воскресенье, 19 ноября 2023 г.

50 лучших альбомов прогрессивного рока всех времен. Mike Oldfield – «Tubular Bells» (1973).


50 лучших альбомов прогрессивного рока всех времен.

«1001 Albums You Must Hear Before You Die».

«Tubular Bells» («Трубчатые колокола») — дебютный альбом английского музыканта Майка Олдфилда, вышедший в мае 1973 года на «Virgin Records» во всём мире. «Tubular Bells» стал также дебютным релизом и для самой компании «Virgin», успешно начавшей с него свою деятельность. Альбом оказал большое влияние на развитие современной музыки и техники звукозаписи.

Соло фортепиано, открывающее альбом, стало саундтреком к фильму Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» (вышел в том же году). Позже Дэвидом Бедфордом альбом был переписан под оркестр — версия «The Orchestral Tubular Bells». Сам альбом имел три сиквела в 1990-х: «Tubular Bells II» (1992), «Tubular Bells III» (1998) и «The Millennium Bell» (1999). В 2003 году «Tubular Bells» был полностью переписан под названием «Tubular Bells 2003». В июне 2009 года на «Mercury Records» вышло переиздание оригинального альбома с заново выполненным мастерингом и бонусным материалом.

Mike Oldfield – «Tubular Bells» (Main Theme / Live 1979)

На церемонии открытия летних Олимпийских игр 2012 года Олдфилд исполнил отрывки из «Tubular Bells», которые стали музыкальным сопровождением к выступлению о Национальной службе здравоохранения Великобритании. Это исполнение вошло в официальный альбом саундтреков летних Олимпийских игр 2012 года — «Isles of Wonder» («Острова чудес»).

ИСТОРИЯ

Майкл Олдфилд научился играть на гитаре в раннем возрасте, и ещё подростком стал басистом в «Whole World», группе, созданной Кевином Айерсом, бывшим участником «Soft Machine». В 1970 году «The Whole World» записали альбом «Shooting at the Moon» в студии «Abbey Road Studios». Пользуясь случаем Олдфилд приходил в студию пораньше и экспериментировал с различными инструментами, включая пианино, клавескоды, меллотрон и различные оркестровые ударные инструменты.

В середине 1971 года «The Whole World» распались, и Айерс одолжил Олдфилду двухдорожечный магнитофон «Bang & Olufsen Beocord». Майкл заблокировал стирающую головку магнитофона, что позволило ему записывать какой-либо инструмент на одну дорожку, переносить запись на вторую и записывать новый инструмент на первую дорожку, эффективно делая многодорожечные записи.

В своей квартире в Тоттенхэме на севере Лондона Олдфилд записал демо-версии четырех треков, которые он сочинял в течение нескольких лет, используя магнитофон, гитару и бас-гитару, несколько перкуссионных инструментов и электроорган «Farfisa», позаимствованный у клавишника «Whole World» Дэвида Бедфорда. Демо состояло из трёх коротких мелодий (ранние версии того, что впоследствии стало частями «Peace», «Bagpipe Guitars» и «Caveman» на альбоме «Tubular Bells» 2003 года) и более длинной пьесы, которую он назвал «Opus One». Олдфилд был вдохновлен на написание длинного инструментала после прослушивания «Septober Energy» (1971), единственного альбома группы «Centipede». На него также повлияла классическая музыка и «A Rainbow in Curved Air» (1969) экспериментального композитора Терри Райли, на котором Райли сам играл на всех инструментах и использовал магнитофонные петли и наложения, чтобы создать длинное, повторяющееся музыкальное произведение.

В конце 1971 года Олдфилд присоединился к группе Артура Луиса, которая записывала демо в «Manor Studio». Студия строилась в бывшем сквош-корте старого особняка в Шиптон-он-Черуэлл, Оксфордшир, который недавно был куплен молодым предпринимателем Ричардом Брэнсоном и превращен в звукозаписывающий центр, управляемый продюсерской командой Тома Ньюмана и Саймона Хейворта. Олдфилд был застенчивым и социально неуклюжим, но завязал дружбу с продюсерами после того, как они услышали его игру на гитаре. Майкл попросил Ньюмана послушать его демозаписи. Продюсер сделал копию демо на 8-дорожечную кассету и пообещал Олдфилду, что он поговорит о них с Брэнсоном и его деловым партнером Саймоном Дрейпером. После того, как альбом был выпущен, Ньюман сказал, что ему больше нравились демо-версии: «Они были законченными мелодиями сами по себе — со вступлением, затуханием или концом. Они мне очень нравились, и я был немного разочарован, когда Майк соединил их все вместе».

Майкл Олдфилд провёл большую часть 1972 года, работая со своими бывшими коллегами по группе из «Whole World» над их сольными проектами, пытаясь найти звукозаписывающий лейбл, заинтересованный в его демо. Олдфилд обращался к таким лейблам, как «EMI» и «CBS», но каждый из них отверг его, считая, что произведение будет невозможно продать без вокала. Разочарованный и испытывающий нехватку денег, Олдфилд был уже в полном отчаянии, когда Дрейпер и Брэнсон перезвонили ему, сообщив, что им понравились демозаписи, и они хотят записывать «Opus One».

25 мая 1973 года альбом «Tubular Bells» был торжественно выпущен как инагурационный альбом компании «Virgin Records». Ему присвоили каталоговый номер V2001. (В тот же день «Virgin» презентовала альбом группы «Gong» – «Flying Teapot» под кат.номером V2002.) Лучшего старта для новой компании не придумаешь, альбом быстро помог ей подняться в число ведущих. «Tubular Bells» скоро попал в британские чарты и поднимался медленно, но верно к вершине. В первый год он не смог встать на первое место, зато в следующем году он стал альбомом №1, сбив оттуда уже второй альбом Олдфилда «Hergest Ridge». Такое— сбивать собственные альбомы в чартах — удавалось в Англии немногим (кажется только «The Beatles» и Элвису). А всего альбом провёл в британских чартах 279 недель, он регулярно возвращался туда каждую декаду после выпуска и поднимался наверх с завидной стабильностью (например, №66 в 2012 году). С тех пор только в Великобритании продали 2 630 000 экземпляров «Tubular Bells» и ещё 17-19 миллионов по всему миру.

Кроме стереоверсии, в 1973, 1974 и 1976 годах в Великобритании, США и Австралии выпускалась квадрофоническая версия «Tubular Bells» ("Для людей с четырьмя ушами", — как гласила обложка). Однако в Википедии предупреждают, что первые 40 000 экземпляров этой версии представляли собой всего лишь редактированный вариант стерео, а настоящее квадроразделение пошло с более поздних штамповок. Майк Олдфилд объяснил это сложностью нанесения на винил квадрофонического микса.

ЗАПИСЬ

«Tubular Bells» стал новаторским для своего времени явлением. Майк Олдфилд записал наложением инструментальные партии на более чем двадцати инструментах, сменив множество размеров, темпов и настроений, а также несколько разнообразных жанров. Во многом сказываются, впрочем, фольклорные увлечения музыканта, и в музыке альбома сильно влияние кельтской традиции. Обычно альбом «Tubular Bells» относят к жанру прогрессивного рока.

Факт многослойной записи наложением в одиночку в то время, наверное, приводил сердца в умиление. В наше время, когда многочисленные маньяки-одиночки с «Pro Tools» и «Logic» творят свои графоманские опусы в домашних условиях, а коллектив нормальных музыкантов собрать довольно трудно, все эти технические достижения выглядят несколько иначе...

Mike Oldfield – «Tubular Bells» (Full Album)

«Tubular Bells» был записан на 2-дюймовый 16-дорожечный магнитофон «Ampex» с системой шумоподавления «Dolby», который был основным звукозаписывающим оборудованием студии в то время. Олдфилд взял напрокат инструменты «Virgin», включая гитары, клавишные и ударные.

Олдфилд записывал свой альбом не один. Ему помогли Линдсэй Купер на контрабасе, Джон Филд на флейте и Стив Броутон (всевозможная перкуссия). Женские вокалы исполнили Манди Эллис и сестра Олдфилда Салли, а мужские голоса — сам Майк и продюсеры Хейворт и Ньюман.

СТОРОНА 1

Майкл Олдфилд записал первую сторону, известную в то время как «Opus One», за одну неделю в ноябре 1972 года. Он был заинтересован в том, чтобы начать пьесу с повторяющегося риффа, и разработал вступительную фортепианную последовательность после нескольких минут экспериментов на органе «Farfisa» в Бедфорде. Олдфилд записал вступительный рифф на рояле «Steinway». Короткая фортепианная секция хонки-тонк была включена как дань уважения бабушке Олдфилда, которая играла на инструменте в пабах до Второй мировой войны. Служащие и работники поместья составили «гнусавый хор», который сопровождал пьесу. Олдфилду было трудно извлечь нужный звук из трубчатых колоколов, так как он хотел получить от них громкую ноту, но как стандартные, покрытые кожей, так и голые металлические молоточки не производили той громкости, которую он хотел. В конце концов, Ньюман нашел более тяжелый молоток, и Олдфилд использовал его для получения желаемой интенсивности звука, но колокола в процессе треснули.

Трек завершается фрагментом с участием Вивиан Стэншолл, бывшей участницы комедийной рок-группы «Bonzo Dog Doo-Dah Band». Олдфилду понравилось, как Стэншолл играла в песне Bonzos «The Intro and the Outro» на альбоме «Gorilla» (1967), и он привлек её к записи своего альбома.

СТОРОНА 2

После того, как была записана первая часть, Олдфилду разрешили остаться в студии, чтобы записать дополнительные наложения. Рождество и Новый год он провел в доме своей семьи, но вернулся в студию с феврале и работал там по апрель 1973 года, записывая вторую часть запланированного альбома.

Секция "caveman" - единственная часть «Tubular Bells», в которой задействована ударная установка, на которой играет Стив Бротон из «Edgar Broughton Band». Кричащий вокал появляется ближе к концу записи, когда Олдфилд практически закончил запись инструментов, но чувствовал, что нужно добавить что-то еще. Хейворт вспоминал, что Брэнсон становился нетерпеливым и оказывал давление на Олдфилда, чтобы тот выпустил альбом и включил вокал в один из треков, который можно было выпустить в качестве сингла. Разгневанный предложением Брэнсона, Олдфилд вернулся в поместье и, выпив полбутылки виски, потребовал, чтобы звукоинженер отвел его в студию, где «кричал в микрофон в течение 10 минут». После этого Олдфилд настолько охрип, что не мог говорить в течение двух недель. Во время записи звукоинженер запустил ленту на более высокой скорости, так что при воспроизведении с нормальной скоростью высота голоса понижалась.

Вторая сторона завершается исполнением «The Sailor's Hornpipe», трека, который Олдфилд исполнял в группе «Whole World». Записи предшествовала более длинная версия пьесы с вокалом Стэншолл поверх музыкального аккомпанемента и марширующих шагов. Этот сеанс состоялся в 4 часа утра после того, как Олдфилд, Стэншелл и Ньюмен провели ночь за выпивкой. Ньюман разместил микрофоны в разных комнатах поместья и начал запись, когда трио отправилось в незапланированную экскурсию по дому: Олдфилд с мандолиной, а Ньюман с акустической гитарой. Парочка играла «The Sailor's Hornpipe», в то время как Стэншолл проводила пьяную, импровизированную экскурсию по поместью. В конце концов, в альбом была включена более традиционная инструментальная версия мелодии, а версия Стэншелл вошла в сборник «Boxed». Версия также присутствует на ремастерах 2001 и 2009 годов в качестве бонус-трека.

НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА

Вынашивая композицию альбома несколько лет, Майк Олдфилд не имел для неё какого-то определённого названия. Это действительно трудно сделать, учитывая её разнородный характер и широкий диапазон настроений. В процессе записи рабочим названием было «Opus One», то есть "Опус Один". Ричард Брэнсон хотел назвать альбом «Breakfast in Bed» (Завтрак в постели) и даже предложил вариант обложки, где изображалось разбитое яйцо, из которого, вместо желтка, вытекает кровь. (В конце концов, обложка с похожей идеей использовалась в последнем альбоме Олдфилда на «Virgin Records» — «Heaven's Open» (1991)).

Участник группы «Bonzo Dog Doo-Dah Band», которая должна была писаться на следующей неделе после Олдфилда, Вивиан Стэншолл приехал в студию Манор заранее, затусовался и забухал с Олдфилдом и продюсерами. Олдфилду пришла в голову идея в конце Первой части объявлять каждый солирующий инструмент, и он поручил это сделать Вивиану, что у того прекрасно получилось. Когда Стэншолл торжественно объявил в конце "плюс...Трубчатые колокола!" Олдфилд понял, что лучшего названия для альбома не сыскать.

Идея с изогнутым трубчатым колоколом пришла в голову Майку, когда он, в процессе безжалостной игры, погнул один из этих колоколов. Разработкой обложки занимался фотограф-дизайнер Тревор Ки, сделавшийся впоследствии известным благодаря обложкам Фила Коллинза и таких групп как «Roxy Music», «Sex Pistols», «Joy Division» и «New Order». Для данной фотографии он воспользовался конечно же не настоящим колоколом, а каким-то, очевидно хромированным, куском трубы. Изображение этой трубы наложено на фотографию пляжа на английском курорте Брайтоне.

С тех пор изогнутый колокол стал неразлучным символом Майка Олдфилда. Он присутствует на всех последующих его альбомах из серии «Tubular Bells», а также стал логотипом его собственной компании «Oldfield Music Ltd». Когда Королевская почта Британии выпускала в 2010 году серию марок "Классические альбомные обложки", одной из десяти выбранных была обложка «Tubular Bells».

На конвертах первых изданий были всякого рода шуточные надписи:

«В славном стереофоническом звучании. В крайнем случае можно слушать и на монооборудовании».

«Эту стереозапись нельзя слушать на старых жестянках, независимо от того, чем они оснащены. Если у вас есть подобное оборудование, пожалуйста, отнесите его в ближайший полицейский участок».

Слова предупреждения об использовании оборудования для прослушивания появились на обложках альбомов, когда на рынок вышли квадрофонические альбомы — в начале и до середины 1970-х. Когда «Tubular Bells» позже был переиздан в таком формате, на американскую партию дисков перенесли и информацию о «жестяных банках». Надпись сохранилась и в британском и австралийском тиражах, но большинство квадрофонических изданий изменили заметку в правом верхнем углу на следующую: «В великолепном стереофоническом звучании; может прослушиваться на стерео- и моножестянках». На некоторых британских изданиях к тому же ещё спереди была этикетка, которая сообщала, что это квадрофоническое издание «для людей с четырьмя ушами».

Небольшое эссе о реставрации и ремастеринге альбома, которое сопровождало лимитированное CD-издание по случаю 25-й годовщины, завершалось словами:

«… но он все ещё не может быть проигран на старых жестяных банках». Подобным образом на переизданный альбом «Tubular Bells 2003» также перенесли оригинальное предупреждение, добавив курсивом слова «все ещё».

Подобное юмористическое «предостережение» появилось и в альбоме Олдфилда «Amarok»:

«Эта запись может быть опасна для здоровья глухих тетерь. Если у вас есть такие проблемы, немедленно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом».

СИНГЛЫ

Первый сингл с альбома был выпущен американским дистрибьютором «Atlantic Records». Релиз был ограничен тремя трэками из первой части альбома и не был санкционирован Олдфилдом. Сингл был выпущен в феврале 1974 года только в США и Канаде, где он достиг седьмого места в американском чарте Billboard Hot 100 11 мая 1974 года, что сделало Олдфилда чудом одного хита в чартах США. Трек достиг 50-го места в чарте Adult Contemporary. В Канаде сингл был выпущен под названием «Tubular Bells (Theme from Exorcist)», достигнув 15-го места в чарте RPM Top Singles и 52-го места в топ-10о синглов года.

«Mike Oldfield's Single» (Theme from «Tubular Bells»)

«Mike Oldfield's Single (Theme from Tubular Bells)» — первый 7-дюймовый сингл Олдфилда, выпущенный в Великобритании в июне 1974 года. Сторона «А» была перезаписана в более пасторальной версии с акустическими гитарами и с участием гобоя (на котором играла Линдси Купер) в качестве ведущего инструмента.

РЕЛИЗ

В январе 1973 года Брэнсон посетил музыкальную конференцию MIDEM в Каннах, Франция, и предложил первую сторону «Tubular Bells» различным музыкальным компаниям в надежде заключить с одной из них контракт. Один американский топ-менеджер предложил 20 000 долларов, если в музыку будет добавлен вокал. Неудачный визит заставил Брэнсона и Дрейпера создать свой собственный лейбл «Virgin Record»s и использовать «Tubular Bells» в качестве своего первого релиза. Альбом был выпущен в Великобритании 20 мая 1973 года, а в Северной Америке в октябре.

Mike Oldfield – «Tubular Bells» (The Exorcist Soundtrack)

Продажи шли медленно, и только в июле 1973 года альбом появился в UK Albums Chart, достигнув 7-го места. Ситуация изменилась после выхода фильма «Изгоняющий дьявола» в декабре 1973 года. Позже Олдфилд объяснил успешное использование музыки в саундтреке необычным временным размером 15/8. С февраля по май 1974 года «Tubular Bells» выпали из Топ-1975 Великобритании всего на четыре недели. Через шестнадцать месяцев после релиза альбом занял 1-е место, сместив с позиции другой альбом Олдфилда «Hergest Ridge». Олдфилд стал вторым после «The Beatles» музыкантом в истории, который сменил самого себя на вершине британского чарта альбомов. Позже этот подвиг был повторен Майклом Джексоном и Дэвидом Боуи, хотя в обоих случаях это произошло посмертно. До 2020-х годов альбом возвращался в чарты каждое десятилетие с момента его выпуска.

22 апреля 2007 года британская газета «The Mail on Sunday» раздала своим читателям 2,25 миллиона бесплатных копий «Tubular Bells» в виде карточки с изображением произведения искусства. Релиз был организован «EMI», которая выкупила «Virgin Records». Газета утверждала, что её акция увеличила продажи альбома на 46 %. Олдфилд был недоволен сделкой, так как с ним по этому поводу не посоветовались, и он чувствовал, что это обесценивает его работу.

В Великобритании было продано более 2,63 миллиона копий «Tubular Bells», а по всему миру — около 15 миллионов. По состоянию на июль 2016 года это был 42-й самый продаваемый альбом всех времён в Великобритании.

РЕЦЕНЗИИ

Влиятельный британский диджей Джон Пил был одним из первых поклонников пластинки и 29 мая 1973 года, через четыре дня после выхода альбома проиграл его в своём радиошоу «Top Gear» на «BBC Radio», назвав релиз «одной из самых впечатляющих пластинок, действительно замечательной записью, которую я когда-либо проигрывал на радио». Брэнсон и Олдфилд слушали шоу в плавучем доме Брэнсона, и Олдфилд заявил в своей автобиографии, что Пил проиграл альбом целиком, хотя архивы BBC показывают, что Пил проиграл только первую часть.

Mike Oldfield - «Tubular Bells» (Live at the BBC, 1973)

На следующей неделе Пил написал рецензию на альбом для журнала «The Listener», описав его как «новую запись такой силы и красоты, что для меня она представляет собой прорыв в историю». Крупные музыкальные журналы Великобритании также были единодушны в своих похвалах альбому.

Эл Кларк из NME пришел к выводу, что «трубчатые колокола... Это превосходная запись, которая ничем не обязана современным капризам. Это одно из самых зрелых, жизненных, богатых и юмористических музыкальных произведений, возникших из поп-идиомы».

Джефф Браун из «Melody Maker» отметил, что «Tubular Bells — это обширная работа, почти классическая по своей структуре и по тому, как тема изложена и ловко проработана», и что это был «приятный, запоминающийся альбом, который предвещает хорошее будущее как для новейшего лейбла страны, так и для Майка Олдфилда».

Рассматривая всю партию первых альбомов «Virgin», Стив Пикок из «Sounds» назвал «Tubular Bells» лучшим, отметив, что после внимательного прослушивания альбома, он «в конечном итоге убедился, что это действительно замечательное произведение», отметив «сложную, тщательно сплетенную музыку, которая прокладывает себе путь через огромный динамический и эмоциональный диапазон», и заявив: «Я не могу вспомнить другой альбом, который я бы без колебаний рекомендовал всем, кто меня читает».

Mike Oldfield – «Tubular Bells» (Live at Montreux 1981)

В ретроспективном обзоре для «AllMusic» Майк ДеГанье назвал альбом «лучшим конгломератом инструментов, собранных вместе, чтобы сформировать единое уникальное произведение» и заявил, что «Tubular Bells» - это божественная экскурсия в царство музыки нью-эйдж".

Британский журнал Q поместил «Tubular Bells» на 9-е место в списке 10 лучших альбомов спэйс-рока. Альбом вошёл и в книгу «1001 Albums You Must Hear Before You Die».

Комментариев нет:

Отправить комментарий