Эту
легендарную группу начала 80-х большинство помнят по мегахиту «Московский
озорной гуляка». Современной молодёжи эта группа может быть знакома от отцов,
матерей, родных тёть и дядь - это музыка их юности, которую подпольно крутили
на танцполах и слушали на магнитофонограммах.
Группу
«Альфа» основал экс-клавишник «Круиза» Сергей Сарычев в 1983 г. В
первоначальный состав группы входили гитарист - Владимир Холстинин, басист -
Виталий Дубинин и барабанщик - Николай Сафонов.
Сергей_Сарычев
был автором главного хита «Круиза» «Крутится волчок», но этот хит оказался
единственной его песней на первом альбоме. Во второй альбом «Круиза» вошли две
песни Сарычева, одну из которых он даже спел сам, хотя Александр Монин был
неиграющим солистом. Для «Круиза» же, помимо основного автора Валерия Гаины,
песни писали и другие музыканты, художественный руководитель Матвей Аничкин,
композиторы: Владимир Матецкий, Владимир Пресняков-старший и даже бывший ещё
школьником Владимир Пресняков-младший.
Между
делом, в период с апреля 1982-го (уход клавишника П. Подгородецкого) по июнь
того же года (появление А. Зайцева) Сергей Сарычев репетировал с «Машиной
времени». Но не подошёл из-за манеры игры на клавишных (в его последующей
работе в «Альфе» есть некое «преобладание» клавишных партий). Сам А. Макаревич
подтвердил этот факт: «Нет, вообще не подошёл».
Возвращаясь
к «Круизу», надо отметить, что тот период деятельности коллектива, к сожалению,
совпал с периодом преследования рок-групп в СССР. К тому же начались проблемы
финансово-административного характера и в самой группе.
В
результате Сергей Сарычев решил покинуть группу, и в 1983 году на базе
Министерства иностранных дел создал свою команду «Альфа». Сергею даже выдали
спецпропуск в здание МИД, а куратором группы стал генерал ракетных войск,
наверное, в душе этот ракетчик был заядлым рокером. Как раз на сцене МИДа
родился самый первый альбом группы «Альфа».
В первый
состав, кроме него, вошли гитарист Владимир Холстинин и бас-гитарист Виталий
Дубинин (экс-«Волшебные сумерки»), барабанщик Сергей Сафонов (экс-«Рубиновая
атака»). Вначале, но недолго группа называлась «Команда Альфа».
Вышел
первый магнитофонный альбом – в стиле «мелодический рок» и с акцентом на
клавишные. Альбом называли «Альфа 1»; в 1996 году он выходит на CD как
«Гуляка»; существует также название «Расклейщик афиш».
Хитами
стали песни «Шторм», «Театр» (впоследствии исполненная Ириной Понаровской), а
особенно «Гуляка» (на стихи Сергея Есенина). То, что Сарычев отразил не
лирическую, а «кабацкую» сторону творчества Есенина («Я московский озорной
гуляка, / По всему тверскому околотку / В переулках каждая собака / Знает мою
лёгкую походку») и даже вставил соло синтезатора, варьирующее мелодию песни
«Цыплёнок жареный», вызвало проблемы. Состоялось прослушивание в Москонцерте;
«Альфе» разрешили исполнять несколько песен в сборных концертах. Сарычев
отказался от этого; вскоре группу покинули Дубинин и Сафонов (через несколько
лет Дубинин и Холстинин снова встретятся в «Арии», станут основными авторами
песен этой группы). Новую ритм-секцию образовали бас-гитарист Александр (Алик)
Грановский (экс-«Смещение») и барабанщик Игорь Молчанов.
Удивительно,
что выступление началось после того, как незадолго до этого на сцене с речью
выступал никто иной, как А.Н. Косыгин.
Сарычев:
«Это были рабочие записи … с репетиций. Владимир Мусин – бывший звукорежиссёр
«Машины времени» заведовал тогда аппаратурой в МИДе. Мы … сделали группу
«Альфа». Вова – человек ушлый, по натуре бизнесмен, он все наши репетиции
быстренько записал. И буквально через два дня «Альфа» зазвучала уже на всех
московских дискотеках, я даже сам об этом не знал! А Мусин нам тогда сказал,
что якобы наши записи кто-то украл».
Барабанщик
Сергей Ефимов вспоминал о совместной работе с Сарычевым в Москве: «…платили мне
с концерта ровно пять рублей. То есть один концерт равен пяти рублям!!! Это был
1985 год. В кармане у меня было каждый день по крайней мере десять копеек.
Случалось, что мы проходили в метро на пять копеек вдвоём».
В 1984
году выходит второй, более тяжёлый альбом группы «Альфа» – «Бега». В записи,
помимо Сергея Сарычева, приняли участие музыканты: Алик Грановский, Владимир
Холстинин, Игорь Молчанов. Альбом дописывался в одном из обнинских кабаков.
«Дело было зимой, - рассказывает Агеев. - Мы поехали в ночь, завернув Revox в
теплое одеяло. Приехав в Обнинск, обнаружили, что ресторан оцеплен двойным
кольцом милиции. Уже второй час кряду там продолжалась массовая потасовка.
Электрички обратно не ходили, и нам волей-неволей пришлось дожидаться окончания
побоища. Наконец-то попав внутрь, мы обнаружили, что весь пол в ресторане усеян
битым стеклом. Пока подметались осколки, мы записывали под «болванку» вокал
Сарычева, который пел не в микрофон, а прямо в пульт. Так создавался знаменитый
альбом «Бега». По мнению Сергея Сарычева, к такому альбому публика ещё не была
готова, отчего повтора успеха первого альбома не вышло.
Грановский
и Холстинин стремились к тяжёлой музыке. Они ушли в «Поющие сердца»,
руководитель которых Виктор Векштейн уже начал создавать на базе своего
ансамбля металлическую группу. Чуть позже музыкантом «Арии» стал и Молчанов.
После
этого у Сарычева начались постоянные смены в составе, однако музыканты записали
еще ряд успешных альбомов, а такие песни, как "Звезды нам светят в
ночи", "Зеркало-река", "Гуляка", "Шторм" и
"Театр" стали народными хитами!
«Альфа-3»
стал по многим причинам альбомом уникальным. Во-первых, записан он был всего
двумя музыкантами: Сергеем Сарычевым и барабанщиком Сергеем Ефимовым.
Во-вторых, запись проходила в подвале отца С. Сарычева при температуре - 20.
Чтобы не отморозить пальцы, приходилось играть в перчатках с прорезями. У Ефимова
задача не замёрзнуть была попроще, так как он играл в двух свитерах, да и сама
игра на барабанах хорошо согревала. Весь записанный материал уже дома Сергей
Сарычев довёл до ума, путём наложения записи добавил вокал и соло.
Альбом
«Альфа-3» получился достаточно хитовым, хотя и был записан на простом бытовом
катушечном магнитофоне «Илеть». Из-за количества участников альбом скорее
походил на сольный. Ещё в 1983 году Сарычев зарегистрировал в ВААП название
«Альфа» как свой творческий псевдоним.
Часть
песен носило совершенно эстрадный характер, часть была близка к технопопу; сам
Сарычев назвал альбом довольно лёгким. Записи разошлись по стране довольно
быстро, благодаря чему Сарычева и Ефимова стали приглашать выступать на
концерты – целых восемь месяцев они могли выступать в Московской областной
филармонии. Правда, и тут не прошло всё гладко. В руководстве Московской
филармонии сказали, что два человека скорее дуэт, чем группа и поэтому в
гастрольном удостоверении им было отказано. Ефимов не стал ждать у моря погоды
и перешёл работать в «Круиз».
Две песни
с третьего альбома («Я сделан из такого вещества» и «Цунами»), несмотря на
необычные обстоятельства записи, которые описывались выше, вошли в двойную
пластинку «Панорама-86», хотя на этом фестивале «Альфа» играла в другом, полном
составе.
На тот
момент в состав входили: Сергей Сарычев (вокал, клавишные), Александр Рыбкин
(бас-гитара), Сергей Кудишин (гитара), Сергей Черняков (ударные). Группа часто
выступает с концертами в разных городах. Участвует в съёмках на Волгоградском
ТВ.
Вообще в
середине 80-х были даже такие ситуации, что Сергею приходилось выступать перед
публикой сольно, порой аккомпанируя себе только на рояле, а из аппаратуры были
только дежурные колонки и микрофон. Такие концерты получили в народе название
«акустических». Отчего, наверное, только приобрели свою неповторимость и
оригинальность, ведь со сцены звучали мелодичные песни или баллады, где зрители
во всей красе могли ощутить вокальные способности Сергея. Помимо всего он
успевал ответить на некоторые вопросы зрителей, получался такой своеобразный
творческий вечер.
Пока же
Сарычев, желая вернуться к року, набирает новый состав. К нему присоединяются
бас-гитарист Анатолий Курносов и барабанщик Виталий Бондарчук
(экс-«Галактика»). Последним приходит гитарист Игорь Хомич.
Разногласия
начались уже при записи первого совместного альбома. Курносов и Хомич
отказались участвовать в записи, и альбом записывают только Сарычев и Бондарчук
(причем практически половина песен программы впервые написана не Сарычевым, а
кем-то ещё, в данном случае Бондарчуком). Песни «Тёплый ветер» и «Гордая скала»
имели успех, но закрепить его снова не с кем: «Альфа» в очередной раз
распадается, Бондарчук решает продолжить карьеру в группе Константина
Никольского «Зеркало мира», а также сотрудничает с Игорем Тальковым, который в
свою очередь помогает Бондарчуку писать и аранжировать песни для его сольных
альбомов 1986-87 гг.
Многие
музыканты работали с Сергеем Сарычевым, но неприкаянное положение группы
вынуждало их покидать её.
Сохранившаяся
до наших дней афиша известной эстрадной программы продюсера Ованеса
Мелик-Пашаева «В едином ритме», где Сергей Сарычев представлен как
автор-исполнитель, доказывает тот факт, что уже в 1986 году группы как таковой
не существовало, и только для выступления на фестивале «Рок-панорама-86», после
почти двухлетнего перерыва, формируется состав рок-группы «Альфа». Вместе с
Сарычевым выступает гитарист Алексей Горбашов (позже ставший участником группы
«Мираж»), бас-гитарист Валерий Гришков (экс-«Красные маки») и старый товарищ по
«Круизу» барабанщик Всеволод Королюк. На следующий год «Мелодия» издаёт
обзорный двойной альбом фестиваля «Панорама-86», на котором выступление группы
представлено как «Сергей Сарычев и ансамбль».
В 1987
году «Альфа» начинает выступать от Росконцерта, потом – от Оренбургской
филармонии. На два года формируется стабильный состав: Сергей Сарычев – вокал,
клавишные; Сергей Власов – гитара (экс-«Магнит», гр. И. Саруханова); Михаил
Самофалов – гитара (экс-«Вторая половина»); Эдуард Предигер – бас-гитара;
Андрей Баранов (экс-«Круиз», «Визит») – ударные.
Из-за сильной
загруженности, порой по 60-70 концертов в месяц, совсем не оставалось времени
на записи новых альбомов. Но как оказалось, в последствии Сергей совместно с
группой «Альфа» уже больше ничего так и не запишет.
Все
музыканты, принимавшие участие в записи альбомов «Альфы» до ухода из группы
Сарычева, участвовали потом в других проектах: Владимир Холстинин и Виталий
Дубинин – в «Арии»; Алик Грановский и Игорь Молчанов – в «Арии», а затем в
«Мастере»; Сергей Ефимов стал барабанщиком «Круиза»; Сергей Кудишин и Сергей
Черняков перешли в «Чёрный кофе», Кудишин также отметился в «Весёлых ребятах»
времён незабвенной «тёти», которую Буйнов призывал не волноваться; Александр
Рыбкин создал собственный коллектив, пел свои песни, писал хиты не только для
себя, но ещё и для выходцев из-под крыла «Рок-ателье» Криса Кельми – Вадима
Усланова и Ольги Кормухиной; Виталий Бондарчук был клавишником «Зеркала мира» и
«Рондо», сотрудничал с Игорем Тальковым; Сергей Сафонов был барабанщиком группы
«Новый завет»/«Саботаж». За исключением Бондарчука и Рыбкина, остальные
музыканты стали играть метал, хотя сам Сарычев отошёл от хард-рока.
В 1988
году, на волне коммерческого успеха и в связи с продюсированием нового проекта,
Сарычев уходит из «Альфы» и начинает сочинять эстрадные песни для своей жены,
певицы Марины Журавлёвой. Впоследствии оба эмигрировали в США. Самофалов
переходит в «Маркизу», а лидером становится Эдуард Предигер.
Группа
много концертирует, исполняет новые песни, а иногда исполняет и номера
прошлого, уже «классического» репертуара «Альфы».
«Альфа»
перед самым уходом Сарычева уже тогда по сути концертов представлялась
отдельной группой. В первом отделении «Альфа» выступала с вокалистом Э.
Предигером, а во втором – уже аккомпанировала С. Сарычеву.
Эдуард
был человеком не с улицы, а старый знакомый Сарычева ещё по учебе в институте,
вот Сарычев как раз и позвал Предигера на помощь так сказать, тогда и
образовался последний стабильный состав «Альфы» при Сарычеве, планировалась
запись пятого альбома, даже есть черновые работы но... этому не суждено было
произойти.
Первый
состав «Альфы» без Сарычева был сделан на основе последнего состава при
Сарычеве. Обновленная группа просто сменила публику, вот и отсюда разногласия
среди поклонников «Альфы» времён Сарычева и Предигера.
Предигер
же, в свою очередь, написал не меньше песен, чем Сарычев, да и появление группы
на ТВ, участие в международных фестивалях, появление альбомов на виниле,
видеоклипы и т. д. – смело можно назвать достижением, причём приличным.
В 1989
году Сергей Сарычев работал в созданном им продюсерском центре в городе
Волжский. Там же началось сотрудничество с певицей Мариной Журавлевой. Не
смотря на сложный период для нашей страны, в 1990-м году выходит первый альбом
М. Журавлёвой «Белая черёмуха». Далее начались гастроли по всей стране. Чтобы
писать песни в стиле, несколько напоминающем народные частушки, Сергею пришлось
«серьёзно» постараться. Ведь такой чересчур попсовый стиль диктовало время, а
репертуар был скорее на потребу публики 90-х.
Но песни
Сергея в конце 80-х - начало 90-х исполняла не только Марина Журавлёва.
Например, песня «Театр» своеобразно прозвучала на ТВ в исполнении И.
Понаровской, а песню «Звёзды нам светят в ночи» исполнила Л. Сенчина, в записи
которой непосредственное участие принял сам Сергей Сарычев, благодаря чему
песня не утратила своей оригинальности. Кстати, может, помогло ещё то
обстоятельство, что Людмила Сенчина была подругой Марты Могилевской, которая в
то время была главным редактором «Утренней почты», а бывший муж Марты – Виталий
Дубинин, являлся в своё время музыкантом группы «Альфа».
В силу
этих причин М. Могилевская старалась всячески поддерживать наши рок-группы, за
что ей сильно попадало от того руководства ТВ. К сожалению, очень много клипов
групп, которые Марта снимала для «Утренней почты», так не вышли на экраны
телевидения, более того, большинство записей просто размагничивалось.
В начале
90-х Сергей Сарычев был приглашён на работу в Театр Аллы Пугачёвой. Алле
Борисовне понравилось творчество Сергея, и она предложила ему сделать
аранжировку некоторых песен для неё. Но помешал отъезд в Америку и свершиться
этим планам было не суждено.
Сергею
Сарычеву и Марине Журавлёвой предложили выгодный гастрольный тур по Америке и
Канаде. Но по приезду на место всё оказалось грязным обманом. Более того, эти
агенты с большой дороги отобрали у артистов паспорта и поставили перед ними
варварские условия, что, мол, будете работать столько, сколько скажем. Сергей
устроился музыкантом в местный ресторан и договорился с владельцем, что как
только заработает деньги на обратную дорогу, обратится в русское посольство и
сразу покинет эту страну.
Но через
месяц Сергей встретился с М. Шуфутинским, которого тоже возмутила история с
паспортами. Михаил обещал помощь. Они вместе с Сергеем отправились в Лос-Анджелес.
Шуфутинский предложил ему поработать полгода в Америке, пока ещё действует
виза. Сергей согласился. Документы и паспорта ему вернули и даже предложили
сделать грин-карту. Более того, поступило предложение на хорошо-оплачиваемую
работу.
Сергей
остался, решив, что раз есть работа, то почему бы не поработать, а потом можно
вернуться домой уже с американскими документами. Но тут вновь начались
проблемы. Паспорта опять отобрали и музыкантам вновь поставили условия, что они
должны работать и поднимать хозяевам местный бизнес. Шуфутинский на тот момент
уехал в Россию. Пришлось действовать через адвоката, который обещал
восстановить все документы. Но уже через два месяца в Америку прилетает дочь М.
Журавлёвой, которой была назначена дорогостоящая операция. По этой причине
пришлось опять отложить поездку в Россию. Девочку в итоге вылечили и теперь она
сама доктор, работает в американской клинике. Документы тоже восстановили. Но
теперь возник вопрос: «А стоит ли вообще возвращаться? Что сейчас делать на
Родине по прошествии стольких лет, когда та первоначальная «Альфа» прекратила
своё существование, да и самих музыкантов уже стали подзабывать?»
В 1993
году фактический лидер группы «Альфа» уже постсарычевского периода реализует
свой сольный проект «Эдуард Кидэ». В составе «Альфы» появляется солистка
Татьяна Маркова, и через два года, в 1991 году, откровенно попсовая группа под
руководством продюсера Виктора Маркова выпускает пластинку «Любишь – не
любишь», состоящую в основном из песен, написанных Марковой и Предигером (из
песен Сарычева записали только «Гуляку» и «Шторм» – последняя не вошла в формат
диска). «Они, – как иронически заявлял по этому поводу Сергей Сарычев, – с
таким же успехом могли бы назваться и Beatles».
Однако
никаких судебных исков и серьёзных претензий по поводу названия и деятельности
«Альфы» не подавал. Да и сами упрёки в попсовости своей бывшей команды, в
принципе, были неуместны, так как в том же популярном ключе он стал писать
песни для Марины Журавлёвой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий