗ НЕМЦЕВ НЕ ОБОШЛОСЬ…

Интересна история песни «Молодая гвардия», стихи которой приписываются комсомольскому поэту А. Безыменскому. В действительности же, Безыменский был лишь переводчиком и небесталанным интерпретатором оригинального немецкого текста поэта Юлиуса Мозена в более позднем варианте еще одного немца – А. Айльдерманна. Посвящено это стихотворение памяти предводителя восстания против наполеоновской тирании Андреаса Гофера, имевшего место в далеком 1809-м году. Называется исходная песня «Zu Mantua in Banden». Вот версия времён ГДР:

«Dem morgenrot entgegen» («Вперед заре навстречу»).

Из куплетов времён Первой мировой войны «Слыхали, деды» произросла еще одна песня октябрьской революции – «Смело мы в бой пойдём». В Добровольческой белой армии её тоже пели, но, разумеется, с другими словами. Так что об одном авторе говорить не приходится.

«Смело мы в бой пойдём за власть Советов».

Еще одна история с немецким прологом. Отбывавший заключение в Таганской тюрьме революционер Леонид Радин в 1898 году набросал несколько четверостиший песни, снискавшей вскоре известность по первой же строке – «Смело, товарищи, в ногу». Музыкальной основой или «рыбой» послужила песня немецких студентов, участников Силезского землячества. Пели эту песню и корниловцы, и даже нацисты, «перелопатив» текст до неузнаваемости.

«Смело товарищи в ногу».

ПОЙТЕ ГДЕ УГОДНО!

Октябрьская революция выдвинула целую плеяду талантливых полководцев-самородков. Некоторые служили еще при царском режиме, а затем их знания и опыт востребовали большевики. Горький парадокс времени в том, что к концу 30-х гг. в живых оставалось только двое – Ворошилов и Будённый. В 20-е же годы многие с упоением распевали «Марш Буденного» композитора Дмитрия Покрасса и поэта А. д’Актиля. Курьезно, что одно время песню даже пытались запретить как фольклорно-свадебную. Хорошо, что вовремя одумались.

«Марш Буденного».

НОВОЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Октябрьская революция преобразила музыкальную жизнь страны, внесла много нового в ее содержание и формы. Концерты проводились не только в привычной обстановке концертных залов, театров, но и в рабочих клубах, в воинских частях, во время митингов на вокзалах перед отправкой войск на фронт, в агитвагонах.

В первые годы Советской власти развернулась широкая пропаганда классического наследия и народного творчества. Центром музыкально-просветительской работы стал Музыкальный отдел Наркомпроса (МУЗО).

Проводились тематические концерты со вступительными лекциями и пояснениями. Музыкальное образование стало доступным народу. И немало талантов, вышедших из трудовой среды, получили свободный доступ в музыкальные школы, училища и консерватории. Начинает развиваться и музыкальная самодеятельность. В фабричных и заводских клубах, в частях Красной Армии и Флота создаются хоровые и драматические кружки, духовые оркестры, оркестры народных инструментов. Ставятся музыкальные инсценировки на политически актуальные темы.

Революция вызвала к жизни и такие новые формы, как театрализованные музыкальные представления. На улицах и площадях Петрограда состоялись массовые празднества в ознаменование побед Советской республики и окончания гражданской войны. «Декорациями служили колонны Фондовой биржи, арка Главного штаба и т. д. В представлении «К мировой коммуне» приняли участие четыре тысячи человек, а во «Взятии Зимнего» — шесть тысяч. В этих спектаклях участвовали большие оркестровые и хоровые коллективы, а в пение вовлекались все присутствующие».

«Вы жертвою пали».

Вот опубликованные в 50—60-е годы ранее неизвестные факты музыкальной жизни в первые годы после Октября.

 «...Навсегда запомнилось торжественное шествие посланцев трудящихся мира, следовавших во главе с Владимиром Ильичом меж белоснежных шпалер балтийских моряков, составивших бескрайний живой коридор почетного караула через всю площадь. И не забыть потрясающего момента, когда под гром пушек с верхов Петропавловской крепости, над Марсовым полем, над Инженерным замком, над всем городом поплыла призывно скорбная мелодия траурного марша из „Гибели богов" [Р. Вагнера]»". Исполнителем был сводный духовой оркестр в составе пятисот человек, дирижировал А. Маргулян.

Октябрьская революция - явление глобального масштаба, изменившее мировую историю, оказавшее влияние на все стороны жизни России. «Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества — эру крушения капитализма и утверждения коммунизма. Социализм восторжествовал в Стране Советов, одержал решающие победы в странах народной демократии, стал практическим делом сотен миллионов людей, знаменем революционного движения рабочего класса всего мира».

«Варшавянка» (1905).

Всемирно-исторической победой Октябрьской революции открылась новая эра и в развитии мировой культуры. Ещё в 1918 году Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства в советском обществе: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Писатели и поэты, художники и музыканты призваны были воспитывать народ своим искусством в духе беззаветной преданности пролетарской революции и ненависти к старому миру насилия и рабства.

Революция сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные зрители и слушатели: -рабочие и крестьяне, красногвардейцы и матросы. «Новый зритель оказался чрезвычайно театральным; он приходил в театр не мимоходом, а с трепетом и ожиданием чего-то важного, невиданного».

«И вновь продолжается бой» - Леонид Сметанников (1976).

Советская многонациональная музыка — стала началом нового этапа музыкальной культуры. Октябрьская революция создала условия для гармонического развития всех наций и народностей страны, для осуществления тезиса «искусство принадлежит народу». Музыка советского периода была преемственно связана с традициями прошлого и развивала прогрессивные черты художественного наследия. Все многообразие явлений советской музыки, отражающее богатство стилей, национальных особенностей, форм и жанров, опирается на общие идейные основы: партийность, Народность в музыке, гуманизм, гражданственность, верность жизненной правде.

Советская музыка активно участвовала в жизни общества: сформировала идейные убеждения, воспитала высокие нравственные качества и эстетические вкусы людей. В ней находят отражение благородные идеи революционного преобразования мира, построения коммунистического общества. В плодотворном сотрудничестве старых мастеров и молодежи ширится и обогащается многонациональная музыкальная культура страны.

При написании поста использована статья Павла Малофеева (https://music-education.ru/pesni-oktyabrskoj-revolyutsii/) и другие материалы, найденные в Интернете.


Под катом вы сможете ознакомится с песнями времен Октябрьской революции и Гражданской войны в исполнении Академического большого хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Камерного хора Ленинградского государственного института культуры им. Крупской, Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, Бориса Гмыри, Марка Решетина и других.


«Песни российского пролетариата» (1998 г.).

Треклист:

1. Интернационал - Академический большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Пьер Дегейтер - Эжен Потье, Аркадий Коц)

2. Варшавянка - Камерный хор Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской (Неизвестен - Вацлав Свенцицкий, Глеб Кржижановский)

3.  Дубинушка - Владимир Панкратов, Камерный хор Ленинградского государственного института культуры им. Крупской (Без музыки - Александр Ольхин)

4. По морям, по волнам - Ансамбль песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Неизвестен - Василий Межевич)

5.  Смело, товарищи в ногу - Камерный хор Ленинградского государственного института культуры им. Крупской (Леонид Радин - Леонид Радин)

6.  Вы жертвою пали - Академический большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Без музыки - Антон Архангельский)

7.   Наш паровоз - Государственный Московский хор (Павел Зубаков - Борис Скорбин)

8. Рабочая Марсельеза - Камерный хор Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской (Клод Жозеф Руже де Лиль - Пётр Лавров)

9.  По долинам и по взгорьям - Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова (Илья Атуров, Александр Александров - Пётр Парфёнов, Сергей Алымов)

10.       Орлёнок - Академический большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Валентина Левко, Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Виктор Белый - Яков Шведов)

11. Там вдали за рекой - Государственный Академический русский хор (Без музыки - Николай Кооль)

12. Раскинулось море широко - Борис Гмыря, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова (Александр Гурилёв - Николай Щербина, Георгий Зубарев)

13. Славное море, священный Байкал - Марк Решетин, Государственный русский народный оркестр имени Николая Осипова (Народная - Дитрий Давыдов)

Скачать:

https://yadi.sk/d/ae1sWXbmRK5MBg

Комментариев нет:

Отправить комментарий