«Легенды ВИА»
ЛЕЙСЯ,
ПЕСНЯ, НА ПРОСТОРЕ
«Лейся,
песня» — красивое и звучащее название стало выразительным в мире отечественной популярной
музыки. Подобно трем китам по течению разных времен имело разные формы
направления. Вначале это было название популярной советской песни. Композитор Венедикт
Пушков и поэт Андрей Алсолон сочинили ее в дороге, когда ехали на съемки
первого звукового фильма «Семеро смелых» (1936 год). Затем, уже в начале 70-х,
на волнах молодежной радиостанции «Юность» появилась одноименная радиопередача.
В ней звучали записи песен первых советских вокально-инструментальных ансамблей
«Поющие гитары», «Песняры», «Дос-мукасан», «Кобза» ... И вот «Лейся, песня» стало
названием популярного молодежного музыкального коллектива. И мы сразу
вспоминаем наши любимые песни — «Прощай», «Песенка про сапожника», «Где же ты
была», «Обручальное кольцо», а также многие другие в большом репертуаре
ансамбля.
Биография «Лейся, песни» с быстрым взлетом, падениями, встречами и расставаниями, новыми удачами, — подобна романтичной повести о светлой и прекрасной любви. Много отличных музыкантов в разное время поработали в составе звездного названия. Безусловно, это почетно и уважаемо. А вот как все начиналось, где и когда? Об этом стоит помнить. И не только слушателям, но и музыкантам современного поколения, сегодня выступающим под историческим лейблом советской музыкальной группы. При этом в первую очередь необходимо отметить создателей коллектива — талантливого музыканта Валерия Селезнева (1951-2003) и музыкального гения, директора, администратора, продюсера Михаила Плоткина. Они были первыми в этой звездной истории. Потом все покатилась удачно, на раскрученном имени. Пожалуй, и сегодня это здорово продолжается и приносит успех в стиле ретро.
ВАЛЕРИЙ
СЕЛЕЗНЕВ — ШЕСТЬ СТРУН УДАЧИ И ЖИЗНИ
Увлечение
музыкой у Валеры начиналось в школьные годы. Первые аккорды на гитаре, записи
«Битлз» на магнитофоне «Днипро» и друзья-единомышленники. Вот что привело его
на профессиональную сцену. Первые выступления самодеятельного ансамбля «Тайфун»
четырех московских школьников гитаристов Валеры Селезнева, Юры Захарова, Дарика
Щукина и Коли Шведа (барабаны) приобретали успех в кругах сверстников. Базой
для репетиций стало помещение на Якиманской набережной, рядом с кинотеатром
«Ударник». В то время там репетировали профессионалы «Серебряные гитары».
Именно они и заметили юные дарования. В 1970-м году ребят пригласили на
профессиональную сцену. Ансамбль базировался тогда при Владимирской филармонии,
а репетиционная база находилась в Москве. В коллективе тогда работали
интересные музыканты — пианист Сергей Березин, трубач Геннадий Жарков,
саксофонисты Павел Левицкий и Евгений Латышев, до этого работавший у Людмилы Зыкиной.
Барабанщик Виктор Канишев и Вячеслав Дифкингин. «Московско-владимирский»
вариант напоминал тогда еще ленинградских «Добрых молодцов». Костюмы в стиле
русских кафтанов и репертуар русских народных песен в биг-битовой манере
исполнении с громким звуком барабанов и электрогитар. Постепенно, с
концертно-гастрольной жизнью, приходил опыт к молодым музыкантам из «Тайфуна».
Валера завоевал славу хорошего соло-гитариста. ВИА «Серебряные гитары» из
Владимирской перешли в Тульскую филармонию. Состав менялся, одни уходили,
приходили другие.
Как-то,
на гастролях в Ростове Валера получил телеграмму. Его приглашали на работу в
только что созданный московский ВИА «Самоцветы». Там уже работали его знакомые
Сергей Березин и Геннадий Жарков. Музыкант не раздумывая, сразу же собрался и
поехал к «Самоцветам». Работа в качестве соло-гитариста, вокалиста ансамбля
помогла еще освоить аранжировки песен. Многие помнят его обработки «Верба», «Не
повторяется такое никогда», «Школьный бал», «Чернобровая дивчина» ....
В декабре
1973 г. Валерий Селезнев ушел из престижного «Москонцерта». По приглашению
Виктора Канишева он приходит в состав ВИА «Витязи». Ансамбль Кемеровской
филармонии с репетиционной базой в Москве, там же, где и начинал, рядом с
«Ударником». В составе — бас-гитарист Юрий Захаров, молодой певец из Ростова
Владислав Андрианов, трубач Сергей Киселев («Казик»), тромбонист Борис
Коршунов, барабанщик Владимир Скрепцов, певец с классически поставленным
оперным голосом Аркадий Султан-Беков, конферансье Александр Рузов. Через
некоторое время руководитель ансамбля Виктор Канишев попал в автомобильную
катастрофу, и директор филармонии Геннадий Потылицын предложил Валерию
Селезневу возглавить ансамбль. Для всесоюзной известности коллективу и продвижению
талантливых музыкантов с сибирской пропиской, явно не хватало опытного
директора, администратора.
МИХАИЛ
ПЛОТКИН — ГЕНИАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР С ТОНКИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВКУСОМ
Когда
«Витязи» были популярными только у себя в Кемерово, Михаил Плоткин был
достаточно известным человеком в отечественном шоу-бизнесе. Увидеть в молодом
артисте настоящий талант и угадать успех у публики, — такими качествами
предчувствия обладает наш уважаемый и один из величайших продюсеров Михаил
Плоткин. Его творческая жизнь начиналась с пятнадцати лет в театре «Ромэн».
Работа в начале 60-х у популярного эстрадного певца Эмиля Горовца стала дебютом
в должности администратора. Потом был эстрадный период концертной деятельности
с певцом Николаем Сличенко. В 1971 г. — Михаил Плоткин директор ансамбля
«Веселые ребята», уже вышла
их удачная пластинка с песней «Люди встречаются», побывал
на гастролях в Чехословакии. В 1972 г. — директор «Самоцветов», которые еще не
собирали стадионы, как это уже делали в то время «Веселые ребята». Большой опыт
талантливого организатора среди артистов был известен и уважаем. Практически
все молодые артисты, с которыми работал Миша Плоткин, становились звездами.
Именно он когда-то сделал первые гастроли Аллы Борисовны Пугачевой.
«Витязи»
были следующим коллективом в жизни Михаила Плоткина. В конце 1974 г. он прибыл
в сибирский город Кемерово. Возглавить молодой ансамбль Мишу пригласил музыкант
и конферансье местной филармонии Саша Рузов. Ранним утром с первым авиарейсом
из Москвы прилетел Миша Плоткин. Его почему-то никто не встретил. Он позвонил
домой директору филармонии Геннадию Потылицыну и обматерил его как следует за
встречу и оказанное внимание и сказал, что возвращается в Москву. Он, конечно,
сразу приехал и извинился. Когда Потылицын привез Мишу в филармонию, ребята
собирались на очередной концерт. Им подали страшненький обшарпанный драндулет.
Вот именно в этот момент Михаил Плоткин поставил свое условие перед директором
филармонии. «Прежде всего, — сказал он ему, — артистам должны подавать хорошие
автобусы и предоставлять гостиницы с нормальными условиями. Это для того, чтобы
их любили и уважали».
НОВОЕ
НАЗВАНИЕ ПРИДУМАЛ ВАЛЕРА СЕЛЕЗНЕВ
В
Кемерово их знали, как ВИА «Витязи». Везти ансамбль с таким названием в Москву
было невозможно, решил Михаил Плоткин. И был прав. Стали думать о названии. С
соло-гитаристом и музыкальным руководителем «Витязей» Валерой Селезневым они
были знакомы еще по ансамблю «Самоцветы». Так что сразу нашли общий язык. Миша
занимался администраторской работой, а Валера занимался музыкальной частью в
коллективе. Это оказался удачный тандем.
Как-то
приехал Валера в Москву навестить свою маму. Взял толстый песенник и стал
искать в нем название для «Витязей». Долго листал и в итоге ничего не нашел.
Подсказала мама, которая увидела на обложке сборника «Лейся, песня, на
просторе». Так было найдено название. В коллективе всем понравилось новое
название. Оформили его в Кемеровской филармонии. Михаил Плоткин привез «Лейся,
песню» в Москву. Сразу сделал московскую прописку ребятам. Тогда это было
фантастикой — никому не удавалось устроить своих артистов. В московские
ансамбли без московской прописки было сложно попасть на работу. Миша сделал
ребятам, не имеющим прописки, особые регистрации, в которых значилось, что это
«артист кемеровского ансамбля с концертной базой в городе Москва». Без Михаила
Плоткина молодому ансамблю не дали бы и вздохнуть. Были Павел Слободкин, Игорь
Гранов, Юрий Маликов со своими ансамблями в «Москонцерте».
Миша,
подобно Брайану Эпштейну у битлов, договорился о первой записи «Лейся, песни».
Редактор эстрадного отдела фирмы «Мелодия» Владимир Рыжиков включил песню
«Санки» с музыкой тогда еще молодого композитора Владимира Мигули из Волгограда
на стихи известного Владимира Харитонова. На гибкой пластинке рядом с другой
песней в исполнении популярного певца Иосифа Кобзона звучал никому еще не
известный в стране ансамбль «Лейся, песня».
Надо
сказать, что хитом песня не стала, но это была все-таки первая возможность
заявить о себе. Попасть на телевидение молодому ансамблю просто не светило в то
время. Хотя денег тогда с артистов не брали, поскольку это считалось взятками.
Но правдами и неправдами своего удалось добиться, благодаря Плоткину.
Выступление состоялось в популярной воскресной телепередаче «Служу Советскому
Союзу». Исполнили пять песен, и это произвело хорошее впечатление.
Это были
— «Последнее письмо» Серафима Туликова на стихи Михаила Пляцковского, о
солдате, который пишет письмо своей девушке, полюбившей другого, «Парни
довоенных лет» Владимира Мигули, «Новая дорога» Александры Пахмутовой, «Ты моя
любимая земля» Романа Майорова и «Песня о солдате» Владимира Мигули. Сьемки
проходили в Кантемировской дивизии. Было интересно, поскольку ребята из «Лейся,
песни» стояли в солдатском строю, и старый генерал вызывал каждого по фамилии.
Они выходили и по-военному отвечали, кто есть, кто.
Состав ансамбля тогда выглядел так: Валерий Селезнев — соло-гитара и музыкальный руководитель, Михаил Плоткин — художественный руководитель, Александр Рузов — вокал, конферансье, конги, Юрий Захаров — бас-гитара, Вячеслав Улановский — тенор-саксофон, Владимир Скрипцов — ударные, Борис Коршунов — тромбон, вокал, Владислав Андрианов — солист.
КАК ИГОРЬ ИВАНОВ СБРИЛ УСЫ И СПЕЛ ХИТ «ПРОЩАЙ»
Игорь
Иванов в то время работал в МОМА, что в переводе звучало как московское
объединение музыкальных ансамблей. Это была организация с огромным штатом
музыкантов, играющих в столичных ресторанах. Игорь пел и играл на гитаре в
«Октябре» на Новом Арбате. Трудовой стаж в МОМА у него составлял около двух
лет. Даже по «Голосу Америки» про молодого талантливого певца упомянули с
похвалой. Стали приходить известные музыканты, чтобы послушать и увидеть Игоря
Иванова. Был на концерте и Давид Тухманов. А вот Вячеслав Добрынин, который
сотрудничал с «Лейся, песней», привел туда Валеру Селезнева. Там вместе и
пригласили молодого певца к себе в коллектив. Игоря уже приглашали и в другие
ансамбли. Выбрал «Лейся, песню».
Про себя
Игорь Иванов рассказывает, что петь начинал еще в школьном хоре, с первого
класса. В пятом научился играть на гитаре и создал свой ансамбль, с которым
выступал на школьных вечеринках. С детства Игорь увлекался музыкой и
радиотехникой. Его отец художник и музыкант-любитель играл на гитаре, трубе,
барабанах. После школы руководил самодеятельностью на заводе. Среди кумиров
Игоря был популярный английский певец Том Джонс. Вот так складывалась на первых
порах биография молодого певца.
В «Лейся,
песне» Игорь Иванов сразу подружился с ребятами и творческий контакт успешно
состоялся. С другим солистом Владом Андриановым, уже работавшим в коллективе до
него, они стали неплохо ладить. Владик, по мнению Игоря, прекрасный певец,
обладающий пластичным голосом. Иногда на репетициях он начинал копировать Игоря
и за это получал выговор от Селезнева. Валерий Константинович и сам не только
отлично играл на гитаре. Его высокий тембр голоса был также ярким и
выразительным в «Лейся, песне». В ансамбле пел Борис Коршунов, игравший также и
на тромбоне. Веселый человек с немалой долей юмора, что не мешало ему во время
исполнения песен на сцене. Певцу из секции медных прекрасно удавалось
исполнение лирических песен. В частности, яркая «Есть на свете женщина одна и
всех милей» («Про маму»).
Когда
Игорь пришел в ансамбль, он носил усы. Тогда это запрещалось в коллективах на
профессиональной сцене. Михаил Плоткин посоветовал молодому певцу побриться
начисто, чтобы не вызывать нареканий художественных советов. Так Игорь остался
без усов, что, впрочем, мало повлияло на его имидж. Первой удачей в его жизни
стала песня «Прощай». Он стал первым исполнителем этого удачного в будущем
хита. Вспоминается история из жизни этой песенки. В то время композитор Добрынин
был не известным, хотя некоторые его песни уже звучали в концертном репертуаре
«Лейся, песни». Чтобы пробить «Прощай» для записи на фирме «Мелодия», Михаилу
Плоткину потребовалось немало усилий. Для этого во дворце культуры на одном из
военных заводов столицы он устроил прослушивание песни, пригласив туда художественный
совет фирмы «Мелодия», во главе с Владимиром Рыжиковым.
На запись первой маленькой пластинки дали «добро».
В сентябре 1974 г. состоялась запись. В студию Валера Селезнев и Игорь Иванов
приехали после концерта в Домодедово. Промокшие от дождя ребята записали вокал
с одного дубля и Добрынин, сказал, что все хорошо. Пластинка вышла и стала
популярной среди молодежи. Ее многомиллионный тираж разошелся быстро по стране.
Почти сразу же песню «Прощай» записал певец Лев Лещенко и включил в свою
пластинку. Это были совершенно разные исполнения и оба — по-своему хорошие.
Только вот молодежи нравилось больше исполнение «Лейся, песни». Чудная запись
соло-гитары Валеры Селезнева с фуззом, поразительно выделялась на протяжении
всей песни. Такое гитарное звучание появилось впервые на «Мелодии» среди всех
ансамблей. А еще предложенные два ударника, услышанные у американской джаз-рок
команды «Земля, ветер и огонь»! Идею Валеры Селезнева пробил Михаил Плоткин и
достал две фирменные установки. Так два барабанщика Влад Заседателев и Владимир
Скрепцов также впервые в истории советских записей сделали мощный ритм-блок.
Владимир Заседателев был знаком с Валерой Селезнев по зарубежным гастролям
«Самоцветов». Влад, придя в ансамбль, поначалу сказал, что будет принимать участие
только в записях. Все музыканты «Лейся, песни» сыграли на записи здорово и с
энтузиазмом. Ансамбль появился в первых чартах негласного тогда хит-парада
советских. Ребята успевали и гастролировать, и записываться в студии ночами.
Достаточно
вспомнить: «Парни довоенных лет» Владимира Мигули на стихи Карины Филипповой,
«Новая квартира» Сергея Березина, «Не надо ждать» Рудольфа Манукова на стихи
Александра Прокофьева, «Танго прощенья» Владимира Мигули на стихи Игоря
Кохановского, «Этот стремительный век» Вячеслава Добрынина на слова Леонида
Дербенева и Игоря Шаферана, «Песня о солдате» Владимира Мигули. База ансамбля
находилась тогда на Варшавском шоссе, вблизи стадиона «Труд». Здесь
репетировали новые песни и делали программы.
КАК
«ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» СПЕЛИ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» И ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ТУХМАНОВЫМ
Дебют на
радиостанции «Юность» состоялся с песней «Новая дорога» Александры Пахмутовой.
«Она как бы освятила нам дорогу в искусство», — говорил Валерий Селезнев. Успех
первой пластинки сделал ансамбль популярным. Возможно, многие коллеги-музыканты
завидовали. Только вот зацепить коллектив никак не удавалось, поскольку в
репертуаре были песни не только о любви, но и о комсомоле, о БАМе, о войне.
Услышанная случайно в авторском исполнении песня «День Победы» была быстро
сделана и записана ансамблем. Сам Давид Тухманов рассказывал, что мечтает об
исполнении песни военным ансамблем с солистом. «Лейся, песня» решил сделать
сюрприз композитору, сделав ее в собственной аранжировке. Записали и дали в
эфир, после чего на радио позвонила жена автора — Татьяна Сашко — и попросила
срочно снять. Она сказала, что песню должен исполнить Лев Лещенко в
сопровождении военного ансамбля московского военного округа. Позже песенную
премьеру доверили исполнить певцу Леониду Сметанникову на Дне советской
милиции. Потом все-таки ее записал Лев Лещенко, и мы привыкли слушать «Марш
Победы» в его исполнении. Через несколько лет в аранжировке Валерия Селезнева
ее записал испанский певец Мичел.
Давид
Тухманов в то время пообещал ребятам из «Лейся, песни» сочинить что-нибудь специально
для них. «Лейся, песня» записали новую пластинку, куда вошли четыре песни
автора. Две спел Игорь — «Песенка про сапожника» и «Ты не забудешь обо мне». У
Влада тогда что-то с голосом произошло, и Валера Селезнев срочно пригласил
певца и гитариста Алексея Пузырева, ансамблевого паренька, работавшего в
«Веселых ребятах», «Голубых гитарах». Вдвоем они стали подпевать и в «Обьяснить
невозможно» и «Не знаю, что и думать». Наиболее популярной стала «Песенка про
сапожника». По телевизору она прозвучала в программе «Бенефис Людмилы
Гурченко». Дуэт Людмилы Марковны и Армена Джигарханяна артистически разыграл и
исполнил песню.
На
конверте вышедшей пластинки ансамбля «Лейся, песня» не упоминали руководителей
коллектива. Было просто «Песни Давида Тухманова исполняет ансамбль "Лейся,
песня"». Это означало, что коллектив практически разделился на два
самостоятельных. Получилось, что не все музыканты понимали, насколько серьезно
и важна организационная работа в «Лейся, песне». Одни считали музыку на первом
месте, а потом — все остальные деловые «обстоятельства». В итоге это привело к
разделению знаменитого коллектива советской эстрады. Директор Михаил Плоткин
был вынужден уйти и создать новый молодежный вокально-инструментальный ансамбль
«Надежда». Вместе с ним «Лейся, песню» покинули Игорь Иванов, Вячеслав
Улановский, Владимир Скрепцов. И все же некоторое время ребята работали как
«Лейся, песня» и имели на это по-человечески полное право. Правда, возмутился,
директор Кемеровской филармонии Геннадий Потылицын, который через министерство
культуры потребовал, чтобы название ансамбля осталось за Валерием Селезневым. И
что бы там ни было, «Лейся, песню» поставили на ноги двое — по музыке Валерий
Селезнев, а по продюсерской линии и организационной — Михаил Плоткин. После их
совместной плодотворной работы под раскрученным названием ансамбля могли
работать кто угодно. Имя «Лейся, песни» стало известным всей стране.
ГЛАВНЫЕ
СЛОВА ДЛЯ «ЛЕЙСЯ, ПЕСНИ»
В
творческой биографии коллектива уже было выпущено три официальные маленькие
грампластинки и отдельно записанные песни на сборных дисках. Это было большим
достижением, не каждому это было позволено в те времена. «Лейся, песня»
безусловно отличал профессионализм музыкантов. После того, как вместе с
Михаилом Плоткиным часть музыкантов ушли в новый ВИА «Надежда», в «Лейся,
песня» их заменили новые ребята. Ансамбль продолжил свою жизнь в следующем
составе: Валерий Селезнев — руководитель, соло-гитара, вокал и аранжировка,
Владислав Андрианов — вокал, Юрий Захаров — бас-гитара, Александр Рузов —
вокал, конги, конферансье, Владимир Заседателев — ударные (Селезнев по-дружески
называл его Председателевым и вообще музыкант особенно профессиональный, точно
метроном.), Людмила Пономарева — солистка, Сергей Левиновский — саксофонист и
лауреат джазовых фестивалей (брат джазмена Николая Левиновского), трубачи
Владимир Калмыков и Евгений Поздышев, тромбонист Борис Коршунов.
«Лейся,
песня» подготовили новую программу и сделали несколько записей на фирме
«Мелодия». Песня «Главные слова еще не сказаны» в исполнении солистки Людмилы
Пономаревой как бы подчеркнула еще не раскрытые планы в творчестве коллектива.
Кстати, выпущенная на пластинке совместно с песнями «Ариэля», — композиция в
духе джаз — роковых традиций так и прошла незамечено. Возможно, из-за
маленького тиража. Несмотря на это маленький диск перелетел в США и порадовал
наших русских, живущих там. Стоит отметить, что на конверте пластинки были
перепутаны руководители ансамблей. Валерия Селезнева поставили рядом с «Ариэлем»,
а Валерия Ярушина с «Лейся, песней». Похоже на фирме «Мелодия» перепутали
Валериев, по талантливости и изобретательности не уступающим друг другу. А вот
четвертая номерная пластинка порадовала, как и прежде, качественным звучанием,
прелестью современной аранжировки и песнями. Записанная на ней «Кто тебе
сказал?» была уже исполнена многими. Ее исполняли на авторском диске Вячеслава
Добрынина «Поющие сердца», пели Нина Бродская, Лев Лещенко. «Лейся, песня»
сделали ее настоящим рок-синглом. И в связи с этим вспомнился случай, когда
выступая в совместной программе с «Поющими сердцами» на одном из стадионов. По
договоренности между руководителями ансамблей две одинаковые песни в
репертуарах «Кто тебе сказал» и «Прощай», решили поделить в концерте. «Поющие
сердца» с Игорем Ивановым споют «Прощай», а «Лейся, песня» — «Кто тебе сказал»
с Владом Андриановым. Только вот получилось, что «Поющие сердца» нарушили
договор и спели сразу две песни. Так вот и «Лейся, песня» во втором отделении
зарядились и исполнили эти же номера. Только у ребят это выглядело
по-настоящему, по-роковому, где гитара с фуззом подчеркивала.
Ансамбль
часто выступал в разных концертных программах и с разными коллективами. Вместе
гастролировали с ВИА «Синяя Птица». Валере понравился голос Сережи Дроздова из
Куйбышева. Надо отметить, что в рок-музыке всегда пользовались высокие голоса с
хрипотцой, — а-ля Род Стюарт. У Сергея именно такой голос, он и привлек
Селезнева. Он пригласил его в «Лейся, песню», но Дроздов отказался и остался
верным «Синей птице». Такие вот были моменты. В дальнейшем в состав Валерия
Селезнева приходили трубач Геннадий Жарков (экс-«Серебряные гитары»,
«Самоцветы», «Пламя», «Красные Маки», «Поющие сердца», бас-гитарист и вокалист
Сергей Кукушкин из «Веселых ребят» по прозвищу «француз». «Лейся, песня» много
гастролировали по стране и приносили доход филармонии. Была уже готова
аранжировка новой песни «Где же ты была». Не смотря на это директор Геннадий
Потылицын увольняет Валерия Селезнева и ансамбль остается без руководителя. В
то же время талантливый музыкант, оставшийся без своего любимого имени
коллектива продолжил свое творчество. Валерий Селезнев в далеком Архангельске
встретил в одном из местных ресторанов двух способных музыкантов, работавших
как ВИА «Поморы». Приметил и пригласил в Москву. А в Донецке услышал супер
любительский джаз рок ансамбль «Время», игравших один в один как «Земля, ветер
и огонь». Вместе с известным продюсером Василием Николаевичем Кондаковым решили
сделать подобный проект «Лейся, песня». Валера назвал ВИА «Время, вперед!». Про
название он говорил, что в нашей стране все вперед. В репертуаре коллектива
появились песни с последней пластинки «Лейся, песни» — «Стучит дождь», «Ты
других не лучше», «Кто тебе сказал», а также «Не будите ее так рано» Володи
Лозового в исполнении солиста Сергея Кукушкина, инструментальная джаз-рок композиция
«Время, вперед!» Валерия Селезнева, «Опять весна» Владимира Хорощанского и
«Ожидаю» Владимира Мигули. Некоторое время они гастролировали от «Московской
филармонии» вместе с группой «Цветы» и собирали дворцы спорта. Потом у Валеры
был вокально-инструментальный ансамбль «Апрель», в котором работали и братья
Тальковы. Название коллективу придумал композитор Владимир Мигуля, с которым
ребята плодотворно работали. Фирма «Мелодия» выпустила миньон ВИА «Апрель» и
саундтрек одной песенки Александра Зацепина из фильма «Повар и певица». А затем
— коллектив «Антре» с потрясающей эстрадно-цирковой феерической программой
делает потрясающий тур по стране. Потом работа в инструментальном ансамбле
«Экспресс» под руководством Александра Пульвера, с которым гастролировали по
разным странам и материкам. В дальнейшем Валерий Селезнев делает прекрасные
аранжировки для звезд российской популярной музыки, а также для двух альбомов
испанского певца Мичела, выпущенных фирмой «Мелодия».
МИХАИЛ
ШУФУТИНСКИЙ — НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ «ЛЕЙСЯ, ПЕСНИ»
Сегодня
имя Михаила Шуфутинского известно слушателям, как в нашей стране, так и далеко
за ее пределами. Популярный исполнитель в жанре русского шансона начинал
записывать свои сольные альбомы в Америке. В начале 80-х они стали появляться у
нас в стране на аудиокассетах, многократно перезаписываемых. Записи Михаила Шуфутинского
с его группой «Атаман» пользовались необыкновенным успехом. В 1990 г. фирма
«Мелодия» выпустила большой диск музыканта на виниле с песнями Вячеслава
Добрынина, Сергея Березина, Александра Розенбаума... О своей жизни, музыке и
друзьях Михаил Шуфутинский хорошо написал в своей автобиографической книге «И
вот стою я у черты...», выпущенной в 1997 г. Пианистом он начинал в вокальном
квартете «Аккорд», дружил с Вячеславом Добрыниным, который работал в другом
вокальном ансамбле «Лада».
И вот в
1976 г. популярный ансамбль страны оказался без руководителя. Вячеслав Добрынин
срочно позвонил Александру Рузову и предложил кандидатуру Михаила Шуфутинского,
чтобы не дать пропасть раскрученному имени на советской эстраде. Еще не успели
и афиши новые выпустить. Поэтому на них, вместо Валерия Селезнева, быстро
вставили — руководитель Михаил Шуфутинский, а фото оставили еще с Валерой.
Подготовили новые песни. Для усиления в ансамбль пригласили прекрасного
музыканта-клавишника и аранжировщика Александра Юдова. Он в то время работал в
коллективе ВИА «Коробейники». После «Лейся, песни» — бессменный руководитель в
группе «Рецитал» Аллы Пугачевой. Солист Владислав Андрианов уже успел записать
заглавную песню на альбоме Давида Тухманова «По волне моей памяти». Новые произведения:
«Вот увидишь», «Где же ты была?», «Наше лето», «Нам с тобой по пути», «Ради
счастья и любви», «25 минут» — славно продолжили историю популярного ансамбля.
В ансамбле появилась солистка Марина Школьник, семнадцатилетняя девочка, дочка
кемеровского мэра города. Также в коллективе замечательно работал бас-гитарист
Юрий Захаров из подмосковной Лобни. Владимир Заседателев — супер барабанщик и
муж Надежды Бабкиной, после «Лейся, песни» задавал темп в «Машине времени».
Барабанщик Максим Капитановский затем поработавший звукорежиссером в «Машине
времени» и написавший интересную книжку о том времени — «Все очень непросто».
Замечательная секция медных духовых в составе Валентина Мастикова — труба,
Бориса Коршунова — вокал и тромбон, Владимира Калмыкова — труба, ленинградцев
Анатолия Мешаева — саксофон и Виктора Горбунова труба (экс-ВИА «Лира» и
«Надежда»). Прекрасные вокалисты Борис Платонов и Владимир Ефименко из
Капустин-Яра записавший хорошую песню «Родная земля». Совсем немного поработал
гитаристом Сергей Бурченков, трагически погибший. Надо отметить ленинградца —
гитариста, вокалиста, флейтиста, аранжировщика Юрия Иванова (экс-ВИА «Калинка»,
«Лира»). Он потом уехал в Ленинград и стал работать в «Поющих гитарах». А еще
был Вовка-«конфетка» — певец Владимир Михайлов из Волгограда (экс — ВИА «Ива»).
Он очень любил конфеты. Александр Рузов исполнял роль художественного
руководителя и конферансье.
ВИА
«Лейся, песня» приняли участие во Всероссийском конкурсе советской песни
«Сочи-78». Подготовили русскую народную «Ой мороз, мороз» а-капелла и «Есть на
севере хороший городок» Тихона Хренникова. Стали лауреатами конкурса, несмотря
на то, что в жюри их не все положительно оценили. Выручил Иосиф Кобзон. Он
сказал не надо им мешать, пусть поют. А пели они действительно здорово. В
ансамбле порой разгорались споры различного характера. Было, когда Андрианов с
Михайловым не поделили ноту. В их спор вмешался как руководитель — Михаил
Шуфутинский и спросил Влада: «Так, кому не нравится нота?». И когда Андрианов
ответил, что Михайлову, — Михаил Захарович подчеркнул, вот пусть он и уходит.
Да, дисциплина в ансамбле была жесткой, но справедливой. Володя потом ушел в
другой, известный ВИА, «Акварели» Александра Тартаковского.
Получив
звание лауреата фестиваля «Сочи-78» ансамбль записал первый виниловый
диск-гигант «Шире круг». В альбом вошли также песни записанные в период
руководства ансамблем Валерия Селезнева и Михаила Плоткина. Это «Последнее
письмо» и «Ты не забудешь обо мне». «Лейся, песня» записали заставку для
популярной телепередачи, а также очень часто в ней выступали. Записывали
передачу в МЭЛЗе, на Бауманской. С часто приезжавшей в страну польской певицей
Анной Герман ребята записали песню «Белая черемуха душистая». Ей понравилась
аранжировка, сделанная Михаилом Шуфутинским. Потом был период работы в Тульской
филармонии, где «Лейся, песня» стали выступать в одной программе с ВИА «Красные
Маки» и эстонским певцом Яаком Йоаллой. Влад Андрианов сделает несколько работ
в грамзаписи с «Красными маками», а после будет работать в джаз-рок группе
«Визит» Виктора Янушкина. Вскоре Михаил Шуфутинский эмигрирует в США, и
ансамбль снова останется без руководителя.
КРЕТОВ
ВОЗГЛАВИЛ «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЮ»
Виталий
Кретов профессиональный музыкант, выпускник московской консерватории начинал
как джазовый музыкант. Пианист и аранжировщик работал в разных музыкальных
коллективах «Москонцерта» и был известным в мире отечественной эстрады.
Музыкант сделал блестящую аранжировку песни «Все, что в жизни есть у меня»,
ставшую очень популярной. А еще, именно в обработке Виталия Кретова на V всесоюзном
конкурсе артистов эстрады в 1974 г. прозучала «Посидим, поокаем» в исполнении
Аллы Пугачевой. В ансамбле «Лейся, песня» музыкант активно продолжил свои новые
музыкальные идеи. Надо отметить, что еще до его прихода в коллектив, там уже
звучали его песни. На первом диске-гиганте с Михаилом Шуфутинским звучала
«Белка в колесе» Виталия Кретова. Его произведения часто звучали в исполнении
разных артистов.
Когда в
«Лейся, песню» пришел Виталий Кретов, состав ансамбля был с тем же штатом
великолепных музыкантов и состоял в штате Тульской филармонии. Популярный
коллектив продолжает записывать пластинки и много гастролировать. Опытный
клавишник Дмитрий Закон выпускник новосибирской консерватории в «Лейся, песне»
с 1978 г. По внешнему виду бородач «Зи зи топовец», раньше работал в ВИА «Ива»
Краснодарской филармонии. В 90-х он уедет в Германию, где познакомится с «Бони
М» и устроит им российский тур. В коллективе ему пришлось быть еще и
администратором, вместо ушедшего вслед за Шуфутинским, одного из первых
участников, музыканта, конферансье — Александра Рузова. Потом Саша будет
работать в группе «Рецитал» Аллы Пугачевой под руководством Александра Юдова, в
качестве администратора. Туда же в 1983 году перейдут сильная духовая секция «Лейся,
песни» в составе Вити Горбунова, Толи Мешаева, Толи Калмыкова.
Солистка
Марина Школьник, барабанщик Максим Капитановский, солист Борис Платонов,
Валентин Мастиков, клавишник Дмитрий Закон, духовики вместе с Виталием Кретовым
составили следующий период в творчестве известного ансамбля. «Обручальное
кольцо», «Конопатая девчонка», «День заднем», «Рыжая метелица» стали
популярными в исполнении этого состава. Несмотря на удачную работу в составе
происходят некоторые изменения. Уходят Дмитрий Закон, Валентин Мастиков и
Марина Школьник. Максим Капитановский возвращается в «Машину Времени» вторым
звукорежиссером. А в это время в известном ансамбле «Шестеро молодых» под
руководством болгарина Видена Дорчиева что-то не сложилось в Саратовской
филармонии. Вот и решили ребята уйти всем составом в «Лейся, песню». Еще никому
не знакомые имена молодых талантливых музыкантов-солистов: Николая Расторгуева
и Валерия Кипелова, гитариста Юрия Рыманова, басиста Игоря Миронова, барабанщика
Геннадия Гордеева и звукорежиссера Александра Кальянова. Вместе с Виталием
Кретовым ребят встретили солист Борис Платонов и духовая секция с Виктором
Горбуновым, Анатолием Мешаевым и Анатолием Калмыковым. В таком составе стали с
успехом работать. Три тенора Коля, Валера и Боря достаточно потрудились, чтобы
их голоса сливались. Кроме многоголосных, с подпевками, были и сольные песни.
Борису удавались лирические баллады, Николаю — рок-н-ролльные, а Валере приходилось
петь рок, который проходил не замеченным.
В
репертуаре «Лейся, песни» появляются песни «Опоздать однажды», «Телеграмма»,
«Радио — лучше всего» Владимира Матецкого, «Мама» Аркадия Хоралова, «Плата за
страх» и «День рождения» Вячеслава Малежика, «Это судьба» Михаила Литвина
(аранжировка Александра Зацепина и создателя группы «Рондо»), «Зачет по
рок-н-роллу» Виталия Кретова, «Я тороплюсь на свидание с тайгой» Виктора
Комарова, «Средний ученик» Вячеслава Добрынина. Из Тульской филармонии
музыкантов переманят обратно в Кемеровскую филармонию, где собственно «Лейся,
песня» и появились. Ребятам пообещали хорошую аппаратуру. Там в 1982 году
музыканты получили премию комсомола Кузбасса за свое творчество, что ярко
звучало на афишах ансамбля.
В это
время в ансамбле проходили изменения в составе. Виталию Кретову не нравилось,
что в ансамбле так много музыкантов. В гастрольных поездках он насмотрелся на
современные группы «Магнетик бэнд» Гуннара Грапса и немецких «Крайс». Он решил
сделать «Лейся, песню» в современном ключе. Для этого в его планы входило
сократить состав и название, которое звучало бы просто «ЛП». Создать одним
словом а-ля американских «Вилидж Пипл», поскольку из серых пиджачков и черных
брюк музыкантов переодели в блестящие комбинезоны с нашивками. В это время в
ансамбле успели поработать разные музыканты. Среди них Сергей Никитюк, Сергей
Черников, Леонид Смелянский, Виталий Ванчугов, Юрий Ротманский, солист Владимир
Архипов. В своих концертах «Лейся, песня» уже не исполняли своих хитов — «Сапожника»,
«Вот увидишь», «Прощай». Зрителей и слушателей это настораживало. В итоге в
1984 г. была острая публикация в адрес «Лейся, песни» на страницах «Советской
культуры» в публикации «Тем, кто подпевает за кулисами». После этого приказом
министерства культуры знаменитый ансамбль был расформирован.
В 1985 г. известный и любимый ансамбль «Лейся,
песня» возродился и подготовил новую программу. Несмотря на то, что в это время
в стране стал модным «хард-н-хэви», песня ВИА продолжала звучать. Пели «Веселые
ребята» — про «Автомобили» и «Не волнуйтесь, тетя», ВИА «Самоцветы» — про
«Али-Бабу», ВИА «Земляне» и «Диалог» стали на афишах обозначаться как
рок-группы. Состав современной «Лейся, песни» выглядел профессионально, с
талантливыми ребятами. Леонид Смелянский на клавишных инструментах был из
расформированного состава 1984 г. Тут были — саксофонист Роберт Шехранян,
гитарист Сергей Кардье, солисты Николай Соцков («Никсон») и Вадим Байков,
барабанщик Геннадий Филиппов. В репертуаре звучали разные песни: «Плот» Юрия
Лозы, «Лотерейный билет» Лени Смелянского и многие другие. Было попурри на тему
известных хитов «Лейся, песни».
Но, как
«Самоцветы» и «Веселые ребята», «Лейся, песня» на некоторое время прекратил
свое творчество. Время такое было в стране, все менялось, — политика и
культура. На эстраде появились другие имена. В 90-х годах интерес к ВИА и
песням 60-70-х опять вернулся. Первыми вдохновителями в этом направлении стали
шоу-группа «Доктор Ватсон». В коллективе собрались солисты разных ВИА 70-х
«Верные друзья», «Ровесники», «Надежда», «Магистраль», «Голубые гитары». Их
попурри на темы популярных песен из репертуара вокально-инструментальных
ансамблей напомнил про те времена и сделал ансамблям настоящую рекламу. Люди
стали интересоваться ВИА и спрашивать пластинки на лазерных дисках. За
«Ватсонами» снова появились «Самоцветы» с Леной Пресняковой, «Добры молодцы». В
Москву вернулись «Песняры» и отметили в концертном зале «Россия» свой 25-летний
юбилей (1995). В Санкт-Петербурге снова вместе стали работать «Поющие гитары» в
своем оригинальном составе. «Лейся, песня» не могло не появиться на горизонте
любимых ВИА. Вопрос только в том, в каком составе? Там за все годы столько
хороших музыкантов работали. Столько воды утекло. И как сказал Игорь Иванов —
«В одну и ту же реку дважды не входят».
В 1994 г.
попытку возрождения «Лейся, песни» предпринял клавишник Леонид Смелянский,
начинавший работать в коллективе еще при Виталии Кретове. Для работы в
коллективе он привлекает певца-солиста Евгения Бабаева с прекрасным тембром
голоса, соло-гитариста Геннадия Косинова, вокалиста Алексея Седикова, бас-гитариста
Александра Филаткина. В репертуар включили песню «Прощай», а потом сделали
попурри из легендарных песен «Обручальное кольцо», «Ожидание», «Я так и знал»,
«Где же ты была?», «Вот увидишь», «Песенка про сапожника» и «Прощай». Из новых
песен появилась «Перекати-поле» Евгения Бабаева, ушедшего потом солистом в
оркестр МВО. На радио и телевидение их особенно не приглашали. На запись
альбома не хватало денег. В 1995 г. доктор-шлягер выпустил на лазерном диске и
аудиокассетах оригинальные записи в исполнении «Лейся, песня». Лед тронулся и к
живому современному коллективу средства массовой информации появился интерес.
Только Леонид Смелянский уже уехал в Израиль
на постоянное место жительства. На место клавишника пригласили молодого
музыканта Александра Касаткина. Саша по своему характеру очень общительный, и
непременно претендовал в администраторы «Лейся, песни», кем он практически и
стал, параллельно с музыкальным творчеством. Впервые этот современный состав
показали по первому каналу в «Голубом огоньке», в 1997 г. Для сущей
убедительности, что это действительно «Лейся, песня», автор и режиссер
программы Борис Краснов счел нужным пригласить на сцену вместе с ребятами и
Михаила Шуфутинского на клавишные. В попурри на темы известных хитов ансамбля,
Михаил Захарович исполнил джазовую вставку на тему «Чатануги-чучи». По мнению
Бориса Краснова, это должно было стать особенной фишкой выступления «Лейся,
песни». Смотрелось это действительно здорово. Кстати, потом в интервью мэтр
русского шансона честно признался, что ребят он этих не знает.
Затем
ансамбль подготовит театрализованное шоу «Ночь перед разлукой» в постановке
Марка Розовского. Участие в телепередачах «Дог-шоу» и «Час совы». Ансамбль
успешно выступает на разных столичных концертных площадках, в том числе на
аллее знаменитой «Горбушки», в Кремлевском дворце на фестивале «Наш адрес —
Советский Союз», организованного певцом Ренатом Ибрагимовым и «Любимые ВИА в
Кремле» — Юрием Маликовым. В 2000 г. вместе с ВИА «Добры молодцы» и «Земляне»,
отправились в тур по городам страны. В 1999 г. в культурном центре «Москвич»
ребята провели 25-летний юбилей «Лейся, песни». На концерт пригласили многих
замечательных артистов. Организовал юбилей продюсер Сейран Мурадян. Первым
значилось имя Михаила Плоткина, первого продюсера ансамбля. Игорь Иванов вместе
с новой «Лейся, песней» исполнил «Прощай». В состав ансамбля пришел новый
солист и клавишник Ориест Зорин. Его папа в прошлом известный музыкант,
работавший в джаз-рок группе «Слайды» Тамбовской филармонии. Александр Касаткин
покинул коллектив, для того чтобы осуществить свои музыкальные планы. Он выпустил
авторский альбом «Самой лучшей на земле», а затем решил продолжить историю
известного ансамбля «Красные Маки», подставив к названию проекта цифру 21.
Руководство «Лейся, песней» принял Александр Филаткин, который пригласил в свой
состав молодых музыкантов и, в частности, своего сына Александра. Он играет на
ударных инструментах. «Лейся, песня» выпустили два компакт-диска с новыми
записями старых и новых песен.
Они
называются теперь молодежным музыкальным центром. В тоже время под легендарным
именем выступал ныне покойный Владимир Орлов, достаточно хороший вокалист,
немного работавший когда-то в одном из составов «Лейся, песни». Из Германии
приехали наши соотечественники под руководством Дмитрия Закона, в Москве
появилась группа «Лейся, песня international», которая выступили на юбилейном
вечере поэта-песенника Михаила Шаброва. А начиналось с Валерия Селезнева и
Михаила Плоткина, которые заложили плотный фундамент по раскрутке названия.
Секрет был в таланте гитариста и аранжировщика Валерия Селезнева и административном,
продюсерском чутье Михаила Плоткина. Их репертуар и сегодня с успехом
исполняется «Лейся, песней».
Комментариев нет:
Отправить комментарий